Программа вариативного курса Методы исследовательской деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31



Утверждено экспертным советом

«____»_______________2007г.

____________________ Тишкина И.И.

Рассмотрено методическим советом общеобразовательной средней школы № 31

«____»_______________2007г.

_______________________________________



ПРОГРАММА

«Методы исследовательской деятельности»

10-11 класс




Разработала педагог-психолог СШ № 31

Дигтярь Н.В.











г. Темиртау

2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Одна из задач, поставленная в Концепции развития образования Республики Казахстан, - «изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному». Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников. Создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, обладающих способностью быть успешными и создавать новое инновационное знание, в различных областях профессиональной деятельности.

Участие в исследовательской работе дает возможность осознать свою значимость, принадлежность к научной деятельности, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и предполагает участие в научных экспериментах и исследованиях.

В рамках данного курса планируется создание условий для знакомства и формирования умения использовать в своей деятельности таких форм мыследеятельности как исследование, проектирование, составление портфолио, позволяющих ребятам получать инновационные знания.

Предлагаемая программа «Методы исследовательской деятельности» рассчитана на 68 уроков, проводимых в группах учащихся 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-политехнического профиля.

Цель курса: познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской и проектной деятельности;

  • сформировать основы практических умений организации исследовательской и проектной деятельности;

  • познакомить учащихся со способами представления результатов работы, с рекомендациями по подготовке и проведению публичной защиты, ведению дискуссии по теме доклада.

Содержание учебной программы направлено на усвоение основных теоретических понятий и формирование основных навыков научной деятельности, необходимых исследователю.

Форма проведения занятий:

  • лекции по темам, раскрывающим теоретические понятия, вопросы о методиках и методах сбора и обработки информационного материала, правила устного выступления;

  • работа в группах на практических занятиях;

  • индивидуальные консультации;

  • творческий отчет учащихся.

Методы обучения:

  • работа в группах;

  • индивидуальная работа;

  • тренинговые упражнения.

Требования к уровню подготовки учащихся: реализация программы предполагает, что учащиеся должны уметь:

  • сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи;

  • определить цель исследования;

  • разработать гипотезу решения познавательной задачи;

  • разработать модель объекта исследования и методику его проведения;

  • самостоятельно отбирать и накапливать материал;

  • использовать различные источники информации и разнообразные приемы работы с ними;

  • провести исследование;

  • описать и объяснить полученные результаты;

  • публично отстаивать результаты своего исследования.

Форма контроля уровня достижений учащихся. Для контроля уровня достижений школьников используются такие способы, как наблюдение активности на уроках, анализ подготовленных учащимися материалов для создания творческой работы (проекта, исследования). Итоговая аттестация - защита творческой работы по профильному предмету. По итогам работы учащиеся предоставляют портфолио, который содержит все письменные работы и практические задания, выполняемые дома и на занятиях, результаты собственного исследования.

Реализация программы курса предполагает участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Критерии отслеживания результатов. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверятся при выполнении учащимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской (творческой) деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской (творческой) работы, которая оформляется в виде портфолио.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

(34 часа)



Тема


Часы

Форма проведения занятий

Образовательный продукт

1

Наука как часть человеческой культуры

1

Мозговой штурм, эссе, работа с биографиями ученых

Создание классификационного дерева «Наука».

2

Что такое проектная и исследовательская деятельность. Алгоритм исследования.

1

Диалог, лекция

Конспект. Таблица «Проектная и исследовательская деятельность». Схема «Алгоритм исследования».

3

Постановка проблемы и выбор темы исследования.

2

Лекция, практическая работа, тренинговые упражнения

Конспект лекции. «Копилка творческих проблем».

4

Организация и планирование научного исследования. Структура исследовательской работы.

2

Лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа

Планирование работы. «Календарь проекта или исследования».

5

Формулировка цели и задач исследования.

2

Мини-лекция, практическая работа, составление кластера

Конспект. Практическая работа «Формулировка цели и задач исследования». Кластер ключевых слов.

6

Гипотеза, объект и предмет исследования.

1

Беседа, практическая работа

Практическая работа «Определение объекта и предмета исследования», «Формулирование гипотезы».

7

Поиск и анализ информации. Сбор и систематизация информации. Библиографический список.

1

Лабораторная работа, мини-лекция

Сообщение «Источники информации». Библиографический список литературы. Оформление цитат, сносок, списка литературы.

8

Общие методы познания.

1

Лекция

Конспект лекции.

9

Выбор и использование методов научного познания.

1

Работа с творческими исследованиями, выборка методов исследования, составление их кратких характеристик

Обоснование выбора методов исследования, описание методики.

10

Обработка полученных результатов.

2

Систематизация информации

Предоставление информации с помощью графиков, диаграмм, таблиц и др.

11

Оформление работы (введение).

2

Мини-лекция, самостоятельная работа

Написание введения. Презентация введения.

12

Оформление работы (основной части).

2

Мини-лекция, работа с источниками.

Составление структуры собственного исследования. Разработка оформления.

13

Анализ результатов исследования. Понятийный аппарат исследования.

1

Мини-лекция, работа с литературой, самостоятельная работа

Формирование выводов и обобщений, определение плюсов и минусов, полученных в результате. Составление терминологического словаря.

14

Виды творческих работ: реферат, проект, исследовательская работа, портфолио.

1

Лекция, практическая работа

Конспект. Анализ творческой работы.

15

Предзащита работы.

1

Мини-конференция

Отчет.

16

Доработка работ с учетом замечаний и предложений.

1

Индивидуальная работа, консультации

Исправление замечаний по работе.

17

Жанры творческих работ.

1

Лабораторная работа

Таблица «Жанры творческих работ». Анализ текста творческой работы.

18

Требования к оформлению исследовательских работ.

1

Лекция, практическая работа

Конспект. Разработка оформления.

19

Психологический настрой на работу с аудиторией. Приемы саморегуляции.

2

Мини-лекция, тренинговые упражнения

Конспект.

20

Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории. Личностность речи (словарь, интонация, образность).

1

Лекция, групповая работа, тренинговые упражнения

Конспект. Составление кластера.

21

Экспертиза и рецензирование работ.

2

Лекция, работа в творческих группах, консультации

Предоставление экспертизы и рецензии.

22

Рефлексия как механизм обратной связи.

1

Мини-лекция, работа в группах, индивидуальная работа

Составление отчета о проделанной работе.

23

Подготовка к публичной защите и дискуссии по теме доклада.

1

Мини-лекция, практикум

План и текст публичного выступления, его репетиция.

24

Защита творческих работ.

2

Конференция

Портфолио.

25

Рефлексия проведенной защиты работ.

1

Беседа, тренинговые упражнения

Эссе.





11 класс

(34 часа)



Тема


Часы

Форма проведения занятий

Образовательный продукт

1

Введение.

1

Беседа, эссе, анкетирование

Написание эссе. Рефлексия «Какие качества исследователя мне надо развивать?»

2

Наука и научное мировоззрение.

1

Лекция, групповая работа

Конспект.

3

Познавательные процессы. Способности.

2

Мини-лекция, тестирование, тренинговые упражнения

Конспект. Анализ своих способностей с выбранным профилем.

4

Образ, текст, звук: что я лучше воспринимаю?

1

Мини-лекция, тестирование

Вывод по способу восприятия информации.

5

Проблема: естественный порядок вещей.

1

Работа в творческих группах

Решение проблемных задач и отчет по ним. Сочинение с элементами исследования.

6

Тема, гипотеза, предмет, объект исследования.

1

Беседа, мозговой штурм, работа в творческих группах

Свободное письмо «Я выбираю тему». Выбор темы исследования. Формулирование гипотезы.

7

Цель и задачи исследования.

1

Беседа, выделение ключевых слов по определению цели и задач, кластер

Презентация работы по выбранной теме.

8

План и организация исследования. Составление индивидуальной рабочей программы.

2

Мини-лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа

План творческий работы. Календарь работы над учебным проектом.

9

Анализ результатов исследования. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Тезаурус.

2

Лекция, работа в группах, самостоятельная работа

Конспект. Формирование выводов и обобщений. Определение значимости и эффективности исследования. Составление терминологического словаря.

10

Где найти информацию?

1

Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах

Тренинг «Кто больше соберет информации о…». Использование библиотеки, радиотелевизионных, компьютерных и др. источников.

11

Как просить о помощи?

2

Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах

Тренинг «Собери информацию у специалистов». Обмен мнениями, тезисы. Тренинг «Что я дал группе, что я получил от группы?»

12

Выбор методов исследования.

2

Практическая работа, индивидуальная работа

Список методов, составленный в ходе анализа действий, предпринимаемых для создания творческой работы. Перечень методов творческой работы школьника.

13

Оформление исследовательской работы, портфолио.

2

Лекция, работа в творческих группах

Разработка оформления. Составление структуры собственного исследования.

14

Предзащита работы.

1

Мини-конференция

Отчет.

15

Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи.

1

Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах

Практическое овладение нормами литературного языка.

16

Различные стили речи и жанры речевых высказываний.

1

Лекция, работа в группах

Конспект.

17

Оценка речевых высказываний собеседника художественного и научного текста.

1

Практическая работа, работа в творческих группах

Умение вести дискуссию. Умение задавать уточняющие вопросы и отвечать на них.

18

Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.

1

Работа в творческих группах

Анализ соответствия содержания и высказывания докладчика.

19

Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).

1

Лекция, групповая работа, тренинговые упражнения, тестирование

Конспект. Составление кластера.

20

Стресс. Саморегуляция.

2

Мини-лекция, тренинговые упражнения

Конспект. Овладение приемами саморегуляции в стрессовых ситуациях.

21

Tame management.

1

Мини-лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа

Ведение дневника времени.

22

Социальные роли: звезды, принимаемые и отверженные.

1

Мини-лекция, тренинговые упражнения, анкетирование

Тренинг «Как стать лидером?»

23

Составление отчета о проделанной работе.

1

Работа в творческих группах

Отчет.

24

Подготовка к публичной защите и дискуссии по теме доклада.

1

Мини-лекция, практикум

План и текст публичного выступления, его репетиция.

25

Защита творческих работ.

2

Конференция

Портфолио.

26

Рефлексия проведенной защиты работ.

1

Беседа, тренинговые упражнения

Эссе.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Авгусманова Т.В. Программа курса «Методика исследовательской деятельности учащихся» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004-2005 гг.

  2. Дерклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001.

  3. Путкова В.Я., Бельбаева М.В. Исследовательская деятельность как компонент воспитательного и образовательного процесса. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.

  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - М., 2003.

  5. Сикорская С.Д., Чудновец Н.А. основы научного исследования. Методическое пособие для учителей и учащихся. - Караганда, 2007.

  6. Современные модели обучения. Проектная работа учащихся // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». - М., 2001.

  7. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. - М. - 2003. - № 3. - с.52-63.



© 2010-2022