Обобщение опыта Система работы по развитию речи на уроках ОПК

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Обобщение опыта на тему:

«Система работы по развитию речи на уроках

«Основы православной культуры »










Учитель: Юкова Наталья Михайловна



















Содержание:

1. Теоретический аспект с. 3

2. Практический аспект с. 4 - 10

2.1. Методика использования произведений живописи в речевом развитии обучающихся с. 4 - 6

2.2. Упражнения и методические приемы для развития речи на базе художественного текста с. 7 - 8

2.3. Виды работ по развитию речи с использованием ИКТ с. 9 -10

3. Заключение с. 11

4.Литература, Интернет-источники с.12









1. Теоретический аспект

Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности - чтением, слушанием, говорением и письмом.
На первый взгляд может показаться, эта задача неактуальна - все обучающиеся в определённой мере уже владеют родным языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски.
Однако на уроках я столкнулась с такой проблемой, как ограниченные речевые возможности обучающихся: многие с трудом читают, плохо понимают прочитанное, не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию.
Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.
Одна из основных задач, которую я ставлю на уроках «Основы православной культуры» в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником.






2. Практический аспект


2.1. Методика использования произведений живописи в речевом развитии учащихся


Живопись, как особый вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств, знакомит обучающихся с действительностью, вместе с тем, воспитывает любовь к родной природе, уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Работа по произведениям живописи имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков.
Каждая картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений, для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий, представлений. Всё это способствует развитию воображения, интеллектуальных способностей и речи учащихся.
Упражнения по развитию речи идёт в трёх направлениях:
1. Работа по картине расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения.
2. Зрительные и моторные образы, которые даёт картина, вызывают у детей эмоции, чувства и воспитывают образность, яркость речи.
3. Работа по картине помогает детям научиться грамотно строить предложения.

Предварительная беседа активизирует внимание учеников и подготавливает их восприятие. В предварительной беседе следует использовать непосредственные впечатления детей и их опыт. Она должна быть краткой, но содержательной.
Второй момент - молчаливое рассматривание картины - должен быть хорошо подготовлен как предварительной беседой, так и правильным показом картины. Учащиеся рассматривают картину в течение 1-3 минут. В это время они могут обмениваться друг с другом своими впечатлениями от картины.
Учитель прислушивается к репликам детей и начинает беседу с того, что учеников больше всего заинтересовало.
В беседе учитель помогает детям глубже и яснее понять содержание картины: определить взаимоотношения действующих лиц и их переживания. Синтезирующим моментом в работе по картине является определение названия картины. Это очень важная часть работы, так как в выборе заглавия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Кроме того, подбор заглавия является прекрасным упражнением для выработки умения выражать свои мысли в сжатой форме. Не нужно ограничиваться только одним названием. Пусть дети придумывают разные названия, сопоставляют их между собой и выбирают наиболее удачное.
Последним этапом в работе над картиной является устный рассказ по всей картине или написание сочинения. При обучении устному и письменному рассказу приходится постоянно помнить, что обучающихся необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определенным содержанием, оставлял целостное впечатление, то есть был бы композиционно строен.

В своей работе я использую следующие упражнения:

Упражнения для развития ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений:

• Рассматривание картины без предварительной установки учителя.
• Рассматривание картин под музыкальное сопровождение, например, при изучении темы «Христианская семья» учащиеся слушают песню «Мамино сердце» и смотрят фотографии картин разных художников, на которых изображены мамы, после этого идет обсуждение. (Приложение 1)
• Сравнение картин, близких по теме, например, при изучении темы «Подвиг», можно познакомить учащихся с житием Сергия Радонежского (картина А. Харитонова «Сергий Радонежский» и картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). (Приложение 2)

• Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах.

Например, знакомство с творчеством М.В. Нестерова. (Приложение 3)
Следующая группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств:
• Объяснение названия картины.

• Придумывание названия картины.

• Сравнение названий придуманных детьми с авторским.
• Выбор названия картины из нескольких заголовков предложенных учителем (Какое из названий более точно отражает содержание картины?)
• Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.
• Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения (С помощью каких средств художник смог выразить такое настроение?)
• Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
• Анализ структуры текста, созданного на основе картины (Разделите текст на части. Определите, как связаны части текста между собой. Найдите слова, помогающие соединить предложения в тексте.)

Одна из групп упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
• Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися (какие из данных слов уместно употребить для описания картины «Витязь на распутье»: витязь, воин, богатырь, силач, всадник, храбрец, военный, атлет, солдат, боец, вояка).
• Подбор слов по определённым микротемам. (Например, при характеристике образа на картине Крамского «Портрет сказителя былин»: глаза - внимательные, задумчивые, усталые; нос - крупный, большой; лицо - морщинистое, продолговатое, задумчивое).
Я считаю, что систематическая работа над произведением живописи способствует развитию речи школьников, а также через приобщение обучающихся к живописи идёт становление и развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся.

Обучающиеся могут осуществить выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения. Могут проанализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства, определить средства выразительности; свободно и правильно излагать свои мысли.
Все это позволяет школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определённых мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.






























2.2. Упражнения и методические приемы

для развития речи на базе художественного текста


Приведу некоторые примеры упражнений и методических приемов, которые я использую на уроках основы православной культуры для развития речи учащихся на основе художественного текста:

1.Учащимся предлагается послушать романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», а затем учащиеся должны сформулировать тему урока. (Приложение 4)

2.При изучении темы «Человек и Бог в православии», учащимся предлагается прочитать стихотворение Г. Державина «Бог» и составить небольшой рассказ о свойствах Божиих. (Приложение 5)

3.Определить характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение и др.) Например, при изучении темы «Чудо в жизни христианина» читается отрывок из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». (Приложение 6)

4.Определить стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).

5.Подобрать пословицу или поговорку к библейским фразам, такое задание может быть использовано при изучении темы «Библия и Евангелие». (Приложение 7)

6.Прослушать песню и сказать к кому обращается солдат? Что он просит у Бога? Такое задание можно использовать при изучении темы «Молитва» или «Защита Отечества». (Приложение 8)

7.Сформулировать главную мысль притчи. (Приложение 9)

8.Разгадывание загадок, например при изучении темы «Храм». (Приложение 10).

9.При изучении темы «Храм» можно дать такое задание: прослушайте песню и составьте несколько предложений о храме Покрова на Нерли. (Приложение 11)

10.При изучении темы «Совесть и раскаяние»: прочитайте рассказ писательницы Валентины Осеевой «Кто наказал его?» и найдите предложение, в котором сформулирована тема. (Приложение 12)

11.Прочитать стихотворения и сказать о каких исторических личностях идет речь, доказать свой ответ, например, при изучении темы «Защита Отечества». (Приложение 13)

12. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их.

13. Во время изучения темы «Как христианство пришло на Русь» обучающимся предлагается прослушать песню «По промыслу Божьему» и выбрать те прилагательные из текста песни, которые можно применить со словом Русь. (Приложение 14)

14.При изучении темы «Православие о Божьем суде»: прочитать стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...», ответить на вопрос: Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения? (Приложение 15)

14. Найти в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.

15. Просмотреть текст и выбрать ключевые слова для передачи его основного содержания.

16. Выписать из текста предложения, которые передают основное содержание текста.

17. Отметить известную вам и новую информацию в тексте.

18. При изучении темы «Монастырь» дается опережающее задание: выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения? Читая текст, проверьте свои гипотезы, пополните свои представления о теме урока. (Приложение 16)

19.Подготовить развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов.

20. Прочитать сказку, рассказ, стихотворение и т.д. и написать «письмо» автору, в котором можно задать ему любые вопросы или поблагодарить, чем-то поделиться.

Речь должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у обучающихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим, поэтому необходимо использовать на уроке разнообразные упражнения и методические приёмы. В процессе работы на уроках «Основы православной культуры» дети знакомятся или расширяют знания о речевых стилях русской классической и духовной литературы, развивают индивидуальные способности к речевому творчеству, и самое главное, у детей закладывается основы духовно-нравственного воспитания.







2.3. Виды работ по развитию речи с использованием ИКТ


Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности обучающихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.

Наиболее доступным средством для развития речи учащихся на уроках «Основы православной культуры» является программа Power Point для подготовки презентаций.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные схемы, таблицы, иллюстрации и цитаты. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Она даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной, повышение интереса к изучению предмета, возрастание мотивации к учёбе.

Приведу основные виды учебных работ с использованием презентаций на уроках «Основы православной культуры»:

1. Работа со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются на слайдах картины, фотографии и т.п.

  • Устный монолог, в котором участвующий играет роль одного из персонажей картины. Эта работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; насколько интересно, ярко, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; грамотна ли его речь.

  • Устный рассказ по иллюстрациям.

Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом. Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае иллюстрации следует воспроизвести на слайдах заранее, например, при изучении темы «Любовь и уважение к Отечеству» обучающийся рассказывает по иллюстрациям об Евпатии Коловрате. (Приложение 17)

  • Письменный рассказ по картине.

В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории.

Прошу детей подготовить устный рассказ по картине дома, тогда совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять.

Оцениваю, прежде всего, наблюдательность, грамотность речи, логику высказывания.

2. Творческие работы на основе личных впечатлений.

Учу детей писать и говорить о том, что он пережил лично, что стало фактом его жизни, что он пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.

3. Устная и (или) письменная газета.

Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в селе, где они живут.

Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

4. Доклады и сообщения.

Доклады и сообщения могут сопровождаться презентацией.

5. Пересказ художественного текста от имени героя.

Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной, так и устной. Обращаю внимание на удачные образцы речи детей.

Использование презентаций на уроке помогает решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению;

оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Таким образом, мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.




3. Заключение


Целенаправленная и систематическая работа по формированию речи способствует значительному росту умения правильно выражать свои мысли. На примерах художественной культуры ребята учатся определять нравственное и безнравственное поведение, давать правильную оценку поступкам и событиям, делать выводы.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения, методические приемы по формированию речи.

Вся работа находит отражение в следующих результатах:

У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

Обучающиеся выполнили мини-проекты по темам: «Чудеса России», «Рождество Христово в живописи», «Защитники Отечества»

Организовали выставку рисунков к празднику Пасха в местном храме.

Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях.

Обучающиеся узнают много нового об основах православной культуры, что позволит им в дальнейшем более успешно осваивать такие предметы, как литература, история, музыка, изобразительное искусство и т.д., так как православная культура лежит в основе истории нашего государства.















Литература:


1. «Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы» Луцева Е. А., Мажарова М. М.

2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; /, Издательский центр «Академия», М., 2000.

3. Педагогические технологии на основе информа­ционно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школь­ных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)



Интернет-источники:


  1. svetoch.ucoz.ru/

  2. rusedu.ru/

  3. proshkolu.ru/


© 2010-2022