Рабочая программа факультативного курса по каллиграфии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Л.М. Лазовская

«___» ___________ 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №60» _____________В.А. Материкин

приказ № ___

от «___» ______________2015 года

Рабочая программа

Факультативного курса «Основы каллиграфии»

для _5____ класса

Автор-составитель

Есликовская В.Н.

БАРНАУЛ, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика предмета «Основы каллиграфии».

При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.

Цель курса состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность научиться писать быстро и красиво. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебныж действий. Замена рукописног письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствукет. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков красивого письма, но и на выработку правильной посадки, правильных писательных движений.

В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология.

Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв.

Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев.

Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма.

Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к красоте буквы, интереса к изучению истории письменности.

Результаты изучения факультативного курса «Основы каллиграфии»

Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:

1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к крастивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человнка, стремление к самосовершенствованию;

3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.

Метапредметные результаты освоения курса:

  • владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений

  • умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;

  • умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • владение различными видами писательных упражнений;

  • соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;

  • осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

Предметные результаты освоения курса:

  • представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;

  • усвоение базовых понятий каллиграфии;

  • овладение основными навыками красивого беглого письма;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;

  • способность оценивать эстетическую сторону письма;

  • умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса..

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Место предмета «Основы каллиграфии»

в учебном плане

Данная программа рассчитана на 35 часов, предусмотренных в компоненте образовательного учреждения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Виды деятельности учащихся

Введение (8 часов)

1

Что такое каллиграфия. История развития каллиграфии

1

Первая неделя

Знать и понимать значение термина, иметь представление об истории каллиграфии (устав, полуустав, скоропись)

2

Для чего людям нужно искусство красивого письма?

1

Вторая неделя

Осознавать цели и задачи курса, значение каллиграфии в развитии человека

3, 4

Основные условия свободных писательных движений

2

Третья, четвёртая неделя

Понимать, как влияет положение корпуса, положение ног, освещение, положение руки и тетради при письме на качество письма и на здоровье человека. Принимать правильное положение тела, рки, ног, правильно держать ручку при письме.

5

Положение и движение пера

1

Пятая неделя

Устанавливать правильное положение пера для свободных писательных движениий

6

Движение различных частей руки при писании

1

Шестая неделя

Понимать, участие различных частей руки в писательных движениях (плечо, предплечье, кисть, пальцы, учиться правильно производить движения с их помощью

7

Письменные принадлежности

1

Седьмая неделя

Знать основные средства письма, виды перьев, влияние их на качество письма. Уметь изготавливать перья самостоятельно из подручных средств.

8

Виды линий при письме

1

Восьмая неделя

Знать ваиды линий (горизонтальная, вертикальная, перпендикулярная, параллельная, наклонная), значение этих линий для упражнений в каллиграфии

Предварительные упражнения (17часов)

9, 10

Движение плечевого сустава и предплечья при неподвижности кисти и пальцев

2

Девятая , десятая недели

Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвуют плечевой сустав и предплечье, а кисть руки и пальцы остаются неподвижными

11,12

Движение предплечья при неподвижности плечевого сустава, кисти и пальцев

2

Одиннадцатая, двенадцатая недели

Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвует предплечье, а плечевой сустав, пальцы и кисть руки остаются неподвижными.

13, 14, 15

Движение пальцев

3

Тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая недели

Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвуют только пальцы. Понимать значение положения большого и указательного пальцев для правильного письма

16, 17, 18

Сочетание кругообразных движений пальцев и движения плечевого сустава

3

Шестнадцатая, семнадцатая, восемнадцатая недели

Уметь правильно выполнять упражнения, в которых сочетаются движения пальцев и плечевого сустава

19, 20, 21

Упражнения с нажимом

3

Девятнадцатая, двадцатая, двадцать первая неделя

Знать отличия линии волосяной от линии с нажимом. Уметь правильно выполнять упражнения с нажимом.

22, 23, 24

Упражнения с транспарантом

3

Двадцать вторая, двадцать третья, двадцать четвёртая недели

Знать, что такое транспарант как прспособление для письма. Уметь правильно выполнять упражнения с транспарантом.

Основные упражнения (10 часов)

25, 26,

Написание элементов букв первой группы (прямая черта и черта с закруглением вверху и внизу

2

Двадцать пятая, двадцать шестая, двадцать седьмая недели

Знать простейшие элементы букв, на осннове которых содаются буквы целиком и более сложные элементы, уметь выполнять упражнения с этими элементами

27, 28

Написание элементов букв второй группы

2

Двадцать седьмая, двадцать восьмая недели

Уметь правильно выполнять упражнения с элементами букв второй группы (черта с закруглением вверху и внизу)

29, 30

Написание элементов букв третьей группы (вспомогательная)

2

Двадцать девятая, тридцатая недели

Уметь писать буквы, в которых сочетаются отсновные и вспомогательные элементы

31, 32

Написание элементов букв четвёртой группы (овалы и полуовалы

2

Тридцать первая, тридцать вторая недели

Уметь выполнять упражнения с овальными и полуовальными элементами букв

33, 34

Соединение различных элементов

2

Тридцать третья, тридцать четвёртая недели

Уметь правильно выполнять упражнения, в которых соединяются все изученные ранее элементы

35

Заключительное занятие. Выставка работ

1

Тридцать пятая неделя

Уметь представить свою работу на выставке, объяснить её назначение.



© 2010-2022