Круглый стол молодых специалистов Постановка целей и задач урока (доклад)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

на тему «Постановка целей и задач урока»

подготовлен олигофренопедагогом

Белоусовой Кристиной Андреевной

Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением:


  • целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов);


  • дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей);


  • структуры урока, т.е. его этапов (для решения поставленных задач)

Как же сформулировать цель урока?

Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего

и воспитывающего.

Учитывая это, во многих методических разработках можно встретить следующие формулировки целей урока: "Познакомить..."; "Рассказать..."; "Дать представление...; "Развить..."; "Воспитать...".

Но можно ли их считать целями урока? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.

Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений.

Цели урока должны быть максимально конкретными, четкими, понятными, достижимыми, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".

Я бы обозначила следующий алгоритм постановки целей урока:


  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).


  1. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).


  1. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.


  1. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.


  1. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Попробуем конкретизировать цели урока.

Познавательная цель предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п.

Познавательные цели по этой теме могут начинаться с глаголов совершенного вида:

  • познакомить с понятием …..

  • сформировать понятие….

  • научить понимать (что такое приставка, предлог, ….)

  • сформировать навыки….

  • отработать навыки (чтения трехсложных слов)

  • закрепить навыки (чтения и записи трехсложных слов)

  • выявить пробелы в знаниях учащихся по теме…

  • обобщить ….

  • систематизировать ….

  • повторить…

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества? Наверное, нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом:

"Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

Формирование:

  • толерантности

  • гуманности

  • товарищества

  • доброты

  • вежливости

  • скромности

  • требовательности к себе

  • чувство собственного достоинства

  • добросовестности

  • бережное отношение к имуществу

  • чувство гордости за страну

  • воспитание уважения к профессиям труда

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке у учащихся различных высших психических функций, таких как:

мышление

память

внимание

речь

восприятие

В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.

Цель трансформируется в задачу, если в формулировке указываются способы ее достижения (на основе…; за счет...; для чего…; путем…; и т. д.)

Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся:

а) организация взаимодействия;

б) усвоение знаний, умений, навыков;

в) развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно,

посредством чего достигались поставленные цели урока.



© 2010-2022