Использование подхода Lesson Study на уроках химии

Новые подходы к преподаванию химии: «Использование подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения»   Баймухаметова Батила Тургинбаевна КГУ «Карагайлинская средняя школа» РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН   Учитель новой формации – духовно-развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентностный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному совершенствованию. Он несёт ответственность  в формирован...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлективный отчет


Новые подходы к преподаванию химии: «Использование подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения»


Баймухаметова Батила Тургинбаевна

КГУ «Карагайлинская средняя школа»

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН


Учитель новой формации - духовно-развитая,

социально зрелая, творческая личность, компетентностный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств,

стремящийся к постоянному совершенствованию. Он несёт

ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации.

Н. А. Назарбаев.


В послании Президента Республики Казахстан «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира» чётко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования - это обновление качества образования и повышение конкурентноспособности национальной системы образования.

Именно главным вектором , является вектор качества образования - развитие учительского потенциала, на что и делается упор нашей системой образования . Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. В связи с этим в современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта, именно от учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет образовательный процесс.

Проводимая в настоящее время модернизация образования предполагает не только принципиальное обновление содержания, но и реализацию новых подходов к организации обучения школьников через использование подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.

Остановимся на подходе Lesson Study:

Lesson Study - это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Это цикл, включающий не менее трех уроков, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей.

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история именно так всегда и происходит» Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами.

Подход Lessоn study является в настоящее время одним из приоритетных методов повышения качества преподавания и обучения, так как он предполагает цикличное исследование серии последовательных уроков учителями - единомышленниками. «Изучение урока» через совместное планирование, составление заданий для урока с предположительными ответами для учащихся, наблюдение за учащимися 3-х уровней: сильного, среднего и ниже среднего уровня, интервьюирование данных учащихся, совместное обсуждение проведенного урока и дальнейшее планирование будет способствовать росту профессионального мастерства учителей и повышению качества обучения учащихся.

Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения. Если взять открытые уроки - это показательные уроки, которые не дают возможности проследить за отдельными учениками, а при подходе Lesson Study можно увидеть ошибки учащихся и учителей, понять как их избежать и повысить качество преподавания и обучения. С какой целью следует проводить Lesson Study? Методика этого подхода эффективна, поскольку помогает учителям понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребностям учащихся. Планирование урока необходимо делать на основе исследования слабых сторон и усиления сильных сторон, учитывая, при этом мнения учителей и «голос учащихся».

Впервые подход L.S. возник в Японии в 70-е годы 19-го века. Успешно применяется в Сингапуре, Гонконге, Швеции, Канаде, США, Великобритании и других странах. Сейчас метод «Lesson Study» постепенно внедряется в образование Казахстана. В Карагайлинской средней школе уроки - исследования проводились по химии в 8 классе (учитель химии- Баймухаметова Батила Тургинбаевна) .

Эффективность работы в данном направлении было отслежено по разработанным для данных уроков критериям: умение работать в группе, знание теоретического материала, умение практически решать задачи и выполнять задания по таксономии Блума. Планирование урока проводилось на основе исследования слабых сторон и усиления сильных сторон, учитывая, при этом мнения учителей и «голос учащихся».

В Lesson Study приняли участие группы учителей Карагайлинской средней школы из 3-х человек - это учителя, прошедшие курсы 2 и 3-го уровня. Для начала мы провели заседание группы для определения ожидаемых результатов и установления основных правил. Данная группа совместно осуществляли планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя совершенствовали педагогические подходы. В процессе исследования все члены группы имеют равный статус профессиональных обучающихся. Поскольку LS планируется совместно, то и является совместным результатом работы группы. Наблюдатели менее сосредотачивают свое внимание на учителе и более - на исследуемых учениках.

Использование подхода Lesson Study на уроках химии

Для исследования был взят 8 класс, в котором 8 учеников. В классе 6 девочек и 2 мальчиков. Есть одна отличница и двое хорошистов. В данном классе низкая успеваемость , не достаточная подготовка учащихся к урокам. Ослаблен контроль со стороны родителей. В классе 2 неполных семей. Поэтому необходимо было менять подходы в обучении и воспитании детей. Были определены 3 исследуемых ученика: отличница учебы, ученик со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам. Группой учителей были посещены 3 последовательных урока химии. Акцентирование внимания на 3-х исследуемых учеников позволило выявить много важных моментов. Мы пришли к выводу, что переходя от традиционных форм к развивающим, можно повысить мотивацию учащихся. А нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто - не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания , на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников.

Использование подхода Lesson Study на уроках химии

Комментарии после LS:

Учитель физики Идрисов И. К.:

«В результате посещенных уроков все учащиеся активно работали на уроке химии: использованы СРКМ, были использованы задания по таксономии Блума, создана коллаборативная среда, форма работы в группе , используется ИКТ , критериальное оценивание . Целесообразно бы учителю использовать парную форму обучения в 8 классе, чтобы было видно работа каждого учащегося , а именно ученика А, хотелось бы увидеть насколько раскрыто все его потенциальные возможности. Присутствие учителей смущало учащихся только вначале, но зато это и дисциплинировало детей и они все активно включились в работу. Я считаю, что переход к парной форме работы при выполнении заданий высокого порядка позволило бы детям более глубоко раскрыться и увидеть их потенциальные возможности и может помочь повысить качество знаний и у слабых учащихся.»

Учитель биологии Абдиева Г.К.:

Учитель реализовала актуальную проблему «Использование СРКМ на уроках химии». Ее уроки спланированы таким образом, чтобы организовать использование активных методов обучения , индивидуальные и групповые формы работы, средств ИКТ. С помощью ИКТ предоставляется обучающимся красочно оформленной материал, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед. За активное участие учащиеся на уроке получали стикеры разных цветов - красный цвет «отлично», желтый «хорошо», синий цвет «удовлетворительно». При закреплении пройденного материала были использованы приемы критического мышления. Учителю было рекомендовано поработать с индивидуальностью каждого ученика данной категории А,В,С, в психолого-педагогическом направлении.

Использование подхода Lesson Study на уроках химии

После проведенных стадийных уроков проводились обсуждения , где мы пришли к выводу, что наши прогнозы подтвердились - сильный и средний ученики, мы правильно для них составили критерии, даже средний ученик работал более активно чем прежде, со слабым учеником нам пришлось труднее, 2 урока не удавалось вовлечь ее в работу в группе, только на 3 уроке при индивидуальной работе ученица проявила активность. При интервьюировании сильный и средний ученики отметили, что им нравятся групповые формы работы, им было на уроках интересно, а слабая ученица сказала, что у нее присутствует боязнь отвечать при всем классе, она боится сделать ошибки при ответах. Нами было принято решение больше внимание на следующих уроках уделять именно слабой ученице, чтобы она сама выбрала себе группу, в которой ей будет работать комфортно. На следующих уроках химии слабая ученица постепенно стала раскрываться. Она, конечно, не стала активной, но тем не менее стала отвечать, стала пытаться делать свои собственные выводы, принимала участие в составлении синквейна, вносила предложения по теме «Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.». Анализируя серию последовательных уроков, мы с учителями пришли к выводу, что активная работа наших учеников на уроке, их успех или неудача, зависит, прежде всего, от учителя. Если каждый учитель осознает, что он творец на своем уроке, если он будет использовать богатый арсенал методов и подходов, будет ориентировать урок на каждого ученика, индивидуально подбирать задания для каждой категории учащихся. Обязательно вовлекать в работу и слабого ученика. Нам всем было очень интересно участвовать в данном процессе. Было необычно вести наблюдение не за всем классом, а за конкретными учениками. Мы на примере увидели, если на уроке чаще внимание обращать на слабого ученика, оказывать ему поддержку, он будет работать на уроке. Мы ведь привыкли фокусировать весь урок на «сильного ученика». Я считаю, определение этого момента является одним из главных для нас в ходе наблюдения. Как вызвать желание работать в группе у всех детей, как научить их рассуждать? Ответы на эти вопросы зависят от учителя. У нас пока еще не все получилось.

Можно отметить , что в результате цикла Lesson Study, у исследуемых учащихся Блума повысился познавательный интерес к предмету: учащиеся стали более активными, после проведения первого цикла (урока), дети приходили с ожиданием чего-то нового, необычного. По проведенной рефлексии можно отметить , что предложенные формы , приемы работы на уроках дают положительную оценку , используемые стратегии плодотворно влияло на развитие их критического мышления, приучало к анализу, развивает коммуникативные навыки.

Следует отметить , что на последующих циклах Lesson Study, у исследуемых был заметен рост организаторских способностей. В каждой группе лидер следил за ходом выполнения заданий и дисциплиной, разделял ответственность между всеми членами группы, он знал , что несет ответственность за всю деятельность группы. Можно отметить , что применение такого подхода положительно сказывается на слаженность работы как у группы учеников , так и учителей.

Результаты первого цикла Lesson Study на уроках химии может быть не очень впечатляющие, но главные цели, которые ставила перед собой группа, были достигнуты. В 8 классе повысилось качество знаний по химии. Вырос интерес к предмету, ученики стали более самостоятельны, стали больше говорить, анализировать свои действия и оценивать других. С другой стороны, в школе появилось педагогическое объединение нового типа. Седьмой модуль Программы говорит о лидерстве учителя в первую очередь. Учитель, прежде всего носитель всех изменений в образовательном процессе школы. Но сам по себе учитель мало что может.

На основе наблюдения мы сделали выводы:

- активность ученика зависит от окружения, поддержки учителя, необходим индивидуальный подход к учащимся, правильно продуманные и составленные задания, каждый этап работы и определение целей для каждого ученика

- используя новые подходы в обучении заложенные в идеях уровневых курсов , а именно внедрение семи модулей обучения в учебный процесс , мы ориентируем на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

Учитель будет стимулировать у учащихся их дальнейший рост и самореализацию, развивать способность учиться, используя подход Lesson Study, учащиеся приобретут новые знания и навыки, а не способности к выполнению работы (задания) , подход Lesson Study - ключ к преобразованиям .

Исследование в действии на базе школы является процессом, который позволяет анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы. Саморефлексивное исследование собственной практики проводиться с целью более углубленного её понимания и дальнейшего совершенствования. Все усилия исследования в действии направлены на переосмысление существующей школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их анализа и на его основе - практических действий [8, стр. 144-145]. Исследование в действии является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики.

Литература:


1. Дадли Пит. Lesson study: руководство lessonstudy.co.uk

2. prodlenka.org/...shkola/sovremennye-innovatcionnye-formy-povy

3. [email protected]

4.(из опыта работы ([collegy. ucoz.ru/publ/21-1-0-2438] .

5. [ecsocman.hse.ru/direktor/msg/ 16951873.html] .

6. orley-kost.kz/index.php/ru/razvitie/issledo/1125-lesson-study

7. sc0002.akkol.akmoedu.kz/documents/view/C623F133A13D32FF/?s...

8. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.2012 г.



© 2010-2022