Брифинг Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения

Брифинг - короткая пресс-конференция. Пресс-конференция - собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемое для какой-либо важной информации, для ответов на вопросы. В брифинге принимают участие:  эколог, выпускник,  медицинский работник, экономист. В их роли выступают учащиеся 9 – 11 классов, подготовившие свои выступления заранее.  Презентация и видеофильм используется  для наглядного представления проблемы утилизации бытовых отходов Цель: воспитание чувства любви к ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Брифинг

"Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения"

Брифинг Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения

для учащихся 9-11 классов





Автор:

Худякова Татьяна Николаевна

учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ с. Зуевка




Зуевка2013


Краткая аннотация


Брифинг - короткая пресс-конференция.
Пресс-конференция - собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемое для какой-либо важной информации, для ответов на вопросы.

В брифинге принимают участие: эколог, выпускник, медицинский работник, экономист.
В их роли выступают учащиеся 9 - 11 классов, подготовившие свои выступления заранее.

Презентация и видеофильм используется для наглядного представления проблемы утилизации бытовых отходов

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф. Жолио - Кюри

Задачи:

Образовательная:

  • Изучить проблему ликвидации твердых бытовых отходов, предложить пути ее решения и научиться обращаться с ТБО.

Развивающая:

  • Развивать навыки исследования, определив общее количество бытовых отходов населенного пункта - села и их процентное распределение по разным категориям.

Воспитательная:

  • Вместе с обучающимися попытаться найти ответ на вопрос "Что могу сделать я в решении данной проблемы?"

Оборудование: Образцы твердых бытовых отходов, относящихся к разным категориям: бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина; таблица, отражающая анализ бытовых отходов нашего села, мусорные ведра разных цветов, конверты с вырезанными словами, листы с вопросами.

  • Персональный компьютер

  • Мультимедиапроектор

  • Презентация и видеоролик в программе Microsoft Office PowerPoint 2007

Метод: создание проблемной ситуации, доклады учащихся, практическая работа.

Урок: комбинированный (В роли ведущего выступает учитель; в роли эколога, медицинского работник, экономиста - учащиеся 11 класса)

Ход брифинга:

  1. Демонстрация видеофильма.

Ведущий

Уровень жизни большинства россиян благодаря экономическому подъему растет, но качество жизни, - а важнейшим его параметром являются экологические условия работы и проживания, влияющие на здоровье и продолжительность жизни, - остается прежним или даже падает. Все хотят, и совершенно справедливо, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, питаться натуральными продуктами. Современная экономика поощряет расточительство, новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но еще годные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Вопрос: "Куда деть мусор" становится все актуальнее. Как грибы растут нелегальные и полулегальные свалки, отравляющие наши воздух и воду. Если не произойдет решительных изменений, то наша зеленая планета почернеет.

Для любого населенного пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность, нормальное функционирование хозяйства с точки зрения общественной санитарии и гигиены, а так же условия жизни населения.

Ребята, как вы думаете:

  1. Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)

  2. Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)

  3. Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ - мусороведение.)

А как обстоят дела в нашем селе - давайте послушаем. Слайд 1

Ученик

Развитие чувства любви к родной земле начинается с углубленного изучения своей Родины, своего края, района, города, села. Мы должны свято хранить творения рук своих, реликвии прошлого, народного величия и многовековой славы его, хранить и беречь всё то, что нас окружает. В волжских степях раскинулось живописное село Зуевка - наша малая Родина. Мы любим наше село за широту её полей, за богатство красок, за прекрасные летние зори.

Из года в год Зуевка хорошела и процветала: здесь строили жильё с резными крылечками на улицу, окна обязательно со ставнями. Под стать своим домам были и жители села: трудолюбивые, доброжелательные, гостеприимные. Росло село, росли проблемы. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых банок, оберточной бумагой, заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой, вышедшей из строя техники. Общий термин для всех материалов, которые мы выбрасываем - твердые бытовые отходы.

Ведущий

Изучением проблемы твердых бытовых отходов в нашем селе занимались выпускники 2012 года. Давайте дадим им слово.

Выпускник

Видят ли наши односельчане в этом проблему? Мы решили с помощью опроса узнать у них. Слайд 2 В ходе опроса выявлено, что проблемы есть, их много и для их решения нужны большие денежные вложения. Большой процент опрошенных (28%) считают, что наиболее актуальной на данный момент является проблема мусорных свалок.

Выявив актуальную проблемы села, мы решили совершить путешествие вокруг села. Слайд 3 И не ожидали, что все намного серьезнее, чем предполагалось. Сразу возникло желание что-то сделать. Как остановить людей «рубить сук, на котором сидим». Было очень обидно, что наша администрация бездействует. Так ли это?

Мы решили выяснить в местной администрации Слайд 4

В ходе беседы мы узнали об огромной проблеме для пожилого населения вывозе мусора с подворья. Не у всех есть транспорт, и многие несознательные люди несут мусор в ближайшую лесопосадку. Наша глава администрации похвалила за поднятую проблему и предложила работать сообща. При повторном визите она рассказала о том, что при поддержке Центра занятости населения муниципального района сформирована бригада из 10 человек, которая будет работать в течение года на территории нашего села. Основными обязанностями этой бригады: обрезка деревьев и вывоз их на свалку, сбор мусора по улицам в определённое время. Работа будет оплачиваться из средств местного бюджета. Мы в свою очередь рассказали, что изготовили и установили в самых людных местах щиты с экологическими лозунгами.

Ученик

А как обстоят дела в целом у нас в стране?

Ведущий

Давайте предоставим слово экологу.

Эколог

В наше время в условиях постоянного роста городов, когда человек в течение многих часов находится в окружении искусственной среды из стекла, пластика и железобетона, роль природы особенно важна.

Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Мир изменяется, но не настолько, чтобы избавить человека от необходимости выносить мусор. Этого мусора становится все больше. На сегодняшний день в городах и селах страны накопилось 55 млн. т. бытовых отходов - и то только на зарегистрированных свалках. В Москве ежегодно образуется около 2,5 млн. т. твердых бытовых отходов и около 6 млн. т. промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50% промышленных отходов подвергается переработке.
Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и т. д.).
В черте Москвы находится 108 свалок, каждая занимает от 6 до 50 га земли. Такая же ситуация и у нас. В целом по стране более 20 тыс. га. занимают свалки. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраиваются жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться биогаз - результат разложения органических веществ - создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.

На свалках в большом количестве размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.
Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух, почва и грунтовые.

В нашем районе тоже такая же ситуация. Районный отдел экологии собрал документы для участия в областной программе по очистке территории района до 2020 года. Если выигрываем грант, то по этой программе выделятся средства, которые будут вложены в благоустройство города и сел района. В селах планируется поставить ёмкости для мусора, выделить транспорт, который будет вывозить его на специально отведенное место.

Ученик (вопрос)

Моя соседка рассказала, как однажды корова пришла с пастбища домой, а на ноге консервная банка. Пришлось с риском для жизни разрезать «железный ботинок» специальными ножницами.

Это случай не единичный. Плохо когда домашний скот забредает на такие свалки. А как же человек, который живет рядом с такими свалками?

Ведущий

А на этот вопрос мы попросим ответить медицинского работника.

Медицинский работник

Исследователи ответили на этот вопрос вполне однозначно - у беременных женщин, живущих близ мест захоронения токсичных отходов, возрастает риск родить ребенка с серьезными врожденными дефектами. Матери жившие в радиусе 3 км от свалок с токсичными веществами, у их детей на 33 % была повышена вероятность развития расщелины позвоночника, сердечной недостаточности и других пороков развития. Медицинское исследование взрослых людей, проживающих близ свалки, показало, что у них повышена частота заболеваний - ушными инфекциями, бронхитом, астмой, ангиной, высыпаниями на коже. Они страдают постоянным кашлем, тошнотой, неустойчивой походкой.

В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга - опустошаются, изменяется их строение. А красный костный мозг разрушается.

Эколог

Я продолжу. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Слайд 5

Сейчас идёт широкое использование пластика в промышленности и повседневной жизни. Но, к сожалению, способы утилизации пластика в нашей стране не достаточно разработаны. Обычная пластиковая бутылка гниет 100 и более лет, полиэтиленовый пакет - примерно столько же, алюминиевая банка - до 500 лет

Мы знаем, что пищевые отходы перегнивают по прошествии нескольких дней. При смешивании пищевых отходов с жестяными банками, пластмассой и пенопластом начинаются химические реакции. Они вызывают риск заболеваний, загрязняют воду и разрушают озоновый слой. Уже сегодня человечество произвело столько отходов, что для их утилизации в естественных условиях потребуется несколько тысяч лет. Существующие в нашей стране законы запрещают сжигать мусор во дворах и мусорных баках, требуют вовремя вывозить мусор и предписывают дворникам убирать на помойках. За нарушение правил предусмотрены достаточно серьезные штрафы. Каждый житель должен понимать, что, если он вынес мусор за пределы своей собственности, то проблема для него не решена быстро и безболезненно. Создается свалка в окружающей нас среде. Именно в этот момент банальный мусор, становится проблемой, и на наш взгляд - глобальной. Слайд 6

Ведущий.

Что необходимо сделать для сохранения природы?

Экономист

Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.

Ведущий

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? У вас на партах лежат конверты, из слов составьте лозунги по нашей тему.


«Будьте активными защитниками природной среды»
Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов…
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)
Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …)
Украшайте в зеленый наряд города и села.

Ученик

Слайд 7 Окружающая нас среда: вода, воздух, земля, устали, у них нет больше сил бороться с совершенным уровнем цивилизации. Природа не способна служить резервуаром для хранения огромных количеств вредных продуктов.

За долгое время своего существования Земля научилась перерабатывать природные отходы. Птицы используют упавшие ветки и листья, чтобы свить гнездо, микроорганизмы и черви в почве вырабатывают гумус, который является пищей для растений.

Отходы не должны выделяться в окружающую среду более интенсивно чем природа может их разложить, переработать или по крайней мере обезвредить.

Но люди производят так много мусора, что природа не в состоянии с ними справиться.

Помочь природе может только человек.

Ведущий

Третье тысячелетие человек живёт на земле, и влияние его на природу велико. Как результат этого влияния - экологические проблемы, которые касаются сейчас не только ученых, но и каждого из нас. Принимая во внимание несомненную опасность бытовых отходов и стихийных бытовых свалок, необходимо заинтересовать как отдельных людей, так и всего населения в решении этих проблем, проводить информацию населения о состоянии окружающей среды, сформировать новый образ жизни. Давайте вместе внесем и другие предложения по улучшению экологического состояния нашего села: (ученики зачитывают эти предложения) Слайд 8

  • необходимо совершенствовать систему непрерывного экологического образования населения;

  • изыскать средства и убрать стихийные свалки, установить достаточное количество мусорных контейнеров;

  • воспитывать культуру населения - выбрасывать мусор только в контейнеры или урны;

  • доводить до сведения населения информацию о возможных способах вторичного использования бытовых отходов;

  • учащимся школы села уделять внимание экологическим вопросам.

Эколог

А сейчас мы все вместе попробуем отсортировать приготовленный мусор.

Практическая работа "Сортировка мусора":

Цель: привить навык сортировки отходов.

Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.

  • белый - для бумаги

  • голубой - пищевые отходы

  • красный - металлы

  • зеленый - пластмассы

  • желтый - стекло

  • фиолетовый - дерево

2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют "синтетическую древесину";

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

Вывод. Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами.

Ведущий

Природа - это чудо. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь»

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету.

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли, человек? А.Плотников

Рефлексия.

Оцени предлагаемые вопросы по 5 - бальной шкале: (Всем присутствующим раздаются листочки с вопросами)

1. Тема конференции для меня актуальна.

2. Новизна представленной информации

3. Задумывался ли ты ранее о проблемах экологии села?

4. Появился ли интерес к этой теме сейчас?

5. Что ты лично можешь сделать для решения выявленных проблем?

6. Ваши пожелания и предложения по проведению подобных мероприятий.












Литература:

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. / Изд. Ярославль: Акад. разв., 1998

2. Алексеев С.В. Практикум по экологии. / Изд. М: АО МДС, 1996.

3. Воронков Н.А. Основы общей экологии. / Изд. М: Агар, 1997.

  1. Володин В. Энциклопедия для детей Том 19 Экология, Москва Авента+2004

  2. Дрейер А. А., Сачков А. Н., Никольский К. С., Маринин Ю. И., Миронов А. «Твердые

промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка», Москва, «Экология

городов», 1999.

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология - наука XX века». Москва, 1999 г.

  2. Нормативно-правовые документы и методические рекомендации в области обращения с отходами производства и потребления. Самара 2009

  3. Фото авторов.

  4. Интернет - сайты:

  5. экологический портал ХМАО - Югры: ecougra.ru/othody/o-poryadke-vedeniya- regionalnogo-kadastra-othodov/o-poryadke-vedeniya-regionalnogo-kadastra-othodov;

  6. Владимир Выговский: Журнал статей / Общие/ Законодательство РФ об отходах:

yandex.ru/yandsearc

© 2010-2022