Эссе на конкурс Я - учитель

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«…Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.»

© Лев Толстой

Каким должен быть современный учитель? Боюсь, сегодня точного ответа не сможет дать никто. С самого раннего детства для меня как будто не существовало других профессий, я всегда хотела быть только учителем. Передо мной никогда не стоял вопрос: быть или не быть? Ответ всегда был однозначным и положительным: «Быть! Быть только учителем!» Почему? Во-первых, потому что я горжусь тем, что родилась в семье педагогов, что являюсь продолжателем педагогической династии уже в пятом поколении. И мой младший сын продолжил нашу династию. Во-вторых, убеждена в том, что от того, насколько я умело буду вести учебно-воспитательный процесс и какие требования буду предъявлять к себе сегодня, настолько от этого будет зависеть будущее нашей страны завтра. Когда в детстве я мечтала стать учителем, всё для меня было просто и ясно. Я думала, что учитель - это тот, кто передаёт знания детям и формирует в них личность, но оказалось, что миссия учителя на этом не заканчивается.

За долгие годы моей преподавательской деятельности моё представление об «идеальном учителе» менялось неоднократно. На самом деле, ничего плохого в этом нет. Ребёнок, который идёт в первый класс, является неотъемлемой частью общества. Не секрет, что каждое время диктует новые правила, меняет мировоззрение людей. Мировоззрение же, как известно, формируется на базе самых различных «источников»: научных знаний, религиозных представлений, истории, традиций, жизненного опыта, заблуждений, предрассудков и т.п. Немудрено, что мировоззрение современных детей значительным образом отличается от мировоззрения моих первых учеников. Именно поэтому учитель не имеет права придерживаться одних и тех же подходов в образовании, а вынужден шагать в ногу со временем, развиваться и не останавливаться на достигнутом.

В современном мире, думаю, пришло время учить детей действовать! Я считаю, современный учитель призван обеспечить именно такое развитие ученика. В период обучения в средней общеобразовательной школе мы, учителя, должны сформировать личностные качества выпускника - патриота, который имеет четкую гражданскую позицию, умеет принимать решения самостоятельно, несет за них ответственность, уважает ценности других культур, который мотивирован к обучению и самообучению и готов к сотрудничеству

Фундамент такого выпускника закладывается как раз в начальной школе. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И всё это зависит от меня. Очень важно не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители. В связи с этим ещё одним важным компонентом в работе с детьми для себя я считаю умение прислушиваться к своим ученикам, так как каждый ребенок индивидуален, имеет своё мнение, свой взгляд на вещи. У кого из нас в школьные годы не было строгих учителей? Конечно, они были мудры и компетентны в своей сфере. Но кто сказал, что компетентный и мудрый учитель обязан быть строгим?

Воспитание в процессе обучения начинается там, где учитель относится к ребёнку с уважением и достоинством. Школьные годы - часть жизни каждого человека, совпадающая с детством и юностью. А для человека, судьба которого навсегда связана со школой, - это практически вся жизнь. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить интерес к познанию себя, мира и окружающих.

В 1983 году, будучи выпускницей Ишимского государственного педагогического института, я пришла работать в школу. Я вспоминаю свои первые уроки в школе №8, своих первых учеников. Это незабываемое ощущение, когда на тебя пристально смотрят тридцать пять пар наивных детских глаз. Но мне было не трудно освоиться, ведь моим наставником в тот момент была талантливый педагог и замечательный человек - Котельникова Клавдия Сергеевна. Именно тогда, в первые годы преподавания, я поняла для себя главное: учитель должен год от года самосовершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников.

Уроки, планы, мероприятия, конкурсы, учеба - все это моя жизнь. Я не замечаю, как летит время, когда я занята любимой работой.

Новый век, новое десятилетие педагогической деятельности требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости. Книга как источник информации не выдерживает конкуренции и заменяется компакт-дисками, флеш-картами, интернетом. То, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, и ученик, одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному. Как прав оказался академик Александр Минц, утверждая: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Сейчас любую информацию можно получить за считанные минуты с компьютера или мобильного телефона, поэтому знания теряют значимость в сравнении с возможностью приобретать и использовать их. Истинную ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их самостоятельно и использовать для решения возникающих проблем. Для этого я применяю проектные технологии. Это хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика, для использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Через данную технологию ребята готовятся к будущей жизни, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Процесс обучения для ученика - это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует гармоничному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Применяя проектные технологии, считаю важным использование принципов уважения иной точки зрения, обеспечения ответственности за результат. Мой опыт организации проектной работы младших школьников подтверждается результатами детей и высоким качеством обучения.

Довольна ли я своей профессией? Безусловно! Работа учителем приносит мне массу ярких впечатлений, заставляет развиваться в профессиональном плане, а также быть уверенной в светлом будущем нашей молодёжи, ведь именно учитель начальных классов закладывает тот самый «фундамент», на котором через несколько десятков лет вырастает социально-значимая личность.

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.»

Н. Рерих

© 2010-2022