• Преподавателю
  • Другое
  • Адаптированная рабочая программа тренинговых занятий с подростками, направленная на оптимизацию межличностного общения, сплочение коллектива. Для педагогов-психологов среднего профессионального образования

Адаптированная рабочая программа тренинговых занятий с подростками, направленная на оптимизацию межличностного общения, сплочение коллектива. Для педагогов-психологов среднего профессионального образования

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

проведения занятий со студентами 1 курса

Социально-психологический «Тренинг общения».

Цель: оптимизация межличностного общения, сплочение коллектива.

Программа тренинга.

Занятие 1. Введение в психологию взаимоотношений.

Цель: Знакомство участников с методикой занятий и содержанием тренинга; принятие групповых норм; сплочение группы; формирование навыков безусловного принятия себя.

Занятие 2. Что такое общение?

Цель: Продолжать работу по сплочению группы; познакомить со способами вербального и невербального общения; формировать навыки межличностного общения.

Занятие 3. Профилактика конфликтного поведения, развитие толерантности.

Цель: Обучение навыкам уверенного, бесконфликтного общения, способствовать сплочению группы.

Занятие 4. Уверенность в себе.

Цель: Закреплять навыки уверенного общения; оказывать помощь в развитии уверенного поведения в повседневной жизни.

Занятие 4.. Эмоции и чувства.

Цель Знакомство с понятием эмоции, обучение умению выражать свои эмоции
состояние, навыкам управления своим эмоциональным состоянием.

Занятие №5 Развитие коммуникативных навыков.

Цель: закрепление навыков вербального и невербального общения, умения слушать собеседника, сплочение коллектива, расширение знаний подростков друг о друге, оптимизация межличностного общения.

Форма занятия. тренинг.

Время одного занятия 1ч.

ЛИТЕРАТУРА

1.Н.К. Клюева, Теоретические и методические основы проведения социально-психологического тренинга.

2.Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с., 259-260

Занятие подготовил педагог-психолог __________________Е.В. Ильиных

Комсомольск-на-амуре

2014 г.

Занятие 1. « Введение в психологию взаимоотношений».

Цель: Знакомство участников с методикой занятий и содержанием тренинга; принятие групповых норм; сплочение группы; формирование навыков безусловного принятия себя.

Оборудование: набор различных фигурок от 2 до 15 см., бумага, карандаши, «волшебная» палочка, магнитофон, диск с релаксационной музыкой, повязки на глаза.

Вступительная часть.

Педагог-психолог рассказывает, что такое тренинг, объясняет, что слушать будем себя. Также объясняет, почему необходимо активно участвовать в работе. Знакомит с правилами работы в группе:

  1. Принцип добровольности.

  2. Принцип активности (человек усваивает 10% того что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что делает сам).

  3. Принцип уважительного отношения (не опаздывать, не перебивать друг друга, не оценивать, не мешать работать группе).

  4. Принцип «здесь и теперь» - проговаривать все сейчас, не унося с собой невысказанные мысли, не выносить за пределы этой комнаты все то, что здесь происходит.

  5. Правило «Стоп».

Группа принимает эти правила.

Упражнение 1. «Снежный ком».

Цель: знакомство участников группы друг с другом.

Время: 10 минут. Материалы: мяч.

Каждый участник называет свое имя и прилагательное на первую букву имени соответствующее своему характеру (Ирина - искренняя…) Следующий участник повторяет слова предыдущего и затем добавляет свое словосочетание, и т. д.

Обсуждение: удалось ли запомнить имена участников, как характеризуют участников эпитеты, которые они использовали, называя себя.

Педагог-психолог: «Мы немного познакомились, каждый охарактеризовал себя и свое качество. Не бывает плохих и хороших качеств, каждое отражает наш внутренний мир».

Упражнение 2. «Перебежки».

Цель: сплочение группы; познакомить со способами вербального и невербального общения.

Время: 10 минут

Педагог-психолог: Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого имя начинается на букву О», и все те, у кого имя начинается на эту букву, должны поменяться местами. При этом тот, кто остается в центре круга без места, становится ведущим. Используем эту ситуацию для того, чтобы лучше узнать друг друга.(Стульев должно быть меньше на один, чем участников.)

Обсуждение: Как Вы себя чувствуете? Как Ваше настроение?

Упражнение 3. «Необычные фигурки».

Цель: Знакомство участников друг с другом, расширение представлений о членах группы.

Время: 20 минут

Участникам группы предлагаются фигурки (люди разных профессий, животные, инструменты, посуда…). Должно быть как можно больше предметов. Участник выбирает фигурку, с которой он себя ассоциирует. Обосновывает свой выбор (почему выбрал этот предмет, в чем он схож с Вами). Обсуждение идет по кругу.

Педагог-психолог наблюдает, участвует в обсуждении.

Упражнение 4. «Храм тишины». Релаксация.

Время: 20 минут.

Педагог-психолог: «Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Заметьте, что некоторые встревожены, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум. Гудят автомобили, взвизгивают тормоза. Может быть, вы слышите другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо? Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и пройдите по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, которое отличается по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: "Храм тишины". Вы понимаете, что этот храм-место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни одно слово. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной…

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выходите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, что ведет к храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите вернуться сюда.

Обсуждение: Как Вы себя чувствуете? Что или какое упражнение Вам особенно запомнилось? Обсуждение идет по кругу.

Упражнение 5. «Прощание». Время: 5 минут

Педагог-психолог встает, протягивает вперёд руку и говорит: «Мне очень приятно было работать с вами»! Затем поднимается один из участников и тоже говорит: «Спасибо Вам, спасибо», кладет свою руку на руку Педагог-психолога. Таким же образом поступают и другие участники.

Педагог-психолог и участники договариваются о следующей встрече.

Занятие 2 «Что такое общение?».

Цель: Продолжать работу по сплочению группы; познакомить со способами вербального и невербального общения; формировать навыки межличностного общения.

Оборудование: листы, ручки, карточки с изображением эмоций, карточки с описанием ситуаций.

Упражнение № 1 «Приветствие».

Время: 10 минут

Цель: Установление контакта членов группы, снижение психоэмоционального напряжения, развитие доброжелательной атмосферы в группе.

Педагог-психолог:«Начнем сегодняшний день так: Здороваться будем с каждым, никого не пропуская. Участники обращаются по очереди друг к другу по имени и высказывают доброжелательное пожелание надень.

Обсуждение: Внимательно посмотрите, со всеми ли вы поздоровались. Как настроение, как вы себя чувствуете, можем ли мы приступать к работе.

(психолог инициирует беседу вопросами для обсуждения)

- Испытывали ли вы трудности в обращении к незнакомому человеку?

- Какого рода были эти затруднения?

- Как удалось справиться с волнением?

- Легко ли быть доброжелательным с незнакомым человеком.

Слово психолога: Волнение испытывают многие люди при установлении контакта в новом коллективе, вы все являетесь новичками в данном коллективе, в ваших силах помочь друг к другу, проявить доброжелательность и терпимость в общении.


Педагог-психолог:обзорная лекция: Время: 10 минут

  1. Что такое общение?

  2. Виды общения:

Личные, межличностные, групповые, межгрупповые;

Вербальное (речь);

Не вербальное 1) мимика, жесты, пантомимика.

2) интонация неречевые вкрапления в речь.

3) "контакт глазами ".

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия.

  • Личные (внутриличностное общение);

  • Межличностные (общение между двумя людьми);

  • Групповые (общение в группе. Например общение внутри одного коллектива)

  • Межгрупповые (общение между двумя группами. Например общение между коллективами).

  1. Средства коммукативного процесса.

  • Вербальное (речь).

  • Невербальное: (мимика; жесты; пантомимика).

  • Интонация неречевые вкрапления в речь (например паузы).

  • «Контакт глазами». Старинная мудрость гласит «Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним». Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими неловко. Всё зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более 2/3 времени беседы, то это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относиться к Вам враждебно (в этом случае Вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки).

Упражнение2 «Контакт глазами». Время: 10 минут

Цель: познакомить со способами невербального общения; формировать навыки межличностного общения, снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыка рефлексии.

Педагог-психолог: Я предлагаю вам заглянуть друг другу в глаза и поприветствовать, выразить свое доброжелательное отношение.

Обсуждение: Как вы себя чувствовали, заглядывая человеку в глаза, трудно ли было в самом начале, ждали ли вы ответного одобрения и т.п.

Упражнение 3. «Спина к спине» Время: 10 минут

Цель: познакомить со способами невербального общения; развить навыки межличностного взаимодействия, снижение психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Выберете себе партнера. Подойдите и прикоснитесь спинами, спина к спине. Попробуйте почувствовать настроение другого человека, преодолеть барьер в установлении контакта. Через несколько минут развернитесь лицом друг к другу и поделитесь впечатлениями. Затем продолжите со следующим партнером.

Обсуждение: Какие трудности вы испытывали при выполнении данного упражнения, как с ними справлялись?


Педагог-психолог: Через общение мы познаем окружающий нас мир, узнаем характер других людей, предполагаем мнения, ожидания других о нас.

Педагог-психолог: Вам предлагается небольшой тест, который поможет вам оценить уровень вашей общительности.

ВОПРОСНИК. Время: 10 минут

Инструкция: Вам предлагается небольшой тест, который поможет оценить уровень вашей общительности. В тесте предусмотрено только два варианта ответа: "ДА" или "НЕТ".

  1. Любите ил Вы говорить больше, чем слушать?

  2. Можете ли Вы найти тему для разговора с незнакомым человеком?

  3. Всегда ли Вы внимательно слушаете собеседника?

  4. Любите ли Вы давать советы?

  5. Если тема для разговора Вам неинтересна, покажете ли Вы это собеседнику?

  6. Раздражаетесь ли Вы, когда Вас не слушают?

  7. Имеете ли Вы собственное мнение по любому вопросу?

  8. Если тема разговора Вам незнакома, будите ли Вы продолжать разговор?

  9. Любите ли Вы быть в центре внимания?

  10. Есть ли хотя бы три области, в которых Вы довольно хорошо разбираетесь?

  11. Хороший ли Вы оратор?

Обработка результатов:

Начисляется 1 балл за каждый ответ "ДА".

Подсчитывается общая сумма баллов.

Сумма баллов является окончательным результатом теста.

Интерпретация результата для испытуемого:

1 - 3 балла

Одно из двух: либо Вы молчун, из которого слова не вытянешь, либо настолько общительны, что Вас стараются избегать. Но факт остается фактом: общаться с Вами не всегда, зато всегда крайне тяжело.

4 - 8

Вы, возможно, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Иногда бываете рассеяны, особенно, когда не в духе, и тем самым можете обидеть собеседника, даже не желая этого. Постарайтесь не выдавать друзьям своего плохого настроения, тогда и они будут добрее к Вам.

9 - 11

Наверное, людям очень приятно общаться с Вами. И друзья без Вас не могут обойтись. Это прекрасно! Но (пожалуйста!) дайте высказаться и другому человеку.

Упражнение 4. «Автобус»". Время: 10 минут

Цель: познакомить со способами невербального общения; формировать навыки межличностного общения, снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыка рефлексии.

Ход упражнения: Группа делится пополам, образуя две шеренги, все садятся лицом друг так, чтобы напротив каждого кто-то сидел. «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовались ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый.»

Педагог-психолог: Спрашивает участников, поняли ли они друг друга. О чем шла речь между участниками игры.

Занятие 3. «Уверенность в себе».

Цель: Профилактика конфликтного поведения, развитие толерантности, обучение навыкам уверенного, бесконфликтного общения, способствовать сплочению группы.

Оборудование: ручки, листы бумаги, мяч.

Упражнение 1. «Приветствие». Время: 5 минут

Начнем нашу работу с высказывания друг другу комплимента. Оно должно быть коротким, желательно в пару слов. Вы бросаете мяч тому, кому хотите сказать комплимент, и одновременно говорите. Тот, кому бросите мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывает ему комплимент. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постарался никого не пропустить.

Упражнение 2. «Болтун». Время: 10 минут

Цель: познакомить со способами невербального общения; формировать навыки межличностного общения, снижение психоэмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Давайте поболтаем, но не просто, поговорим с соседом не разжимая губ. (психолог показывает). Представим, что вы уже на пенсии и болтаете, со своим знакомым.

Обсуждение:

- Как вы себя чувствовали? Как чувствуете теперь?

- Возникли ли затруднения при выполнении данного упражнения?


Упражнение3. «Громкий счет». Время: 10 минут

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения:Все участники образуют в круг: каждый должен назвать свой порядковый номер, немного громче, чем предыдущий участник. Психолог в центре - вытянутой рукой демонстрирует уровень громкости и в случае понижения громкости прекращает счет и запускает его сначала - с того, кто стал говорить тише.

Обсуждение:

- Возникли ли затруднения при выполнении данного упражнения?

- Почему трудно говорить громко в незнакомом коллективе?

- Смогли ли справиться с возникшими чувствами?
Рефлексия.
Упражнение 4. Страхи и негативные эмоции. Время: 10 минут

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, обучение навыкам саморегуляции.

Материалы: воздушные шары, ярких цветов.

Педагог-психолог: Ребята, бывают в жизни ситуации, когда вы испытываете негативные эмоции, страх, разочарование, гнев. Давайте научимся справляться с ними. Возьмите в руки шарик, представьте ситуацию, в которой вы испытывали данную эмоцию, вызовите ее в себе и выдохните в шарик, повторите до тех пор, пока не почувствуете облегчение. Затем, поблагодарите свою эмоцию, попрощайтесь с ней и лопните свой шар с чувством радости и облегчения.

Обсуждение. Как вы чувствуете себя, какие трудности возникли при выполнении упражнения. Сможете ли вы выполнять его сами, при необходимости.


Упражнение 5. «Восковая свеча». Время: 10 минут.

Цель: повысить сплоченность группы

Все участники становятся в тесный круг и выставляют перед собой руки. Один из играющих находится в центре круга. Ведущий даёт ему задание расслабиться, закрыть глаза и «упасть» в какую либо сторону. Остальные, ставя руки перед собой, поддерживают его, покачивают из стороны в сторону и передают друг другу, не давая упасть.

Упражнение 5. «Прорвись в круг». Время: 10 минут

Цель: соприкоснуться с чувствами причастности и отверженности и повысить сплоченность группы.

Определите, кто из членов вашей группы больше других чувствует себя в ней посторонним. Все остальные, взявшись за руки становятся в круг. Выбранный вами участник остается в не круга и пытается прорваться в него силой, а другие делают все, чтобы удержать его вне круга. Это упражнение помогает соприкоснуться с чувствами причастности и отверженности и повысить сплоченность группы.

Декларация самоценности.

Я - это я. Такой, как я никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я, нет.

Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые и несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно.

Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Теперь, когда я подружилась с тобой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.

Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит во мне есть все, чтобы жить.

Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.

Я - это я, и Я - это здорово!

Обратная связь: Время: 10 минут

  • Я понял…..

  • Меня удивило….

  • Я почувствовал…..

  • Меня раздражало…..

  • Мне понравилось…

  • Я думаю…..

  • Я узнал…..

Занятие 4.. Эмоции и чувства..
Цель:. Знакомство с понятием эмоции, обучение умению выражать свое эмоциональное
состояние, навыкам управления своим состоянием.

Приветствие. Время: 5 минут

Педагог-психолог: Что такое эмоции? Какие эмоции вы знаете? Как мы выражаем свои эмоции? Можем ли мы распознать эмоциональное состояние другого человека? Каким образом? Как вы думаете, чем эмоции отличаются от чувств, настроения? Время: 10 минут

Итак подведем итог:

  • Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - информационный процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[2]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

  • Чу́вство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактнымобъектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» - это чувство, а «Мне страшно» - это эмоция.

Упражнение 1 «Имена" чувств». Время: 20 минут

Цель: обучение умению распознавать и выражать свое эмоциональное состояние, навыкам управления своим состоянием.

Ход упражнения: Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.
Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Подростки заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй - чувства, которые участник испытывал сегодня.

Можно по5 - 10 бальной системе оценить интенсивность чувства. Подросткам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

дома

На улице

В школе

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

Обычно

1.Злость







2.Радость







3.Уныние







и т.д.







Сегодня

1.Скука







2.Страх







3.Восторг







и т.д.







Упражнение № 2 Замороженный. Время: 10 минут

Цель: развитие у подростков навыков управления чувствами.

.

Группа на пары. Половина ребят будут играть роль «замороженных», вторая половина - «реаниматоры». Задача «замороженных» - застыть и не реагировать на внешние раздражители. Задача «реаниматоров» - оживить «замороженных», не прикасаясь к ним руками, используя мимику, жесты.«Замороженный» считается реанимированным, если он улыбнется или поменяет позу.На выполнение упражнения дается 2 минуты. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: насколько было сложно сохранять невозмутимость, насколько было трудным «оживить» «замороженного».


• Упражение 3 «Зеркало». Время: 10 минут

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение навыкам невербального общения.

Педагог-психолог: Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение.Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре.

Задания следующие:

1.Пришиваем пуговицу

2.Собираемся в дорогу

3.Печем пирог

4.Выступаем в цирке

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары Пары готовы, приступаем к заданиям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Обсуждение: в какой роли вы чувствовали себя комфортнее, как вы думаете -почему?


Занятие №5 Развитие коммуникативных навыков.

Цель: закрепление навыков вербального и невербального общения, умения слушать собеседника, сплочение коллектива, расширение знаний подростков друг о друге, оптимизация межличностного общения.

Приветствие. Время: 5 минут

Упражнение 1 «Разведчики». Время: 10 минут

Цель: Обучение навыкам вербального и невербального общения, умения слушать собеседника, расширение знаний подростков друг о друге.

Педагог-психолог: Давайте представим, что вы разведчики и вам во время короткого диалога с собеседником предстоит узнать о нем как можно больше информации, а затем передать ее в штаб.

Подростки разбиваются на пары и беседуют, затем по очереди выходят в центр и рассказывают о своем собеседнике все, что узнали, участники могут задавать вопросы.

Обсуждение: трудно ли слушать собеседника, рассказывать о себе, запоминать информацию.

Упражнение № 2 «Белая ворона». Время: 20 минут
Цель: помочь подросткам стать более уверенными в себе, толерантными по отношению к другим.

Просмотр видео ролика «о птичках на проводах».

Обсуждение. Как вы думаете , о чем этот мультфильм?

Инициируется диалог о том, трудно ли быть не таким как все?

Что значит «верить в себя»

Педагог-психолог зачитывает сказку «О вере в себя»
«В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди. Царевна назначила день, когда могут прийти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене - царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи, кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришёл он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.
В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперёд князь древнего рода, за ним слуги несли тяжёлую красную книгу. Князь говорил:
- Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений…
И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал:
- И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.
- Царевна, - говорил именитый воевода, - окрест громко и страшно имя моё. Спокойна будет жизнь жене моей, и поклонятся ей люди - им грозно имя моё.
- Царевна, - говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, - жемчугом засыплю жену мою; пойдёт она по изумрудному полю и в сладком покое уснёт на золотом ложе.
Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.
- Что же ты принесёшь жене своей? - спросил певца царь.
- Веру в себя, - ответил певец. Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумлённо вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:
- Скажи, как понять твою веру в себя?
Певец отвечал:
- Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя своё и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и, куда иду я - там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!..
- Обожди, - прервал певца царь, - но имеешь ли ты право верить в себя?
Певец же ничего не ответил и запел весёлую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала её царевна, и лица всех стали ясными. Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы. Замолчал певец и рассказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди, и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.
- Я верю в себя, - сказал певец, и никто не смеялся над ним.
- Я верю в себя, - продолжал он, - и эта вера ведёт меня вперёд; и ничто не лежит на пути моём. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этою верой умру, и смерть мне будет легка.
- Но ты оторвёшься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты, и холодно будет идти тебе, ибо, кто не за нас - тот против нас, - сурово сказал царь.
Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя, и как он любит природу и живёт ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:
- Вижу я - не сочтут за врага меня люди, и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живёт в мире, и мир живёт песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдёт разве в себе любви к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметёт он с пути?
И кивнула головой царевна, а царь сказал:
- Не в себя веришь ты, а в песню свою.
Певец же ответил:
- Песня - лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою, и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя. Всё я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и, пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей - всё для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, всё для меня - всё в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех - так пусть будет вовеки. Поведу жену в далёкий путь. Пусть она верит в себя и верою этой даёт счастье многим!
- Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход! - сказала царевна.
И дивились все.
И шумел за окном ветер и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи - он верил в себя.»

Обсуждение: Так что же значит -верить в себя? Быть уверенным в себе? Во что верите вы?

Упражнение № 3 «Я подарок человечеству». Время: 10 минут
Цель: повышение самооценки в достижении позитивных жизненных целей.
Педагог-психолог: «Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: «Я - подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в...»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­живает своего товарища заявлениями: «Это дей­ствительно так!»
Замечание: не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны.
Признать свою полезность для мира в целом затруднительно и для взрослого человека


Упражнение4. «Несуществующее животное». Время: 20 минут
ЦЕЛЬ: сплочение группы.

Каждый из участников рисует животное. Дает ему название и рассказывает о нем. Все члены группы могут задавать вопросы «по животному» (чем оно питается? где живет?). Затем животные группируются в стада. Выясняются причины объединения животных. Рисуется синтезированное животное. Затем идет обсуждение в группах, как в первом случае. Далее рисуется на доске или большом листе синтезированное животное всей группы. Каждый имеет право дорисовать свои любые элементы (на упражнение уходит около 20 мин.).


13

© 2010-2022