Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов

Данное пособие содержит рекомендации по организации распорядка дня студентов, работе в библиотеке и вне её с учебной и научной литературой, правильному ведению записей на лекции. Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений. Далеко не все студенты понимают, как правильно организовать своб работу не только вов ремя урока, но, галвное, после занятий. В методической разработке предлагаются правила запоминания, чтения, организации разумного распорядка дня. Даются разъясн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования РФ

Самарский государственный профессионально-педагогический колледж















Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов





Разработчик: Евсеева Л.В.














Самара - 2014 г.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Методическое пособие для студентов колледжей. - Разработчик Евсеева Л.В.


Данное пособие содержит рекомендации по организации распорядка дня студентов, работе в библиотеке и вне её с учебной и научной литературой, правильному ведению записей на лекции. Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений.
















СОДЕРЖАНИЕ


1.

Организация самостоятельной работы

3

1.1.

Общие положения организации самостоятельной работы


3

1.2.

Как организовать самостоятельную работу

12

1.3.

Рекомендации по организации самостоятельной работы


12

2.

Работа в библиотеке

13

2.1.

Как работать с учебной и научной литературой

16

3.

Правила запоминания

17

4.

Как работать на лекции

20

5.

Рекомендации по составлению конспекта лекции

21

6.

Семинарские, практические, лабораторные занятия

23

7.

Рекомендации, которые помогут подготовиться к занятиям

24

8.

Научно-исследовательская работа

25

9.

Заключение

26

10.

Литература

27















ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В культуре умственного труда, как и в культуре по­ведения, есть внешняя и внутренняя стороны, причем внешняя сторона культуры труда является и проявлени­ем, и условием формирования внутренней, скрытой его стороны. Человек, занимающийся от случая к случаю, не умеющий навести порядок на своем рабочем месте, в своих книгах, тетрадях, записях, зачастую не может упо­рядочить свои мысли. И наоборот, все великие мыслите­ли работали не только много, но и организованно. Они умели четко планировать свой труд и отдых, работали систематически, соблюдали строжайший порядок в своих записях, умели работать с книгой.

Опыт многих людей и данные науки свидетельствуют о том, что начинать работу по выработке у себя навыков умственного труда нужно с общей его организации. В нее входят организация режима дня, рабочего места, на­выки планирования и учета, ведения различных записей и оформления результатов труда.

С течением времени эти навыки внешней стороны культуры умственного труда переходят в привычки, ста­новятся неотъемлемым достоянием, естественной потреб­ностью личности. Внешний порядок в работе приводит к упорядочению мыслей и скрытых умственных действии. Внутренняя собранность и организованность приходят не сами по себе, а являются результатом четко организо­ванного режима труда.

Режим дня. Лучше всего начинать с общей организа­ции режима дня. О пользе четкого ритма труда и отдыха знают вес, но знание и убеждение - не одно и то же. Ма­ло знать о значении режима дня. Надо убедить себя в необходимости его соблюдения и выработать привычку, потребность в выполнении режима труда и отдыха.

Психо­физиологические исследования показывают, что в основе любых психических явлений (от сознания до ощущения) лежат физиологические процессы возбуждения и тормо­жения, возникающие в отдельных группах нервных клеток (нервных центрах) и сложнейших функциональ­ных системах связи этих групп друг с другом. Образова­ние, закрепление, функционирование и отмирание связей в головном мозгу идут по особым законам, обеспечиваю­щим его нормальную работу. Неправильная организа­ция умственного труда («работа на износ») приводит к серьезным нарушениям в деятельности центральной нервной системы, что в свою очередь вызывает резкое падение умственной работоспособности (или даже ведет к нервно-психическим заболеваниям).

Физиологи нередко называют наш организм биологи­ческими часами. Это значит, что все жизненные функции организма человека протекают циклично, со строгими интервалами во времени. Ритмично работает сердце, чет­ко осуществляется дыхательный цикл, со строго опреде­ленными интервалами работают отдельные участки пищеварительного тракта. В общем, как сказал А. С. Пушкин, «чредой слетает сон, чредой приходит голод». Любые нарушения биологического ритма вызывают в организме нежелательные последствия, дезорганизуют его работу.

Совершенно ясно, что режим труда и отдыха челове­ка должен в какой-то мере соответствовать биологичес­кому ритму организма.

Необходимость четкого соблюдения режима дня дик­туется и психологическими соображениями. Говорят, привычка - вторая натура. Человеку трудно жить и ра­ботать, если у него нет соответствующих привычек. Но вырабатываются они только в результате многократного повторения, благодаря систематическим занятиям.

Существуют определенные нормативы времени для труда и отдыха различных категорий рабочих, служа­щих и учащихся. Эти нормативы варьируются в зависи­мости от целого ряда социальных и психофизиологичес­ких обстоятельств.

Опыт показывает, что для студентов время суток делится обычно на три части:

умственный труд 10 часов

активный отдых, самообслуживание 6 часов

пассивный отдых (сон) 8 часов

ИМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентовтого 24 часа

Рассмотрим каждый из основных компонентов режи­ма дня.

Умственный труд. Систематические учебные занятия складываются из работы в аудитории, читальном зале, в домашних условиях. Работа в аудитории занимает в среднем 6-8 часов в день. Для самостоятельной внеауди­торной работы остается обычно около 2-4 часов. Если ра­ботать ежедневно, то этого времени вполне достаточно для успешного усвоения материала. Нужно лишь приу­чить себя работать активно и напряженно, в строго определенные часы и в строго определенном месте.

Учебная самостоятельная работа (чтение первоис­точников, учебников, пособий, выполнение устных и письменных упражнений, обработка записей, оформле­ние конспектов и выписок, отчетов, докладов и т.п.) планируется самим студентом на основе задании пре­подавателей и графика учебного процесса.

В зависимости от конкретных условий самостоятель­ная работа планируется на утро или послеобеденные часы. Как правило, занятия в позднее вечернее время менее эффективны. Рекомендуется лишь повторить не­посредственно перед сном особо трудный для запомина­ния материал (определения, формулировки, даты, имена, и т. п.). Лучше всего заниматься утром, «на свежую го­лову».

Активный отдых, самообслуживание. Умственная де­ятельность не требует большого количества калорий, но зато расход нервной энергии вызывает ослабление всего организма. Для восстановления сил требуется не только питание, но и мышечная, физическая нагрузка.

Физиологи и врачи рекомендуют людям умственного труда в первую очередь особо заботиться о закаливании организма. Начинать утро с напряженной физзарядки совершенно необходимо. Особенно полезны приседания, наклоны, прыжки, бег, занятия с гантелями. После за­рядки и водных процедур появляется хорошее рабочее настроение, обостряется зрение, внимание, освежается память, проясняется мышление.

Нужно использовать любую возможность для заня­тий физкультурой, спортом, туризмом. Разновидностью физического труда является и работа по самообслужива­нию (приготовление пищи, стирка белья, мытье полов, уборка в комнате и т, п.). Очень важно, чтобы отдых носил активный характер, был связан с движениями, ходьбой, физической нагрузкой.

Пассивный отдых. Для восстановления работоспо­собности головного мозга необходим полноценный сон. Нужно приучить себя ложиться спать и вставать в одни и те же часы. Большинство людей спит с 23 часов до 7 часов утра.

Перед сном полезно немного погулять или почитать книгу.

Общее распределение времени в режиме дня у раз­ных людей различно, поэтому каждому удобнее соста­вить свой примерный режим дня. В выходные и празд­ничные дни иногда необходимо позаниматься, хотя превращать их в дни самостоятельной работы ни в коем случае не рекомендуется. Это дни активного отдыха.

Рабочее место. Хороший порядок на рабочем месте - одно из важнейших условий рациональной организации умственной деятельности.

Правильно организовать рабочее место, - значит, при­готовить все необходимое для работы, расположить его в удобном порядке и убрать все лишнее. Рабочий стол должен быть удобен, не загроможден, а порядок на нем - привычен для работающего. Обычно «любимое» место помогает быстрее сосредоточиться, создает рабо­чее настроение.

Личная библиотека. Нельзя себе представить куль­турного, образованного человека, не имеющего личной библиотеки. Ко­нечно, число книг в личных библиотеках бывает разным. На наш взгляд, дело здесь не в количестве, а в качестве. Очень важно иметь в своей библиотеке действительно необходимые книги и материалы и наиболее рациональ­но их разместить. Остальные книги лучше брать в библиотеках города и учебных заведений.

Для хранения книг и других материалов можно ис­пользовать и шкафы, и стеллажи, и самодельные полки. Желательно, чтобы все это было недалеко от стола.

В настоящее время нельзя ни учиться, ни успешно по­вышать свою квалификацию без постоянного обращения к справочникам и словарям. Практически по каждой специальности имеется ряд справочников, систематичес­ки издаются и переиздаются различного рода словари русского языка, иностранных слов, философские и поли­тические словари, справочники партийного работника, словари терминов и т. п. Удобнее всего держать их вмес­те, чтобы долго не искать нужный материал (то, чего нет в одном справочнике, найдется в другом).

Особой заботы и внимания требует последний раздел личной библиотеки, где хранятся газеты, журналы, ра­бочие записи. Газеты и журналы обычно располагают по годам и месяцам, а наиболее интересное в них выре­зают и собирают отдельно.

Различного рода записи, выписки и конспекты, сде­ланные в тетрадях или на развернутых листах, хранят в особых папках. На них делается пометка об их тема­тическом содержании. Выписки, сделанные на карточ­ках, располагают в специальном каталожном ящике или в самодельных коробках. Чтобы не забыть о содержании записей, полезно завести домашнюю картотеку с алфавитно-тематическим распределителем карточек.

Необходимо заблаговременно ознакомиться с поряд­ком работы общедоступной библиотеки. Особое внимание рекомендуем обратить на алфавитные и тематические каталоги, где точно указаны все необходимые данные о книгах (автор, название работы, издательство, место и год издания, библиотечный шифр данной книги). В ал­фавитных каталогах работы расположены по фамилиям авторов, а в тематических - по разделам и отраслям наук.

По образцу настоящей библиотеки (избегая, конеч­но, слепого копирования) и рекомендуется установить порядок в личной библиотеке.

Планирование работы. В организационном плане са­мостоятельная работа есть процесс, распределенный во времени по этапам (см. табл. 2).

ТАБЛИЦА 2.

ЭТАПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Заключительный

Подготовительный

Исполнительский

Заключительный

Определение це­лей, составление программы, состав­ление плана, выбор условий, подготов­ка оборудования, подготовка рабочего места, психологический настрой

Реализация про­граммы, использова­ние приемов усвоения, переработки, примене­ния, передачи знаний, фиксирование резуль­татов, самоорганизация процесса работы

Оценка значимости и корректировка результа­тов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов ра­боты, выводы о направ­лениях оптимизации тру­да, работа над собой

Анализируя умственный труд как процесс, легче по­нять сильные и слабые стороны его организации, влия­ющие на его эффективность в целом.

Практика педагогической работы показывает, что многие не имеют четких, продуманных планов работы и почти целиком полагаются на записи заданий в дневнике и расписание учебных занятий только на завтрашний день. Отсутствуют письменные планы работы на неделю или месяц. И еще такой факт: количество выполненной работы контролируют все (в рамках, предусмотренных заданиями преподавателей), а о способах проверки ка­чества многие опять-таки не подозревают.

Планирование умственного труда бывает текущим и перспективным. Исходным является перспективное пла­нирование, при котором намечается план на длительный срок (год, полугодие, месяц, неделя).

По своему характеру перспективный план может быть предметным и комплексным. Если в первом наме­чается порядок в каком-то одном направлении (напри­мер, по одному из учебных предметов), то в комплекс­ном плане все виды работ объединяются воедино. Без комплексного планирования систематическое обучение невозможно.

Текущее планирование позволяет наметить порядок работы на короткие отрезки времени (два-три дня, день, часть рабочего дня),

Наблюдения показывают, что планирование в уме менее эффективно, чем письменное. При планировании нет надобности предусматривать каждый шаг. Доста­точно записать, что именно нужно сделать, к какому сроку, в какие дни работать и как учесть результаты. Для этой цели лучше всего иметь отдельную тетрадь или записную книжку. Страницы удобнее разграфить следующим образом (см. табл. 3).

ТАБЛИЦА 3.

РАЗДЕЛЫ ПЛАНА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что сделать

Срок исполнения

Дни работы

Форма отчета

Отметки о выполнении или изменениях


Планирование работы неотделимо от ее учета. Поэ­тому обязательно предусматриваются формы контроля и самоконтроля за ходом выполнения и конечными ре­зультатами деятельности. Самое трудное - это контроль качества усвоения материала.

ФМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентовиксирование результатов. В чистом виде идеи всег­да выражаются в материальных знаках (высказывани­ях) естественного (слова, предложения, тексты) или ис­кусственного (формулы, чертежи, схемы, графики, ста­тистические таблицы и т. п.) языка. Чтобы судить о результатах умственного труда, нужно проанализиро­вать высказывания, оценить их глубину, точность, осоз­нанность, оригинальность. Обычно это делают препода­ватели, но проверить самого себя должен уметь, конечно, и каждый студент.

Здесь возникает одна психологическая трудность: оформление высказываний во внутренней речи характе­ризуется свернутостью, синтаксической незавершеннос­тью. Такие высказывания, как правило, непонятны дру­гим людям и не всегда отчетливо осознаются самим говорящим. Проверить их точность, правильность, а также запомнить их содержание чрезвычайно трудно. Необходим «перевод» внутренней речи во внешнюю.

Внешняя речь носит развернутый и синтаксически за­вершенный характер. Она понятна как самому говоря­щему, так и другим людям. Ее содержание можно проанализировать, осмыслить, оценить и запомнить. Ясно, что именно внешняя речь - основной способ оформления результатов умственного труда. Но и здесь имеются свои специфические трудности, обусловленные двумя форма­ми внешней речи - устной и письменной. Нетрудно заме­тить, что письменная речь - наиболее удобная и «надеж­ная» форма выражения результатов умственной деятель­ности. Если высказывание записано на бумагу, то его можно многократно перечитать и тщательно отредакти­ровать, его можно передать на ознакомление или проверку другим людям, его легко сохранить и при необходимости воспользоваться им даже через несколько лет. Устная речь такими преимуществами не обладает.

Казалось бы, рациональная организация умственной деятельности означает прямую запись всех высказыва­ний, минуя внутреннюю и устную речь. Однако это не­возможно. Сначала мы формулируем высказывания во внутренней речи, затем переводим внутреннюю речь в устную форму, а после этого производим отбор высказы­ваний и записываем только некоторые из них. При дос­таточной тренировке можно сократить этот процесс (за счет развертывания внутренней речи), но полностью из­бежать перефразирования нельзя.

Результаты нашей умственной деятельности нужны как для нас самих, так и для окружающих: нам необхо­димо усвоить, запомнить, осмыслить материал, другим людям - ознакомиться с результатами нашей работы, оценить, проверить или использовать их на практике. Чтобы выполнить обе эти задачи одновременно, требу­ется продуманная организация записей результатов труда.

В процессе занятий рекомендуется вести подготови­тельные, черновые и итоговые записи.

К числу подготовительных относят оформление рабо­чих пометок, выписок и конспектов (конспекты, предназ­наченные для проверки, являются одновременно и ито­говыми записями). Рабочие записи ведутся по ходу чтения или слушания и содержат в себе обобщенное изложение материала. Выписки представляют собой от­дельные цитаты, расположенные на карточках или раз­вернутых листах (тогда на каждом листе будет несколь­ко цитат). Конспекты есть по существу объединение и тех и других в одно целое.

Подготовительные записи всегда ведутся «с дальним прицелом», т. е. в них включают не только то, что необ­ходимо на сегодняшний день, но и то, что может потребоваться в дальнейшем, после окончания учебы. Это по­зволяет каждый раз начинать работу не на пустом месте и не терять времени на обращение к уже прочитанным книгам. Чем богаче запас подготовительных записей, тем легче и быстрее можно работать.

Черновые записи нужны в процессе предварительного планирования и первоначального оформления текста выступления, доклада, реферата, курсовых, дипломных, диссертационных работ и т. п. Использование чернови­ков намного облегчает труд. Чаще всего итоговые раз­вернутые записи оформляются на основе черновых.

Итоговые записи предназначены, прежде всего, для других людей. Это полностью оформленные тексты выс­туплений, курсовых и дипломных работ, деловых спра­вок, записок, заметок, статей и т. п. Совершенно ясно, что итоговые записи должны быть оформлены в полном соответствии с характером задания и общими требова­ниями к каждому конкретному виду письменных работ. Не менее важно приучить себя заканчивать оформление итоговых записей в точно установленные сроки.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ


Если аудиторные занятия занимают примерно половину времени необходимого для выполнения учебной нагрузки, то вторая половина предназначена для самостоятельной работы. Чтобы успешно овладеть всеми дисциплинами в течение семестра, Вам придется заниматься ежедневно по 3-4 часа за исключением выходного дня. Содержание самостоятельной работы на каждую неделю в значительной степени опре­деляется расписанием обязательных аудиторных занятий. Но есть виды учебных заданий, рассчитанные на один или более семестр - написа­ние рефератов, курсовых, дипломных работ, выполнение творческих заданий. И здесь важно помнить, что вторая половина семестра всегда более загружена, чем первая. Поэтому выигрывают те студенты, кото­рые приучают себя заблаговременно выполнять учебные задания, избе­гая ненужной спешки и авралов перед сессией. Надеемся, что приве­денные ниже рекомендации помогут Вам организовать самостоятельную работу.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. ПЛАН

Продумайте очередность дел, решите, что для Вас главнее - самое срочное или самое важное - и составьте план. Лучше письменно, так как то, что не записано на бумаге, легко забывается. Наметьте ре­альные сроки.

2. РИТМ

Установите равномерный ритм работы, старайтесь заниматься ежедневно в одни и те же часы, чередуя умственный труд с отдыхом.

3. НАСТРОЙ

Постарайтесь избавиться от привычки долго раскачиваться и часто отвлекаться во время занятий. Создавайте установку на быстрое включение в работу, на внимательность и сосредоточенность в про­цессе выполнения заданий.

4. ПОРЯДОК

Это касается как порядка и аккуратности в учебных делах, так и ра­зумного распределения учебной нагрузки - сначала выполняйте более трудные, требующие интеллектуального напряжения или творческого подхода задания, потом более рутинные операции.

5. СТИМУЛ

Придумайте себе стимул за хорошо выполненную работу, за оператив­ность, за умение противостоять соблазну развлечений. Умейте устра­ивать себе маленькие праздники, когда для этого есть настоящий по­вод.

6. ОБСТАНОВКА

Не пренебрегайте советами специалистов в области гигиены труда: нормальная освещенность рабочего места, порядок на столе, свежий воздух в комнате, отсутствие шумовых и цветовых раздражителей сни­мут ненужное напряжение и повысят Вашу работоспособность.


РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ


С первых дней обучения Вам придется постоянно за­ниматься с серьезной литературой - учебниками, монографиями, науч­ными сборниками, периодическими изданиями, к сожалению, первокурсники не всегда умеет эффективно работать с книгой, не владеют ра­циональными навыкали усвоения и запоминания информации. Много вре­мени, особенно на первых порах, тратится на поиск необходимых из­даний.

Для того чтобы подобрать литературу в фонде библиотеки, Вам придется обратиться к системе каталогов и картотек, библиографи­ческих пособии. Библиотечный каталог представляет собой перечень произведений печати, имеющихся в фонде данной библиотеки. Чаще всего приходится пользоваться двумя типами каталогов: алфавитным и систематическим.

В АЛФАВИТНОМ КАТАЛОГЕ карточки с описанием книг расставлены в порядке алфавита их авторов или заглавий, если книга написана кол­лективом авторов (например, сборник статей). Поэтому если извес­тен автор и заглавие, то с помощью алфавитного каталога несложно подобрать необходимую литературу. Однако часто при подготовке док­лада, реферата, написании курсовых и дипломных работ приходится подбирать информацию по какой-либо теме, не имея представления о конкретных авторах и их работах. В данном случае на помощь читате­лям приходит СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Информация о книгах в нем расположена по отраслям знания. В соответствии с десятичной систе­мой классификации, принятой в большинстве библиотек, все отрасли знаний делятся на десять основных классов. В свою очередь, классы подразделяются на подклассы, каждый из которых получает определен­ный индекс. Для того чтобы понять, к какому разделу относится ин­тересующая Вас тема, следует обратиться к алфавитно-предметному указателю (АПУ), созданному как вспомогательное звено системати­ческого каталога. В АПУ дан перечень тем, предметов, расположенных в алфавите и снабженных соответствующими индексами, позволяющими быстро найти нужный раздел в систематическом каталоге.

Помимо алфавитного и систематического каталогов, помогающих подобрать нужные книги из фонда, в каждой библиотеке имеется сис­тема библиографических картотек. В отличие от каталогов, КАРТОТЕКИ отряжают документы независимо от наличия их в фонде данной библио­теки и более глубоко раскрывают их содержание. Так СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ (СКС) отражает материалы из научных сборников, периодических и продолжающихся изданий. Она является универсальной по характеру содержащейся в ней информации и, таким образом, допол­няет систематический каталог. Кроме СКС в библиотеках имеются и другие картотеки - тематические и специальные (например, картотеки рецензий, персоналий, нотных изданий, краеведческие и т. д.)

В некоторых случаях, допустим, при написании научных работ, Вам придется заниматься библиографическим разысканием более осно­вательно. И здесь не обойтись без БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, в ко­торых содержатся сведения обо всех издаваемых в стране и за рубе­жом произведениях печати. Существует сложная система текущих (ин­формируемых о новых изданиях) и ретроспективных (лающих сведения о печатных изданиях за определенный период времени)" библиографи­ческих указателей. Основными из них являются библиографические указатели универсального характера, издаваемые Российской книжной палатой:

- «Ежегодник книги»;

- «Книжная летопись» (Основной и дополнительный выпуски);

- «Летопись журнальных статей»;

- «Летопись газетных статей»;

- «Летопись рецензий» и др.

К отраслевым изданиям, содержащим библиографическую информацию по культуре, искусству, библиотечному делу и информатике, относятся текущие указатели НИО Информкулътуры Российской государственной библиотеки:

- «Библиотечное дело и библиография»;

  • «Зрелищные искусства»;

  • «Общие проблемы культуры»;

  • «Общие проблемы искусства»;

  • «Социокультурная деятельность в сфере досуга»;

  • «Эстетическое воспитание»;

  • «Музыка» и др.

Кроме перечисленных выше существуют и другие библиографические по­собия, например, реферативные и обзорные издания по различным от­раслям знания, краеведческая библиография, рекомендательные указа­тели литературы в помощь самообразованию... Подробную информацию о них можно получить в библиографическом отделе библиотеки.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ


После того, как Вы отыскали с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки необходимую литературу, начинается следующий этап работы - изучение источников. В зависимости от учебных целей можно выделить быстрое и углубленное чтение.

Быстрое (или беглое) чтение позволяет усвоить главное, не останавливаясь на второстепенном. Оно полезно для общего знакомс­тва с текстом, для поиска в книге необходимой информации. Здесь пригодится навык скорочтения, которому сейчас успешно обучают на специальных курсах.

Медленное чтение помогает глубоко усвоить содержания источни­ка, критически осмыслить его основные положения, соотнести новый материал с ранее изученным, продумать свои идеи, возникшие по ходу чтения. Подспорьем в этом будут пометки на полях, записи. В учеб­ной работе Вам пригодятся навыки и беглого, и углубленного чте­ния.

Помимо усвоения содержания учебной и научной литературы Вы столкнетесь и с другой проблемой - как научиться быстро закреплять и прочно сохранять в памяти большие объемы текстовой информации. Возможно, кто-то из Вас возьмет на заметку метод запоминания материала, предложенный немецким ученым Ф. Лезером. Он вывел формулу ОЧОГ, которая означает следующее:

О - ориентировка. Текст читают, чтобы понять главные мысли. При необходимости их подчеркивают, выписывают, мысленно повторяют.

Ч - чтение. На этот раз читают очень внимательно, чтобы выделить второстепенные детали, установить их связь с главным. После чего повторяют несколько раз в памяти эти связи.

О - обзор. Текст достаточно быстро просматривается и проверяется правильность выявленных связей, повторяются главные мысли.

Г - главное. Текст пересказывается. Особое внимание уделяется основным положениям. Для этого можно поставить вопросы к главным мыслям и дать обстоятельный ответ на них.

Обратите внимание на то, что для прочного закрепления матери­ала следует перечитывать текст как можно меньше, а пересказывать его столько раз, сколько нужно.

Надеемся, что следующие рекомендации помогут Вам лучше использовать возможности своей памяти при запоминании информации во время подготовки к учебным занятиям и экзаменам.


ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ


1. НАСТРОЙТЕСЬ НА ЗАПОМИНАНИЕ

Прежде, чем попытаться что-то выучить, настройтесь на усвоение ма­териала. Дайте себе установку на срок и точность запоминания ин­формации.

2. ИЩИТЕ ЛОГИКУ

При изучении текста идите смысловые и структурные связи между от­дельными частями, глазами, параграфами, так как логически связан­ный материал запоминается гораздо легче и помнится дольше.

3. УЧИТЕ ЦЕЛОЕ

Не занимайтесь урывками и не пытайтесь осилить учебник за один день. Разделите текст на части, главы, разделы и в соответствии с этим учите материал как законченное целое. Это позволит Вам легче восстановить все нужное в памяти.

4. СОКРАЩАЙТЕ ТЕКСТ

Сокращайте информацию, которую нужно запомнить, до предела. Для этого постарайтесь творчески поработать с текстом и соответственно его оформить: составить план-схему ответа, выписать ключевые поло­жения, придумать «опорные сигналы» и т.п. В этом случае оправданы даже шпаргалки; если пользоваться ими до экзамена, а не на нем.

5. УВЕЛИЧИВАЙТЕ ОБЪЕМ

В связи с тем, что доля устойчиво сохраняющейся в памяти информа­ции составляет 20-50% от первоначально поступившей, изучайте до­полнительно к конспектам лекций рекомендованные преподавателем учебники и научную литературу. Тогда объем материала будет больше, и большая его доля останется в памяти.

6. АКТИВНО ПОВТОРЯЙТЕ

Учитывая, что через полчаса забывается до 40% новой информации, а на следующий день еще 30%. повторяйте изучаемый материал несколько раз, и первый раз сразу же после прочтения.

  1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Зрительную, слуховую, моторную.

Логика рассматривает любой текст как систему выс­казываний, состоящую из понятий, суждений и умоза­ключений, подчиненных доказательству определенной мысли. При этом описываются различные приемы рас­крытия объема и содержания понятий, преобразования языковых форм суждений, типов умозаключений, доказа­тельств и т. п.

Многие практические рекомендации общей методики самостоятельной работы над содержанием и формой общественно-политических знаний непосредственно вы­текают из логико-лингвистических характеристик тек­ста .

Психолого-педагогические характеристики. Особо важно для методики самостоятельной работы имеют данные современной психологии, которая изучает конкретные явления, процессы, механизмы и закономер­ности психической деятельности человека. «Поле разра­ботки и применения психологических знаний необозри­мо, - пишет М. Г. Ярошевский. -Современный психолог работает в клинике и на производстве, в школе и на космодроме, в военной лаборатории и органах управле­нии. В чем нуждаются всюду, где речь идет о научной организации человеческой деятельности, об эффективном использовании интеллектуальных и эмоциональных ре­сурсов личности». Нельзя, например, пытаться разра­батывать правила успешности запоминания и понимания, выработки навыков и развития способностей к самостоя­тельной работе, игнорируя конкретные психологические данные.

Умственным трудом занимаются люди, имеющие оп­ределенные знания, умения, личностные позиции, отно­шения, свойства, поэтому психологический подход (явно или неявно) включается во все виды анализа умственно­го труда, служит для них своеобразным связующим зве­ном.

Умственный труд в психолого-педагогическом плане есть социально организованный вид деятельности по восприятию, переработке, применению и передаче зна­ний, необходимых в практической деятельности личнос­ти, группы, общества.

При организации самостоятельной работы обычно учитываются взаимосвязи основных психологических явлений и педагогически обоснованных способов дей­ствий по их активизации (см. табл. 1).

ТАБЛИЦА 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Отношения

Умения

Знания

Формирование

Мотивы,

интересы,

внимание

Планирование,

реализация,

контроль

Житейские,

научные,

профессиональные

Подготовленность, возможности, перспективы

Самонас-

тройка

Самоорганиза-

ция

Самообразование

Самовоспитание,

работа над собой

В психологическом плане знания, умения и отноше­ния (позиции, ценностные ориентации) связаны слож­нейшими психологическими механизмами их формирова­ния и функционирования. Обычно эти механизмы работают на интуитивной основе, но в целом ряде случа­ев их деятельность может быть активизирована и направлена сознанием. Эта зависимость и учитывается педагогикой самообразования и самовоспитания. Фор­мирование знаний, умений, отношений и определенных качеств личности на сознательной основе является одним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы.

Личный опыт составляет неотъемлемую часть единого процесса, идущего от знаний к убеждению, а от него - к практической деятельности. При этом активизируются, прежде всего, профессиональные позиции, знания и умения, необходимые для уточнения отношения слушателей к целям работы, учебному мате­риалу, для четкого планирования действий, их последую­щей реализации и использования самоконтроля9.

Исходные социальные, методологические характе­ристики и конкретные психофизиологические, логико-лингвистические и психолого-педагогические подходы к самостоятельной работе систематизируются и конкрети­зируются в методике, рассматривающей самостоятель­ную работу как организованный процесс действий, приводящих к успешному решению конкретных образо­вательно-воспитательных задач.

КАК РАБОТАТЬ НА ЛЕКЦИИ

В условиях продолжающейся информатизации общества и множества совершаемых ежегодно научных открытий трудно, а для студента практически невозможно, самостоятельно изучить де­сяток дисциплин, познакомиться с новейшими достижениями в науках и тенденциями в их развитии. И здесь на помощь студентам приходят преподаватели - ученые, специалисты в какой-то конкретной области знания.

Итак, именно с помощью лекций можно:

- приобрести прочные, упорядоченные знания по предмету;

- узнать существенно больше, чем можно получить, изучая учебники и учебные пособия, многие из которых устарели;

- познакомиться с проблемами, трудностями и противоречиями, которые возникают в науке и практике;

- научиться вести диалог между преподавателем и студентами, формируя собственные суждения по изучаемым проблемам.

Таким образом, слушание лекции намного облегчает усвоение изучаемых дисциплин, так как лектор старается очень доходчиво изло­жить даже самый сложный материал.

Однако самый лучший преподаватель не сможет прочитать полно­ценно лекцию, если слушатели не готовы к активной умственной ра­боте. Лекция - это творческий процесс, который требует от студента умения внимательно слушать и размышлять вместе с преподавателем, а также умения кратко и рационально вести записи.


Рекомендации по составлению конспекта лекции

1. Порядок записей.

Конспекты лекций по каждой дисциплине удобнее вести в отдельной тетради. На первой странице укажите название курса; фамилию, имя и отчество преподавателя; общие сведения, относящиеся к изучаемой дисциплине - количество лекционных и семинарских занятий, их темы, рекомендуемые учебники и методические пособия по всему курсу. Каж­дую тему начинайте с новой страницы, указав номер и дату.

2. Поля.

Учитывая, что лекционная тетрадь является рабочей, оставьте широкие ("можно до 1/3 "страницы) поля, куда Вы будете вносить необходимые пометки и дополнения. Для этих же целей рекомендуется оставлять интервалы между различными частям лекции.

3. Логика.

Обычно в начале занятия преподаватель дает план лекции. В соот­ветствии с этим планом и следует вести записи. Упорядочить матери­ал и сохранить логику изложения Вам помогут цифровые и буквенные коды

4. Самое главное.

Помните, что преподаватель читает лекцию со скоростью 8О-100 слов в минуту, обычный человек может писать со скоростью 20-40 слов. По­этому не старайтесь механически и при том дословно переписывать все то, о чем говорит лектор. Записывайте самое важнее, существенное.

5. Сокращения.

Однако запись лекции можно ускорить, если продумать свою систему сокращений. Используйте условные знаки и символы, например:

- больше, не больше - >, >

- меньше, не меньше <, <

- приблизительно - ≈

- поэтому, следовательно - →

  • возрастает, уменьшается - ↑,↓

  • вопрос - ?

  • вывод - ═>

  • точка зрения - т.з.

  • таким образом - т.о.

  • больше или равно - ≥

  • меньше или равно - ≤

  • не равно - ≠

  • обратить внимание - !!!

  • проблема - ?!

Продолжите самостоятельно!

Если запись текста целесообразно вести в сокращенней форме, то важнейшие формулировки, определения, новые термины, цифровой ма­териал, а также схемы, рисунки, таблицы переносите в конспект как можно полнее и точнее.

7. Наглядность.

Для удобства пользования конспектом нужно позаботиться о том, что­бы названия тем лекций, важнейшие положения и определения были вы­делены цветной пастой, подчеркиванием, специальными пометками на полях.

И еще! Очень важно перед каждой новой лекцией прорабатывать по конспекту материал предыдущих. Если это делать регулярно, то со­ временем выработается полезная привычка освежать в памяти пройден­ный материал, быстро настраиваться на восприятие нового, и, в ко­нечном итоге, глубоко понимать и прочно запоминать информацию, ко­торую дает лектор.


Семинарские, практические, лабораторные занятия


С первых недель обучения в институте Вы столкнетесь и с такими формами аудиторной работы, как семинарские, практические, лабораторные занятия. В отличие от лекций, которые обычно читаются на большом потоке, это групповые и мелкогрупповые занятия. Они дают возможность углубить и закрепить теоретические знания, которые Вы получили на лекциях и при самостоятельном изучении литературы, а также развить навыки использования этих знаний на практике.

СЕМИНАРЫ.

Форма их проведения различна. Они могут проходить традиционно, как опрос преподавателем студентов, а такие как групповая дискуссия, круглый стол, деловая игра... На обсуждение выносятся сложные в те­оретическом отношении вопросы, которые требуют серьезной самостоя­тельной подготовки и умения высказывать собственные суждения по дискуссионной проблеме. Преподаватель оценивает содержательность, логичность, обоснованность выступлений по теме, активность студентов на семинаре.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Проводятся с группой или частью группы. Форма их проведения зави­сит от специфики изучаемого предмета и обычно предполагает исполь­зование технических средств и раздаточного материала. На практи­ческих занятиях студенты с помощью преподавателя знакомятся с ме­тодикой работы, осваивают способы решения типовых задач, имеющих практическое значение.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Предполагают большую самостоятельность студентов. При выполнении лабораторных работ Вам придется самостоятельно решать поставленные преподавателем конкретные задачи; разбираться в исследуемых явлени­ях, анализировать полученные результаты, делать выводы. Приобре­тенные на этих занятиях навыки необходимы при овладении професси­ей.

Семинарские, практические, лабораторные занятия требуют тща­тельной предварительной полготовки. К сожалению, часто наблюдается ситуация, когда первокурсники, готовясь к занятиям. Много времени тратят на самостоятельную работу, однако ее результаты не удовлет­воряют ни их самих, не преподавателей. Чтобы с Вами не случилось подобного, обратите внимание на

Рекомендации, которые помогут подготовиться к занятиям

1. ЦЕЛЬ

Прежде чем начать изучать рекомендованную преподавателем литерату­ру, четко уясните тему занятия, основные вопросы, вынесенные для обсуждения и, исходя из этого, определите цель своей самостоятель­ной работы.

2. ИСТОЧНИКИ

Прежде всего, изучите конспект лекций по данной теме. Подберите в библиотеке и ознакомьтесь с обязательной и дополнительной литера­турой по программе занятия.

3. ОТБОР

Не спешите конспектировать все подряд. Прорабатывая источники, постарайтесь произвести тщательный отбор информации и выбрать све­дения, научные данные, фактический материал, необходимые для раскрытия тех вопросов, которым будет посвящено занятие.

4. ПЛАН

Если Вы готовитесь к семинару, составьте план ответа по каждому вопросу. При необходимости дополните его конспектом или простыми выписками. В конце записи укажите источники, которыми вы пользова­лись.

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Часто программой занятия предусмотрены конкретные практические задания. Их выполнение целесообразно после изучения теории вопроса.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Готовясь к устному выступлению, письменной работе, практическому и лабораторному занятию, закрепите в памяти изученный материал, что­бы владеть им свободно и уметь ответить без опоры на конспект на любые вопросы по данной теме.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Если раньше научная деятельность была желательным элементом процесса обучения, то сейчас - обязательным. Это объясняется тем, что в последние годы объем научной информации резко увеличивается.

Специалисты стоят перед необходимостью самостоятельно добывать и усваивать знания, а также проводить исследования, решая актуальные теоретические и практические задачи. Занятия наукой помогают студентам глубже усвоить программный материал, овладеть ме­тодикой и техникой исследовательской работы.

Обычно выделяют учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), то есть все задания исследовательского характера, включен­ные в учебный процесс, в том числе написание рефератов, курсовых и дипломных работ, и собственно научно-исследовательскую работу (НИРС), которая выполняется во внеучебное время. Это участие в сту­денческих научных кружках обществах, работа в проблемных и твор­ческих группах, которые создаются на кафедрах, выполнение совмест­но с преподавателями исследований, имеющих теоретическое или практическое значение. Регулярно проводятся научные конференции, олим­пиады, конкурса студенческих научных работ. Студенты, активно участвующие в исследовательской работе, награждаются грамотами, дипломами, поощряются денежными премиями.


Заключение

Соблюдение правил общей организации самостоя­тельной работы должно со временем стать привычным делом, превратиться во внутренний психологический регулятор нашей познавательно-практической деятель­ности. Однако этот процесс идет обычно медленно, поэ­тому рекомендуется сознательно активизировать скры­тые психологические механизмы определенных личност­ных отношений и конкретных познавательных процессов.

Правильная организация самостоятельной работы в психолого-педагогическом плане предполагает, прежде всего, опору на универсальный психологический меха­низм значимости. В результате многочисленных экспери­ментов и наблюдений психологи установили определен­ную закономерность: было показано, что эффективность всех познавательных процессов, включая первоначаль­ное ощущение и вплоть до мышления, в значительной степени зависит от направленности интересов, потреб­ностей, желаний, воли, внимания и других установок личности. При этом то, что представляется нам значимым и необходимым, воспринимается и запомина­ется достаточно хорошо. Напротив, то, что кажется несу­щественным и ненужным, либо полностью не принимает­ся, либо усваивается весьма поверхностно.

Таким образом, мы надеемся, что наши рекомендации не просто помогут Вам правильно организовать самостоятельную учебную, исследовательскую и научную деятельность, но и, в результате этого, усвоит все необходимые знания, умения и навыки, которые помогут вам стать хорошим специалистом.



ЛИТЕРАТУРА

1.

Гехт К. Психогигиена. М., 1979.

2.

Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982

3.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М., 1983, с. 167-201.

4.

Кондаков И. И. Логический словарь-справочник. М., 197(1).

5.

Лагутина В. В. Как надо отдыхать. М., 1960;

6.

Платонов К. К. Система психологии и теория отраже­ния. М., 1982 (гл. 4. Системный подход к отражению).

7.

Ракитин Л. И. Курс лекций по логике науки. М., 1971.

8.

Соколов А. И. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

9.

Стасова Е. Д. Воспоминания. - М., 1994, с. 164.

10

Фролов 10. П. Гигиена умственного труда. М., 1967.

11.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1971, С.3





Для записей


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











































© 2010-2022