- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: «Исследовательская деятельность по истории во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся»
Доклад на тему: «Исследовательская деятельность по истории во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котасонова М.З. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «Орловская СОШ»
Доклад на тему:
«Исследовательская деятельность по истории во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся»
Подготовил: учитель истории и обществознания;
Котасонова М.З
«Учительство-это искусство, труд не менее титанический,
Чем труд писателя или композитора, но более человеческий не
музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник,
а впрямую .Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
(Лихачёв Д)
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня - формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Метод проектов - это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.
Каким образом организуется проектная деятельность?
Примерный план моей работы:
Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для выполнения проектов.
Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе выполнения проекта.
На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
1.Определить цель предстоящей работы.
2.Составить план работы над проектом.
3.Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:
4.Выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;
5.Сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.);
6.Решение промежуточных задач;
7.Анализ информации;
8.Формулирование выводов;
9. Оформление результатов.
10.Продумать форму представление работы:
11.критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.
12. Рефлексия (самооценка) - размышление о проделанной работе.
13.Представление проекта на научно-практической конференции.
Процесс работы не менее важен, чем сам результат: для учителя - это владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.
Для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;
- самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;
-тщательное выполнение работы;
-полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.
Организация исследовательской работы позволяет решить ряд задач:
- осуществить более прочное освоение учебного материала;
- познакомить с методами исследования;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации.
Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских организационных способностей; раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Есть определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод.
Результатом метода проектов по истории являются;
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат - компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.
Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос: с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности?
Оценивая уровень сформированности таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество;
интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, вычленение существенного признака, обобщение); оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников - считаем целесообразным использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 8 класса :«Традиции народного костюма»; «Женщины и война»; «Биография моего предка» и т.д.
Начиная с 7 класса в своей работе начинаем использовать следующие методы
-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;
Приемы, используемые на уроках и внеурочной деятельности:
- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;
нетрадиционные формы уроков:
- урок-конференция,
- семинар по защите творческих проектов,
- ролевая игра, урок-путешествие,
- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;
формы работы:
групповая форма - основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр.
Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов мы считаем специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.
Творческие проекты особенно актуальны в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме.
Наш опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.
Но есть и определенные трудности трудно совместить данный метод с урочной системой; трудоемкий метод, учитель затрачивает много времени, что очень тяжело при большой нагрузке; мало интересных, нестандартных форм презентаций. Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является: повышение творческой активности учащихся на уроке; развитие их логического и критического мышления; расширение кругозора школьников.
Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Школьники с помощью ИКТ могут делать свои маленькие научные открытия. Наши ученики принимали активное участие в Областном семинаре посвящённой 200-летию Отечественной войне, которая состоялось на базе Шуберской СОШ. В семинаре участвовали школы со всей области. Ребята показывали свои способности. Выступление каждого из участников было пронизано духом патриотизма, они представляли свои работы с большим интересом .Мы посвятили свою работу Н.Н Раевскому. А также с интересом наблюдали за выступлениями ребят из других школ. Задавали им вопросы по проектам и обменивались мнениями. Я сделала для себя вывод, что принимая участие в таких мероприятиях, учащиеся начинают осознавать важность событий истории России, которые происходи в разные времена. Особенно должны помнить о войнах, о блестящих победах и о замечательных героях которые сохранили для России свободу и целостность страны.
С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так в неурочное время. Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать ИКТ в самоцель, неуёмное увлечение.
Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие, уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.
Использование ИКТ- это требование времени, но главное место в учебном процессе принадлежит учителю
Литература
openclass.ru/node/181305. ask.com/История. uchmag.ru/
Проектно-исследовательская работа на уроках и во внеурочное время .
festival.1september.ru/articles/522196/