- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов
Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евсеева Л.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство науки и образования РФ
Самарский государственный профессионально-педагогический колледж
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Разработчик: Евсеева Л.В.
Самара - 2014 г.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Методическое пособие для студентов колледжей. - Разработчик Евсеева Л.В.
Данное пособие содержит рекомендации по организации распорядка дня студентов, работе в библиотеке и вне её с учебной и научной литературой, правильному ведению записей на лекции. Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Организация самостоятельной работы
3
1.1.
Общие положения организации самостоятельной работы
3
1.2.
Как организовать самостоятельную работу
12
1.3.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
12
2.
Работа в библиотеке
13
2.1.
Как работать с учебной и научной литературой
16
3.
Правила запоминания
17
4.
Как работать на лекции
20
5.
Рекомендации по составлению конспекта лекции
21
6.
Семинарские, практические, лабораторные занятия
23
7.
Рекомендации, которые помогут подготовиться к занятиям
24
8.
Научно-исследовательская работа
25
9.
Заключение
26
10.
Литература
27
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В культуре умственного труда, как и в культуре поведения, есть внешняя и внутренняя стороны, причем внешняя сторона культуры труда является и проявлением, и условием формирования внутренней, скрытой его стороны. Человек, занимающийся от случая к случаю, не умеющий навести порядок на своем рабочем месте, в своих книгах, тетрадях, записях, зачастую не может упорядочить свои мысли. И наоборот, все великие мыслители работали не только много, но и организованно. Они умели четко планировать свой труд и отдых, работали систематически, соблюдали строжайший порядок в своих записях, умели работать с книгой.
Опыт многих людей и данные науки свидетельствуют о том, что начинать работу по выработке у себя навыков умственного труда нужно с общей его организации. В нее входят организация режима дня, рабочего места, навыки планирования и учета, ведения различных записей и оформления результатов труда.
С течением времени эти навыки внешней стороны культуры умственного труда переходят в привычки, становятся неотъемлемым достоянием, естественной потребностью личности. Внешний порядок в работе приводит к упорядочению мыслей и скрытых умственных действии. Внутренняя собранность и организованность приходят не сами по себе, а являются результатом четко организованного режима труда.
Режим дня. Лучше всего начинать с общей организации режима дня. О пользе четкого ритма труда и отдыха знают вес, но знание и убеждение - не одно и то же. Мало знать о значении режима дня. Надо убедить себя в необходимости его соблюдения и выработать привычку, потребность в выполнении режима труда и отдыха.
Психофизиологические исследования показывают, что в основе любых психических явлений (от сознания до ощущения) лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, возникающие в отдельных группах нервных клеток (нервных центрах) и сложнейших функциональных системах связи этих групп друг с другом. Образование, закрепление, функционирование и отмирание связей в головном мозгу идут по особым законам, обеспечивающим его нормальную работу. Неправильная организация умственного труда («работа на износ») приводит к серьезным нарушениям в деятельности центральной нервной системы, что в свою очередь вызывает резкое падение умственной работоспособности (или даже ведет к нервно-психическим заболеваниям).
Физиологи нередко называют наш организм биологическими часами. Это значит, что все жизненные функции организма человека протекают циклично, со строгими интервалами во времени. Ритмично работает сердце, четко осуществляется дыхательный цикл, со строго определенными интервалами работают отдельные участки пищеварительного тракта. В общем, как сказал А. С. Пушкин, «чредой слетает сон, чредой приходит голод». Любые нарушения биологического ритма вызывают в организме нежелательные последствия, дезорганизуют его работу.
Совершенно ясно, что режим труда и отдыха человека должен в какой-то мере соответствовать биологическому ритму организма.
Необходимость четкого соблюдения режима дня диктуется и психологическими соображениями. Говорят, привычка - вторая натура. Человеку трудно жить и работать, если у него нет соответствующих привычек. Но вырабатываются они только в результате многократного повторения, благодаря систематическим занятиям.
Существуют определенные нормативы времени для труда и отдыха различных категорий рабочих, служащих и учащихся. Эти нормативы варьируются в зависимости от целого ряда социальных и психофизиологических обстоятельств.
Опыт показывает, что для студентов время суток делится обычно на три части:
умственный труд 10 часов
активный отдых, самообслуживание 6 часов
пассивный отдых (сон) 8 часов
Итого 24 часа
Рассмотрим каждый из основных компонентов режима дня.
Умственный труд. Систематические учебные занятия складываются из работы в аудитории, читальном зале, в домашних условиях. Работа в аудитории занимает в среднем 6-8 часов в день. Для самостоятельной внеаудиторной работы остается обычно около 2-4 часов. Если работать ежедневно, то этого времени вполне достаточно для успешного усвоения материала. Нужно лишь приучить себя работать активно и напряженно, в строго определенные часы и в строго определенном месте.
Учебная самостоятельная работа (чтение первоисточников, учебников, пособий, выполнение устных и письменных упражнений, обработка записей, оформление конспектов и выписок, отчетов, докладов и т.п.) планируется самим студентом на основе задании преподавателей и графика учебного процесса.
В зависимости от конкретных условий самостоятельная работа планируется на утро или послеобеденные часы. Как правило, занятия в позднее вечернее время менее эффективны. Рекомендуется лишь повторить непосредственно перед сном особо трудный для запоминания материал (определения, формулировки, даты, имена, и т. п.). Лучше всего заниматься утром, «на свежую голову».
Активный отдых, самообслуживание. Умственная деятельность не требует большого количества калорий, но зато расход нервной энергии вызывает ослабление всего организма. Для восстановления сил требуется не только питание, но и мышечная, физическая нагрузка.
Физиологи и врачи рекомендуют людям умственного труда в первую очередь особо заботиться о закаливании организма. Начинать утро с напряженной физзарядки совершенно необходимо. Особенно полезны приседания, наклоны, прыжки, бег, занятия с гантелями. После зарядки и водных процедур появляется хорошее рабочее настроение, обостряется зрение, внимание, освежается память, проясняется мышление.
Нужно использовать любую возможность для занятий физкультурой, спортом, туризмом. Разновидностью физического труда является и работа по самообслуживанию (приготовление пищи, стирка белья, мытье полов, уборка в комнате и т, п.). Очень важно, чтобы отдых носил активный характер, был связан с движениями, ходьбой, физической нагрузкой.
Пассивный отдых. Для восстановления работоспособности головного мозга необходим полноценный сон. Нужно приучить себя ложиться спать и вставать в одни и те же часы. Большинство людей спит с 23 часов до 7 часов утра.
Перед сном полезно немного погулять или почитать книгу.
Общее распределение времени в режиме дня у разных людей различно, поэтому каждому удобнее составить свой примерный режим дня. В выходные и праздничные дни иногда необходимо позаниматься, хотя превращать их в дни самостоятельной работы ни в коем случае не рекомендуется. Это дни активного отдыха.
Рабочее место. Хороший порядок на рабочем месте - одно из важнейших условий рациональной организации умственной деятельности.
Правильно организовать рабочее место, - значит, приготовить все необходимое для работы, расположить его в удобном порядке и убрать все лишнее. Рабочий стол должен быть удобен, не загроможден, а порядок на нем - привычен для работающего. Обычно «любимое» место помогает быстрее сосредоточиться, создает рабочее настроение.
Личная библиотека. Нельзя себе представить культурного, образованного человека, не имеющего личной библиотеки. Конечно, число книг в личных библиотеках бывает разным. На наш взгляд, дело здесь не в количестве, а в качестве. Очень важно иметь в своей библиотеке действительно необходимые книги и материалы и наиболее рационально их разместить. Остальные книги лучше брать в библиотеках города и учебных заведений.
Для хранения книг и других материалов можно использовать и шкафы, и стеллажи, и самодельные полки. Желательно, чтобы все это было недалеко от стола.
В настоящее время нельзя ни учиться, ни успешно повышать свою квалификацию без постоянного обращения к справочникам и словарям. Практически по каждой специальности имеется ряд справочников, систематически издаются и переиздаются различного рода словари русского языка, иностранных слов, философские и политические словари, справочники партийного работника, словари терминов и т. п. Удобнее всего держать их вместе, чтобы долго не искать нужный материал (то, чего нет в одном справочнике, найдется в другом).
Особой заботы и внимания требует последний раздел личной библиотеки, где хранятся газеты, журналы, рабочие записи. Газеты и журналы обычно располагают по годам и месяцам, а наиболее интересное в них вырезают и собирают отдельно.
Различного рода записи, выписки и конспекты, сделанные в тетрадях или на развернутых листах, хранят в особых папках. На них делается пометка об их тематическом содержании. Выписки, сделанные на карточках, располагают в специальном каталожном ящике или в самодельных коробках. Чтобы не забыть о содержании записей, полезно завести домашнюю картотеку с алфавитно-тематическим распределителем карточек.
Необходимо заблаговременно ознакомиться с порядком работы общедоступной библиотеки. Особое внимание рекомендуем обратить на алфавитные и тематические каталоги, где точно указаны все необходимые данные о книгах (автор, название работы, издательство, место и год издания, библиотечный шифр данной книги). В алфавитных каталогах работы расположены по фамилиям авторов, а в тематических - по разделам и отраслям наук.
По образцу настоящей библиотеки (избегая, конечно, слепого копирования) и рекомендуется установить порядок в личной библиотеке.
Планирование работы. В организационном плане самостоятельная работа есть процесс, распределенный во времени по этапам (см. табл. 2).
ТАБЛИЦА 2.
ЭТАПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Заключительный
Подготовительный
Исполнительский
Заключительный
Определение целей, составление программы, составление плана, выбор условий, подготовка оборудования, подготовка рабочего места, психологический настрой
Реализация программы, использование приемов усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы
Оценка значимости и корректировка результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда, работа над собой
Анализируя умственный труд как процесс, легче понять сильные и слабые стороны его организации, влияющие на его эффективность в целом.
Практика педагогической работы показывает, что многие не имеют четких, продуманных планов работы и почти целиком полагаются на записи заданий в дневнике и расписание учебных занятий только на завтрашний день. Отсутствуют письменные планы работы на неделю или месяц. И еще такой факт: количество выполненной работы контролируют все (в рамках, предусмотренных заданиями преподавателей), а о способах проверки качества многие опять-таки не подозревают.
Планирование умственного труда бывает текущим и перспективным. Исходным является перспективное планирование, при котором намечается план на длительный срок (год, полугодие, месяц, неделя).
По своему характеру перспективный план может быть предметным и комплексным. Если в первом намечается порядок в каком-то одном направлении (например, по одному из учебных предметов), то в комплексном плане все виды работ объединяются воедино. Без комплексного планирования систематическое обучение невозможно.
Текущее планирование позволяет наметить порядок работы на короткие отрезки времени (два-три дня, день, часть рабочего дня),
Наблюдения показывают, что планирование в уме менее эффективно, чем письменное. При планировании нет надобности предусматривать каждый шаг. Достаточно записать, что именно нужно сделать, к какому сроку, в какие дни работать и как учесть результаты. Для этой цели лучше всего иметь отдельную тетрадь или записную книжку. Страницы удобнее разграфить следующим образом (см. табл. 3).
ТАБЛИЦА 3.
РАЗДЕЛЫ ПЛАНА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Что сделать
Срок исполнения
Дни работы
Форма отчета
Отметки о выполнении или изменениях
Планирование работы неотделимо от ее учета. Поэтому обязательно предусматриваются формы контроля и самоконтроля за ходом выполнения и конечными результатами деятельности. Самое трудное - это контроль качества усвоения материала.
Фиксирование результатов. В чистом виде идеи всегда выражаются в материальных знаках (высказываниях) естественного (слова, предложения, тексты) или искусственного (формулы, чертежи, схемы, графики, статистические таблицы и т. п.) языка. Чтобы судить о результатах умственного труда, нужно проанализировать высказывания, оценить их глубину, точность, осознанность, оригинальность. Обычно это делают преподаватели, но проверить самого себя должен уметь, конечно, и каждый студент.
Здесь возникает одна психологическая трудность: оформление высказываний во внутренней речи характеризуется свернутостью, синтаксической незавершенностью. Такие высказывания, как правило, непонятны другим людям и не всегда отчетливо осознаются самим говорящим. Проверить их точность, правильность, а также запомнить их содержание чрезвычайно трудно. Необходим «перевод» внутренней речи во внешнюю.
Внешняя речь носит развернутый и синтаксически завершенный характер. Она понятна как самому говорящему, так и другим людям. Ее содержание можно проанализировать, осмыслить, оценить и запомнить. Ясно, что именно внешняя речь - основной способ оформления результатов умственного труда. Но и здесь имеются свои специфические трудности, обусловленные двумя формами внешней речи - устной и письменной. Нетрудно заметить, что письменная речь - наиболее удобная и «надежная» форма выражения результатов умственной деятельности. Если высказывание записано на бумагу, то его можно многократно перечитать и тщательно отредактировать, его можно передать на ознакомление или проверку другим людям, его легко сохранить и при необходимости воспользоваться им даже через несколько лет. Устная речь такими преимуществами не обладает.
Казалось бы, рациональная организация умственной деятельности означает прямую запись всех высказываний, минуя внутреннюю и устную речь. Однако это невозможно. Сначала мы формулируем высказывания во внутренней речи, затем переводим внутреннюю речь в устную форму, а после этого производим отбор высказываний и записываем только некоторые из них. При достаточной тренировке можно сократить этот процесс (за счет развертывания внутренней речи), но полностью избежать перефразирования нельзя.
Результаты нашей умственной деятельности нужны как для нас самих, так и для окружающих: нам необходимо усвоить, запомнить, осмыслить материал, другим людям - ознакомиться с результатами нашей работы, оценить, проверить или использовать их на практике. Чтобы выполнить обе эти задачи одновременно, требуется продуманная организация записей результатов труда.
В процессе занятий рекомендуется вести подготовительные, черновые и итоговые записи.
К числу подготовительных относят оформление рабочих пометок, выписок и конспектов (конспекты, предназначенные для проверки, являются одновременно и итоговыми записями). Рабочие записи ведутся по ходу чтения или слушания и содержат в себе обобщенное изложение материала. Выписки представляют собой отдельные цитаты, расположенные на карточках или развернутых листах (тогда на каждом листе будет несколько цитат). Конспекты есть по существу объединение и тех и других в одно целое.
Подготовительные записи всегда ведутся «с дальним прицелом», т. е. в них включают не только то, что необходимо на сегодняшний день, но и то, что может потребоваться в дальнейшем, после окончания учебы. Это позволяет каждый раз начинать работу не на пустом месте и не терять времени на обращение к уже прочитанным книгам. Чем богаче запас подготовительных записей, тем легче и быстрее можно работать.
Черновые записи нужны в процессе предварительного планирования и первоначального оформления текста выступления, доклада, реферата, курсовых, дипломных, диссертационных работ и т. п. Использование черновиков намного облегчает труд. Чаще всего итоговые развернутые записи оформляются на основе черновых.
Итоговые записи предназначены, прежде всего, для других людей. Это полностью оформленные тексты выступлений, курсовых и дипломных работ, деловых справок, записок, заметок, статей и т. п. Совершенно ясно, что итоговые записи должны быть оформлены в полном соответствии с характером задания и общими требованиями к каждому конкретному виду письменных работ. Не менее важно приучить себя заканчивать оформление итоговых записей в точно установленные сроки.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Если аудиторные занятия занимают примерно половину времени необходимого для выполнения учебной нагрузки, то вторая половина предназначена для самостоятельной работы. Чтобы успешно овладеть всеми дисциплинами в течение семестра, Вам придется заниматься ежедневно по 3-4 часа за исключением выходного дня. Содержание самостоятельной работы на каждую неделю в значительной степени определяется расписанием обязательных аудиторных занятий. Но есть виды учебных заданий, рассчитанные на один или более семестр - написание рефератов, курсовых, дипломных работ, выполнение творческих заданий. И здесь важно помнить, что вторая половина семестра всегда более загружена, чем первая. Поэтому выигрывают те студенты, которые приучают себя заблаговременно выполнять учебные задания, избегая ненужной спешки и авралов перед сессией. Надеемся, что приведенные ниже рекомендации помогут Вам организовать самостоятельную работу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. ПЛАН
Продумайте очередность дел, решите, что для Вас главнее - самое срочное или самое важное - и составьте план. Лучше письменно, так как то, что не записано на бумаге, легко забывается. Наметьте реальные сроки.
2. РИТМ
Установите равномерный ритм работы, старайтесь заниматься ежедневно в одни и те же часы, чередуя умственный труд с отдыхом.
3. НАСТРОЙ
Постарайтесь избавиться от привычки долго раскачиваться и часто отвлекаться во время занятий. Создавайте установку на быстрое включение в работу, на внимательность и сосредоточенность в процессе выполнения заданий.
4. ПОРЯДОК
Это касается как порядка и аккуратности в учебных делах, так и разумного распределения учебной нагрузки - сначала выполняйте более трудные, требующие интеллектуального напряжения или творческого подхода задания, потом более рутинные операции.
5. СТИМУЛ
Придумайте себе стимул за хорошо выполненную работу, за оперативность, за умение противостоять соблазну развлечений. Умейте устраивать себе маленькие праздники, когда для этого есть настоящий повод.
6. ОБСТАНОВКА
Не пренебрегайте советами специалистов в области гигиены труда: нормальная освещенность рабочего места, порядок на столе, свежий воздух в комнате, отсутствие шумовых и цветовых раздражителей снимут ненужное напряжение и повысят Вашу работоспособность.
РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ
С первых дней обучения Вам придется постоянно заниматься с серьезной литературой - учебниками, монографиями, научными сборниками, периодическими изданиями, к сожалению, первокурсники не всегда умеет эффективно работать с книгой, не владеют рациональными навыкали усвоения и запоминания информации. Много времени, особенно на первых порах, тратится на поиск необходимых изданий.
Для того чтобы подобрать литературу в фонде библиотеки, Вам придется обратиться к системе каталогов и картотек, библиографических пособии. Библиотечный каталог представляет собой перечень произведений печати, имеющихся в фонде данной библиотеки. Чаще всего приходится пользоваться двумя типами каталогов: алфавитным и систематическим.
В АЛФАВИТНОМ КАТАЛОГЕ карточки с описанием книг расставлены в порядке алфавита их авторов или заглавий, если книга написана коллективом авторов (например, сборник статей). Поэтому если известен автор и заглавие, то с помощью алфавитного каталога несложно подобрать необходимую литературу. Однако часто при подготовке доклада, реферата, написании курсовых и дипломных работ приходится подбирать информацию по какой-либо теме, не имея представления о конкретных авторах и их работах. В данном случае на помощь читателям приходит СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Информация о книгах в нем расположена по отраслям знания. В соответствии с десятичной системой классификации, принятой в большинстве библиотек, все отрасли знаний делятся на десять основных классов. В свою очередь, классы подразделяются на подклассы, каждый из которых получает определенный индекс. Для того чтобы понять, к какому разделу относится интересующая Вас тема, следует обратиться к алфавитно-предметному указателю (АПУ), созданному как вспомогательное звено систематического каталога. В АПУ дан перечень тем, предметов, расположенных в алфавите и снабженных соответствующими индексами, позволяющими быстро найти нужный раздел в систематическом каталоге.
Помимо алфавитного и систематического каталогов, помогающих подобрать нужные книги из фонда, в каждой библиотеке имеется система библиографических картотек. В отличие от каталогов, КАРТОТЕКИ отряжают документы независимо от наличия их в фонде данной библиотеки и более глубоко раскрывают их содержание. Так СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ (СКС) отражает материалы из научных сборников, периодических и продолжающихся изданий. Она является универсальной по характеру содержащейся в ней информации и, таким образом, дополняет систематический каталог. Кроме СКС в библиотеках имеются и другие картотеки - тематические и специальные (например, картотеки рецензий, персоналий, нотных изданий, краеведческие и т. д.)
В некоторых случаях, допустим, при написании научных работ, Вам придется заниматься библиографическим разысканием более основательно. И здесь не обойтись без БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, в которых содержатся сведения обо всех издаваемых в стране и за рубежом произведениях печати. Существует сложная система текущих (информируемых о новых изданиях) и ретроспективных (лающих сведения о печатных изданиях за определенный период времени)" библиографических указателей. Основными из них являются библиографические указатели универсального характера, издаваемые Российской книжной палатой:
- «Ежегодник книги»;
- «Книжная летопись» (Основной и дополнительный выпуски);
- «Летопись журнальных статей»;
- «Летопись газетных статей»;
- «Летопись рецензий» и др.
К отраслевым изданиям, содержащим библиографическую информацию по культуре, искусству, библиотечному делу и информатике, относятся текущие указатели НИО Информкулътуры Российской государственной библиотеки:
- «Библиотечное дело и библиография»;
-
«Зрелищные искусства»;
-
«Общие проблемы культуры»;
-
«Общие проблемы искусства»;
-
«Социокультурная деятельность в сфере досуга»;
-
«Эстетическое воспитание»;
-
«Музыка» и др.
Кроме перечисленных выше существуют и другие библиографические пособия, например, реферативные и обзорные издания по различным отраслям знания, краеведческая библиография, рекомендательные указатели литературы в помощь самообразованию... Подробную информацию о них можно получить в библиографическом отделе библиотеки.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
После того, как Вы отыскали с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки необходимую литературу, начинается следующий этап работы - изучение источников. В зависимости от учебных целей можно выделить быстрое и углубленное чтение.
Быстрое (или беглое) чтение позволяет усвоить главное, не останавливаясь на второстепенном. Оно полезно для общего знакомства с текстом, для поиска в книге необходимой информации. Здесь пригодится навык скорочтения, которому сейчас успешно обучают на специальных курсах.
Медленное чтение помогает глубоко усвоить содержания источника, критически осмыслить его основные положения, соотнести новый материал с ранее изученным, продумать свои идеи, возникшие по ходу чтения. Подспорьем в этом будут пометки на полях, записи. В учебной работе Вам пригодятся навыки и беглого, и углубленного чтения.
Помимо усвоения содержания учебной и научной литературы Вы столкнетесь и с другой проблемой - как научиться быстро закреплять и прочно сохранять в памяти большие объемы текстовой информации. Возможно, кто-то из Вас возьмет на заметку метод запоминания материала, предложенный немецким ученым Ф. Лезером. Он вывел формулу ОЧОГ, которая означает следующее:
О - ориентировка. Текст читают, чтобы понять главные мысли. При необходимости их подчеркивают, выписывают, мысленно повторяют.
Ч - чтение. На этот раз читают очень внимательно, чтобы выделить второстепенные детали, установить их связь с главным. После чего повторяют несколько раз в памяти эти связи.
О - обзор. Текст достаточно быстро просматривается и проверяется правильность выявленных связей, повторяются главные мысли.
Г - главное. Текст пересказывается. Особое внимание уделяется основным положениям. Для этого можно поставить вопросы к главным мыслям и дать обстоятельный ответ на них.
Обратите внимание на то, что для прочного закрепления материала следует перечитывать текст как можно меньше, а пересказывать его столько раз, сколько нужно.
Надеемся, что следующие рекомендации помогут Вам лучше использовать возможности своей памяти при запоминании информации во время подготовки к учебным занятиям и экзаменам.
ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ
1. НАСТРОЙТЕСЬ НА ЗАПОМИНАНИЕ
Прежде, чем попытаться что-то выучить, настройтесь на усвоение материала. Дайте себе установку на срок и точность запоминания информации.
2. ИЩИТЕ ЛОГИКУ
При изучении текста идите смысловые и структурные связи между отдельными частями, глазами, параграфами, так как логически связанный материал запоминается гораздо легче и помнится дольше.
3. УЧИТЕ ЦЕЛОЕ
Не занимайтесь урывками и не пытайтесь осилить учебник за один день. Разделите текст на части, главы, разделы и в соответствии с этим учите материал как законченное целое. Это позволит Вам легче восстановить все нужное в памяти.
4. СОКРАЩАЙТЕ ТЕКСТ
Сокращайте информацию, которую нужно запомнить, до предела. Для этого постарайтесь творчески поработать с текстом и соответственно его оформить: составить план-схему ответа, выписать ключевые положения, придумать «опорные сигналы» и т.п. В этом случае оправданы даже шпаргалки; если пользоваться ими до экзамена, а не на нем.
5. УВЕЛИЧИВАЙТЕ ОБЪЕМ
В связи с тем, что доля устойчиво сохраняющейся в памяти информации составляет 20-50% от первоначально поступившей, изучайте дополнительно к конспектам лекций рекомендованные преподавателем учебники и научную литературу. Тогда объем материала будет больше, и большая его доля останется в памяти.
6. АКТИВНО ПОВТОРЯЙТЕ
Учитывая, что через полчаса забывается до 40% новой информации, а на следующий день еще 30%. повторяйте изучаемый материал несколько раз, и первый раз сразу же после прочтения.
-
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ ВИДЫ ПАМЯТИ
Зрительную, слуховую, моторную.
Логика рассматривает любой текст как систему высказываний, состоящую из понятий, суждений и умозаключений, подчиненных доказательству определенной мысли. При этом описываются различные приемы раскрытия объема и содержания понятий, преобразования языковых форм суждений, типов умозаключений, доказательств и т. п.
Многие практические рекомендации общей методики самостоятельной работы над содержанием и формой общественно-политических знаний непосредственно вытекают из логико-лингвистических характеристик текста .
Психолого-педагогические характеристики. Особо важно для методики самостоятельной работы имеют данные современной психологии, которая изучает конкретные явления, процессы, механизмы и закономерности психической деятельности человека. «Поле разработки и применения психологических знаний необозримо, - пишет М. Г. Ярошевский. -Современный психолог работает в клинике и на производстве, в школе и на космодроме, в военной лаборатории и органах управлении. В чем нуждаются всюду, где речь идет о научной организации человеческой деятельности, об эффективном использовании интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности». Нельзя, например, пытаться разрабатывать правила успешности запоминания и понимания, выработки навыков и развития способностей к самостоятельной работе, игнорируя конкретные психологические данные.
Умственным трудом занимаются люди, имеющие определенные знания, умения, личностные позиции, отношения, свойства, поэтому психологический подход (явно или неявно) включается во все виды анализа умственного труда, служит для них своеобразным связующим звеном.
Умственный труд в психолого-педагогическом плане есть социально организованный вид деятельности по восприятию, переработке, применению и передаче знаний, необходимых в практической деятельности личности, группы, общества.
При организации самостоятельной работы обычно учитываются взаимосвязи основных психологических явлений и педагогически обоснованных способов действий по их активизации (см. табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Отношения
Умения
Знания
Формирование
Мотивы,
интересы,
внимание
Планирование,
реализация,
контроль
Житейские,
научные,
профессиональные
Подготовленность, возможности, перспективы
Самонас-
тройка
Самоорганиза-
ция
Самообразование
Самовоспитание,
работа над собой
В психологическом плане знания, умения и отношения (позиции, ценностные ориентации) связаны сложнейшими психологическими механизмами их формирования и функционирования. Обычно эти механизмы работают на интуитивной основе, но в целом ряде случаев их деятельность может быть активизирована и направлена сознанием. Эта зависимость и учитывается педагогикой самообразования и самовоспитания. Формирование знаний, умений, отношений и определенных качеств личности на сознательной основе является одним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы.
Личный опыт составляет неотъемлемую часть единого процесса, идущего от знаний к убеждению, а от него - к практической деятельности. При этом активизируются, прежде всего, профессиональные позиции, знания и умения, необходимые для уточнения отношения слушателей к целям работы, учебному материалу, для четкого планирования действий, их последующей реализации и использования самоконтроля9.
Исходные социальные, методологические характеристики и конкретные психофизиологические, логико-лингвистические и психолого-педагогические подходы к самостоятельной работе систематизируются и конкретизируются в методике, рассматривающей самостоятельную работу как организованный процесс действий, приводящих к успешному решению конкретных образовательно-воспитательных задач.
КАК РАБОТАТЬ НА ЛЕКЦИИ
В условиях продолжающейся информатизации общества и множества совершаемых ежегодно научных открытий трудно, а для студента практически невозможно, самостоятельно изучить десяток дисциплин, познакомиться с новейшими достижениями в науках и тенденциями в их развитии. И здесь на помощь студентам приходят преподаватели - ученые, специалисты в какой-то конкретной области знания.
Итак, именно с помощью лекций можно:
- приобрести прочные, упорядоченные знания по предмету;
- узнать существенно больше, чем можно получить, изучая учебники и учебные пособия, многие из которых устарели;
- познакомиться с проблемами, трудностями и противоречиями, которые возникают в науке и практике;
- научиться вести диалог между преподавателем и студентами, формируя собственные суждения по изучаемым проблемам.
Таким образом, слушание лекции намного облегчает усвоение изучаемых дисциплин, так как лектор старается очень доходчиво изложить даже самый сложный материал.
Однако самый лучший преподаватель не сможет прочитать полноценно лекцию, если слушатели не готовы к активной умственной работе. Лекция - это творческий процесс, который требует от студента умения внимательно слушать и размышлять вместе с преподавателем, а также умения кратко и рационально вести записи.
Рекомендации по составлению конспекта лекции
1. Порядок записей.
Конспекты лекций по каждой дисциплине удобнее вести в отдельной тетради. На первой странице укажите название курса; фамилию, имя и отчество преподавателя; общие сведения, относящиеся к изучаемой дисциплине - количество лекционных и семинарских занятий, их темы, рекомендуемые учебники и методические пособия по всему курсу. Каждую тему начинайте с новой страницы, указав номер и дату.
2. Поля.
Учитывая, что лекционная тетрадь является рабочей, оставьте широкие ("можно до 1/3 "страницы) поля, куда Вы будете вносить необходимые пометки и дополнения. Для этих же целей рекомендуется оставлять интервалы между различными частям лекции.
3. Логика.
Обычно в начале занятия преподаватель дает план лекции. В соответствии с этим планом и следует вести записи. Упорядочить материал и сохранить логику изложения Вам помогут цифровые и буквенные коды
4. Самое главное.
Помните, что преподаватель читает лекцию со скоростью 8О-100 слов в минуту, обычный человек может писать со скоростью 20-40 слов. Поэтому не старайтесь механически и при том дословно переписывать все то, о чем говорит лектор. Записывайте самое важнее, существенное.
5. Сокращения.
Однако запись лекции можно ускорить, если продумать свою систему сокращений. Используйте условные знаки и символы, например:
- больше, не больше - >, >
- меньше, не меньше <, <
- приблизительно - ≈
- поэтому, следовательно - →
-
возрастает, уменьшается - ↑,↓
-
вопрос - ?
-
вывод - ═>
-
точка зрения - т.з.
-
таким образом - т.о.
-
больше или равно - ≥
-
меньше или равно - ≤
-
не равно - ≠
-
обратить внимание - !!!
-
проблема - ?!
Продолжите самостоятельно!
Если запись текста целесообразно вести в сокращенней форме, то важнейшие формулировки, определения, новые термины, цифровой материал, а также схемы, рисунки, таблицы переносите в конспект как можно полнее и точнее.
7. Наглядность.
Для удобства пользования конспектом нужно позаботиться о том, чтобы названия тем лекций, важнейшие положения и определения были выделены цветной пастой, подчеркиванием, специальными пометками на полях.
И еще! Очень важно перед каждой новой лекцией прорабатывать по конспекту материал предыдущих. Если это делать регулярно, то со временем выработается полезная привычка освежать в памяти пройденный материал, быстро настраиваться на восприятие нового, и, в конечном итоге, глубоко понимать и прочно запоминать информацию, которую дает лектор.
Семинарские, практические, лабораторные занятия
С первых недель обучения в институте Вы столкнетесь и с такими формами аудиторной работы, как семинарские, практические, лабораторные занятия. В отличие от лекций, которые обычно читаются на большом потоке, это групповые и мелкогрупповые занятия. Они дают возможность углубить и закрепить теоретические знания, которые Вы получили на лекциях и при самостоятельном изучении литературы, а также развить навыки использования этих знаний на практике.
СЕМИНАРЫ.
Форма их проведения различна. Они могут проходить традиционно, как опрос преподавателем студентов, а такие как групповая дискуссия, круглый стол, деловая игра... На обсуждение выносятся сложные в теоретическом отношении вопросы, которые требуют серьезной самостоятельной подготовки и умения высказывать собственные суждения по дискуссионной проблеме. Преподаватель оценивает содержательность, логичность, обоснованность выступлений по теме, активность студентов на семинаре.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Проводятся с группой или частью группы. Форма их проведения зависит от специфики изучаемого предмета и обычно предполагает использование технических средств и раздаточного материала. На практических занятиях студенты с помощью преподавателя знакомятся с методикой работы, осваивают способы решения типовых задач, имеющих практическое значение.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Предполагают большую самостоятельность студентов. При выполнении лабораторных работ Вам придется самостоятельно решать поставленные преподавателем конкретные задачи; разбираться в исследуемых явлениях, анализировать полученные результаты, делать выводы. Приобретенные на этих занятиях навыки необходимы при овладении профессией.
Семинарские, практические, лабораторные занятия требуют тщательной предварительной полготовки. К сожалению, часто наблюдается ситуация, когда первокурсники, готовясь к занятиям. Много времени тратят на самостоятельную работу, однако ее результаты не удовлетворяют ни их самих, не преподавателей. Чтобы с Вами не случилось подобного, обратите внимание на
Рекомендации, которые помогут подготовиться к занятиям
1. ЦЕЛЬ
Прежде чем начать изучать рекомендованную преподавателем литературу, четко уясните тему занятия, основные вопросы, вынесенные для обсуждения и, исходя из этого, определите цель своей самостоятельной работы.
2. ИСТОЧНИКИ
Прежде всего, изучите конспект лекций по данной теме. Подберите в библиотеке и ознакомьтесь с обязательной и дополнительной литературой по программе занятия.
3. ОТБОР
Не спешите конспектировать все подряд. Прорабатывая источники, постарайтесь произвести тщательный отбор информации и выбрать сведения, научные данные, фактический материал, необходимые для раскрытия тех вопросов, которым будет посвящено занятие.
4. ПЛАН
Если Вы готовитесь к семинару, составьте план ответа по каждому вопросу. При необходимости дополните его конспектом или простыми выписками. В конце записи укажите источники, которыми вы пользовались.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Часто программой занятия предусмотрены конкретные практические задания. Их выполнение целесообразно после изучения теории вопроса.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Готовясь к устному выступлению, письменной работе, практическому и лабораторному занятию, закрепите в памяти изученный материал, чтобы владеть им свободно и уметь ответить без опоры на конспект на любые вопросы по данной теме.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Если раньше научная деятельность была желательным элементом процесса обучения, то сейчас - обязательным. Это объясняется тем, что в последние годы объем научной информации резко увеличивается.
Специалисты стоят перед необходимостью самостоятельно добывать и усваивать знания, а также проводить исследования, решая актуальные теоретические и практические задачи. Занятия наукой помогают студентам глубже усвоить программный материал, овладеть методикой и техникой исследовательской работы.
Обычно выделяют учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), то есть все задания исследовательского характера, включенные в учебный процесс, в том числе написание рефератов, курсовых и дипломных работ, и собственно научно-исследовательскую работу (НИРС), которая выполняется во внеучебное время. Это участие в студенческих научных кружках обществах, работа в проблемных и творческих группах, которые создаются на кафедрах, выполнение совместно с преподавателями исследований, имеющих теоретическое или практическое значение. Регулярно проводятся научные конференции, олимпиады, конкурса студенческих научных работ. Студенты, активно участвующие в исследовательской работе, награждаются грамотами, дипломами, поощряются денежными премиями.
Заключение
Соблюдение правил общей организации самостоятельной работы должно со временем стать привычным делом, превратиться во внутренний психологический регулятор нашей познавательно-практической деятельности. Однако этот процесс идет обычно медленно, поэтому рекомендуется сознательно активизировать скрытые психологические механизмы определенных личностных отношений и конкретных познавательных процессов.
Правильная организация самостоятельной работы в психолого-педагогическом плане предполагает, прежде всего, опору на универсальный психологический механизм значимости. В результате многочисленных экспериментов и наблюдений психологи установили определенную закономерность: было показано, что эффективность всех познавательных процессов, включая первоначальное ощущение и вплоть до мышления, в значительной степени зависит от направленности интересов, потребностей, желаний, воли, внимания и других установок личности. При этом то, что представляется нам значимым и необходимым, воспринимается и запоминается достаточно хорошо. Напротив, то, что кажется несущественным и ненужным, либо полностью не принимается, либо усваивается весьма поверхностно.
Таким образом, мы надеемся, что наши рекомендации не просто помогут Вам правильно организовать самостоятельную учебную, исследовательскую и научную деятельность, но и, в результате этого, усвоит все необходимые знания, умения и навыки, которые помогут вам стать хорошим специалистом.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гехт К. Психогигиена. М., 1979.
2.
Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982
3.
Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М., 1983, с. 167-201.
4.
Кондаков И. И. Логический словарь-справочник. М., 197(1).
5.
Лагутина В. В. Как надо отдыхать. М., 1960;
6.
Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982 (гл. 4. Системный подход к отражению).
7.
Ракитин Л. И. Курс лекций по логике науки. М., 1971.
8.
Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
9.
Стасова Е. Д. Воспоминания. - М., 1994, с. 164.
10
Фролов 10. П. Гигиена умственного труда. М., 1967.
11.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1971, С.3
Для записей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________