- Преподавателю
- Другое
- «Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников группы риска»
«Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников группы риска»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ангельчева Е.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ «Чистореченский детский дом»
Андреапольского района
Тема: «Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников группы риска»
подготовила
педагог-психолог
Ангельчева
Елена Владимировна
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Необходимые материалы:
-
бумага для рисования;
-
цветные карандаши;
-
карточки с заданием для упражнений;
Ход заняьтия.
I Вводный этап.
Анализ воспитателями актуальных проблем взаимодействия с воспитанниками группы риска.
-
Упр.»Мой воспитанник»
Инструкция. Нарисуйте образ любимого воспитанника, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности.
Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
-
Упр. «Подростковые проблемы»
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап- индивидуальный. Вспомните 1-2 проблемные ситуации, ответьте на вопрос «Как Вы или они решали их?», заполните таблицу.
Проблемы
Способы их решения
Второй этап- участники делятся на группы. Составьте перечень выделенных проблем, определите, какие способы их разрешения эффективны, а какие- нет.
Третий этап-групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Основные стратегии решения проблем.( по слайдам).
Стратегия разрешения проблем- активная стратегия, при которой человек использует все имеющие у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблем.
Стратегия поиска социальной поддержки- активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания- человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты- способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как неопределимые.
Агрессивные техники- поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других бегство и пр.
Вопросы.
- Какие из этих стратегий были использованы Вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
- К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми?
II Основной этап.
-
Упр. «Зебра»
Цель:анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами.
Инструкция. Какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свои Ф.И. и вертикальной линией делит лист на две части. Одну озагловляет «достоинства», вторую- «недостатки». Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое.
( список качеств дается на слайде)
Рефлексия опыта.
-
Упр. «Проблема»
Цель: освоение воспитателями умения понимать проблему.
Инструкция. Делимся на группы по 3 человека. Двое в группе- собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй- внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие с коллегами, воспитанниками или же юмористические. Общение в течении двух минут, затем меняетесь ролями, и так- до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя.
Вопросы для обсуждения.
- Что помогало или мешало понять проблему?
- В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
- Что помогало продлить контакт?
- Какие личные возможности в общении отметили все участники?
-
Ролевая игра «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы»
Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения.
Инструкция. Игра проводится в паре или группе. По каждой из ситуации необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации.
-
Коллега забыла вернуть книгу, которая вам очень нужна.
-
Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
-
Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
-
Люди, сидящие сзади вас в кино, мешают вам громким разговором.
Обсуждение, рефлексия опыта.
-
Упр. «Сильные стороны ребенка»
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том. что он любит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия.
На втором этапе предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним.
Обсуждение, рефлексия опыта.
III Заключительный этап. Психологические рекомендации воспитателям по взаимодействию с подростками группы риска.