НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших сторон культуры как достояния любого народа является его нравственное воспитание. Ведь нравственность становится той базовой формой, которая дает толчок к дальнейшему развитию общества в лучших ее проявлениях, при этом разрушение нравственных устоев неизменно ведет к дезинтеграции общества и негативно изменяющимся социальным отношениям. Именно поэтому всегда уделялось внимание нравственному воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста. С этого возрастного этапа ребенок под...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 378 Михайлова С. М.

студентка 3 ПиП ЛПИ СФУ

г.Лесосибирска

Российской Федерации.


Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одной из важнейших сторон культуры как достояния любого народа является его нравственное воспитание. Ведь нравственность становится той базовой формой, которая дает толчок к дальнейшему развитию общества в лучших ее проявлениях, при этом разрушение нравственных устоев неизменно ведет к дезинтеграции общества и негативно изменяющимся социальным отношениям.

Именно поэтому всегда уделялось внимание нравственному воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста. С этого возрастного этапа ребенок под руководством взрослых получает первоначальный опыт поведения в социуме, отношения к своим близким, сверстникам, окружающим предметам, природе.

Вся система современного дошкольного и начального образования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, согласно которому среди основных качеств молодого гражданина современной России можно выделить такие как: любовь к своей Родине, уважение к культурным и духовным ценностям, активное стремление к познанию окружающего мира, понимание необходимости образования и самообразования, социальная активность в сочетании с уважением закона и правопорядка и многие другие.

Актуальность данного исследования связана в первую очередь с возрастающим вниманием современного общества к нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, осознанием современными поколениями необходимости духовного развития общества, возрождением утерянных ценностей.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды таких авторов, как Л. Р. Болотина, И. А. Галицкая, И. А. Каиров, С. А. Козлова, И. В. Метлик и К. Д. Ушинский.

Дошкольный возраст является тем периодом в становлении личности, когда формируются ответственность, а также способность ребенка не просто понимать, но и уважать других людей. Одним из базовых положений педагогики является нравственное воспитание детей, начиная с дошкольного возраста. Основная цель при этом - воспитать достойного гражданина своей страны - ответственного, доброго, мыслящего, честного, трудолюбивого.

С точки зрения И.А. Каирова, нравственное воспитание личности представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает педагогические и социальные явления [3].

С точки зрения И.А. Галицкой, И.В. Метлик, духовно-нравственное воспитание подразумевает мировоззренческое развитие личности, усвоение созданного мировоззрения, с последующей выработкой соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа [2].

Другими авторами - С.А. Козловой и Т.А. Куликовой отмечено, что итогом нравственного воспитания должно стать появление, а затем утверждение в структуре личности определенного набора нравственных качеств. Причем от того, насколько прочно сформированы данные качества у человека, зависит количество отклонений от правил поведения в обществе и принятых традиций [4].

К.Д. Ушинский считал, что духовно-нравственное воспитание личности - это целенаправленный процесс, включающий в себя такие моменты как формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. При этом основной задачей нравственного воспитания становится необходимость формирования единой системы указанных качеств. К.Д. Ушинский отмечал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. При этом поведение становится следствием внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» (К.Д. Ушинский) [5].

С точки зрения Л.Р. Болотиной «нравственное воспитание» представляет собой, прежде всего, целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется развитие и формирование определенных качеств личности, определяющих отношение человека к самому себе, другим людям, а также различным видам деятельности [1].

Таким образом, нравственное воспитание, являясь основой всестороннего развития личности, заключается не только в накоплении культурного опыта поведения в обществе, но и в формировании нравственных установок личности, нравственного мировоззрения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. 1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., КомароваТ.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, Культура, 2005. - 240 с.

2. Галицкая, И. А. Понятие "духовно-нравственное воспитание" в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36-46

3. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. - Москва, 2006.- 201с.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

5. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский. - Указ выше изд. Т. 2. - С. 27-57

4


© 2010-2022