Исследовательская деятельность педагога (из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность педагога



ТРИ ПУТИ ВЕДУТ К ЗНАНИЮ:

путь размышления
- это путь самый благородный,
путь подражания
- это путь самый легкий,
и путь опыта
- это путь самый горький.

Кун-фу-цзы

Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций. Для школы, живущей в режиме развития, характерны исследования, эксперименты, разработка и освоение новшеств. Именно в ходе научных исследований, опытно-экспериментальной работы осуществляется создание нового опыта, поиск оптимальных решений. Учителя, который создал новую практику образования с высокой степенью обобщения, позволяющей выявить научные закономерности, принципы, создать новое содержание и высокоэффективные и психосберегающие технологии, можно назвать исследователем. Необходимо напомнить, что научно-исследовательская работа в школе отличается от этой сферы деятельности высших учебных заведений, которые занимаются истинно научной работой, как творением нового знания. Педагогические исследования в школе носят прикладной характер, направлены на разработку и освоение новшеств, на совершенствование и повышение результативности учебно-воспитательного процесса. (1 -2 слайд) Современная школа должна готовить граждан умеющих жить, работать, уметь жить вместе и главное уметь учиться самостоятельно. Сегодня уверенным чувствует себя тот, кто конкурентноспособен, (3 слайд), а таковым является выпускник с хорошим базовым образованием, широким кругозором, умеющий вести себя, поддерживать беседу с людьми (4 слайд). Но и способный учиться новому, менять виды деятельности. Именно таковым является человек будущего. Исследование (5 слайд) - это именно та форма деятельности, которая способствует приобретению вышеуказанных качеств. От чего зависит успех исследования? Вот некоторые правила его достижения: 1.Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. 2.Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов: они часто бывают неверными. 3.Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. 4.Будь достаточно смел, чтобы принять решение. 5.Сосредоточься и вложи в исследования всю свою энергию и силу. 6.Действуй, не бойся совершить ошибку. Существуют общепринятые правила написания и оформления исследовательской работы (6 слайд): Оглавление, Предисловие, Введение, Аспектный анализ источников знаний; Основная часть (материал и методика, описание места и условий исследований, основные результаты исследования, обобщение и выводы); Заключение, Перспективы исследования, Список литературы, Приложения). Теперь я кратко остановлюсь на своем опыте работы в этом направлении. Вот некоторые примеры исследовательской деятельности с учащимися. Вашему вниманию представляется социальный проект (7 - 8 слайд) на тему: «Наркотики - это свобода или зависимость, полет или падение?». Автор: выпускница 2011 года Лещанкина Татьяна. Работа была представлена следующими этапами: 1. Подготовка теоретической части о профилактике наркомании; 2. Социологический опрос среди учащихся 11-х классов об отношении к наркотикам Вопросы были следующего характера: Каковы последствия влияния наркотических веществ? 3. (9 слайд). Анализ полученных результатов: Например, 70 % учащихся считают, что это кайф и улучшение настроения, 10 % - доход их распространителю; 10 % - наркотики необходимы, как медицинские препараты; 10 % - у них не может быть положительного влияния. (10 слайд). Причины наркотической зависимости были названы разные: 60 % - за компанию с друзьями; 10 % - ломка после первой дозы; 10 % - слабохарактерность; 20 % - личные проблемы. (11 слайд). 65 % учащихся считают, что наркомана нужно изолировать; 35 % - ему необходимо помочь. (12 слайд). 4 этап предусматривает подведение итогов и выводов. В данном социальном проекте они оказались следующими: 1.Учащиеся понимают опасность и последствия приема психотропных и наркотических веществ; 2. Отношение к наркотикам среди подростков МОУ «Дубенская СОШ» является отрицательным. 3. Оценочные суждения позволяют утверждать, что несовершеннолетние школьники осознают степень ответственности и наличие уголовного наказания (статья № 228) за приобретение, хранение и изготовление наркотических веществ; 4.РФ - единственная в мире страна, где нет принудительного лечения наркомании. Социальный проект Т.Лещанкиной был признан лучшим на муниципальном этапе республиканского творческого конкурса «Скажи наркотикам - нет». (13 - 14 слайд). Исследовательская работа «Традиции национальной кухни в селе Дубенки». Автор Т.Додайкина - выпускница 2011 года. Работа отличается тем, что имеет теоретический характер с применением фотоматериалов и предоставлением натуральных объектов исследования. Методы исследования: изучение архивных данных, интервьюирование, беседа с опытными хозяйками села. (15 - 20 слайды). В заключении были сделаны выводы о значении национальной кухни в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения (21 - 22 слайды). Одним словом: Здоровое и полноценное питание - залог здоровья нации. Данная исследовательская работа была представлена на школьной научно - практической конференции и на Всероссийской научно - практической конференции «Живая культура: традиции и современность», где была отмечена дипломом 2 степени. (23 слайд). Но и из собственного опыта педагога. Сегодня существуют различные конкурсы по научно - исследовательской деятельности для учителей. Несколько слов о православно - значимом проекте «Роль православия в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения». Работа включала несколько этапов: 1.Информационная справка об истории Никольского православного прихода села Дубенки; 2.Интервью с Благочинным района отцом Андреем о состоянии религиозного аспекта Дубенского района. Вопросы касались профессионального, возрастного, социального состава прихожан, открытии часовни Матроны Московской, как беспрецедентной акции для района и совместных задачах школы и церкви по духовно - нравственному воспитанию. Роли семьи в формировании православной культуры. Что важней: религиозное или светское воспитание. 3.Этап включал социологический опрос среди учащихся об отношении к церкви. Выводы оказались такими, что учащиеся знают религиозную принадлежность окружающего социума, стараются быть верующими и даже соблюдать Божьи Заповеди. Только 2 % опрошенных оказались совсем равнодушны к религии, но и это не в силу атеизма, а из - за отсутствия религиозного понятия вообще (24 слайд). Данный проект был представлен на 16 Международном творческом конкурсе «Рождественская звезда», где был отмечен дипломом 3 степени (25 слайд). Одним словом данная форма работы нужна, важна и актуальна в современной школе, она помогает получить учащимся качественное образование, а учителю облегчает работу, мотивируя учеников к самостоятельному получению знаний (26 слайд).



© 2010-2022