Программа курса Уроки доброты через сказку

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Программа курса для детей младшего школьного возраста

«Уроки доброты через сказку»

1 класс

Программа курса Уроки доброты через сказку


Программа курса Уроки доброты через сказку






Составила: зав. школьной библиотекой

Потапова Т.В.



Пояснительная записка

Сказка - зерно, сказка - народная мудрость, сказка - добрая помощница. Сказка - добрая душа, сказка - нянька, сказка может заставить смеяться и плакать, грустить и радоваться, но самое главное: сказка помогает научить ребенка сопереживать, думать, работать сердцем. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали и читали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль казахских и русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь казахских и русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни. Казахский и русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители слова, как А. С. Пушкин, Абай, И. Алтынсарин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители - И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного «обнищания» сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращая сказочное действие из нравственно - поучительного в развлекательное. Народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки - сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми казахских, русских народных и авторских сказок.

Осознать духовный мир казахской, русской народной и авторской сказки детям помогает использование на занятиях современных форм и методов: громкие чтения, беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, сценки и театрализация. Просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, сочинительство, быть актером.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов в объеме 34 часа в год (по одному часу в неделю).


Цель программы:
Формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно - нравственных ценностей казахского и русского народа.

Задачи:

 Образовательная. Приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир казахской, русской народной и авторской сказки.

 Воспитательная. Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

 Развивающая. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, милосердие; потребность радовать близких результатами своего труда; способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок; умение рассуждать, вести диалог, обобщать, содействовать развитию речи детей; видеть, ценить и беречь красоту родного края.

Участвовать в организации спектаклей.


Программа способствует:

  1. Развитию актерских, коммуникативных навыков. Развитию доверия, уважения друг к другу, памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

  2. Воспитанию творческой активности ребенка.

  3. Способствует самовыражению и раскрепощению детей через инсценировку сказки,

сочинение собственных историй, концовок к сказкам.

  1. Формирует качества взаимопомощи, дружелюбия, милосердия.

В ходе занятий ребята научатся:

- Замечать в себе не только достоинства, но и недостатки;

- трансформировать баловство в смелое и отважное поведение, помогающее другим, а желание главенствовать в отношениях - в заботу о других;

- удивляться и замечать прекрасное, в привычном;

- ценить и дорожить дружбой;

- думать о пользе для всех, а не только лично для себя;

- осознавать, что все, что мы отдаем - к нам возвращается, как бумеранг;

- упорству, настойчивости в преодолении препятствий, радоваться чужим успехам.





Учебно-тематический план
по курсу «Уроки доброты через сказку»


Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Дата

1.

Вводное занятие. Что такое сказка? Чему учит сказка?

1

1




2.

Что такое народная сказка? Казахская и русская народные сказки. Украинская, белорусская и другие народные сказки.

3

2

1



3.

Любимые герои казахской и русской народных сказок?

1

1




4.

Авторские сказки и их отличие от народных сказок.

2

1

1



5.

И. Алтынсарин «Ворона и червяк». В. Гаршин «Лягушка - путешественница»

1

1



6.

Русская народная сказка «Заяц хваста»

Казахская народная сказка «Хвастливый заяц»

1

1



7.


Сказки про животных народные и авторские.

2

1

1


8.


Баба Яга в русских народных сказках.

2

1

1


9.

Лети, лети лепесток - трудолюбие, терпение, находчивость и милосердие в сказках.

3

1

2


10.

«Доброе слово - что ясный день»

Игра «Доброе словечко»

2

1

1


11.

Сказки Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Э.Успенского

4

3

1


12.

Родительская любовь и забота в сказках Р. Киплинг «Маугли», С. Аксаков «Аленький цветочек».

4

3

1


13.

Что за прелесть эти сказки! А.С. Пушкин

3

2

1


15.

Викторина по сказкам.

1


1


16.

Инсценируем мини сценки. ( Сказки народные про животных)

4

3

1



Итого:

34

22

12












Примерное содержание курса.


  1. Вводное занятие. Что такое сказка? Чему учит нас народная сказка?
    Беседа-диалог: Может ли сказка быть живой? В сказке - живая душа народа. Сказка может любить и быть любима, она может наказывать и одухотворять, она учит добру и умению решать сложные жизненные вопросы.

  2. Что такое народная сказка? Казахская и русская народные сказки. Украинская, белорусская и другие народные сказки.

Дать понятие народной сказки. Громкие чтения сказок: «Два друга» и «Лисичка - сестричка и волк», «Летучий корабль» и «Легкий хлеб». Творческая работа: рисуем иллюстрацию к прочитанной сказке.

  1. Любимые герои казахской и русской народных сказок?

Почему казахский народ любил Алдара - Косе и Кожанасыра? Кого высмеивают в казахских народных сказках? Почему Иван - дурак так симпатичен нам?

  1. Авторские сказки и их отличие от народных сказок.

Дать понятие авторская сказка. Повторить, что такое народная сказка.

  1. И. Алтынсарин «Ворона и червяк». В. Гаршин «Лягушка - путешественница».

Диалог - рассуждения. Чем похожи герои сказок? Как вы думаете, почему И. Алтынсарин и В. Гаршин решили написать такие сказки?

  1. Русская народная сказка «Заяц хваста». Казахская народная сказка «Хвастливый заяц»

Громкие чтения. Чтения по ролям.

  1. Сказки про животных народные и авторские.

Работа по сказкам «Дружба зверей» - русская народная сказка, «Кто же самый сильный» - казахская народная сказка 1 час. Сказки М. Пляцковского «Разноцветные зверята» 1 час. Творческая работа 1час рисуем любимого героя из сказок про животных.

  1. Баба Яга в русских народных сказках.

Вопрос - ответ. Кто такая Баба - Яга? Всегда ли она отрицательный персонаж в сказках? Докажите. Вспомните друзей Бабы Яги и т.д.

  1. Лети, лети лепесток - трудолюбие, терпение, находчивость и милосердие в сказках.

Беседа-диалог по сказкам: «Алдар косе и его скупой друг», «Алдар косе и его скупой друг», «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Мороз Иванович». Практическая работа: просмотр и обсуждение фильма «Цветик - семицветик» по сказке В.Катаева. Работаем с пословицами, поговорками о трудолюбии, находчивости и милосердии.

  1. «Доброе слово - что ясный день». Игра «Вежливые слова»

Беседа-диалог: Доброе слово - доброе дерево - добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой Братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь).

  1. Сказки Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Э.Успенского.

Громкие чтения. Андерсен «Снежная Королева», Ш.Перро «Рике - Хохлик», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».

Творческая работа: «Нарисуй сказку» о чем или о ком твоя сказка? Какие краски используешь почему?

  1. Родительская любовь и забота в сказках Р. Киплинг «Маугли», С. Аксаков «Аленький цветочек».

Что такое семья? О ком в семье заботятся больше всех? Биографические портреты писателей Р.Киплинга, С.Аксакова. Выразительное чтение отрывков из сказки Р. Киплинга «Маугли». Придумать и записать свое продолжение к сказке «Маугли».

С. Аксаков «Аленький цветочек» ответы - рассуждения на вопросы: Если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?

Нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.

  1. «Что за прелесть эти сказки!» Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.

  2. Викторина по сказкам.

При составлении викторины учитывался возраст ребят, пройденный материал, предполагаемые сказки, которые дети читали до школы и с 1 по 2 класс. Обязательно используется интерактивное оборудование.

  1. Инсценируем мини сценки.

Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа, отработка сценической речи, тренинг по взаимодействию действующих лиц сказки на сцене, изготовление костюмов, реквизита и декораций. Ребята инсценируют мини сценки из народных (русских и казахских) о животных.

Почему выбраны сказки о животных? Они высмеивают и учат нас, что нельзя быть жадным, лгуном, предателем, безразличным, жестоким, невоспитанным.

Практическая работа: Организация и проведение спектакля. Спектакль для родителей и учащихся КПП и 1 классов.

Самый хороший учитель - это пример. И наши предки передавали из уст в уста подвиги героев, рассказывали детям о жизни святых подвижников. Каждый народ бережно хранил и передавал в наследство бесценные сказания о богатырях - защитниках родины, о чудесных исцелениях по молитвам к святым, о великих битвах, о победе добра над злом. Именно на таких примерах проходило становление детских характеров.




Литература к программе:

  1. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. - М., 2009

  2. Ильин И. А. Духовный мир сказки. - М., 1982

  3. Народные русские сказки. - М., 1982

  4. Андерсен Г.Х. Сказки. - М., 1988

  5. Э. Успенский Дядя Федор, пес и кот. - М., 1995

  6. Умные сказки. Казахские народные сказки. - Алматы., 2007

  7. Удивительные сказки малышам. - Ростов - на - Дону., 2007

  8. И. Алтынсарин. Сборник. - Алма - Ата. - 1971

  9. М. Пляцковский. Разноцветные зверята. - М., 2000

  10. С. Аксаков. Аленький цветочек. - М., 1998

  11. Р. Киплинг Маули. - М., 1986

  12. Наш школьный кукольный театр. - М., 1978

  13. Пушкин А. С. Сказки. - М., 2002

  14. Русские народные сказки. - М., 1958

  15. Сказки русских писателей. - М., 1977

  16. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. - М.. 1989

  17. Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. - М., 1987

  18. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». - М., 1995



© 2010-2022