Программа внеурочной деятельности Фантазия

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка ГО Карпинск Свердл. обл.

Летний пришкольный лагерь

















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Фантазия»














Руководитель: Тер С. А.

Учитель русского языка и литературы









2011 год.


Пояснительная записка

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, аппликации, макет посёлка, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на восемнадцать дней (1 смена) обучения детей в возрасте 6 - 14 лет (младшая, старшая группы), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, и оформление поделок, аппликаций, макета посёлка.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами: бумагой, картоном¸ нитками, спичками, самоклеящейся бумагой, клеенкой и т. д. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении аппликаций, поделок, макета посёлка обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки, аппликации до моделирования и конструирования новых поделок, аппликаций, макета посёлка.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами;

- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности;

- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

  1. Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

  2. Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

  3. Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

  4. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

  5. Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

  • Историю возникновения народной игрушки

  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку, аппликацию, макет посёлка.

  • Правила общения.

  • Правила безопасности труда.

  • Правила личной гигиены.

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.

  • Наблюдение

  • Беседа, объяснения учащихся.

  • Практический контроль.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Работа кружка проводится с___________по____________ июня на базе пришкольного лагеря.

Время работы кружка:____________


№ п/п

Дата

Младшая группа

(6-9 л.)

Старшая группа

(10-14 л.)



Тема работы

Тема работы

1.

Поделки из серпантина.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

2.

Аппликация «Божьи коровки на цветах»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

3.

Поделки из гофрированной полосы.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

4.

Аппликация «Лодочки в море».

Изготовление макета посёлка Сосновка.

5.

Поделки из узких полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

6.

Аппликация «Я сплету себе веночек из чудесных цветочков»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

7.

Поделки из широких полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

8.

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

Изготовление макета посёлка Сосновка.

9.

Поделки с завитками из полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

10.

Поделки с завитками из полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

11.

Аппликация «Как колобок с мячиком встретился»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

12.

Поделки из скрученных полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

13.

Поделки из скрученных полос.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

14.

Аппликация «Рукавичка-невеличка»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

15.

Изготовление поделки «Ларец»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

16.

Аппликация « У меня красивая посуда»

Изготовление макета посёлка Сосновка.

17.

Аппликация «В лесу расцвёл подснежник».

Изготовление макета посёлка Сосновка.

18.

Выставка поделок, аппликаций.

Дарим макет родной школе.


Содержание занятий:

Вводное занятие (1 час)

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.

Практическая работа: Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым материалом. Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Поделки из картона, серпантина, гофрированной полосы, узкой и широкой полос, с завитками из полос, из скрученных полос.

Плоскостные и объёмные - сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно - рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление аппликации.

Аппликации из бумаги и картона.

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с материалом. Изготовление аппликаций, расположение отдельных частей аппликации при помощи клея. Освоение приемов резания ножницами, склеивания.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, вырезание ножницами, соединение деталей с помощью клея. Работа по выкройке. Применение операций склеивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление аппликации.

Изготовление макета посёлка Сосновка.

Ознакомление с техникой изготовления макетов. Освоение умения черчения плана поселка. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами: коробочками, самоклеящейся бумагой, нитками разной фактуры, пенопластом, деревянными палочками и т. п.

Практическая работа: составление плана посёлка, размещение улиц поселка на планшете, изготовление и размещение домиков, электрических столбов с проводами, дорожных знаков и т. п. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток.

Материалы, инструменты, приспособления.

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Бросовый материал: деревянные палочки, коробочки, нитки разной фактуры, спички, пенопласт.

Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, самоклеящаяся, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки.

Нож для разрезания бумаги, ножницы, клей, кисточки, карандаши, линейки, гуашь и пр. Различные оригинальные материалы: камешки, бисер, стеклярус, блестки, игрушки из киндер-сюрприза.

© 2010-2022