- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого занятия Тема: Приемы и методы экономического анализа Профессиональный модуль 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
Методическая разработка открытого занятия Тема: Приемы и методы экономического анализа Профессиональный модуль 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Леонова И.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Приемы и методы экономического анализа
Профессиональный модуль 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
Преподаватель: Леонова Ирина Владимировна
Магнитогорск: 2014г.
Согласовано
Предметно-цикловой комиссией Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения
Председатель _________________ /Н.Н. Колесникова
Протокол № _____ от ____ _________20___
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/И.В. Леонова
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Профессиональный модуль направлен на формирование:
Общих компетенций:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
О Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Профессиональных компетенций:
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Тема учебного занятия «Приемы и методы экономического анализа»
Дидактическая цель: дать представление о методах экономического анализа, применение полученных знаний при решении аналитических задач.
Развивающая цель: развивать внимание, научить выделять главное, обобщать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная цель: воспитание познавательного интереса к будущей профессии, умения принимать решения в нестандартных ситуациях.
Организационная форма проведения занятия: лекция с элементами беседы.
Методическое обеспечение урока:
1.Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. для сред. проф. Образования / С.М.Пястолов. - 8-е изд., стер. - М.:Издательский центр "Академия", 2010. -336с.
2.Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник для СПО / В.Е.Губин, О.В.Губина.-М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,2011-335с.: ил.,табл.-(Профессиональное образование).
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональные модули
Профессиональный модуль
Обеспечиваемый профессиональный модуль
ОП.01 Экономика организации
ОП.02 Статистика
ОП.08 Основы бухгалтерского учета
ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит
ОП.03 Менеджмент
ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности.
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы
Предмет экономического анализа
Приемы и методы экономического анализа
Анализ использования ресурсов организации
Анализ финансовой устойчивости.
Анализ доходности организации.
Ход занятия
Этап
занятия
Дидактические задачи этапа
занятия
Методы и принципы
обучения
Деятельность преподавателя
Рефлексивная деятельность
студентов
1
2
3
5
I. Организационный этап занятия
Подготовка студентов к работе на занятии
словесный
Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Психологическая установка на восприятие материала занятия
словесный
Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).
Готовятся к восприятию темы занятия.
II. Вводный этап занятия
Подготовка к основному этапу занятия.
Наглядный, словесный
Формулировка темы занятия, постановка целей занятия
-
Проверка домашнего задания
Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания.
Организация контроля практического опыта, умений и знаний студентов и их коррекция.
Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания
-
Сообщение темы
Тема занятия: Приемы и методы экономического анализа
Запишите тему в тетради
Записывают в тетради тему занятия.
-
Постановка цели
Обеспечение самоосмысления через постановку цели.
Перед Вами стоит следующая цель: рассмотреть приемы проведения экономического анализа. Вы будете:
Иметь практический опыт: - анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
уметь: - устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
знать: методы финансового анализа.
Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «уметь», «знать».
-
Мотивация
Обеспечение возникновения у студентов мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения, применение полученных знаний и умений при выполнении курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
-
Входной контроль
Актуализация опорных знаний.
Реализация связей:
-
межпредметных
-
внутрипредметных (материал предыдущих уроков).
Входной контроль.
Вопросы базовых дисциплин/профессиональных модулей или предыдущих занятий. (смотреть Приложение1)
Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания.
-
Коррекция опорных знаний.
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.
Разбор вопросов, вызвавших затруднения.
Организация взаимопомощи.
Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
III. Основной этап занятия.
-
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала.
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный
Вернёмся к теме и целям урока
Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.
Содержание: (смотреть Приложение2)
Методы анализа, его особенности. Сущность, особенности и области применения приемов сравнения, группировки, детализации и обобщения. Приемы элиминирования.
Воспринимают, осмысливают способы действий.
Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.
-
Первичное закрепление базисного уровня.
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.
Расчет с применением дидактических материалов (методические указания по выполнению практических работ
МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности)
Объяснение очередности применения различных методов финансового анализа
Выполняют практические задания под руководством преподавателя.
-
Проверка понимания алгоритма действий.
Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе.
Наглядный, словесный
Контроль уровня полученных знаний.
Организация самоконтроля. (смотреть Приложение3)
Отвечают на вопросы теста самоконтроля. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.
Сравнение своих ответов с эталонами.
IV. Заключительный этап занятия.
Анализ и оценка успешности достижения цели урока.
словесный
-
Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.
-
Сообщить оценку качества работы каждого студента.
-
Отметить, кто добился отличного качества работы.
-
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной работы.
Мотивация.
Формирование у студентов ориентации на успех.
словесный
Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).
Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание.
Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
словесный
Сообщение домашнего задания:
1. Записать в глоссарий новые термины: Элиминирование, цепные подстановки, абсолютные разницы, относительные разницы.
2. Выучить алгоритм применения методов элиминирования.
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Входной тест
-
Установите соответствие:
1) абсолютный прирост;
2) коэффициент роста;
3) темпы прироста.
а)
б)
в)
Выберите правильный ответ.
-
Величина, показывающая, во сколько раз уровень рассматриваемого периода превышает уровень базисного периода, называется:
а) абсолютный прирост;
б) коэффициент роста;
в) темп прироста.
-
Для изображения рядов динамики применяют:
а) линейные графики; б) секторные диаграммы;
в) кумуляграммы.
-
Абсолютная величина характеризует:
а) уровень развития явления;
б) изменение уровня развития какого-либо явления во времени;
в) степень развития или распределения данного явления в той или иной среде.
-
Выберите правильный ответ.
Сущность управления состоит:
а) в умении добиваться исполнения приказов;
б) в умении использовать труд других людей для достижения целей организации;
в) в умении влиять на людей.
-
Установите соответствие:
1) планирование;
2) организация;
3) контроль.
а) процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей;
б) решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации;
в) структуризация работы таким образом, чтобы организация могла выполнить свой план и достичь целей.
-
Выберите и укажите активные методы изучения кадров:
а) тестирование;
б) изучение информации с места прежней работы;
в) наблюдение;
г) анкетирование;
д) беседа;
е) проверка навыков и умений различными методами;
ж) изучение личного дела испытуемого.
-
Выберите функции системы управления:
а) учет; г) анализ;
б) систематизация; д) принятие управленческого решения.
в) планирование;
-
Выберите верное утверждение:
а) главная задача анализа - обеспечение закономерности развития экономики предприятия;
б) экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством;
в) экономический анализ осуществляет предварительный контроль за своевременным, правильным применением документов и законностью совершаемых операций.
10.Установите соответствие:
1) текущий анализ;
2) финансово-экономический анализ;
3) технико-экономический анализ.
а) состоит в изучении системы обобщающих стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности предприятия;
б) задача анализа: объективная оценка результатов деятельности, выявление неиспользованных резервов. Результаты анализа учитываются лишь в будущей работе;
в) данный анализ позволяет оценить результаты производственно-хозяйственной деятельности с технико-экономической позиции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методы финансового анализа
Метод анализа - общий подход к изучению его предмета, способ измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение производственного задания и на динамику производственного развития.
Существует два метода: анализ и синтез.
Приемы анализа
-
Группировки - связан с группировкой исходных показателей по различным признакам в зависимости от целей анализа.
-
Сравнения - требует сопоставимости и установления базы. В качестве базы могут быть:
-
план;
-
средняя величина;
-
предшествующий период;
-
передовой опыт;
-
норматив.
Различают горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ. Горизонтальный сравнительный анализ предназначен для определения абсолютных и относительных отклонений от базовых значений показателей. Вертикальный сравнительный анализ необходим для расчета структуры анализируемых показателей деятельности организации.
-
Детализации и обобщения - заключается в разложении обобщающего показателя на частные, которые детализируются по подразделениям, выясняются причины отклонений частных показателей, выводы обобщаются.
-
Элиминирование - выявление и измерение влияния отдельных факторов на результаты их взаимодействия, основанное на методе абстракции, позволяющем устранить влияние других факторов, чтобы каждый из факторов изучить в отрыве от других.
-
Метод цепных подстановок заключается в постепенной замене базовой величины каждого фактора в объеме результативного показателя на фактическую величину.
-
Способ разниц заключается в постепенной замене базовой величины каждого фактора в объеме результативного показателя на величину отклонений (абсолютных или относительных).
-
Способ долевого участия - пропорциональное деление отклонения обобщающего показателя между факторами, его обусловившими.
-
Индексный метод основан на применении индексов - относительных величин, характеризующих изменение экономических показателей во времени, либо в сравнении с планом.
-
Как правило, в расчете участвуют агрегатные индексы:
-
Интегральный метод основан на применении интегралов.
Алгоритм (схема) расчета экономического анализа приемом элиминирования
Метод цепных подстановок
Метод абсолютных разниц
Интегральный метод
1
1
1
2
2
2
3
3
3
=
БАЛАНС
Где
-
Балансовый метод. При этом методе связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных их сопоставлений.
-
Статистические методы.
-
Выборочный метод - применяется, когда сплошное наблюдение либо слишком дорогое или трудоемкое.
-
Графические методы - облегчают проведение анализа и способствуют его оперативности и наглядности.
-
Корреляционный метод применяется тогда, когда между отдельными признаками связь носит вероятностный характер.
-
Анализ рядов динамики. Рядом динамики называют ряд относительных чисел, характеризующих состояние экономического явления во времени. При этом применяются следующие показатели:
-
-
абсолютный прирост;
-
средний абсолютный прирост;
-
темп роста;
-
средний темп роста;
-
темп прироста;
-
средний темп прироста;
-
абсолютное значение 1% прироста.
-
Эвристические методы. Так называемые интуитивные методы, которые основаны на профессиональном опыте и интуиции специалистов при решении задач прогнозного характера.
Исходные данные для анализа влияния отдельных факторов на объем продукции
Наименование показателей
Плановые значения
Фактические значения
Абсолютные отклонения
Объем продукции тыс.руб.
33860
33960
?
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс.руб.
67340
67220
?
Фондоотдача руб./руб.
?
?
?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест для самоконтроля
-
Выберите из перечисленных приемов анализа те, которые относятся к приему элиминирования:
а) метод цепных подставок;
б) статистический метод;
в) индексный метод;
г)метод группировки.
Выберите правильный ответ.
-
Элиминирование - это …
а) замена базисной величины частного показателя фактической величиной;
б) выявление и измерение влияния отдельных факторов на результаты их взаимодействия;
в) пропорциональное деление отклонения обобщающего показателя между факторами, его обусловившими. 3. Выберите, какие из перечисленных характеристик относятся к интегральному методу:
а) важно правильно выбрать очередность частных факторов;
б) позволяет установить причины, вызывающие изменения обобщающего показателя деятельности предприятия;
в) не важен порядок написания частных показателей в формуле обобщающего показателя.
4. Закончите формулу интегрального метода:
-
Найдите ошибку в формуле расчета обобщающего показателя под влиянием частного (способ разницы):
-
Установите соответствие:
Показатели:
а) количества;
б) качества;
в) структуры.
1) доля активной части в общей стоимости основных фондов;
2) выработка продукции за один станко-час;
3) количество отработанных станко-часов.
-
Выведите формулу зависимости между показателями для анализа методом цепных подставок по следующим исходным данным:
-
количество сырья, кг - Q;
-
себестоимость 1 кг, руб. - с/с;
-
общая стоимость затрат, руб. - 3.
4