- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого урока на тему: издержки производства
Методическая разработка открытого урока на тему: издержки производства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина А.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
открытого урока на тему: издержки производства
по дисциплине «Экономика организации»
Мастер п/о по профессии
«Контролер сберегательного банка»
Никитина Альбина Андреевна
2015
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности Мастер по обработке цифровой информации. Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции - одного из главных параметров при формировании прибыли организации.
Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.
В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.
Тип занятия - комбинированное, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.
Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата, производительность труда и издержки производства. Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.
Форма контроля разнообразная: разминка, решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.
Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самоанализ, самооценка и оценка участниками урока.
Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.
После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Издержки производства» должен уметь:
-
определять общие издержки производства и себестоимость единицы продукции;
-
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
-
определять состав материальных, трудовых и финансовых издержек организации;
-
начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;
-
рассчитывать общий фонд оплаты труда;
-
рассчитывать производственную и полную себестоимость реализованной продукции;
-
определять сумму средств от продаж;
-
планировать расходы по реализации продукции;
-
рассчитывать показатели производительности труда.
студент должен знать:
-
сущность организации, как основного звена экономики;
-
основные методы расчёта показателей производительности труда;
-
понятие издержек производства и обращения;
-
методы калькулирования;
-
классификацию затрат по признакам;
-
порядок составления сметы затрат;
-
формы и системы оплаты труда;
-
показатели измерения уровня производительности труда;
-
понятие предельной производительности туда.
Источниками информации для изучения темы «Финансовое планирование» являются: учебник «Экономика предприятия», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2008г.; интернет-ресурсы и другие источники.
План занятия
Предмет: «Экономика организации»
Группа: О-11;
Дата проведения урока: 19.11.15 г.
Тема занятия: издержки производства.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.
Задачи урока:
1. Дать понятие калькуляции и калькулирования.
2. Изучить методы калькулирования.
3. Дать понятие плановых и отчётных показателей по себестоимости продукции.
4. Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности.
5. Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных
статей.
6. Обозначить порядок расчёта по снижению себестоимости.
7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.
8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.
Время урока 90 минут.
Обеспечение занятия:
Подготовка кабинета: обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.
Наглядные пособия - электронная презентация по уроку.
Раздаточный материал - карточки с условиями проведения разминки, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и производительность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме издержки производства, практическую работу № 13 по теме издержки производства и калькуляция себестоимости продукции.
Технические средства обучения - компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебные места - кабинет № 3
Основная литература - Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г.
Дополнительная литература - Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002., электронный учебник.
Межпредметные связи
Внутрипредметные связи
1.Определяющие - Экономика организации.
2. Определяемые - Основы бухгалтерского учёта; АФХД; Аудит; Основы экономической теории; Право; Статистика; Маркетинг; Финансы, денежное обращение и кредит.
1.Предприятие - основное звено экономики.
2. Ресурсы организации.
3. Планирование на предприятии.
4. Кадры и производительность труда.
5. Формы и системы оплаты труда.
6. Продукция предприятия.
7. Издержки производства и обращения.
8. Калькуляция и калькулирование.
9. Прибыль и рентабельность.
Ход занятия (структура, содержание)
-
Оргмомент - приветствие студентов (1-3 мин.)
-
Постановка цели и задач преподавателем и студентами (1-2 мин.), слайды 1,2.
-
Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с конспектами (2 мин.) Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)
-
Формирование знаний, умений, навыков:
Методы: разминка, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.
Актуализация и мотивация - значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.
Действия студентов
Действия преподавателя
1 этап - разминка:
активизация для работы на уроке - студенты прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.
2 этап - контроль знаний:
прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задание (7 вариантов) по теме заработная плата и производительность труда.
3 этап - закрепление и контроль знаний:
прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, получают карточки с вопросами, готовятся к ответу
устно отвечают на вопросы по теме издержки и калькулирование себестоимости продукции (каждый конкретно на свой вопрос). Задают вопросы друг другу, дополняют ответы, оценивают ответы товарищей и проводят самоанализ и самооценку по 5-и бальной системе.
4 этап - выполнение практической работы:
получают практическую работу, изучают условия и порядок выполне-ния работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.
Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.
1 этап - разминка: (5 мин.)
преподаватель даёт объяснение по проведению разминки, даёт команду начинать работу, следит за ходом разминки, баллы по ходу разминки учитывает один из присутствующих на уроке преподавателей в специальной оценочной карточке, преподаватель по итогам 1 этапа подводит итоги (общее количество баллов за разминку), слайд 4.
2 этап - контроль знаний: (10мин.)
преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, объясняет порядок и условия выполнения заданий. Во время выполнения студентами тестовых индивидуальных заданий, преподаватель заносит в электронный вариант карточки итоги разминки (слайд 4). Присутствующим на уроке преподавателям раздаются ключи для проверки выполнения студентами тестовых заданий.
3 этап - закрепление и контроль знаний: (слайд 5) (25 мин.)
преподаватель предлагает студентам вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 - 5 мин. для подготовки.
Во время подготовки студентов, преподаватель выставляет в электронный вариант оценочной карточки количество баллов каждому студенту по итогам 2 этапа.
4 этап - выполнение практической работы: (40 мин.)
преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного студента для осуществления контроля над выполнением работы.
Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод (3 - 5 мин.)
5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.
6.Домашнее задание: Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г. Стр. 242, составить таблицу по номенклатуре калькуляционных статей. Стр. 236 - 244, прочитать, закончить составление опорного конспекта, начатого на уроке.
Условия проведения и оценивания разминки
Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.
Условия и порядок проведения разминки:
Участие принимают все студенты. Вначале проведения устанавливается связь экономики с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов (либо студента определяет преподаватель, возможны различные варианты), затем выстраивается словестная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. Проводятся алфавитные, тематические и другие виды такой разминки, с каждым уроком можно усложнять задания.
На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Студент, который затрудняется назвать слово или выражение , говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.
Пример: дискриминация - ипотека - прибыль - рентабельность - единство -
Время проведения разминки 3 - 5 минут.
Критерии оценивания:
Оценивание могут производить преподаватель, любой из студентов этой или паралельной группы.
Каждое названное студентом слово оценивается одним баллом, за пропущенное слово штрафные баллы не выставляются, просто студент получает 0 баллов.
Учёт количества баллов ведётся в оценочной карточке и в итоге выставляется каждому студенту заработанное им количество баллов по итогам проведения разминки.
Тест № 1
Тема: издержки, заработная плата и производительность труда
1. Для работодателя зарплата представляет собой:
а) доходную часть;
б) издержки производства;
в) важный стимул для деятельности;
г) подходят все варианты ответов.
2.Общий тарифный фонд оплаты труда равен сумме:
а) тарифного фонда и выплат, доплат и премий;
б) основной и дополнительной зарплаты;
в) прямого фонда и дополнительной заработной платы;
г) только прямого фонда зарплаты.
3. Производительность труда - это:
а) организация оплаты труда;
б) мера затрат труда;
в) показатель эффективности и результативности труда;
г) затраты материального производства.
4. Издержки производства - это:
а) совокупность всех фактических расходов, связанных с производством продукции;
б) затраты на производство и реализацию продукции;
в) затраты, связанные с реализацией продукции;
г) нет верных ответов.
5. Выполнить практическое задание:
определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы - 1260часов.
Тест № 2
Тема: издержки, заработная плата и производительность труда
1. Для работника зарплата представляет собой:
а) доходную часть;
б) издержки производства;
в) важный стимул для деятельности;
г) подходят все варианты ответов.
2.Тарифная система включает в себя:
а) тарифную сетку и тарифную ставку;
б) тарифные коэффициенты и надбавки;
в) тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;
г) подходят все варианты ответов.
3. Натуральный метод измерения производительности труда:
а) наиболее простой, исчисляется в натуральном выражении;
б) исчисляется в денежном выражении;
в) применяется при производстве широкого ассортимента продукции;
г) нет верных вариантов ответа.
4. Издержки обращения - это:
а) производственные затраты;
б) затраты, связанные с реализацией продукции;
в) затраты на единицу произведённой продукции;
г) общая сумма всех затрат.
5. Выполнить практическое задание:
рассчитать зарплату работника, если часовая тарифная ставка 150 руб., в течение месяца отработано 140 часов, а размер премии по условиям договора - 30% к основной зарплате.
Тест № 3
Тема: издержки, заработная плата и производительность труда
-
С точки зрения управления мотивация рассматривается:
а) как метод управления;
б) как управление социальной сферой;
в) как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта;
г) недостаточно информации.
2. Номинальная заработная плата - это:
а) сумма денег, получаемая работником за свой труд;
б) начисленная зарплата за выполненную работу;
в) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;
г) подходят все варианты ответов.
3. Стоимостной метод измерения производительности туда применяется:
а) при выпуске разнородной продукции;
б) при измерении производительности труда в отраслевом разрезе;
в) очень редко;
г) подходят варианты ответов а) и б).
4. Себестоимость единицы продукции - это:
а) общая сумма производственных затрат;
б) размер затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции;
в) полная себестоимость продукции;
г) трудозатраты на единицу продукции.
5. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце - 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.
Ключи к тестовым заданиям
Тест № 1
1
2
3
4
5
б
а
в
а
142.00
Тест № 2
1
2
3
4
5
а
г
а
б
27 300
Тест № 3
1
2
3
4
5
в
а
г
б
9818.10
Инструкция для выполнения тестовых заданий по дисциплине «Экономика организации»
Тема: издержки, заработная плата и производительность труда
На выполнение теста даётся 10 минут.
Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.
Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком.
Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения.
Задание выполнять в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.
Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов.
Работа выполняется на листе с выданным заданием.
Условия и критерии оценивания:
Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:
правильное решение - 5 баллов;
описка или несущественная ошибка в решении - 3 балла;
решение выполнено, но допущена ошибка - 2 балла;
задание не выполнено - 0 баллов
подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.
Вопросы для устного ответа
Тема: издержки производства и обращения
Вопрос первый
Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).
Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?
б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?
Ответ:
Вопрос второй
Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.
Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?
Ответ:
Вопрос третий
Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах.
Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?
Ответ:
Вопрос четвёртый
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.
Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).
Ответ:
Ответы на вопросы
Вопрос первый
Ответ: а) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода;
б) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. - это расходы, связанные с реализацией продукции.
Вопрос второй
Ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.
Вопрос третий
Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.
Вопрос четвёртый
Ответ: прямые затраты - непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные - связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.
Критерии оценивания:
Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе
Оценочная карточка
(количество баллов)
№ п/п
Фамилия, имя студента
Разминка
Тестовое задание
Устные ответы
Общее количество баллов
Оценка
1
2
3
4
5
6
7