- Преподавателю
- Другое
- Перспективное планирование в группе дневного пребывания детей со сложной структурой дефекта на 2013-2014 учебный год
Перспективное планирование в группе дневного пребывания детей со сложной структурой дефекта на 2013-2014 учебный год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова О.Е. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Перспективный план коррекционной работы
в группе № 2 дневного пребывания
детей со сложной структурой дефекта
на 2013/2014 учебный год
(учитель-дефектолог Борисова О.Е.)
День недели
Направления коррекционной работы
Понедельник
Четверг
-
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
-
Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд)
Вторник
-
Формирование элементарных математических представлений (основы счета).
-
Социальное развитие
-
Конструирование
Среда
-
Основы грамоты.
-
Развитие ручной моторики
Пятница
-
Формирование элементарных математических представлений (основы счета).
-
Сенсорное развитие.
-
Развитие пространственных представлений и мелкой моторики (работа на листе бумаги)
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
Обследование знаний, умений и навыков воспитанников
-
Школа (спортзал, мастерские). Словарная работа: школа, столовая, группа, спальня, мастерская, зал
-
Овощи (баклажан, свекла). Винегрет.
Словарная работа: овощи, огурец, помидор, свекла, баклажан; мыть, резать, варить, жарить, солить.
-
Одежда, обувь, головные уборы. Закрепление понятия «демисезонная одежда». Словарная работа: одежда, куртка, обувь, шапка, сапоги; чистить, сушить, стирать, гладить
-
Бытовая техника (электроприборы): пылесос, холодильник.
Словарная работа: квартира, кухня, ток, пылесос, холодильник; убираться в квартире, пылесосить
Каникулы
-
Дом и его части
-
Квартира (гостиная).
Домашний адрес.
Словарная работа: дом, квартира, домашний адрес воспитанника
-
Фрукты (закрепление)
-
Ягоды (виноград, вишня).
Словарная работа: фрукты, ягоды, вишня, виноград; мыть.
Каникулы
-
Транспорт (наземный и подземный)
-
Правила дорожного движения.
Словарная работа: автобус, машина, переход
-
Здоровье (схема тела).
-
Рациональное питание.
Словарная работа: голова, туловище, руки, ноги, здоровье, продукты
-
Семья (Формирование представлений о возрасте членов семьи в связи с трудом и деятельностью человека). Словарная работа: мама, папа, сын (мальчик), дочь (девочка).
-
Осень: основные признаки
-
Труд людей осенью
Словарная работа: осень, листопад, дождь, урожай; подметать
-
Посуда. Столовые приборы.
Словарная работа: посуда, тарелка, чашка, вилка, ложка, нож; мыть, накрывать на стол
-
Зима: признаки зимы.
-
Труд людей зимой
Словарная работа: зима, снег, лыжи, санки, коньки; убирать снег
-
Магазин: виды магазинов (универсам)
Словарная работа: магазин, касса, овощи, фрукты; покупать, платить.
-
Портретная галерея (Окружение ребенка в группе: дети и педагоги). Словарная работа: группа, учитель, имена детей.
-
Осень в лесу: подготовка животных и птиц к зимовью.
-
Дикие животные средней полосы.
Словарная работа: лес, заяц, белка, еж, медведь
-
Мебель. Рациональная расстановка мебели в квартире. Словарная работа: мебель, шкаф, стол, стул, кровать
-
Зимние праздники (Новый год).
Словарная работа: праздник, Новый год, Дед мороз, веселый, подарок; дарить.
-
Профессии людей (строитель, портной).
Словарная работа: учитель, врач, повар, строитель, портной; работать, строить.
февраль
март
апрель
май
-
Домашние животные
(детеныши) и их жилище. Словарная работа: животные (звери), кошка (котенок), собака (щенок), корова (теленок), свинья (поросенок), лошадь (жеребенок); ходит, бегает.
-
Жилой дом. Разнообразие домов по функциональному назначению (жилой дом, школа, магазин, почта).
Словарная работа: дом (стена, окно, дверь, крыша), квартира, школа, магазин.
-
Весна: признаки весны
-
Весна в городе и в лесу (первые цветы: подснежник, мать и мачеха).
Словарная работа: весна, ручей, растение, цветок, подснежник, мать и мачеха, город, лес.
-
Ателье (ремонт одежды).
-
Профессии людей: швея (портной).
Словарная работа: одежда, ателье, портной, швея; шить, пришивать, зашивать, вязать.
-
Дикие животные. Животные жарких стран (бегемот, жираф). Словарная работа: животные (звери), слон, бегемот, жираф.
-
Подводный мир (сом, щука).
-
Части тела рыбы (чешуя, плавник)
Словарная работа: река, рыба, чешуя, плавник, сом, щука; плавать, охотиться
-
Весна: животные и птицы (перелетные птицы).
Словарная работа: лес, животные (звери), птица, белка, заяц, медведь, еж; бегать, прыгать, летать.
-
Город. Лесопарк (правила поведения в лесопарке).
-
Город (улица). Транспорт. Правила дорожного движения. Словарная работа: город, улица, парк, машина, переход; едет, идет.
-
Домашние птицы (детеныши) и их жилище.
Словарная работа: птица, курица (цыпленок), утка (утенок), гусь (гусенок), индюк (индюшонок), птичник; летать
-
Комнатные растения (кактус, хлорофитум).
-
Части растения (корень, стебель, лист, цветок).
Словарная работа: (комнатное) растение, корень, стебель, лист, цветок, кактус; поливать
-
Насекомые: части тела насекомого.
-
Насекомые (кузнечик, стрекоза).
Словарная работа: насекомое, крылья, кузнечик, стрекоза.
-
Здоровье и спорт (летние виды спорта).
-
Подвижные игры на свежем воздухе
Словарная работа: спорт, здоровье, игра, лето; играть, отдыхать, соревноваться.
-
Дикие птицы (зимующие птицы: клест, сорока, сова): части тела птицы.
-
Помощь людей зимующим птицам.
Словарная работа: птица сорока, клест, клюв, крыло (крылья), кормушка; летать
Каникулы
-
Труд людей весной (инвентарь для работы на улице и в помещении).
-
Одежда, обувь, головные уборы («демисезонная одежда»). Словарная работа: весна, одежда, куртка, обувь
-
Лето: основные признаки.
-
Летний отдых: занятия детей летом на свежем воздухе.
Словарная работа: лето, дождь, пляж, река, игра; играть, купаться в реке, загорать.
Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд).
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
Обследование знаний, умений и навыков воспитанников
-
Школа (определение помещения по его функциональному значению; название предметов мебели, подбор мебели для каждого помещения)
-
мытье подоконников (подготовить инвентарь, освободить поверхность объекта труда, взять влажную тряпку, продвигать тряпочку по всей поверхности объекта, расставить ранее снятые предметы)
-
проветривание помещений
Закрепление умений и навыков по теме «Дом (виды труда по уборке помещения)»:
-
наведение порядка
-
удаление пыли
-
мытье игрушек
-
мытье подоконников
-
подметание и мытье пола
-
уход за ковром
-
уборка стола после еды (уборка грязной посуды со стола; сметание крошек со стола; вытирание стола тряпочкой начисто)
Каникулы
Виды труда по уборке помещения
-
наведение порядка на рабочем месте, в тумбочке, в группе, в спальне.
-
подметание пола (смачивать веник в воде, мести в направлении от себя, чисто подметать, собирать мусор на совок)
Каникулы
-
мытье посуды (организовать рабочее место, регулировать температуру воды, мыть посуду, размещать посуду в сушилке)
Виды труда по уходу за одеждой
-
складывание различных предметов одежды
-
удаление пыли с различных предметов в помещении (выбирать необходимый инвентарь, удалять пыль с предметов различными способами)
-
мытье пола (инвентарь, смачивать и отжимать тряпку, оборачивать швабру тряпкой, чисто вымыть всю поверхность пола)
Посуда и культура поведения за столом.
-
распределение посуды по видам
-
столовые приборы и их использование
-
Режим питания и культура поведения за столом (соотносить время суток с приемом пищи, соблюдать правила приема пищи)
-
развешивание одежды на крючке, на веревке, на вешалке. Рациональное размещение одежды в шкафу, на стуле
-
мытье игрушек (мыть тряпочкой или губкой, тщательно вытирать игрушки)
-
уход за ковром (чистка ковра пылесосом)
-
сервировка стола к завтраку, обеду
-
мытье посуды
Закрепление умений и навыков по теме «Посуда и культура поведения за столом»
-
чистка одежды щеткой (инвентарь, последовательность действий)
февраль
март
апрель
май
-
стирка мелких предметов: салфеток, кукольного белья (сортировать, готовить воду к стирке, отстирывать загрязнения, выполаскивать, отжимать, размещать для просушки)
Виды труда по уходу за обувью
-
сушка мокрой обуви (ухаживать за своей мокрой обувью)
Виды труда по уходу за комнатными растениями
-
полив (определять сухость земли на ощупь, правильно поливать растения, определять достаточность полива, готовить воду к поливу)
-
протирание горшков и мытье поддонов (определение необходимости данного вида работы, подготовка необходимого инвентаря, последовательность выполнения действий)
-
глажка мелких предметов: салфеток, кукольного белья (готовить рабочее место, включать и выключать утюг, определять готовность утюга к работе, выполнять глажение, замечать невыглаженные места)
-
чистка обуви (инвентарь и средства для чистки обуви, последовательность и правила выполнения действий, пользоваться «дивидиком» для обуви)
-
подкормка растений (определять, какие растения надо удобрять, поливать растения питательным раствором после полива)
-
рыхление земли в цветочном горшке (определять необходимость рыхления по твердости земли, выбирать необходимый предмет труда, правильно осуществлять процесс рыхления)
-
подготовка сезонной одежды к хранению (проветривать, вытряхивать, стирать и гладить отдельные небольшие предметы одежды, рационально размещать одежду в шкафу)
-
подготовка сезонной обуви к хранению
-
Закрепление умений и навыков по теме «Виды труда по уходу за обувью»
-
обрезание сухих листьев.
-
удаление пыли с листьев (определять способ удаления пыли с растения, удалять пыль с опущенных листьев мягкой кисточкой, опрыскивать растения из пульверизатора)
-
пересадка и посадка растений (определять растения, нуждающиеся в пересадке, выполнять пересадку растений, соблюдая последовательность операций)
Закрепление умений и навыков по теме «Виды труда по уходу за одеждой»
Каникулы
-
мытье растения в целом (определять необходимость выполнения данного вида работы, готовить инвентарь, закрывать землю, аккуратно обращаться с растением)
Закрепление умений и навыков по теме «Виды труда по уходу за комнатными растениями»
Социальное развитие
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
Обследование знаний, умений и навыков воспитанников
«Я и моя семья»
-
Имя, фамилия, возраст и время рождения ребенка (лето, зима, весна, осень), место жительства (город)
«Я и мой организм»
-
Имя, фамилия, возраст и время рождения ребенка
-
Схема тела человека и уход за ним (последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета)
Закрепление материала:
-
имя, фамилия ребенка и членов семьи; возраст
-
домашний адрес
-
схема тела человека и уход за телом
-
правила поведения в лечебных учреждениях
-
Речевые формы благодарности за помощь, услугу, оказанные взрослым, сверстником
-
Жесты вежливости (постучать в дверь, пожать руку, открыть дверь, пропустить вперед)
Каникулы
-
Место жительство (город, корпус, квартира)
-
Домашний адрес
-
Органы чувств (уши, глаза, нос, язык): их значение и уход за ними
Каникулы
-
Вручение подарка и благодарность за подарок
-
Поведение в гостях.
«Я и окружающий мир»
-
Виды магазинов
-
Чтение вывесок
-
Называние по имени и фамилии членов семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) в ситуации знакомства или представления
-
Определение своей позиции в семье (сын, дочь, внук, внучка)
-
Медицинские учреждения (больница, поликлиника). Профессии людей, работающих в больнице.
-
Правила поведения в лечебных учреждениях (не бегать, не кричать, ничего не трогать, не бояться белого халата, принимать помощь)
«Я и другие люди»
-
Форма обращения к старшим по возрасту и сверстникам при встрече и расставании
-
Поведение в ситуации знакомства со сверстником и взрослым (слова-приветствия, умение назвать имя, фамилию и возраст)
Закрепление материала:
-
формы обращения при встрече и расставании
-
форма обращения с вопросом и просьбой о помощи к взрослому и товарищу; благодарность за помощь
-
жесты вежливости
-
поведение в гостях
-
Оборудование магазина: прилавок, полка, витрина, касса, корзина для покупок
-
Экскурсия в магазины различных видов с целью определения вида магазина по вывеске, витрине, изучения ассортимента товаров
-
Умение определять родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
-
Профессии и род занятий членов семьи
-
Экскурсия в медицинский блок школы.
Навык пользования термометром для измерения t тела.
-
Аптека (назначение, экскурсия в аптеку).
-
Правила слушания речи старшего по возрасту (действие по устной инструкции)
-
Форма обращения с вопросом, просьбой к взрослому и товарищу
Праздник «Новый год»
-
атрибуты праздника (елка, Дед Мороз, подарки, песни)
-
изготовление и вручение новогодней открытки
-
Профессии людей, работающих в магазине: продавец, кассир, грузчик, уборщица.
-
Действия покупателя при выборе, оплате, упаковки товара
февраль
март
апрель
май
-
Правила поведения в магазине и речевой этикет покупателя
-
Экскурсия в магазин с целью закрепления действий покупателя и правил поведения в магазине (совершение покупки ребенком)
-
виды почтовых отправлений письмо, посылка; порядок отправления писем (адрес на конверте, марка).
-
Экскурсия на почту с целью отправления письма (опускание письма в почтовый ящик)
-
Город, городская улица и ее части (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход и их назначение)
-
Городской транспорт: его назначение (перевозка людей и грузов, для определенных целей)
-
Городская улица и ее части (тротуар, проезжая часть, наземный и подземный пешеходный переход и их назначение).
-
Узнавание основных дорожных знаков и ориентировка в них
-
Телефон: внешнее устройство телефонного аппарата, набор домашнего телефонного номера,
номера экстренного вызова (01, 02, 03)
-
Типичные речевые формулы для разговора по телефону (слова приветствия и прощания)
Праздник бабушек и мам
(8 марта):
-
атрибуты праздника (цветы, песни, поздравления)
-
изготовление и вручение открытки-поздравления для мамы и бабушки
-
Маршрут и остановка общественного транспорта (условные обозначения); учить правильно обходить транспорт на остановках
-
Профессии людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор, контролер)
-
Светофор, правила пересечения проезжей части (перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево/направо, следить за сигналами светофора)
-
Практическое занятие-экскурсия по теме «Улица, пересечение проезжей части»
Праздник 23 февраля (День защитника Отечества):
-
изготовление и вручение открытки-поздравления для папы и дедушки
-
поздравление папы и дедушки по телефону
Закрепление материала:
-
магазин (виды магазинов по ассортименту товара; действия покупателя и правила поведения в магазине)
-
телефон (набор телефонного номера, номера экстренного вызова)
-
почта (домашний адрес, виды почтовых отправлений)
-
Обращение с проездными документами (места и правила приобретения проездных документов, обращение с проездными документами)
-
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (ждать очереди при посадке, заранее готовиться к выходу…)
-
Дидактическая игра «Путешествие на машинах» (дорожные знаки и правила дорожного движения)
-
Безопасность в городе (игра во дворе; что делать, если ребенок потерялся)
-
Домашний адрес (дом, в котором живет воспитанник)
-
Место жительства (город, корпус, квартира): домашний адрес
-
Почтовое отделение: профессия почтальон; виды почтовых отправлений (письмо, посылка)
Каникулы
-
Формулы речевого этикета пассажира
-
Поездка на автобусе (экскурсия с целью закрепления материала по теме «Городской транспорт»)
Закрепление материала:
-
улица и ее части, правила пересечения проезжей части
-
городской транспорт (поездка)
-
домашний адрес
Формирование элементарных математических представлений
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
понятия «большой», «маленький»; сравнение предметов по размеру «больше», «меньше»;
-
геометрические фигуры: форма предмета (квадрат)
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
соотношение числа, количества и цифры 2
-
соотношение числа, количества и цифры 3; числовой ряд в пределах 3
-
решение задач (-, +, =)
-
треугольник
-
соотношение числа, количества и цифры 4
-
решение задач
-
понятия «длинный», «короткий»
Каникулы
-
сравнение групп по количеству предметов «много-мало», «один-много»; возраст: молодой
-
соотношение числа, количества и цифры 1
-
геометрические фигуры: прямоугольник
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
соотношение числа, количества и цифры 2
-
решение задач (+, -, =)
-
форма предмета (овал)
Каникулы
-
соотношение числа, количества и цифры 4
-
решение задач
-
понятия «длинный», «короткий», измерение длины предмета
-
прямая линия
-
соотношение числа, количества и цифры 4; числовой ряд в пределах 4
-
решение задач (-, +, =)
-
понятия «низкий», «высокий», сравнение предметов по высоте
-
сравнение групп по количеству предметов «столько же», «больше», «меньше»;возраст: старый
-
соотношение числа, количества и цифры 1
-
геометрические фигуры (квадрат-прямоугольник)
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
соотношение числа, количества и цифры 3;
числовой ряд (1, 2, 3)
-
форма предмета (овал, круг)
-
соотношение числа, количества и цифры 3; числовой ряд в пределах 3
-
решение задач (-, +, =)
-
форма предмета: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат
-
соотношение числа, количества и цифры 4; числовой ряд
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
прямая и кривая линии
-
соотношение числа, количества и цифры 5; числовой ряд в пределах 5
-
решение задач (получение числа 5)
-
сравнение предметов по высоте
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
соотношение числа, количества и цифры 2
-
решение задач (+,-,=)
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
соотношение числа, количества и цифры 3
-
треугольник
-
соотношение числа, количества и цифры 4; числовой ряд в пределах 4
-
решение задач в пределах 4
-
счет в пределах 4
-
соотношение числа, количества и цифры 4; числовой ряд
-
решение задач (-, +, =)
-
форма предмета (лото)
-
соотношение числа, количества и цифры 5
-
решение задач в пределах 5
-
размен монет (5 коп, 5 руб по 1 коп, руб)
февраль
март
апрель
май
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 5
-
решение задач в пределах 5 (знаки +, -, =)
-
вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 5; числовой ряд в пределах 5
-
решение задач в пределах 5
-
геометрические фигуры: квадрат и куб (сравнение)
-
понятие «вечер» (с опорой на режим дня)
-
соотношение числа, количества и цифры 5; числовой ряд в пределах 5
-
решение задач в пределах 5
-
геометрические тела: куб, шар
-
понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» (распорядок дня)
-
соотношение числа, количества и цифры 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6
-
возраст человека (понятия «молодой», «старый»)
-
геометрические фигуры (форма предмета)
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 5
-
решение задач в пределах 5
-
сравнение предметов по весу, понятия «тяжелый», «легкий»
-
соотношение числа, количества и цифры 5; числовой ряд 0-5
-
решение задач в пределах 5
-
понятие «ночь» (с опорой на режим дня)
-
сравнение: куб и квадрат
-
соотношение числа, количества и цифры 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач (получение числа 6 путем прибавления 1 к 5)
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6
-
геометрические тела (куб, шар)
-
число и цифра 0 (получение числа 0)
-
сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
геометрические фигуры: круг и шар (сравнение)
-
понятие «утро» (с опорой на режим дня)
-
соотношение числа, количества и цифры 5; числовой ряд 0-5
-
размен монет 5 руб, коп
-
решение задач в пределах 5
-
геометрические тела: куб, шар
-
понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» - сутки (режим дня)
-
соотношение числа, количества и цифры 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6; сравнение групп по количеству предметов «больше», «меньше»
-
вычерчивание квадрата, прямоугольника и треугольника по заданным вершинам
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6
-
понятия «утро», «день», «вечер», «ночь»
-
сравнение: круг - шар, квадрат - куб
-
число и цифра 0 (получение числа 0, числовой ряд 0-5)
-
решение задач в пределах 5 (знаки -, +, =)
-
геометрические фигуры: круг и шар (сравнение)
-
понятие «день» (режим дня)
Каникулы
-
соотношение числа, количества и цифры 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6
-
понятие целого и части (коробка конфет - конфета и пр.)
-
соотношение числа, количества и цифры в пределах 6; числовой ряд в пределах 6
-
решение задач в пределах 6
-
сравнение групп по количеству предметов «много - мало», «больше - меньше»
Развитие ручной моторики и формирование изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
«Строим дом» (аппликация): работа с геометрическими фигурами (квадрат), составление изображения конкретного предмета (дома)
«Во саду ли, в огороде» (лепка предметная): учить лепить капусту из ленты, свернутой в вилок, свеклу в форме шара с кудрявым хвостиком (передавая характерные особенности)
«Нарядное платье» (аппликация из бумаги): учить передавать форму одежды (платья), самостоятельно подбирать бумагу для элементов украшения
«Шарфик для зайчат» (рельефная лепка из соленого теста): закрепление понятия «длинный - короткий», построение узора в полосе, чувство ритма
Каникулы
«Обои в моей комнате» (оттиск печатками, поролоном): умение составлять простые узоры в прямоугольнике
«Виноград» (аппликация из природного материала - арбузных семечек): учить раскрашиванию способом примакивания кисти
Каникулы
«Городской транспорт» (аппликация): учить детей передавать характерные особенности различных видов транспорта
«Человечек» (рисование с помощью разноцветных веревочек): учить ребенка передавать силуэт человека в движении
«Веселые человечки» (предметная лепка): учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра путем надрезания стекой и дополнения деталями
«Осенние листья» (печатание листьев): смешивание красок для получения цвета
«Чайный сервиз для игрушек» (лепка из соленого теста): лепка посуды конструктивным способом с последующим раскрашиванием гуашью
«Морозные узоры» (рисование мыльной пеной по мотивам кружевоплетения): экспериментирование с красками для получения оттенков голубого цвета; рисование прямой и волнистой линий
«Вкусное печенье» (лепка): получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для лепки, раскрашивание полученных форм.
«Веселые портреты» (аппликация из бумаги): вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое; оформление прически обрывной аппликацией
«Ежик» (тычок жесткой полусухой кистью): выполнение рисунка тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями
«Мозаика» (аппликация из бумаги): составление узора в квадрате, формирование чувства цвета и умения трансформировать геометрические фигуры (получение треугольника)
«Новогодняя открытка»: учить детей аккуратно вырезать и наклеивать элементы, не размазывая клей по основе
«Вьюга - завирюха» (рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому): раскрепощение рисующей руки, свободное проведение кривых линий, создание разных оттенков синего
февраль
март
апрель
май
«Овечка с ягненком» (рисование мыльной пеной): формирование навыков рисования по стеклу при закрашивании контура, имитация пушистой поверхности
«Строим дом» (аппликация): работа с геометрическими фигурами (квадрат), составление изображения конкретного предмета (дома), учить приемам вырезания одинаковых деталей
«Ранняя весна» (монотипия пейзажная): научить складывать листа пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере, половину листа протирать губкой
«Нарядная одежда» (рисование с помощью разноцветных веревочек с элементами аппликации): учить выкладывать контуры различных предметов одежды, аппликация пуговицами
«Бегемотик» (лепка предметная с элементами конструирования): лепка по операционной карте, раскатывание комочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы.
«Мимоза» (аппликация): учить выполнять наклеивание комочков из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание
«Царство диких зверей» (выклеивание силуэта медведя, лисицы и зайца мелко нарезанными нитями): передача эффект «пушистой шерстки», учить наносить клей равномерно, тонким слоем
«Город» (лепка рельефная из соленого теста с вырезанием формочками): учить раскатывать пластилин, при помощи формочек для лепки вырезать фигуры, выстраивать композицию из отдельных фигур
«Маленький солдат» (аппликация из сыпучих материалов): учить выполнять аппликацию из сыпучих материалов (пшено, гречка), раскрашивать способом примакивания кисти (развитие мелкой моторики, аккуратности, терпения)
«Ромашка» (рельефная предметная лепка с элементами конструирования): лепка по операционной карте, отщипывание кусочков соленого теста и раскатывание их пальцами, раскрашивание гуашью
«Бабочка» (монотипия предметная): учить соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист
«Картинки на песке» (рисование предметное песком или манкой): предварительное рисование палочкой на песке или на подносе с манкой, формирование готовности к переносу способов одного вида деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге)
«Филин» (тычок жесткой полусухой кистью): создание образа птицы, развитие умения пользоваться средствами графики
Каникулы
«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков): создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу 2*2 и составление коллективной композиции; освоение понятия «часть и целое»
«Пушистые тучки» (лепка модульная): создание образа тучки пластическими средствами, отрывание или ощипывание кусочков соленого теста разного размера и прикрепление к фону
Обучение грамоте (Лещинская Т.Л. «Букварик»)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
чтение сказки «Кот и воробей» (подбор иллюстраций к сказке)
-
составление рассказа «Шары» (чтение по картинке)
-
деление двусложных слов (доскажи словечко)
-
деление двусложных слов (доскажи словечко)
-
звук а и буква А (выделение звука в слове, письмо буквы)
-
звук а и буква А (выделение звука в слове, письмо буквы)
-
составление предложений из 3-х слов по картинке (с У)
-
составление предложений из 3-х слов по картинке (с У)
Каникулы
-
чтение сказки «Заюшкина избушка» (подбор иллюстраций к сказке)
-
чтение сказки «Еж и лиса» (чтение по картинкам)
-
знакомство со звуком (звуки, издаваемые разными предметами)
-
знакомство со звуком (звуки, издаваемые разными предметами)
Каникулы
-
звук о и буква О (пропевание звука, звуки а и о)
-
звук о и буква О (буква О, звуки у и о)
-
звук м и буква М (звукоподражание, знакомство с буквой, анализ слова мухомор)
-
звук м и буква М (артикуляционная гимнастика, буква М)
-
«В лесу» (знакомство со словом)
-
составление схемы предложений из 2-х слов по картинке
-
звук а и буква А (пропевание звука громко и тихо)
-
звук а и буква (выкладывание и чтение буквы А)
-
звук у и буква У (пропевание звука)
-
звук у и буква У (пропевание звука, буква У)
-
звук о и буква О (выделение звука о в слове, письмо буквы О, чтение букв)
-
звук о и буква О (выделение звука)
-
звук м и буква М (выделение звука в начале слов, чтение закрытых слогов)
-
звук м и буква М (анализ и чтение слов)
-
составление схемы предложений из 2-х слов по картинке
-
составление схемы предложений из 3-х слов
-
звук а и буква А (выделение звука в начале слов)
-
звук а и буква А (выделение звука в середине слова)
-
звуки а, у и буквы А, У (чтение и анализ слова «АУ», письмо буквы У)
-
звуки а, у и буквы А, У (чтение и анализ слова «УА», письмо)
-
звуки а, у, о и буквы А, У, О (выделение звука в начале слов, чтение букв и слогов, письмо пройденных букв)
-
звук с и буква С (звукоподражание, знакомство с буквой)
-
звук с и буква С (звукоподражание, буква С, анализ слова слон)
февраль
март
апрель
май
-
звук с и буква С (выделение звука в словах, чтение букв и слогов)
-
звук с и буква С (выделение звука в словах, письмо букв)
-
звук х и буква Х (чтение слов-восклицаний, закрытых и открытых слогов)
-
звук х и буква Х (чтение слов-восклицаний, закрытых и открытых слогов)
-
звук л и буква Л (выделение звука в словах, знакомство с буквой Л)
-
звук л и буква Л (выделение звука в словах, выкладывание буквы Л)
-
звук н и буква Н (выделение звука в начале слов, чтение обратных слогов, письмо буквы Н)
-
звук н и буква Н (анализ слов, чтение прямых слогов)
-
звук с и буква С (выделение звука в начале слов, чтение закрытого слога, письмо слова УС)
-
звук с и буква С (выделение звука в начале слов, чтение открытого слога, письмо СА))
-
звук ш и буква Ш (звукоподражание, знакомство с буквой: выкладывание буквы из палочек)
-
звук ш и буква Ш (звукоподражание, буква Ш, письмо буквы по точкам)
-
звук л и буква Л (выделение звука в словах, чтение закрытого слога, анализ слов стул, стол)
-
звук л и буква Л (выделение звука в словах, чтение открытого слога)
-
звук н и буква Н (чтение слов, предложений, анализ и письмо слова наша)
-
звук н и буква Н (чтение слов, предложений, анализ и письмо слова ноша)
-
звук х и буква Х (звукоподражание, знакомство с буквой Х)
-
звук х и буква Х (анализ слога ХА, буква Х)
-
звук ш и буква Ш (выделение звука в начале слова, чтение закрытого слога, анализ слова шум)
-
звук ш и буква Ш(чтение)
-
звук л и буква Л (чтение открытого слога, слов по картинке, письмо буквы Л)
-
звук л и буква Л (анализ слов, чтение и письмо)
-
звук ы и буква Ы (выделение звука из слова, знакомство с буквой)
-
звук ы и буква Ы (анализ слов, чтение слогов)
-
звук х и буква Х (выделение звука в начале слов, чтение закрытого слога и знакомых букв)
-
звук х и буква Х (выделение звука в словах, чтение открытого слога и знакомых букв, письмо ХА)
Каникулы
-
звук н и буква Н (анализ слова на, знакомство с буквой Н, чтение знакомых букв)
-
звук н и буква Н (анализ слова но, буква Н, чтение знакомых букв)
-
звук ы и буква Ы (чтение слов и предложений по картинкам, чтение и письмо знакомых букв)
-
звук ы и буква Ы (чтение слов и предложений по картинкам, чтение и письмо знакомых букв)
Сенсорное развитие
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
Геометрические фигуры. Игры на группировку предметов по форме, выделение простой формы в предметах («на что похожа эта фигура», «найди свое место», геометрическое лото)
Восприятие цвета.
Различие красного, желтого и оранжевого цветов. Называние цветов, классификация предметов по цвету.
Сравнение предметов по двум признакам (цвету, форме). Классификация по 3 цветам и 4 формам (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
Закрепление представлений о величине предметов: высокий - низкий, сравнение предметов по высоте («какой высоты стул и стол», «какая кукла выше», «поставь по росту»), измерение высоты (рост)
Каникулы
Игры на комбинирование форм («собери бусы», «сложи рисунки из фигур», «сложи орнамент из фигур» и пр.)
Группировка предметов по цвету (желтый, зеленый, синий). Классификация предметов по цвету и форме.
Каникулы
Закрепление представлений о длине: длинный - короткий, сравнение различных предметов по длине; измерение длины
Игры, развивающие восприятие целостного образа (складывание разрезанных картинок, узнавание предметов на ощупь и по контуру)
Игры на узнавание форм, классификация предметов по форме («из каких фигур сложены предметы», «найди похожие фигуры» и пр.)
Различение и называние черного и коричневого. Различение цветов предметов. Игры на подбор нужного цвета («помоги мышкам спрятаться от кота»)
Игры на сочетание цветов («сложи узор из кружков и квадратиков», «нарисуй сказочную лесенку», «нарисуй осень»)
Игры, способствующие развитию восприятия величины: узкий - широкий, сравнение предметов («какие это ленты», «ручейки», «разложи полоски»).
Игры, развивающие восприятие целостного образа («узнай животных по деталям», «чего не хватает»,нахождение сходств и различий предметов)
Анализ пространственных положений геометрических фигур. Выделение признаков (форма, цвет, размер)
Классификация предметов по цвету и форме (красный, синий, фиолетовый, голубой). Дидактические игры на сравнение предметов по цвету («цветная карусель»)
Восприятие величины. Закрепление представлений о величине предметов: большой - маленький. Построение сериационных рядов (матрешки, башенки, пирамидки, пуговицы).
Игры, способствующие развитию восприятия величины: толстый - тонкий («построй стену, ворота, гараж», «разные книги»), измерение толщины
Восприятие особых свойств предметов Игры, развивающие восприятие различных свойств предметов («холодно - горячо», «найди теплый предмет», «угадай, какой это предмет»)
февраль
март
апрель
май
Игры, развивающие восприятие различных свойств предметов («гладкая-колючая-пушистая», «волшебный мешочек», «нахождение пар тканей на ощупь»)
Развитие временных представлений (представления о временах года): «когда это бывает?», «в какое время года нужны эти предметы?», «что перепутано на картинках?»
Слуховое восприятие.
Игры на развитие слухового внимания с использованием детских музыкальных инструментов («Солнце и дождик», «Где позвонили?», «Тихо - громко»).
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, тембру, нахождению звучащего предмета. Игры «Три медведя», «Далеко - близко», «Кто как голос подает?»
Игры, развивающие восприятие различных свойств предметов («перышко и стул», «легкий - тяжелый», измерение веса предмета (взвешивание)
Игры, развивающие восприятие целостного образа предмета («угадай по описанию», составление загадок-описаний)
Игры на развитие слухового внимания («Скажи, что звучит?» с использованием детских музыкальных инструментов, распознавание звучания знакомых ребенку предметов)
Различение слов, близких по звуковому составу: определение правильного названия изображенного предмета, отгадывание и заучивание коротких загадок
Игры, развивающие восприятие различных свойств предметов («кислое, сладкое, горькое, соленое», «вспомни и назови», «угадай-ка», «угадай по запаху»)
Сравнение и классификация предметов по различным признакам (цвет, форма, размер, вкус, вес). Составление описания различных предметов и узнавание предметов по описанию
Игры на развитие слухового внимания: звучание сыпучих предметов в одинаковых баночках («Слуховые коробочки» по системе М. Монтесори).
Различение слов, близких по звуковому составу: определение 2 слов, похожих по звучанию. Заучивание детских стихотворений - двустиший о предметах окружающего мира.
Восприятие времени. Развитие временных представлений (определение последовательности событий): раскладывание серий сюжетных картинок по русским народным сказкам «Колобок», «Лиса и заяц», «Три медведя» (по выбору учителя)
Каникулы
Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании (короткий, взрывной звук) и на музыкальном инструменте (длительный звук). Игра «Шумовой оркестр» с использованием детских музыкальных инструментов
Различение слов, близких по звуковому составу: дополнение стихотворений подходящим по смыслу словом (показать картинку).
Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр).
Конструирование
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
Конструирование из строительного материала
-
«загородки и заборы» (закреплять представления о строительных деталях, упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур)
-
«грузовые автомобили» (упражнять в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям, дать представление о строительной детали - цилиндре (в сравнении с бруском))
-
повторение (упражнять детей в конструировании по уменьшенным чертежам, в плоскостном моделировании, уточнять пространственные понятия)
-
конструирование животных из засушенных листьев (аппликация) (подбор природного материала для конструирования животных, знакомство с техникой изготовления аппликации из засушенных листьев)
Каникулы
-
«домики, сарайчики» (упражнять в огораживании небольших пространств, в умении делать перекрытия)
-
«мосты» (упражнять в строительстве мостов, закреплять умение анализировать образцы построек)
Каникулы
-
котенок (конструирование игрушки, складывании бумаги способом оригами, отраженные действия)
Конструирование по сказкам по методикам Кюизенера, Дьенеша и Никитина
-
«Лиса и заяц» (домики)
-
«терема» (упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками)
-
«корабли» (дать представление о строении судов (нос, корма, днище, палуба), упражнять в анализе конструкций)
Конструирование из бумаги и природного материала
-
посуда (чашка с блюдцем, чайник по методике Кюизенера)
-
«кошка и мышка» (конструирование игрушек из полосок плотной цветной бумаги по образцу)
Конструирование по сказке «Колобок»
-
домик бабушки и дедушки (по методике Кюизенера)
-
«лесной детский сад»
(учить организовывать пространство для конструирования, конструировать различные предметы мебели)
-
«самолеты» (упражнять в конструировании самолетов по образцу, различать геометрические фигуры)
-
посуда (конструирование по методике Кюизенера, достраивание второй половины рисунка симметрично первой)
-
конструирование елочных игрушек разной формы из деталей круглой и трубчатой формы
-
конструирование зайца, волка, медведя или лисы (конструирование страницы к сказке и ее персонажей по выбору учителя)
февраль
март
апрель
май
-
конструирование по сказке «Волк и семеро козлят» по методике Кюизенера (конструирование иллюстрации к сказке «Коза и семеро козлят в домике»)
-
конструирование по сказке «Красная Шапочка» по методике Кюизенера (конструирование иллюстрации к сказке «встреча Красной Шапочки и Волка»)
Конструирование по сказке «Царевна - лягушка» (складывание бумаги способом оригами), изготовление иллюстраций к детской книге
-
изготовление лягушки по образцу (отраженные действия)
-
изготовление утки из бумаги способом оригами по технологическому плану (отраженные действия)
-
«В цирке» (конструирование животных по методике Дьенеша)
-
«Зоопарк» (конструирование из кубиков Никитина)
в зависимости от индивидуальных возможностей
-
конструирование по сказке «Красная Шапочка» по методике Кюизенера (конструирование иллюстрации к сказке «волк в домике бабушки», дидактическая игра по сказке «Почему у тебя такие ушки?»)
-
изготовление крыши дома способом оригами по технологическому плану (отраженные действия) «избушка Бабы Яги»
-
изготовление зайца из бумаги способом оригами по технологическому плану (отраженные действия)
-
составление полученных иллюстраций и изготовление детской книжки «Царевна - лягушка»
-
конструирование по сказке «Три медведя» по методике Кюизенера (дидактическая игра «Кто хозяин чашки»)
-
конструирование из кубиков Никитина (складывание узоров по образцу)
-
изготовление совы из бумаги способом оригами по образцу (отраженные действия)
-
«жар-птица» (конструирование игрушек из полосок плотной цветной бумаги по образцу)
-
конструирование по сказке «Три медведя» по методике Кюизенера (конструирование одного из персонажей сказки Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка)
Каникулы
-
изготовление медведя из бумаги способом оригами по технологическому плану (отраженные действия)
-
«Цыпленок» изготовление закладки, украшенной переплетением полосок, вырезанных из бумаги (приемы переплетения полосок бумаги)
Развитие пространственного восприятия и мелкой моторики (работа на листе бумаги, на доске).
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
-
обследование знаний, умений и навыков воспитанников
-
закрепление понятий вверху - внизу
-
формирование понятий слева - справа
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева - справа
-
проведение волнистых линий, не выходя за края и не отрывая карандаша
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева -справа, в центре
-
рисование прямых вертикальных линий (дождик, заборчик)
Каникулы
-
закрепление понятий вверху - внизу
-
проведение прямых горизонтальных линий, не выходя за края и не отрывая карандаша (дорожки)
-
формирование понятий слева - справа
-
проведение прямых вертикальных линий, не выходя за края и не отрывая карандаша
Каникулы
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева -справа, в центре
-
рисование волнистых линий (обводка по контуру)
-
закрепление понятий слева - справа, в центре
-
обводка по контуру ряда одинаковых предметов, не отрывая карандаша от бумаги
-
формирование понятий слева - справа
-
проведение прямых горизонтальных линий, не выходя за края и не отрывая карандаша (дорожки)
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева - справа
-
проведение волнистых линий, не выходя за края и не отрывая карандаша (волны)
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева - справа
-
проведение ломаных линий, не выходя за края и не отрывая карандаша от бумаги
-
закрепление понятий слева - справа, в центре
-
обводка по контуру ряда одинаковых предметов, не отрывая карандаша от бумаги
-
положение предмета на чем-то
-
проведение волнистых линий сначала по пунктиру, а затем самостоятельно (лесные тропинки)
-
формирование понятий слева -справа
-
проведение прямых вертикальных линий, не выходя за края и не отрывая карандаша
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева - справа
-
проведение волнистых линий, не выходя за края и не отрывая карандаша (ветер)
-
закрепление понятий вверху - внизу, слева - справа
-
обводка предметов по контуру, не выходя за края и не отрывая карандаша от бумаги
-
закрепление понятий слева - справа, в центре
-
обводка по контуру ряда одинаковых предметов, не отрывая карандаша от бумаги
-
положение предмета под чем-то
-
раскрашивание картинок в соответствии с цифрами в пределах 4 (пирамидки)
февраль
март
апрель
май
-
различение пространственных отношений на - под
-
дорисовывание кругов на картинках по пунктирным линиям (улитки и черепашки)
-
положение предмета между
-
дорисовывание картинок (дорисуй картинки так, чтобы все они стали одинаковыми)
-
Определение направления движения направо
-
обводка крупных предметных картинок по точкам
-
закрепление пространственных отношений на, под, за, перед, в, между
-
обводка (обводка фигурок точно по линиям, не отрывая карандаша от бумаги)
-
положение предмета в чем-то
-
дорисовывание кругов на картинках по пунктирным линиям (клубочки и снеговики)
-
различение пространственных отношений между - за
-
дорисовывание картинок (дорисуй картинки так, чтобы все они стали одинаковыми)
-
Определение направления движения налево
-
штриховка крупных предметных картинок вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями
-
закрепление пространственных отношений на, под, за, перед, в, между
-
рисование по образцу (рисование ряда предметов сначала по точкам, а затем самостоятельно)
-
различение пространственных отношений в - на
-
обводка рисунков по пунктирным линиям
-
различение пространственных отношений между - за - на
-
обводка по точкам и раскрашивание крупных сюжетных картинок
-
Закрепление направления движений направо / налево
-
дорисовывание вторых половинок крупных предметных фигурок (симметрия)
-
закрепление пространственных отношений в центре, вверху - внизу, слева - справ
-
дорисовывание (дорисовывание фигур так, чтобы все они стали одинаковыми)
-
различение пространственных отношений перед - за
-
обводка рисунков по пунктирным линиям
Каникулы
-
Закрепление направления движений направо / налево
-
обводка (обводка фигурок точно по линиям, не отрывая карандаша от бумаги)
-
закрепление пространственных отношений в центре, вверху - внизу, слева - справа
-
рисование фигур по образцу