- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа факультативного курса по каллиграфии
Рабочая программа факультативного курса по каллиграфии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Есликовская В.Н. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ Л.М. Лазовская
«___» ___________ 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №60» _____________В.А. Материкин
приказ № ___
от «___» ______________2015 года
Рабочая программа
Факультативного курса «Основы каллиграфии»
для _5____ класса
Автор-составитель
Есликовская В.Н.
БАРНАУЛ, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета «Основы каллиграфии».
При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.
Цель курса состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность научиться писать быстро и красиво. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебныж действий. Замена рукописног письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствукет. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков красивого письма, но и на выработку правильной посадки, правильных писательных движений.
В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология.
Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв.
Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев.
Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма.
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к красоте буквы, интереса к изучению истории письменности.
Результаты изучения факультативного курса «Основы каллиграфии»
Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:
1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к крастивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человнка, стремление к самосовершенствованию;
3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.
Метапредметные результаты освоения курса:
-
владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений
-
умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;
-
умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
владение различными видами писательных упражнений;
-
соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;
-
осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты освоения курса:
-
представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-
усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;
-
усвоение базовых понятий каллиграфии;
-
овладение основными навыками красивого беглого письма;
-
понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;
-
способность оценивать эстетическую сторону письма;
-
умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса..
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Место предмета «Основы каллиграфии»
в учебном плане
Данная программа рассчитана на 35 часов, предусмотренных в компоненте образовательного учреждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Дата
Виды деятельности учащихся
Введение (8 часов)
1
Что такое каллиграфия. История развития каллиграфии
1
Первая неделя
Знать и понимать значение термина, иметь представление об истории каллиграфии (устав, полуустав, скоропись)
2
Для чего людям нужно искусство красивого письма?
1
Вторая неделя
Осознавать цели и задачи курса, значение каллиграфии в развитии человека
3, 4
Основные условия свободных писательных движений
2
Третья, четвёртая неделя
Понимать, как влияет положение корпуса, положение ног, освещение, положение руки и тетради при письме на качество письма и на здоровье человека. Принимать правильное положение тела, рки, ног, правильно держать ручку при письме.
5
Положение и движение пера
1
Пятая неделя
Устанавливать правильное положение пера для свободных писательных движениий
6
Движение различных частей руки при писании
1
Шестая неделя
Понимать, участие различных частей руки в писательных движениях (плечо, предплечье, кисть, пальцы, учиться правильно производить движения с их помощью
7
Письменные принадлежности
1
Седьмая неделя
Знать основные средства письма, виды перьев, влияние их на качество письма. Уметь изготавливать перья самостоятельно из подручных средств.
8
Виды линий при письме
1
Восьмая неделя
Знать ваиды линий (горизонтальная, вертикальная, перпендикулярная, параллельная, наклонная), значение этих линий для упражнений в каллиграфии
Предварительные упражнения (17часов)
9, 10
Движение плечевого сустава и предплечья при неподвижности кисти и пальцев
2
Девятая , десятая недели
Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвуют плечевой сустав и предплечье, а кисть руки и пальцы остаются неподвижными
11,12
Движение предплечья при неподвижности плечевого сустава, кисти и пальцев
2
Одиннадцатая, двенадцатая недели
Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвует предплечье, а плечевой сустав, пальцы и кисть руки остаются неподвижными.
13, 14, 15
Движение пальцев
3
Тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая недели
Уметь правильно выполнять упражнения, в которых участвуют только пальцы. Понимать значение положения большого и указательного пальцев для правильного письма
16, 17, 18
Сочетание кругообразных движений пальцев и движения плечевого сустава
3
Шестнадцатая, семнадцатая, восемнадцатая недели
Уметь правильно выполнять упражнения, в которых сочетаются движения пальцев и плечевого сустава
19, 20, 21
Упражнения с нажимом
3
Девятнадцатая, двадцатая, двадцать первая неделя
Знать отличия линии волосяной от линии с нажимом. Уметь правильно выполнять упражнения с нажимом.
22, 23, 24
Упражнения с транспарантом
3
Двадцать вторая, двадцать третья, двадцать четвёртая недели
Знать, что такое транспарант как прспособление для письма. Уметь правильно выполнять упражнения с транспарантом.
Основные упражнения (10 часов)
25, 26,
Написание элементов букв первой группы (прямая черта и черта с закруглением вверху и внизу
2
Двадцать пятая, двадцать шестая, двадцать седьмая недели
Знать простейшие элементы букв, на осннове которых содаются буквы целиком и более сложные элементы, уметь выполнять упражнения с этими элементами
27, 28
Написание элементов букв второй группы
2
Двадцать седьмая, двадцать восьмая недели
Уметь правильно выполнять упражнения с элементами букв второй группы (черта с закруглением вверху и внизу)
29, 30
Написание элементов букв третьей группы (вспомогательная)
2
Двадцать девятая, тридцатая недели
Уметь писать буквы, в которых сочетаются отсновные и вспомогательные элементы
31, 32
Написание элементов букв четвёртой группы (овалы и полуовалы
2
Тридцать первая, тридцать вторая недели
Уметь выполнять упражнения с овальными и полуовальными элементами букв
33, 34
Соединение различных элементов
2
Тридцать третья, тридцать четвёртая недели
Уметь правильно выполнять упражнения, в которых соединяются все изученные ранее элементы
35
Заключительное занятие. Выставка работ
1
Тридцать пятая неделя
Уметь представить свою работу на выставке, объяснить её назначение.