Методическая разработка открытого урока на тему: издержки производства

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка

открытого урока на тему: издержки производства


по дисциплине «Экономика организации»










Мастер п/о по профессии

«Контролер сберегательного банка»

Никитина Альбина Андреевна









2015

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности Мастер по обработке цифровой информации. Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции - одного из главных параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Тип занятия - комбинированное, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.

Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата, производительность труда и издержки производства. Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Форма контроля разнообразная: разминка, решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.

Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самоанализ, самооценка и оценка участниками урока.

Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.

После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Издержки производства» должен уметь:

  • определять общие издержки производства и себестоимость единицы продукции;

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых издержек организации;

  • начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;

  • рассчитывать общий фонд оплаты труда;

  • рассчитывать производственную и полную себестоимость реализованной продукции;

  • определять сумму средств от продаж;

  • планировать расходы по реализации продукции;

  • рассчитывать показатели производительности труда.

студент должен знать:

  • сущность организации, как основного звена экономики;

  • основные методы расчёта показателей производительности труда;

  • понятие издержек производства и обращения;

  • методы калькулирования;

  • классификацию затрат по признакам;

  • порядок составления сметы затрат;

  • формы и системы оплаты труда;

  • показатели измерения уровня производительности труда;

  • понятие предельной производительности туда.

Источниками информации для изучения темы «Финансовое планирование» являются: учебник «Экономика предприятия», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2008г.; интернет-ресурсы и другие источники.


План занятия

Предмет: «Экономика организации»

Группа: О-11;

Дата проведения урока: 19.11.15 г.

Тема занятия: издержки производства.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.

Задачи урока:

1. Дать понятие калькуляции и калькулирования.

2. Изучить методы калькулирования.

3. Дать понятие плановых и отчётных показателей по себестоимости продукции.

4. Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности.

5. Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных

статей.

6. Обозначить порядок расчёта по снижению себестоимости.

7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.

8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Время урока 90 минут.

Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета: обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

Наглядные пособия - электронная презентация по уроку.

Раздаточный материал - карточки с условиями проведения разминки, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и производительность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме издержки производства, практическую работу № 13 по теме издержки производства и калькуляция себестоимости продукции.

Технические средства обучения - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места - кабинет № 3

Основная литература - Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г.

Дополнительная литература - Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002., электронный учебник.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

1.Определяющие - Экономика организации.

2. Определяемые - Основы бухгалтерского учёта; АФХД; Аудит; Основы экономической теории; Право; Статистика; Маркетинг; Финансы, денежное обращение и кредит.

1.Предприятие - основное звено экономики.

2. Ресурсы организации.

3. Планирование на предприятии.

4. Кадры и производительность труда.

5. Формы и системы оплаты труда.

6. Продукция предприятия.

7. Издержки производства и обращения.

8. Калькуляция и калькулирование.

9. Прибыль и рентабельность.

Ход занятия (структура, содержание)

  1. Оргмомент - приветствие студентов (1-3 мин.)

  2. Постановка цели и задач преподавателем и студентами (1-2 мин.), слайды 1,2.

  3. Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с конспектами (2 мин.) Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)

  4. Формирование знаний, умений, навыков:

Методы: разминка, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.

Актуализация и мотивация - значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.

Действия студентов

Действия преподавателя

1 этап - разминка:

активизация для работы на уроке - студенты прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.



2 этап - контроль знаний:

прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задание (7 вариантов) по теме заработная плата и производительность труда.



3 этап - закрепление и контроль знаний:

прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, получают карточки с вопросами, готовятся к ответу

устно отвечают на вопросы по теме издержки и калькулирование себестоимости продукции (каждый конкретно на свой вопрос). Задают вопросы друг другу, дополняют ответы, оценивают ответы товарищей и проводят самоанализ и самооценку по 5-и бальной системе.

4 этап - выполнение практической работы:

получают практическую работу, изучают условия и порядок выполне-ния работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.

Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.

1 этап - разминка: (5 мин.)

преподаватель даёт объяснение по проведению разминки, даёт команду начинать работу, следит за ходом разминки, баллы по ходу разминки учитывает один из присутствующих на уроке преподавателей в специальной оценочной карточке, преподаватель по итогам 1 этапа подводит итоги (общее количество баллов за разминку), слайд 4.

2 этап - контроль знаний: (10мин.)

преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, объясняет порядок и условия выполнения заданий. Во время выполнения студентами тестовых индивидуальных заданий, преподаватель заносит в электронный вариант карточки итоги разминки (слайд 4). Присутствующим на уроке преподавателям раздаются ключи для проверки выполнения студентами тестовых заданий.

3 этап - закрепление и контроль знаний: (слайд 5) (25 мин.)

преподаватель предлагает студентам вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 - 5 мин. для подготовки.

Во время подготовки студентов, преподаватель выставляет в электронный вариант оценочной карточки количество баллов каждому студенту по итогам 2 этапа.

4 этап - выполнение практической работы: (40 мин.)

преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного студента для осуществления контроля над выполнением работы.

Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод (3 - 5 мин.)

5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.

6.Домашнее задание: Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г. Стр. 242, составить таблицу по номенклатуре калькуляционных статей. Стр. 236 - 244, прочитать, закончить составление опорного конспекта, начатого на уроке.













Условия проведения и оценивания разминки

Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все студенты. Вначале проведения устанавливается связь экономики с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов (либо студента определяет преподаватель, возможны различные варианты), затем выстраивается словестная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. Проводятся алфавитные, тематические и другие виды такой разминки, с каждым уроком можно усложнять задания.

На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Студент, который затрудняется назвать слово или выражение , говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.

Пример: дискриминация - ипотека - прибыль - рентабельность - единство -

Время проведения разминки 3 - 5 минут.

Критерии оценивания:

Оценивание могут производить преподаватель, любой из студентов этой или паралельной группы.

Каждое названное студентом слово оценивается одним баллом, за пропущенное слово штрафные баллы не выставляются, просто студент получает 0 баллов.

Учёт количества баллов ведётся в оценочной карточке и в итоге выставляется каждому студенту заработанное им количество баллов по итогам проведения разминки.

Тест № 1

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работодателя зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Общий тарифный фонд оплаты труда равен сумме:

а) тарифного фонда и выплат, доплат и премий;

б) основной и дополнительной зарплаты;

в) прямого фонда и дополнительной заработной платы;

г) только прямого фонда зарплаты.

3. Производительность труда - это:

а) организация оплаты труда;

б) мера затрат труда;

в) показатель эффективности и результативности труда;

г) затраты материального производства.

4. Издержки производства - это:

а) совокупность всех фактических расходов, связанных с производством продукции;

б) затраты на производство и реализацию продукции;

в) затраты, связанные с реализацией продукции;

г) нет верных ответов.

5. Выполнить практическое задание:

определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы - 1260часов.

Тест № 2

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работника зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Тарифная система включает в себя:

а) тарифную сетку и тарифную ставку;

б) тарифные коэффициенты и надбавки;

в) тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;

г) подходят все варианты ответов.

3. Натуральный метод измерения производительности труда:

а) наиболее простой, исчисляется в натуральном выражении;

б) исчисляется в денежном выражении;

в) применяется при производстве широкого ассортимента продукции;

г) нет верных вариантов ответа.

4. Издержки обращения - это:

а) производственные затраты;

б) затраты, связанные с реализацией продукции;

в) затраты на единицу произведённой продукции;

г) общая сумма всех затрат.

5. Выполнить практическое задание:

рассчитать зарплату работника, если часовая тарифная ставка 150 руб., в течение месяца отработано 140 часов, а размер премии по условиям договора - 30% к основной зарплате.

Тест № 3

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

  1. С точки зрения управления мотивация рассматривается:

а) как метод управления;

б) как управление социальной сферой;

в) как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта;

г) недостаточно информации.

2. Номинальная заработная плата - это:

а) сумма денег, получаемая работником за свой труд;

б) начисленная зарплата за выполненную работу;

в) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;

г) подходят все варианты ответов.

3. Стоимостной метод измерения производительности туда применяется:

а) при выпуске разнородной продукции;

б) при измерении производительности труда в отраслевом разрезе;

в) очень редко;

г) подходят варианты ответов а) и б).

4. Себестоимость единицы продукции - это:

а) общая сумма производственных затрат;

б) размер затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции;

в) полная себестоимость продукции;

г) трудозатраты на единицу продукции.

5. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце - 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.



Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1

1

2

3

4

5

б

а

в

а

142.00

Тест № 2

1

2

3

4

5

а

г

а

б

27 300

Тест № 3

1

2

3

4

5

в

а

г

б

9818.10







Инструкция для выполнения тестовых заданий по дисциплине «Экономика организации»

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

На выполнение теста даётся 10 минут.

Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.

Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком.

Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения.

Задание выполнять в том порядке, в котором они даны.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов.

Работа выполняется на листе с выданным заданием.


Условия и критерии оценивания:

Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:

правильное решение - 5 баллов;

описка или несущественная ошибка в решении - 3 балла;

решение выполнено, но допущена ошибка - 2 балла;

задание не выполнено - 0 баллов

подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.

Вопросы для устного ответа

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ:

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ:

Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ:

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:

Ответы на вопросы

Вопрос первый

Ответ: а) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода;

б) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. - это расходы, связанные с реализацией продукции.

Вопрос второй

Ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.

Вопрос третий

Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.

Вопрос четвёртый

Ответ: прямые затраты - непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные - связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.


Критерии оценивания:

Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе

Оценочная карточка

(количество баллов)

№ п/п

Фамилия, имя студента

Разминка

Тестовое задание

Устные ответы

Общее количество баллов

Оценка

1


2


3


4


5


6


7






© 2010-2022