Статья на тему Триединая цель современного урока

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Триединая цель современного урока

и планируемый результат обучения

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

В.А. Сухомлинский

Начну с того, что урок - это та форма обучения, на которой держалась традиционная и придерживается современная школа. Именно на уроке встречаются учитель и ученики. Именно здесь им предстоит взаимодействовать на пути к знаниям.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:

- познавательного,

- развивающего,

- воспитывающего.

Познавательный аспект связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:

- обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

- формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

- формировать умения - сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.

На языке требований к результатам обучения ФГОС второго поколения познавательный аспект можно сформулировать как планируемые результаты обучения в предметной области, или предметные УД.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

Регулятивные УУД - действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции.

Познавательные УУД - общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД - действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении.

Личностные УУД - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Воспитательный аспект может быть представлен как личностные УУД, связанные с процессамисмыслообразования и самоопределения школьника в учебной деятельности с учетом специфики содержания обучения и способов его организации.

Самоопределение - определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и индивидуальных жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действия, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. … Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип - это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Цели учебного процесса не равнозначны его результатам. Они указывают лишь направления, которыми должны идти педагоги, а если цели известны и учащимся, что крайне необходимо, то и учащиеся. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда как первые, так и вторые являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей наличествуют и такие, последствия выполнения которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая социальная воспитанность и т.д.

Педагогическая цель урока - это представление о том, что должен сделать учитель для достижения учащимися планируемых результатов обучения.

Необходимое и достаточное требование к формулированию целей как планируемых результатов обучения - ихдиагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания.

Цель поставлена диагностично, если:

- дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества (знания, умения, отношения и др.), что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;

- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;

- возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Коммуникативные УУД как планируемый результат обучения

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Формирование этой способности у детей - длительный процесс, начинающийся еще в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности, которая представляет собой способность и готовность субъекта к общению, взаимодействию, совместной деятельности с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности предполагает освоение школьниками коммуникативных универсальных учебных действий.

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией - это умение:

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

- готовность к обсуждению разных точек зрения и вработке общей (групповой) позиции;

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - это:

- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

- планирование общих способов работы;

- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) - это умение:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества - это:

- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

- адекватное межличностное восприятие;

- готовность адекватно реагировать на нужды дугих; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместно деятельности;

- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности - это:

- использование адекватных языкоых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации - процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Личностные УУД как планируемый результат обучения

Личностные универсальные учебные действия - это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные результаты освоения образовательной программы

основного общего образования должны отражать:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

3 стадии развития учебной деятельности и 3 стадии развития ее мотивации:

1.Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.

2.Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

3.Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В.В. Давыдов).

Смыслообразование в учебной деятельности

Цели изучения учебного предмета:

- развивающий компонент цели как цель-идеал - развитие у учащихся способностей к осуществлению той или иной практической или теоретической деятельности, соответствующей специфике изучаемой дисциплины, т.е. предметной деятельности;

- обучающий компонент цели как условие достижения цели-идеала - обучение (а для ученика - освоение) той или иной предметной деятельности, а также обучение собственно учебной деятельности (приобретение умений учиться);

- воспитательный компонент цели как внутренняя, ценностно-смысловая сторона учебной и предметной деятельности - воспитание (а для ученика - поиск и обретение) ценностно-смыслового отношения к изучаемой дисциплине;

- знаниевый компонент как средство достижения всех вышеуказанных компонентов цели - формирование системы знаний как ориентировочной основы для освоения и осуществления деятельности. Те же самые знания по конкретной учебной дисциплине рассматриваются на этом уровне в качестве предмета собственно учебной деятельности, а их приобретение - в качестве задач обучения.

Регулятивные УУД как планируемый результат обучения

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трех аспектах:

- формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе;

- развитие регуляции учебной деятельности;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний,

В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. У подростков формируется произвольная саморегуляция - осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.

Функциональными компонентами саморегуляции являются:

- Целеполагание - возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип целеполагания - постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Второй тип - принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно(анализ условий, адекватная оценка трудности учебных заданий, выбор соответствующего способа действий).

- Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий.

- Прогнозирование - предвосхищение результата учебной деятельности.

- Контроль - действия, обеспечивающие эффективность учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

- Коррекция действий - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся словия действия и на регуляцию действия во времени (темпа его выполнения).

- Оценка - определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи.

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

- Саморегуляция эмоциональных состояний - возможности учащегося совладания со стрессами.

Познавательные УУД как планируемый результат обучения

Познавательные универсальные учебные действия - это действия обеспечивающие процесс приобретения и усвоения учащимися знаний в той или иной предметной области.

В блоке познавательных выделяют общеучебные действия включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

1. В число общеуче6ных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска' в том числе с помощью компьютерных

средств:

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка прогресса и ре6зультатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения взависимости от конкретных условий;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

2.Наряду с общеучебными выделяются уноверсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков(существенных и несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивание, выполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Действия постановки и решения проблем включают:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Все что было выше сказано будет способствовать результативной деятельности на уроке.И все же что представляет собой современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Вот ответ на этот вопрос:

- урок , содержащий разные виды деятельности;

- урок с использованием техники (компьютер, видеопроектор, интерактивная доска и т.п.);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок , на котором ученику должно быть комфортно;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

современный урок развивает у детей креативное мышление;

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Литература

1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010г.

3 Подласый И.П. Педагогика.Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

5 Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

7. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие - М.: 1971г



© 2010-2022