Понятие профессиональной компетентности будущих социальных работников

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие профессиональной компетентности будущих социальных работников

Аннотация. В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность», что свидетельствуют о сложности и неоднозначности анализируемого феномена. Компетентность социального работника как интегративная характеристика складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. Компетентность социального работника - это новое качество как результат сочетания знаний, умений, навыков и отношений к выбранной профессии.

Annotation. Now in scientific literature there is no unambiguous approach to concept "professional competence" definition that testify to complexity and ambiguity of an analyzed phenomenon. Competence of the social worker as the integrative characteristic consists of system of the interconnected and interdependent competences. Competence of the social worker is a new quality as result of a combination of knowledge, abilities, skills and the relations to the chosen profession.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, компетенция, интегративность.

Keywords: professional competence, competence, competence, integrativnost.

В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности.

Частично проблема формирования профессиональных компетентностей будущих социальных работников уже раскрыта учёными (В. Андрущенко, А. Богуславская, Н. Демьяненко, В. Кремень, И. Добрянский, Г. Згуровский, С. Сысоева, Г. Степко, Л. Таважнянський, Ю. Терещенко и др.).

В широком аспекте ученые выделяют области, развивающие компетентность человека, такие как учеба, работа, сфера заботы о здоровье, культура, политика, окружающая среда. Формирование такой компетентности осуществляются в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях профессиональной подготовки, при воспитании в семье, через средства массовой информации, в культурно-просветительских учреждениях и через все виды деятельности человека, способствующие выполнению индивидуумом его активной гражданской роли. Переход к такому широкому пониманию компетентности человека открывает большие перспективы для развития новых стратегических идей и действий. Содержание профессиональной компетентности является величиной динамичной, основа ее закладывается на этапе обучения в образовательных учреждениях, в профильных классах, в вузе и продолжает развиваться на протяжении всей профессиональной жизни.

Исходной позицией в определении содержания понятия «профессиональная компетентность социального работника» является общепринятое толкование понятий «компетентность», «компетентный», «компетенция», отраженное в энциклопедиях и справочных источниках. Анализ различных подходов к осмыслению указанных категорий выявил достаточно широкий спектр вариантов.

В современной психолого-педагогической литературе понятие профессиональная компетентность используется довольно широко. Понятие "компетентность" употребляется в самых разнообразных контекстах и понимается по-разному как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Слово «компетентный» (competent - с лат. (соответствующий, способный) означает: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области. Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность» [1, с. 112].

Компетентность включает в себя следующие характеристики: осведомленность; знания; способность; опыт; соответствие; полномочия; полноправие. Хотя термины «компетентность», «компетенция» достаточно традиционны для лексической практики, однако содержательную направленность они приобретают только в 70-е годы ХХ века.

Таким образом, компетентность - это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая об её способности и готовности выполнять какие-либо функции в пределах определенных компетенций. Компетенция - это информационная осведомленность, наличие знаний, умений, способов деятельности в конкретной предметной области, с одной стороны, а также совокупность полномочий и прав, с другой стороны. Мы считаем, что отождествлять понятия «компетентность» и «компетенция» нецелесообразно, так как в профессиональной практике они несут разную смысловую нагрузку. Компетентность - более широкое, более емкое понятие, чем компетенция.

Исследователи утверждает, что компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи; для компетентного специалиста характерно наличие аналитического мышления, позволяющего ему критически относиться к содержанию и характеру деятельности, способам ее осуществления, принятию решения; компетентность подразумевает постоянное расширение общекультурного и профессионального кругозора; предполагает содержательный и процессуальный компоненты. Нам близка идея, что компетентность - мобильность знания, плюс гибкость метода, плюс критичность мышления.

В одной из последних работ А. К. Марковой уточняется определение профессиональной компетентности как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов [2, с. 59].

А.К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения;
- личная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять свой труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом [2, с.61].

Специальная компетентность связана с профессиональной деятельностью, социальная - с профессиональным общением, личностная - с профессионально важными личностными качествами, индивидуальная - с целостным профессиональным саморазвитием.

Н. И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня». По мнению автора, в модель профессиональной компетентности входят познавательные мотивы, ранее усвоенные профессионально значимые знания, избыточные или «несвоевременные» знания, аспекты подготовки, подлежащие усвоению, результативные диагностики и самодиагностики.

Трактовка профессиональной компетентности в научной литературе свидетельствуют о сложности и неоднозначности анализируемого феномена. Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, Л.Ю. Кривцов, А.К. Маркова, С.В. Мелешина, Н.В. Матяш, И.И. Проданов оперируют понятием «профессиональная компетентность», Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская вводят в тезаурус словосочетание «профессионально-педагогическая компетентность». Однако по смыслу все они достаточно близки и могут рассматриваться в качестве синонимов.

Компетентность социального работника как интегративная характеристика складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. Можно утверждать, что определенным образом структурированная совокупность компетенций выступает основанием становления компетентности как профессионально-личностной черты социального работника. Компетентность социального работника - это новое качество как результат сочетания знаний, умений, навыков и отношений к выбранной профессии.

В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Наиболее близкое понятие «реальный профессионализм» характеризует индивидуальную степень соответствия требованиям профессии.

И.А. Зимняя выделяет три основных взаимосвязанных качества личности социального работника, определяющие его профессиональную компетентность - уровень общей культуры, психологическая компетентность, владение практическими технологиями социальной работы:

- общекультурный компонент профессионализма характеризует социального работника как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, нравственных норм и принципов, взглядов и одобряемых обществом поступков;

- психологическая компетентность предполагает способность диагностики, понимания и учета в практической деятельности психических и личностных особенностей клиента, условий его жизни, деятельности и общения. Органической составной частью психологической компетентности социального работника является адекватная самодиагностика - осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способов взаимодействия с клиентом (клиентами) в ситуациях социальной работы, сущность которых - наложение личностных содержаний социального работника и клиента и совместный поиск на этой основе путей и способов

разрешения проблем этого клиента;

- технологическая компетентность социального работника означает владение средствами и процедурами реализации его основных функций - психологической, социально-педагогической, правовой, организаторской и др. [3, с. 47].

Нормами профессиональной компетентности в условиях вуза являются:

Федеральный государственный стандарт, должностная характеристика, профессиограмма специалиста. Качество высшего образования как результат представляется через показатель профессиональной компетенции, понимаемое как соответствие выпускника вуза динамичным требованиям социально-экономической и культурно-профессиональной сфер [3, с. 73].

Таким образом, профессиональная компетентность - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетенция не сводится только к знаниям и умениям. Под компетенцией понимается «именно умение не только как навык в каком-либо деле, обученность, но и как обладание способностью делать что-нибудь» [98, с. 832].

При формировании профессиональной компетентности специалиста выделяют ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, на социально-правовых основах поведения личности в гражданском обществе. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.

Формирование профессиональной компетентности будущего социального работника будет осуществляться наиболее эффективно, если профессиональная компетентность будет рассматриваться как одна из приоритетных целей процесса его подготовки в вузе; проектирование процесса формирования профессиональной компетентности будет нацелено на развитие мотивационного, когнитивного, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности; будет использована система этапов формирования профессиональной компетентности от первых этапов обучения до его завершения.

При формировании профессиональной компетентности будущих социальных работников в качестве системообразующих факторов выступают цели обучения и общество как носитель потребности в новой личности, которая способна самостоятельно овладевать любым новым знанием через сформированные обобщенные способы действий.

Формирование профессиональной компетентности у будущих социальных работников в вузе - это сложный, длительный процесс, который требует определенного систематизированного подхода к обучению студентов, включающего поэтапную подготовку и отвечающую определенным условиям:

  • выявление у студентов будущих социальных работников осознанности выбора профессии, а также содействие в формировании у них моцивационно-ценностной ориентации необходимости овладения профессиональной компетентностью;

  • обеспечение единства теоретической подготовки студентов будущих социальных работников и их практической деятельности во время обучения в вузе;

  • необходимое современное научно-методическое обеспечение процесса обучения;

  • обеспечение максимального приближения практики в вузе к реальным потребностям социальной работы.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб.пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. - 216 с.

  2. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 3. - С. 55-63.

  3. Профессиональная компетентность как системообразующий фактор непрерывного профессионального образования. Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. 128 с.


© 2010-2022