Образовательная программа Путь к успеху

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр « Гармония»

Чановского района Новосибирской области


Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета Директор

Детско -юношеского центра Детско- юношеского центра

«Гармония» « Гармония»

Протокол №________ ______________ Л. Г. Боброва

_______________________ ___________________________


Образовательная программа

«Путь к успеху»

туристского клуба «Молодежь »


(Программа рассчитана на детей 13-15лет)

(Реализуется в течение 3-х лет)

Образовательная программа Путь к успеху


Автор: Педагог дополнительного образования Скибина Лариса Александровна


Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху




Образовательная программа Путь к успеху2011г.

СОбразовательная программа Путь к успехуодержание

1. Пояснительная записка

Особенность программы___________________________________ 3

Цели и задачи программы__________________________________ 3

Психологические особенности возраста______________________ 4-5

Связь с другими дисциплинами_______________________________ 5

Педагогические принципы _________ ______________________ 5-6

Методы и приемы работы ____________________________________6

Формы подведения итогов программы ________________________6

Условия, необходимые для реализации программы ______________ 7

Методическое сопровождение программы ______________________7

2. Диагностика отслеживания результатов освоения

программы________________________________________________ 8

3. Тематический план первого года обучения_________________ 9

3.1.Содержание первого года обучения_________________________9-13

4. Тематический план второго года обучения__________________14

4.1.Содержание второго года обучения_______________________14-18

12. Тематический план третьего года обучения_____________18-19

12.1.Содержание третьего года обучения_____________________19-21

13. Список литературы ____________________________________22

14. Модель выпускника____________________________________ 23

Пояснительная записка

Назовите меня варваром в педагогике,

но я вынес из впечатлений своей жизнu

глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт

имеет огромное воспитательное влияние на

развитие молодой души, с которым трудно

соперничать влиянию педагога, что день проведенный

ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель,

проведенных на учебной скамье.

К.Д. Ушинский


Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность государства. Сохранение здоровья детей является наиболее актуальным для системы общего и дополнительного образования, так - как от уровня состояния здоровья во многом зависит и качество обучения. Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьесберегающим, направленным на формирование духовно и физически здоровой личности ребенка.

Процессы поддержания здоровья молодого поколения сегодня затормаживается тенденциями, направленными на пассивное провождение времени у компьютера, телевизора, сотового телефона. Чрезмерное приобщение ребенка к современным «благам» позволяет ребенку получить определенный набор информации без активных физических нагрузок. В определенной степени эта проблема может быть решена за счет оздоровительного и духовно-нравственного потенциала, которым располагает детско-юношеский туризм. Туризм самый доступный вид спорта для ребенка. Это эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Именно школьный туризм способен укрепить здоровье детей, отвлечь их от пагубных привы­чек (курения, алкоголя, наркомании) и криминальных группировок, сплотить разновозрастные группы в единый коллектив, выработать такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как сплочен­ность, взаимопонимание, взаимовыручка, помощь слабому, умение ориентироваться в различных экстремальных условиях.

Занятия туристско-краеведческой деятельностью позволяют формировать и развивать многие качества личности, необходимые для социализации ребенка. Поэтому в сельской школе возникла необходимость создать туристский клуб. В связи с этим бала разработана программа « Путь к успеху». Ведь каждый человек в своей жизни стремится добиться успеха - в обучении, личных делах, преодолении каких- то препятствий, решении проблем и трудностей.

ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Туризм невозможно представить без активных физических нагрузок, поэтому в программу включены походы выходного дня, многодневные походы. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда. Природа же становится главным помощником педагогу в воспитании и обучении детей, сами природные условия - крупнейшее озеро Сибири - Чаны, расположенное в окрестностях с. Таган, где работает объединение, с его уникальными ландшафтами, с многочисленными островами, являющимися местом обитания редких видов растений и животных.

Озеро Чаны с древнейших времен привлекало к себе внимание известных исследователей и путешественников. Озеро и его многочисленные острова могут стать идеальным местом для оздоровления, отдыха, экологической, познавательной, исследовательской деятельности. Поэтому в программе особое место отводится такому направлению деятельности как экологический туризм.

Именно экологический туризм прививает любовь к родному краю, повышает экологическую культуру детей, способствует охране окружающей природы, с которой начинается судьба каждого человека. Освоение программы позволяет ребятам свободно ориентироваться непосредственно в окружающей местности, поэтому в ходе экскурсий и походов планируется изучение материала на практике и выполнение исследовательских заданий. В рамках программы разработан учебный проект по экологическому туризму, целью которого является изучение особенностей природного объекта - озера Чаны и его охраны .

Цель программы: создание условий для оздоровления, физического и духовного развития, самореализации личности обучающегося в процессе занятий туризмом.

Задачи:

- обучение основным туристским навыкам и умениям, позволяющим сохранить жизнь и здоровье в природных условиях своего региона;

-укрепление здоровья детей и подростков, развитие их физических способностей, формирование интереса к краеведению, экологическому туризму;

-развитие наблюдательности, дисциплины, практических навыков выживания в экстремальных условиях;

-развитие экологической грамотности, навыков поисково-исследовательской деятельности;

-воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к природе, истории и традициям малой родины.

В занятиях туристской деятельностью большую роль играет личный пример педагога. В туризме педагог учит ориентироваться на местности, распознавать ле­карственные и ядовитые растения, ставить палатки и разжигать ко­стры, находить и готовить пищу в походных условиях, оказывать по­мощь пострадавшим.

Программа « Путь к успеху» туристско - краеведческой направленности.

Реализуется в течение трёх лет обучения (144 часа в год).

Занятия туристского объединения проводятся два раза в неделю по два часа и включают как теоретическую, так и практическую часть.

Количество часов, отводимого на практические занятия достаточно, чтобы ребенок попробовал себя в туристских соревнованиях, слетах, смог самостоятельно подготовиться к походу, быть инструктором для обучающихся младших групп.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Подростковый возраст - возраст «пытливого ума», жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности. Подросток проявляет готовность овладеть интересующей его областью знаний (туризмом). Дети этого возраста, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, они способны анализировать свои действия и поступки. Все это способствует успешному обучению детей в туристском объединении.

Психологические процессы возраста (13-15лет) находятся в стадии совершенствования: происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти - активно начинает развиваться логическая память, которая в период развития подростка становится основной.

Этот возраст отличает склонность к экспериментированию, тяга к самостоятельности и оригинальности мышления. Наблюдается повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей. Задача педагога заключается в том, чтобы направить энергию и качества подростка в «нужное русло», чтобы пытливый ум ребенка нашел применение в исследовательской деятельности, чтобы полученные знания он мог реализовать на практике, чтобы все его вопросы не оставались без ответов. Иными словами, чтобы занятия в туристском объединении были эффективны, а также полезны детям.

Занятия в туристском объединении помогают развить такие качества у подростков, как сплоченность, взаимопомощь, умение взаимодействовать в коллективе, умение мыслить в любой ситуации, включая экстремальные случаи. Знания, которые получит подросток, обучаясь по программе «Путь к успеху», а также опыт, полученный в процессе туристкой практической деятельности, безусловно, помогут детям в адаптации в социально активной среде.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Необходимо отметить, что занятия в туристском объединении значительно расширят знания детей по некоторым школьным предметам:

- математике ( работа с масштабом карты, определение расстояния по карте, произведение расчетов);

- географии ( топография, виды ориентирования, изучение погодных условий, «чтение» топографической картой, определение сторон горизонта, азимута);

- биологии ( знакомство с лекарственными и ядовитыми растениями, особенностями окружающей среды, очищение воды в природных условиях);

- истории (малая родина - Чановский район);

- химии (определение состояния воды в водоеме по цвету, запаху, виду);

- астрономии ( определение сторон света по звездам, по солнцу);

- экологии ( охрана окружающей среды, изучение экологического состояния природных объектов);

- ОБЖ ( изучение и соблюдение норм безопасности);

- труду ( создание бытовых условий в походе);

- физкультуре ( физическая подготовка, необходимая для походов, туристских слетов).

Кроме того, обучающиеся получат понятия о различных новых науках, например, топонимике, этногра­фии и т.д., а также получат навыки по медицине (оказание первой медицинской помощи пострадавшему).

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Особое значение в организации туристской деятельности имеют принципы, которые являются основополагающими в организации образовательного процесса и служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания.

1. Принцип личностного подхода ( индивидуальный подход к каждому ребенку);

2. Принцип взаимоуважения ( общение ребёнка со сверстниками и педагогом строится на основе взаимоуважения);

3. Принцип культуросообразности ( изучение особенностей культуры, истории, географии родного края);

4. Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны ребёнку);

5. Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).

6. Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность);

8. Принцип коллективизма ( умение действовать в коллективе);

9. Принцип связи обучения с жизнью.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ



  1. Практический ( тренировочные упражнения, ориентирование,

отработка туристской техники).

2. Объяснительно - репродуктивный ( беседы, рассказ).

3. Частично - поисковый ( исследования в походе, запись наблюдений).

4. Наглядный ( демонстрация, показ, работа с дидактическим, фото-

видеоматериалами).

5.Метод организации деятельности и формирования опыта.

поведения (упражнения, приучения, инструктаж, наблюдения).

6. Исследовательский метод.

7. Проектный метод.

8. Метод контроля (тематический, итоговый).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Организация и проведение походов (выходного дня, двухдневных).

2. Игры - соревнования.

3. Проектная деятельность.

4. Участие в туристско - краеведческих слётах.

Условия, необходимые для реализации программы

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

- палатки;

- рюкзаки;

- верёвки (основные, страховочные, прусики);

- карабины;

- страховочные системы;

- спальные мешки;

- костровое оборудование, посуда;

- компасы;

- планшеты;

- фотоаппарат;

- мед. аптечка;

- наглядные пособия;

-компьютер;

- оборудование для реализации проектов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Образцы маршрутных документов (маршрутные листы, отчёты по походам, книжки туриста).

2. Нормативные документы ( разрядные требования по спортивному туризму на значок «Юный турист», « Турист России»).

3. Методическое пособие « Ориентирование на местности», автор Кузюрин О. Ю., педагог ДЮЦ «Гармония».

4. Краеведческие викторины, викторина туриста - хозяйственника, туриста- проводника. Материалы школьного историко - краеведческого музея «Наша малая Родина».

5. Картографические материалы (топографические карты, схемы, планы местности, атлас туриста-краеведа).

  1. Исследовательские проекты «Лебединая верность», «Флора и фауна озера Чаны», «Экология села Таган».

При разработке данной программы был изучен опыт других педагогов данного туристского направления: программа « Моя высота» автор О. Г. Еде, программа «Три ступени туристского мастерства» автор

О. Ю. Кузюрин.



ДИАГНОСТИКА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ



В процессе обучения предусматриваются теоретические зачёты, зачётные походы в конце учебного года, соревнования, участие в районном слёте, конкурсах. После изучения каждой большой темы обучающиеся должны сдать зачёт, который показывает глубину и качество знаний. Оценки за каждый зачёт заносятся в таблицу успеваемости. В конце года выводится средний балл успеваемости. Наблюдения, экологические исследования на туристском маршруте, ведение записей, создание фото - видеоматериалов нацеливает ребят на конечный результат своей деятельности, будь то отчет по проведенному походу, образовательному проекту, или выпуск стенгазет, альбома, презентации.

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. Технику безопасности на занятиях.

  2. Туристское снаряжение.

  3. Виды узлов.

  4. Виды переправ.

  5. Способы преодоления препятствий.

  6. Топографические знаки.

  7. Виды ориентирования.

  8. Устройство компаса.

  9. Виды походов.

10.Условия проведения ПВД.

11.Состав медицинской аптечки.

12.Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Вязать 8 - 10 узлов.

2. Укладывать рюкзак.

3. Устанавливать палатку.

4. «Читать» топографическую карту.

5. Иметь навыки гигиены, оказания первой доврачебной помощи в походе.

6.Определять стороны горизонта.

7.Определять азимут.

8. Вести наблюдения и элементарные исследования в природе.

Тематический план первого года обучения



№ п/п

ТЕМА

Время занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

История развития туризма.

2

2

-

2.

Туристическое снаряжение.

12

6

6

3.

Туристические узлы.

18

4

14

4.

Топографическая подготовка.

9

4

5

5.

Ориентирование в походе.

10

3

7

6.

Гигиена туриста и первая помощь в походе.

4

2

2

7.

Туристская техника.

10

6

4

8.

Экологический туризм.

13

4

9

9.

Туристские походы и соревнования.

42

18

24

10.

Работа с родителями.

1

1



11.

Воспитательная работа.

Экскурсия в Чановский краеведческий музей.


7






7


12

Подготовка к туристическому слёту.

14

4

10


Итого:

144

54

90

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Введение.

Теория (2 часа)

- рассказ о работе кружка, его традициях и законах;

- о туризме как средстве активного отдыха;

- о видах деятельности образовательной программы;

- об истории и туристских возможностях родного края.

- техника безопасности на занятиях, при пожаре.

Формы работы: коллективная.

Методы работы: беседа.

Оборудование: фотографии, карты, пособия.

2. Туристическое снаряжение.

Теория: (6 часов)

- снаряжение в походе - личное/ групповое /специальное, страховочное снаряжение;

- главные требования к снаряжению;

-костровое оборудование.

Практика: (6 часов)

-установка палатки;

-укладка рюкзака;

-использование страховочного снаряжения.

Формы работы: групповая.

Методы работы: лекция, практическое занятие.

Оборудование: палатка, рюкзаки, страховочная система, карабины, страховочные веревки, костровое оборудование.

3. Туристические узлы.

Теория: (4 часа)

- рассказ об истории узла,

- правила завязывания узлов и их применение;

- основные виды узлов;

- контрольные узлы (контрольный, контрольная восьмерка);

- узлы проводники (простой проводник, двойной проводник, восьмерка-проводник);

- узлы для связывания веревок (прямой, академический, ткацкий);

- узлы для крепления на опоре ( удавка, штык, булинь).

Практика: (14часов)

- техника завязывания узлов.

Формы работы: групповая.

Методы работы: беседы, практические занятия.

Оборудование: верёвки, карточки узлов.

4. Топографическая подготовка.

Теория: (4 часа)

-топографические знаки и карты;

- масштаб, виды масштаба.

Практика: (5 часов)

-топографические знаки (зарисовка);

- измерение расстояния по карте.

Формы работы: групповые и индивидуальные занятия.

Методы работы: беседа, задания - упражнения.

Оборудование: топографические карты Чановского района, транспортир, линейка, компас.

5. Ориентирование в походе.

Теория: (3 часа)

- виды ориентирования - по местным признакам, по природным признакам;

- устройство компаса;

- азимут (прямой, обратный).

Практика: (7 часов)

- ориентирование по компасу, в природных условиях;

Формы работы: групповая.

Методы работы: игровой, соревнования.

Оборудование: компасы, карточки, флажки.

6. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь в походе.

Теория: (2 часа)

-понятие о личной гигиене;

-требования к одежде, постели, посуде туриста;

- самоконтроль.

Практика: (2 часа)

- содержание аптечки;

-первая доврачебная помощь;

-транспортировка пострадавшего.

Формы работы: групповая.

Методы работы: беседа, практика.

Оборудование: медицинские справочники, аптечка, жерди, штормовки.

7.Туристская техника.

Теория: (6 часов)

- организация самостраховки;

- параллельная переправа;

-спуск, подъем спортивным способом;

-преодоление болота по кочкам;

-переправа по болоту с шестом;

-переправа по бревну с самостраховкой;

-маятниковая переправа.

Практика: (4 часа)

- отработка элементов техники пешего туризма.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: беседа, задания - тренировки.

Оборудование: страховочное снаряжение, веревки.

8. Экологический туризм.

Теория: (4 ч)

- беседа «Природу, Родину, свой край - люби, исследуй, изучай!»;

- тестирование детей «Экологическая культура»;

- туристские, исследовательские возможности малой родины;

- географические особенности озера Чаны, островов;

- климат;

- животный и растительный мир;

- научные исследования озера;

- экологические проблемы озера, природоохранные мероприятия;

- разработка образовательного проекта «Лебединая верность»

(познавательная исследовательская деятельность).

Практика (9часов)

Практические исследования в процессе реализации проекта.

Составление презентации проекта.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: рассказ, наблюдения, опыты, исследования.

Оборудование: карты, краеведческие материалы, оборудование, необходимое для реализации проекта.

9. Туристские походы и соревнования.

Теория: (16 часов)

- виды походов по сложности (степенные, не категорийные);

- по продолжительности (ПВД, многодневные походы);

- по способу передвижения (пешие, водные, велосипедные, лыжные );

- комплектование туристской группы;

- распределение обязанностей в группе;

- организация и подготовка к походу выходного дня;

- бивуачные работы, типы костров;

- разработка маршрута, определение целей похода;

-нормативы на значок « Юный турист», « Турист России».

Практика: (24 часа)

Походы выходного дня

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы работы: беседа, практические занятия.

Оборудование: личное, групповое снаряжение.

10. Работа с родителями:

Выступление на родительском собрании: « Влияние туризма на организм школьника».

11. Воспитательная работа:

Экскурсия в Чановский краеведческий музей.

12.Подготовка к районному туристско-краеведческому слету:

Формы работы: коллективная, индивидуальная

Методы работы: практический.

Оборудование: условия проведения соревнований, необходимая литература и снаряжение.

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ


  1. Виды местности.

  2. Применение узлов в туристской практике.

  3. Способы оказания ПДП при различных травмах.

  4. Способы транспортировки пострадавшего.

  5. Условия соревнований по ориентированию в заданном направлении.

  6. Туристские песни.

  7. Технику безопасности в походе с ночлегом в полевых условиях.

  8. Условия реализации проекта.

  9. Требования к маршрутным документам.

  10. Условия проведения соревнований и конкурсов районного турслета.

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

1.Уметь ориентироваться в заданном направлении.

2.Преодолевать туристскую полосу препятствий.

3.Вязать 18-20 туристских узлов.

4.Оформлять маршрутные документы.

5.Оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.

6.Вести познавательную, исследовательскую деятельность по проекту.


Тематический план второго года обучения

Тема

Время занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Итоги летнего районного туристско-краеведческого слета школьников и походов.

Инструктаж по технике безопасности.

4

1

3

2.

Повторение знаний первого года обучения.

4

1

3

3.

Ориентирование и топография.

25

9

16

4.

Медицинская подготовка.

12

4

8

5.

Тактика и техника туризма.

32

10

22

6.

Туристические узлы.

10

2

8

7.

Туристские песни.

4

2

2

8.

Экологический туризм.

17

7

10

9.

Робота с родителями.

2

2


10.

Воспитательная работа.

2



11.

Туристские походы.

24

8

16

12.

Подготовка к туристическому слёту.

10

2

8


Итого

144

44

100

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Итоги летних походов.

Теория (1час)

- итоги летнего районного туристско-краеведческого слета школьников; анализ летних походов;

- анализ достигнутых успехов и неудач команды в целом и каждого участника в отдельности;

- инструктаж по технике безопасности.

Практика (3часа)

- оформление итоговых отчётов о походе;

-внесение изменений на основе полученного опыта;

-планирование походов в течение года.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы работы: беседы и индивидуальные занятия.

Оборудование:

-материалы походов;

-нормативные документы.

2. Повторение знаний первого года обучения.

Теория: (1часов)

- краткое повторение курса первого года обучения.

Практика (3часов)

Практические занятия: параллельная переправа, маятник, болото, спуск, подъём.

Формы работы: коллективная.

Методы работы: беседы, практические занятия.

Оборудование: верёвки.

3.Ориентирование и топография.

Теория (5часов)

- топография Чановского района;

-разработка маршрута в заданном направлении, условия соревнований;

- виды местности;

- способы изображения рельефа на картах.

- крутизна склона;

- ориентирование в заданном направлении, условия соревнований.

Практика (10часов)

- мини соревнования;

-ориентирование по азимуту, легенде, по карте и с помощью компаса;

-определение крутизны склона.

Формы работы: групповая.

Методы работы: рассказ, мини - соревнования.

Оборудование: карты, компас.

4.Медицинская подготовка.

Теория (4часа)

- питьевой режим в походе;

- обеззараживание воды;

- меры предупреждения травм, профилактика возможных заболеваний;

- первая доврачебная помощь при ожогах, обморожении,

головных болях, кровотечении, простуде, солнечном и тепловом ударе, отравлении, укусах насекомых и змей, мозолях, переломах и т.д.;

-способы транспортировки при различных травмах.

Практика (4часа)

- изготовление носилок из туристского снаряжения;

-наложение повязок, жгута, шин;

-искусственное дыхание.

- спасение утонувшего.

Форма: коллективная.

Метод: беседы и практические занятия.

Оборудование: аптечка, кровоостанавливающий жгут, шины и др.

5.Тактика и техника пешеходного туризма.

Практика (24 часа)

- навесная переправа;

- спуск способом «дюльфер»;

- подъём способом захвата;

- подъем - спуск на прусике;

- переправа через болото, используя жерди;

- условия прохождения туристской полосы препятствий;

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: рассказ, демонстрация.

6.Туристские узлы.

Теория (2 часа)

-применение узлов в туристской практике;

Практика (8 часов)

- техника вязки узлов;

- перечень узлов: шкотовый, брам-шкотовый, рифовый, выбленочный, стремя, констриктор, австрийский проводник, встречный, встречная восьмёрка, двойной булинь, схватывающий, грейпвайн, рыбацкий штык, прусик.

Форма: групповая, индивидуальная.

Метод: игровой, соревновательный.

Оборудование: верёвки, карточки узлов.

7.Туристские песни.

Теория (2часа )

-выбор, изучение отрядной песни.

Практика (2часа)

-знакомство с туристическими песнями. «Ты да я…», «Милая моя - солнышко лесное», «Перевал»

Формы работы: коллективная

Методы работы: упражнения, показ.

Оборудование: музыкальный центр, диски.

8. Экологический туризм.

Теория (7 часов)

Беседа «Давайте сбережем ромашку на лугу, кувшинку на болоте».

Разработка и реализация проекта « Флора и фауна озеро Чаны».

Практика: 10 часов

Практическая, познавательная, исследовательская деятельность по проекту.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: беседы и наблюдения, исследования, работа с литературой.

Оборудование: презентация « Природа Земли», Красная книга НСО, определитель растений, оборудование необходимое для реализации проекта.

9.Работа с родителями

Выступление на родительском собрании по теме:

«Дети - нравственное зеркало родителей»

Поведение в природе, экологическая культура подростка и взрослого.

  1. Воспитательная работа (2часа)

Экскурсия в Татарский краеведческий музей.

  1. Туристские походы

Теория ( 8 часов)

- кодекс путешественника;

- техника безопасности в походе;

- условия проведения лыжного похода;

- правила безопасности на лыжном маршруте;

- организация, проведение похода с ночлегом в полевых условиях;

- требования к участникам, снаряжению;

- организация наблюдений на маршруте;

- требования к маршрутным документам.

Практика (17часов);

- участие в двухдневном походе;

- оформление маршрутных документов, оформление отчетов;

-составление презентации похода.

Форма: групповая.

Оборудование: лыжи, компас, верёвки, групповое снаряжение, маршрутные документы.

  1. Подготовка к туристическому слёту:

Теория (2часа)

- условия проведения соревнований и конкурсной программы;

Практика (8ч)

-эстафета с элементами ориентирования в заданном направлении;

- вязка узлов;

- тактика, техника движения команды;

- преодоление этапов в соревнованиях по туристской технике;

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: практические занятия

Оборудование: верёвки, компас, обвязка; положение, условия проведения туристского слета.

К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ


  1. Виды страховок.

  2. Способ подъема на жумаре.

  3. Способ спуска на БСУ.

  4. Способы ориентирования по солнцу и часам.

  5. Условия проведения соревнований ориентирования по выбору.

  6. Правила поведения человека во время экстремальных ситуаций.

  7. Сигналы бедствия.

  8. Требования к снаряжению, к участникам лыжного, многодневного похода

  9. Правила судейства на туристских соревнованиях и слетах.

  10. Способы транспортировки груза; транспортировка пострадавшего через водные препятствия, снегу, льду.

К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

1.Составлять техническое описание маршрута.

2.Ориентироваться по обозначенному на карте маршруту, по выбору.

3.Вязать 30 узлов.

4.Подготовиться к лыжному многодневному походу.

Тематический план третьего года обучения

Тема

Время занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие.

2

2


2.

Техника пешего туризма.

18

6

12

3.

Топография и ориентирование.

11

4

7

4.

Туристские узлы.

10

2

8

4.

Экологический туризм

15

5

10

6.

Правила поведения при вынужденном автономном существовании.

16

10

6

8.

Воспитательная работа.

6

6


9.

Работа с родителями.

2

2


10.

Туристические походы и соревнования.

56

18

38


Итого

144

47

97



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Организационное занятие

Теория (2часа)

- план работы клуба, техника безопасности на занятиях.

Формы работы: коллективная.

Методы работы: беседа.

2. Техника пешего туризма.

Теория (6 часов)

-виды страховок, командная страховка;

- бабочка;

- подъем на жумаре ;

- спуск на БСУ;

- транспортировка груза, пострадавшего через водные препятствия, реки болота, снегу, льду.

Практика (24часа)

Практические занятия

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы работы: беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: страховочное снаряжение.

3. Топография и ориентирование.

Теория (4 часа)

-ориентирование по солнцу, часам;

- спортивные карты, легенда;

-условия проведения соревнований по ориентированию по выбору;

- составление технического описания маршрута;

- ориентирование по обозначенному на карте маршруту.

Практика (7часов)

Ориентирование по выбору.

Формы работы: коллективная, групповая.

Методы работы: рассказ, практическая работа с картами.

Оборудование: карты, компасы, измерительные приборы.

4. Туристские узлы

- применение узлов в туристской практике;

- перечень узлов ( карабиновая удавка, задвижная удавка, маркировочный, двойной булинь, бесконечная петля, бурлацкая петля, лассо, палаточный).

5. Экологический туризм.

Теория(5 часов)

Проект « Экология села Таган» ( тема проекта каждый год меняется).

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: проектная деятельность.

Оборудование: оборудование для реализации проекта, литература по теме.

6.Правила поведения при вынужденном автономном существовании

Теория ( 10 часов).

- экстремальные ситуации во время прогулок, туристских походов;

- поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию;

- поведение человека, отставшего от группы;

-передвижение по замерзшим рекам и озерам;

-передвижение во время пурги, грозы, ветра, жары;

-прогнозирование погоды;

-сигналы бедствия;

-костер, свеча;

-бутылочная почта;

- кодовая таблица;

-сигнальное зеркальце.

Практика ( 6 часов).

-моделирование ситуаций, решение задач.

Формы работы: коллективная, групповая

Методы работы: рассказ, беседа, практические задания.

Оборудование: пособия по темам данного раздела.

7. Воспитательная работа:

Экскурсия в Куйбышевский краеведческий музей.

8. Работа с родителями:

выступление на родительском собрании: «Значение массовых туристско-краеведческих мероприятий в физическом, интеллектуальном, духовном, развитии ребенка ».

9. Туристские походы и соревнования:

Теория: (18 часов)

- подготовка к многодневному степенному походу;

-подготовка к лыжному ПВД;

-требования к участникам, снаряжению;

- условия проведения соревнований на КТМ;

- КП на контрольно-туристском маршруте;

- правила и система судейства на туристских соревнованиях и слетах;

- подведение итогов соревнований.

Практика (38 часов)

- подготовка, участие в лыжном ПВД;

- подготовка к многодневному походу;

- подготовка к районному туристско - краеведческому слёту.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2000.

  2. Верба И А, Голицин С. М. « Туризм в школе».- Издательство «Физкультура и спорт».: Москва 1990г

  3. «Гигиена и самоконтроль туриста. Методические рекомендации»,- М.: «Турист», 1980 г.

  4. «Краткий справочник туриста».- М.: «Профиздат», 1985 г.

  5. Курилова В.И. «Туризм» - М.: «Просвещение», 1988 г.

  6. Куликов В. М. « Школа туристских вожаков».- Издательство.: Москва 1999г.

  7. Кривоногов Ю П, Касаванова М. А « Притяжение Чановской земли»- ГУПП.: Бараба.2003г.

  8. Колчанов В.А., Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе "География России". - География в школе №3, 1997г.

  9. Мельчуков А.Е. «В мире ориентиров».- М.: «Просвещение», 1994г.

  10. Окладников А.П. «Открытие Сибири». - Новосибирск.: «Зап.-Сибирское книжное издательство», 1982 г.

  11. Останец А.А. «На маршруте туристы-следопыты».- М.:«Просве­щение», 1986г.

  12. Потресов А . « Спутник юного туриста». - Издательство « Физкультура и спорт».: Москва 2004г.

  13. Самцов С.К., Пучинский И.М. «Юным туристам и путешественни­кам».- Минск.: «Полымя», 1988 г.

  14. Ривкин Е.Ю. «Организация туристической работы со школьника­ми».- Практическое пособие.: М.: «АРКТИ», 2001 г.

  15. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указа­ния для руководителей» (под редакцией В.В. Титова).- М., «Про­свещение»

  16. Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование».- М.: «Просвещение», 1990 г.

  17. Щербаков Н Н.«Мы плывем под парусами».- Москва.: «Просвещение» 1987г.

  18. Ярошенко В. В, Козлова Ю.В. « В поход с классом».- Москва 2004г.



Образовательная программа Путь к успеху

Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху

Образовательная программа Путь к успеху

Показатели личностного роста

Результат освоения программы

Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху

Владеет знаниями, умениями, навыками по образовательной программе

С уважением относится

к истории и традициям

малой родины



Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху

Коммуникативен.

Способен к сопереживанию,

пониманию другого человека

Применяет полученные знания на практике

Стремится к

совершенствованию физического здоровья


Образовательная программа Путь к успехуОбразовательная программа Путь к успеху

Может вести исследовательскую деятельность в походе.

Проявляет самостоятельность.

Краеведение - путь к познанию своей Родины

Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория определяемая понятием «родной край».

Каждого человека, где бы он ни жил, всегда интересует прошлое своего родного края, история народа, его жизнь, традиции, нравы, обряды, верования. Не зря говорят: чтобы жить человеку успешно в настоящем, необходимо знать его прошлое. Работа связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий, всестороннему изучению своей местности, знакомству с достопримечательностями, судьбами односельчан, собиранию летописи села. Общение с природой в процессе краеведческих наблюдений воспитывает в детях природоохранное отношение к ней. Наблюдение многих явлений природы вызывает у ребят любознательность, желание больше вникать в тайны природы, помогает видеть красоту природы в народном творчестве. Поэтому все занятия в объединении содержат краеведческий аспект, то есть, строятся на основе краеведческих материалов и наблюдений. Краеведение создает условия для работы исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, целенаправленному использованию энергии ребенка. Любой поход по родным местам всегда содержит элементы познания края. Село Таган имеет свою богатую историю.

15


© 2010-2022