- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: Методы обучения и воспитания
Доклад на тему: Методы обучения и воспитания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чибисова В.Е. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
«Методы обучения и воспитания».
Подготовила учитель географии
Нестиарской школы
Чибисова Валентина Евгеньевна
2014 - 2015 год
Методы обучения.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Приемы обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Классификация методов обучения.
-
По уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)
Пассивные (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)
Активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой)
-
По источнику получения знаний (Верзилин Н.М.,Перовский Е.И.,Лордкипанидзе Д.О.)
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)
Наглядные (применения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств)
Наглядные методы подразделяются условно на 2 группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические (упражнения, практические, лабораторные работы)
-
По дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П.)
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков;
Методы применения знаний;
Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
-
По характеру познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)
Объяснительно- иллюстративные (информационно- рецептивные)
Репродуктивные
Проблемного изложения
Частично - поисковые (эвристические)
Исследовательские
-
На основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)
- словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)
- наглядные (демонстрация, иллюстрация)
- практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)
- логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)
- гностические (исследовательские, проблемно - поисковые, репродуктивные)
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельностью
- методы устной, письменной и машинной проверки знаний и умений, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно - познавательной деятельностью
-
На сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (Махмутов М.И.)
Методы преподавания (информационно - сообщающие, объяснительные, инструктивно - практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие)
Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые)
Средства обучения
Средства обучения (дидактические средства) - это источники получения знаний, формирования умений.
Классификация средств обучения
-
По чувственной модальности
- визуальные (зрительные): таблицы, карты, натуральные объекты и пр.
- аудиальные (слуховые): радио, магнитофоны, музыкальные инструменты т.п.
- аудивизуальные (зрительно-слуховые): звуковой фильм, телевидение и т.п.
-
По нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика
Простые средства:
- словесные (учебники и другие тексты)
- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)
Сложные средства:
-
Механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.)
-
Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)
-
Аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видио)
-
Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети)
Формы обучения и формы организации обучения
Форма обучения -внешняя сторона организации учебного процесса
-
По количеству обучающихся
Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные, внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные
Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена, процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
-
По доминирующей цели обучения (Андреев В.И.): вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
-
По дидактическим целям (Онищук В.А.): теоретические, практические, трудовые, комбинированные
-
Индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение)
-
Коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)
-
Индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно- практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектирование, дипломное проектирование и др.
Структура урока
Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой
Классификация типов уроков
-
По содержанию и способу проведения учебных занятий (Казанцев И.Н.)
- по содержанию уроки математики, например, подразделяются на алгебру, геометрию и т.д.
- по способу проведения: уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.
-
По логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (Иванов С.В.)
- вводный урок
- урок первичного ознакомления с материалом
- урок усвоения новых знаний
- урок применения полученных знаний на практике
- урок закрепления, повторения и обобщения
- контрольный урок
- смешанный, или комбинированный, урок
-
По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (Махмутов М.И.)
- уроки изучения нового учебного материала
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков
- уроки обобщения и систематизации
- комбинированные уроки
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
-
По преобладающему компоненту урока (Журавлев В.И.)
- урок усвоения нового материала
- урок закрепления
- урок повторения
Урок проверки, контроля знаний
-
По дидактической цели (Есипов Б.П., Огородников И.Т., Щукина Г.И. и др.)
- урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний
- урок закрепления знаний
- урок выработки и закрепления умений и навыков
- обобщающий урок, урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок)
Виды обучения.
Вид обучения -это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение- вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое обучение - вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств, на веру.
Проблемное обучение - вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее обучение - вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Эвристическое обучение - вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно ориентированное обучение - вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное обучение - вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебой деятельности, воплощенной в обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.
Модульное обучение - вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации- модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное обучение - вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования
Методы воспитания.
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Ю.К. Бабанский и ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории обучения.
Прием воспитания - это составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.
Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании.
Педагогическая технология (в воспитательной работе)- это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.
Педагогическая техника - это комплекс умений педагога владеть собой своими эмоциями, поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.
Средства воспитания - это сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам также относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Средствами воспитания являются различные виды деятельности, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Формы воспитательной работы: праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа, конференция учеников и т.д.
Классификация методов воспитания.
Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
-
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия, диспут, метод примера внушение. Основная функция данных методов состоит в формировании отношений установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников - всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях.
-
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающей ситуации. Методы данной группы реализуют принцип воспитания в деятельности.
-
Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью этих методов педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых.
-
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Эти методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
Виды внеурочной деятельности.
-
познавательная деятельность (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей). Формы внеурочной работы: экскурсии, обзор литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции и т.д.
-
ценносно-ориентированная (формирование отношения к миру, убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм). Формы внеурочной работы: беседы, классные собрания, дискуссии
-
общественная (участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в трудовых, политических акциях). Формы внеурочной работы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники.
-
эстетическая (развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности). Формы внеурочной работы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, посещение театра.
-
досуговая(развивающий отдых, спортивно - оздоровительная деятельность). Формы внеурочной работы: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.
Формы воспитания.
Форма воспитательной работы - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону (кто, где, когда ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками).
Типы форм воспитательной работы.
-
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые,
-
По основному виду деятельности (Щуркова Н.Е.): познавательной деятельности, трудовой, общественно - полезной, эстетической, физкультурно - оздоровительной, ценностно - ориентированной
-
По методу воспитательного воздействия (Болдырев Н.И.): словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы), практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа), наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты)
-
По воспитательной задаче
-
Формы управления и самоуправления школьной жизнью: собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.
-
Познавательные формы: экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.
-
Развлекательные формы: утренники, вечера, капустники и др.
-
По преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога:
1. Словесно - логические: беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции
2. Образно-художественные: такие дела воспитанников (концерт, спектакль, праздник), где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально - нравственные, эстетические
3. Трудовые: ежедневные уборки, ремонт школы, разбивки и устройство сада, организация фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра
4. Игровые: игра, совместный отдых, содержательное развлечение
5. Психологические: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации
Обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия.
Организация воспитательного мероприятия.
-
Определения темы, задач, формы мероприятия
-
Предварительный сбор материала, если того требует содержание дела
-
Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел
-
Подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа
-
Проведения дела - обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание
-
Анализ и самоанализ педагога
Технология воспитания, мастерство.
Технология воспитания - направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Технологией надо называть такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой специалист - педагог.
Технологичный подход к воспитанию характеризуется такими критериями: конкретность диагностичность целей, алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей, наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания
Мастерство педагога - сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Группы педагогических умений:
гностические (познавательные и диагностические),
конструктивные (умение проектировать, планировать, т.е. определять цели, содержание, средства, методы, и формы работы с учениками)
организаторские (руководить разными видами деятельности, инструктировать, распределять и т.д.)
коммуникативные
прикладные (рисовать, играть на сцене, фотографировать, петь, сочинять стихи)