- Преподавателю
- Другое
- План родительского собрания на тему Роль родителей в нравственном воспитании детей
План родительского собрания на тему Роль родителей в нравственном воспитании детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ниязбекова М.Г. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План родительского собрания №2
Школа-лицей №15 г.Астана
Класс - 10-в
Количество родителей - 16
Педагог Ниязбеква М.Г.
Дата 17.10.2015
Тема родительского собрания:
«Роль родителей в нравственном воспитании детей»
Цель: углубление понимания роли родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
Задачи:
-
расширить знание родителей о существующих стилях семейного воспитания;
-
формировать культуру общения родителей и детей;
-
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Ресурсы: (материалы, источники)
План:
1. Стили и методы семейного воспитания.
2. Роль родителей (матери и отца) в духовно-нравственном воспитании детей.
3. Функция организации досуга и отдыха.
4. Анкетирование родителей.
5. Заключительная минута.
«Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер их поведение».
Эрих Фромм.
-
Три стиля семейного воспитания:
-
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
-
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
-
При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Семья должна учить ребенка законам человеческого существования. Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания (воздействие на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли - личности):
-
Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор основан на взаимоуважении.
-
Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.
-
Метод - внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность - доверяет им.
-
Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье.
-
Поощрение и наказание.
Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения. Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда-то воспитывали. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижение и побои. На чем основана "вера" в физические наказания? Видеть сразу результат воспитания: запугать, усмирить, сделать больно. Наказание физическое выполняет роль возмездия. Желание любой ценой сломить упрямство детей. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность.
Наказать можно пристыдив ребенка, это воспитывает в нем чувство совести, чем наказывать физически лучше обратиться к совести ребенка. Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания. Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет, и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.
Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.
Временная утрата любви будет действенна для ребенка тогда. Когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.
Наказание должно не посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят. Ребенок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определенной доли родительской любви, поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребенок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным, неправильным.
Наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не нему самому.
Наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не нему самому.
Поощрение. Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел. Поощрения нужны для растущего человека. Они окрыляют, не дают остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Они укрепляют веру в детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок.
Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность - ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Задача родителей - научить радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.
Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.
Широко применяется в воспитании такой вид поощрения, как одобрение. Одобрение - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Одним-двумя словами родители способствуют закреплению положительных действий и поступков.
В каждой семье вырабатывается своя система поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем - то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала, взгляд), а может быть проявлением внимания к успехам детей, проявлением вашей родительской любви. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости от склонностей и предпочтений сына или дочки.
-
Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание).
Кто не знает такую "закономерность" чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится. Почему же так происходит?
Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Потребность в любви в нужности другому человеку - это одна из главных человеческих потребностей. Ребенок должен ее постоянно удовлетворять. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен:
-
Как хорошо, что ты у нас родился!
-
Я рада тебя видеть!
-
Я люблю, когда ты дома!
-
Мне хорошо, когда мы вместе!
Эти знаки внимания нужны детям, как пища растущему организму.
Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей:
-
Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения);
-
Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с понимаем);
-
Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным-могут развиться психоматические болезни);
-
Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками);
-
Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании).
А вы задумывались, какой из этих типов используется Вами? Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.
«Духовный учитель в десять раз важнее обычного учителя,
отец в десять раз важнее духовного учителя,
а мать в тысячу раз важнее отца».
Восточная мудрость.
-
Роль родителей (матери и отца) в духовно-нравственном воспитании детей.
Роль матери в духовно-нравственном воспитании ребенка
-
Ребенок должен быть с матерью первые пять лет. Мать не должна перекладывать свою роль в воспитании на кого-то другого (няню, бабушку, детский сад и т.д.).
-
Ребенок, отданный в школу в очень раннем возрасте, лишается теплоты, любви и руководства, которые может дать только мать.
-
Если женщина оставляет дом ради работы, то кто будет вести домашнее хозяйство? Даже если улучшится финансовое положение, в доме возникнут другие трудности.
-
Дом без женщины подобен джунглям.
-
Безответственное поведение женщины наполнило современный мир атмосферой упадка.
-
Женщины вредят самим себе, гоняясь за мимолетными наслаждениями, забыв о необходимости развивать хороший характер и возвышенные качества. Они увлечены своей псевдосвободой, которая тешит их тщеславие.
-
Быть все время занятым продвижением по службе, получением ученых степеней, не оказывать уважения старшим, отбросить страх перед злом и грехом, не обращать внимание на призывы добрых людей.
В чем заключается миссия матери
-
Нация может быть построена только на культуре женщин. Приходящее поколение формируется сегодняшними матерями. В прошлом, настоящем или будущем - во все времена женщина является стержнем прогресса, самим его дыханием.
-
Миссия матери - заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моралью и духовной подготовкой. Когда мать наполнена духовностью, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполнены ею. Если она строго придерживается морали, дети также учатся морали.
Роль матери в духовно-нравственном воспитании ребенка
-
Чистая бескорыстная Любовь является врожденной чертой женщины. Те женщины, которые привязаны к своему мужу силой Любви, воистину являются цветками, источающими редкостный аромат, такая женщина как драгоценный камень, сияющий в семье. Набеленная добродетелью, она является опорой семьи.
-
Семья для женщины должна быть священна. Это ее храм, ее место для игр, ее политическая арена, ее поле для жертвоприношений, ее место отшельничества.
-
Используя способности к различению, женщина должна участвовать только в тех действиях, которые укрепляют уважение и известность ее мужа, и будет избегать действий, которые могут запятнать его репутацию.
-
Истинное очарование заключается в добром характере. Нравственность - это само дыхание женщины, скромность - сама жизненная сила, следование истине - ее ежедневный долг. Она должна быть готова пожертвовать даже самой жизнью, чтобы отстоять свою честь, она должна укреплять и сохранять свое целомудрие преклонение перед мужем.
-
Процветание в доме зависит также от женщины. Это очень тонкий и едва уловимый момент в жизни, который необходимо знать. Если вы хотите, чтобы в доме было богатство и процветание, для этого надо сделать так, чтобы семья не жила только для своих внутренних интересов. Это тоже зависит от женщины, но не только.
-
Само умонастроение бескорыстия и открытости будет предрасполагать людей. Будет много друзей, люди тоже будут хотеть вам помочь.
-
Это умонастроение начинает развиваться со стола. Если в семье без напряжения склонны приглашать просто кого-то на обед, кормить кого-то, угощать, давать милостыню нищим, только правильно, это значит, что семья будет процветать.
-
Если семья живет корыстно, то все добрые люди отворачиваются от нее, остаются только корыстные доброжелатели, которые что-то хотят от вас для себя, а не принести вам счастье.
-
Таким образом, бескорыстие - это основа семейной жизни для процветания семьи.
В чем заключается роль отца в семье?
-
Мужчина в семье занимает главенствующую роль.
-
Мужчина воплощение долга, мудрости и дисциплины.
-
Муж должен с чувством ответственности оберегать и защищать жену и детей, должен обеспечивать семью всем необходимым, включая здоровье всех членов семьи и обучение детей.
-
Обязанность мужчин оказывать уважение и почет, которых женщина заслуживает, и стремиться, чтобы они не проливали слез.
-
Дом, где женщина проливает слезы, обречен на гибель.
-
Мужчине следует защищать и оберегать свою семью. Все члены семьи должны чувствовать себя в безопасности.
-
Также мужчина должен заботится о материальном достатке семьи.
Роль отца в семье:
-
Отец внушает сыновьям понятие - честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности - без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.
-
Любовь отца к сыну - делает мальчика спокойным и уверенным в себе. Мужчина должен отвечать за воспитание своих детей, особенно за воспитание своих сыновей. Он должен их научить любви к Родине, честности и чувству долга, мужеству, решительности. Не бояться трудностей, не убегать от них, а преодолевать, умению отвечать за свои дела и поступки, уважению и послушанию старших, уважению и хорошему отношению к женщинам, защищать слабых, трудолюбию.
-
Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе. Отец, своей любовью и заботой о дочерях воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жены, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети.
Фундамент гармоничной жизни в семье:
-
Единство, понимание и терпение в семье (Семья - это лаборатория, в которой два человека переходят от Я к МЫ. Посмотреть на ситуацию глазами любви, понимания и прощения - вот что такое священные узы брака).
-
Любовь, радость и счастье в семье (Супружество - это тренировочная площадка для взращивания Любви, которая выше чувственности. Очень важно супругам в браке достигнуть единства и гармонии не только на уровне физическом и психологическом, но прежде всего на духовном уровне. Это позволит в течение построить чистые возвышенные отношения, которые основаны на глубоком взаимном уважении, искренней преданности, сердечной благодарности за прожитые годы. Безусловно, такие возвышенные отношения отразятся на отношениях с детьми. Дети в таких семьях будут переживать чувство глубокого духовного единения и в своей дальнейшей жизни сохранят вкус к чистоте духовных отношений и смогут создать прекрасные семьи).
-
Служение, долг и ответственность в семье (Бескорыстное служение - это фундамент семейной жизни, на котором может быть построено счастье и процветание семьи).
Качества хорошей семьи:
-
Имеют огромную любовь, понимание и единство;
-
Все выполняют свой долг в семье и перед обществом;
-
Живут в радости и мире;
-
Имеют хорошее общение в семье;
-
Живут духовно-нравственными ценностями.
Воспитание в сотрудничестве:
-
Как завоевать послушание ребенка?
-
В сердце ребенка находится высшее Я, он интуитивно знает ИСТИНУ, как бы мал он не был.
-
Если мама говорит неправду, то ребенок не может слушаться.
-
Если папа говорит одно, а делает другое, то ребенок не может слушаться.
-
Если с ребенком лукавят, занимаются политикой, то ребенок не может слушаться.
-
Если мама говорит ребенку быть послушным, а сама не слушается папу, то ребенок не может слушаться.
-
Добиться послушания ребенка невозможно без сотрудничества и работы над собой.
-
Любить любого ребенка, ибо Любовь есть преобразующая сила.
-
Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть.
-
Восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка.
Воспитание девушек:
-
Молодым девушкам, вступающим во взрослую жизнь надо поразмыслить над тем, что является целью их жизни: карьера, богатство, развлечение, праздность или создание счастливой семьи?
-
Самые главные роли, которые должны сыграть женщины в своей жизни - это роль матери, жены. На работе всегда можно найти лучшую замену женщине. Но в семье женщину не заменит никто, поэтому каждой девушке необходимо получить истинные знания о долге и обязанностях матери и жены.
-
Рождение в семье девочки всегда было благословением Небес. Родители знали, что с ее рождением в семью пришла сама Любовь, радость, божественный свет. И сегодня, во времена, когда почти утрачены знания о жизни в гармонии и счастье, девочки неосознанно с детства склонны проявлять свою природу: они послушнее мальчиков, лучше учатся, стараются создавать вокруг себя красоту и гармонию, заботливы и добры.
-
Девочка, которой с детства привили все необходимые умения и помогли раскрыть качества женской природы, становится хранительницей счастья всех людей. Чистота и благочестие женщины способны защитить не только ее род, но и весь народ.
-
Психическая сила представительниц прекрасного пола в несколько раз превышает психическую силу мужчин. В этом закон гармонии: мужчина сильнее на физическом плане. Женщина - на психическом. Это значит, что мысли женщины ее желания и молитвы оказывают на окружающий мир гораздо более сильное влияние.
-
В древности считалось, что мысль женщины приравнивается к действию мужчины. Издревле известно, что жена способна защитить своего супруга, находящегося на поле боя, одной своей чистотой и верностью ему. Ее женская сила окружала мужа непробиваемой защитной стеной. Такие мужчины возвращались домой невредимыми из любых сражений: даже если в него летели сотни стрел, они просто пролетали мимо. Подсознательно мы это понимаем и сегодня. Женщина действительно обладает способностью возвысить мужчину до небывалых высот, если она чиста и разумна. Как гласит известное изречение: - «Женщина может превратить любого глупца в мудреца, а мудреца - в глупца».
-
Важные качества, которые должна развить в себе девушка: целомудрие, скромность, жертвенность, сострадание, уважение к старшим
3. Функция организации досуга и отдыха.
-
Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
-
Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Таким образом, расширяется кругозор ребенка.
-
Самой доступной и легкой формой досуга является просмотр телевизионных передач. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.
4.Анкетирование родителей. Прошу вас ответить га вопросы анкеты.
5. Заключительная минутка. Звучит спокойная музыка. Прошу вас закрыть глаза, вспомнить, о чём мы говорили сегодня, сохранить в своём сердце всё доброе и хорошее.
Напишите, пожалуйста отзывы о сегодняшней встрече. Что вам сегодня понравилось? Что не понравилось? О чем бы вы хотели еще поговорить на следующих встречах?
Интерактив
ная доска, презентация