• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка бинарного урока по теме Сельскохозяйственные растения по дисциплинам Основы агрономии и Химия

Методическая разработка бинарного урока по теме Сельскохозяйственные растения по дисциплинам Основы агрономии и Химия

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Венцы -Заря сельскохозяйственный техникум»


Методическая разработка бинарного урока по теме Сельскохозяйственные растения по дисциплинам Основы агрономии и Химия


Методическая разработка бинарного урока по теме Сельскохозяйственные растения по дисциплинам Основы агрономии и Химия


дисциплины: «Основы агрономии» и «Химия»





Разработали: преподаватели

Шанина Л.Н. преподаватель

естественнонаучных дисциплин

Светличная Л.С. преподаватель

общеобразовательных дисциплин


п. Венцы

2015 г

План.


  1. Введение

  2. Методические рекомендации

  3. Основная часть (ход урока)

  4. Заключение

  5. Список используемой литературы

  6. Приложения


Введение

Бинарный урок - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции дисциплин.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по дисциплинам «Основы агрономии» и «Химия» на тему «Сельскохозяйственные растения» позволяет выявить связь между дисциплинами и делает обучение целостным и системным.

Главнейшей задачей земледелия является увеличение производства зерна и других культур растениеводства, при интенсификации производства сельскохозяйственных культур необходимо повышать плодородие почвы, за счет внесения удобрений. Бинарная технология урока позволила перенести теоретические знания по «Химии» в практическое применение на дисциплине «Основы агрономии».

На бинарном уроке обучающиеся более качество закрепляют изученный материал, лучше усваивают учебные элементы, повышают интерес к изучаемым дисциплинам.

Под влиянием интереса, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у обучающихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Методические рекомендации

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование, как педагогов, так и обучающихся. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

При подготовке к бинарному уроку на этапе творческого применения изученного материала, по дисциплинам обучающиеся решают интересные, практически значимые и доступные проблемы на основе межкультурного взаимодействия.

Результаты исследования обучающиеся представили в виде плакатов, презентаций, сообщений, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

План урока

Дата 26 .12.2015 г.

Специальность 35.02.06. «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Группа 181 «Т»

по дисциплине «Основы агрономии» и «Химия».

Тема: Сельскохозяйственные растения

Цель:

Образовательная

- расширить и конкретизировать знания обучающихся о значении сельскохозяйственных растений в жизни человека;

-расширить представление обучающихся о химическом составе растений

-показать влияния удобрений на урожайность и качество продукции растениеводства;

- совершенствование умений анализировать информацию

Развивающая

-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-умение применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- развитие творческих способностей.

Воспитательная

- ориентация обучающихся на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена;

- воспитание любви к природе и сохранности природных богатств.

Вид: урок-ярмарка

Тип: бинарный урок

Задачи:

Оборудование: мультимедиа, презентация, плакаты, раздаточный материал.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстрированный, частично - поисковый.

Применяемые технологии: информационно-коммуникационная, личностно ориентированная, здоровьесбережения.


Ход урока

Ай да русская потеха. Сколько шума!

Сколько смеха!
Принародно, как бывало - зазывает зазывала:
Расступись, честной народ, в гости ярмарка идет!

1. Организационный момент.

Преподаватель агрономии:

Здравствуйте. Сегодня проводится внеклассное мероприятие. Вам предлагается отгадать кроссворд с помощью загадок, и вы узнаете тему урока.

- Сегодня мы поговорим с вами о сельскохозяйственных растениях, и их значение в жизни человека. Ваша будущая профессия связана с производством и переработкой продукции растениеводства, и вы должны знать какие факторы влияют на ее качество.

Киктева А.

Полюбила полевода,
Полюбила на беду.
Посадил он кукурузу
А собрали лебеду.

Милый мой сказал, что он
Без учения учен
Посмотрел на кукурузу
И сказал: " Хороший лён".

Преподаватель агрономии:

Чтобы не было, так как в этой частушке, мы с вами сейчас рассмотрим особенности с/х растений.

А вы внимательно слушайте и запоминайте.

Митрофанов Д.

Весь на золото отлит.
Он на солнышке стоит
На соломинке дом
Все ребята в нём.

Михайленко Т. Пшеница - важнейшая продовольственная культура. По площади возделывания завоевала первое место в мире среди всех культур, является продуктом питания у половины населения земного шара. Пшеница главная зерновая культура нашей страны. Зерно пшеницы содержит около 20% белка, 60-64% крахмала, около 2% жира, витамины, кальций, фосфор, железо. Разработано около 250 рецептов приготовления хлебобулочных изделий. Из пшеницы получают манную крупу, крахмал, спирт. Отруби и солома - корм скоту. Пшеничная солома идет на выделку газетной бумаги и картона. Из соломы плетут шляпы, циновки, корзины.

Митрофанов Д.

Рожь не пшеница и хоть
В пищу годится, но так ли ценится?

Арефкин Н. Рожь хлебная, техническая, кормовая культура, там, где не может расти неженка - пшеница, растет рожь на бедных питательными веществами почвах, засухо-зимоустойчивая. Белка столько же, сколько в пшеничном хлебе, а витаминов даже больше. Черный хлеб полезен, в нем много железа и фосфора. Из ржаной муки делают хрустящие хлебцы, её используют для изготовления кваса. Ржаные отруби, мякина, солома служит кормом для животных. Из соломы делают шляпы, корзины, маты, бумагу, картон, лаки. Весной рожь -прекрасный ранний зеленый корм для животных.

Митрофанов Д.

Называют кукурузу
Королевою полей
Это означает,
Что нет равных в поле ей.

Рогова Г. Родина кукурузы (маиса) - Южная Америка, где она возделывалась много тысяч лет. Индейцы знали около двухсот блюд, которые можно было приготовить из маиса. Кукуруза является одной из основных культур современного мирового земледелия и занимает по площади возделывания третье место, уступая лишь пшенице и рису. В кукурузе содержится четверть элементов Периодической системы Менделеева. В кукурузном зерне есть жир (до 10%), клетчатка (до 2,8%) и крахмал (до 83%), а также фосфор, железо, мышьяк, магний, калий, алюминий, медь, никель, бром, кобальт и золото. Из кукурузы заготавливают зимний корм для животных - силос.

Митрофанов Д.

В поле у дорожки качаются серёжки
Каждая из золота на веточке приколота.

Ставкин В. Овёс - кормовая и крупяная культура. Овёс содержит до 14% белка, 53% крахмала, витамины. Из овса делают муку, толокно. Из муки тонкого помола выпекают печенье, галеты, варят каши, кисели, добавляют в супы. Это пища вкусна и питательна особенно для детей. Мифы древних греков рассказывают о необыкновенном силаче по имени Геркулес. Овсяные хлопья называют "Геркулесом". Он является кормовой культурой для откорма лошадей, выполняющих тяжелую работу. Свежескошенный овёс - отличный зелёный корм.

Преподаватель агрономии:

Все эти растения относятся к семейству Мятликовые или Злаковые. Стебель называется соломина, а плод зерновка.

Дается вам 5 минут, чтобы вы заполнили таблицу, которая у вас лежит на столе.

Обучающиеся заполняют таблицу ( из зерна какой культуры изготавливают каши)

Преподаватель агрономии:

Теперь мы с вами познакомимся с клубнеплодом - всем известной картошкой.

Митрофанов Д. Кто не любит картошку? Печеную на костре, жареную на сковородке, жареную целиком и мятую с мясом, рыбой, грибами, капустой и огурцами и просто так!

Таран О.

Хоть хвалится не прилично.

Но должен я вам сказать
Без картошки на "отлично"
Не попеть, не поплясать
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой - молодец!
Хоть сердит зеленый лук
А картошке лучший друг.
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.


Озерова В. Картофель - продовольственная, кормовая, техническая культура. В клубнях картофеля содержится до 25% сухого вещества, из которого 80-85% приходится на крахмал, 3% на белки. Картофель является единственной культурой, питаясь которой человек может прожить длительное время, не включая в рацион никаких других продуктов. В 300 гр. картофеля содержится суточный рацион витамина С. Из картофеля можно приготовить более 100 блюд. Недаром картофель называют вторым хлебом. Из картофеля готовят крахмал, глюкозу, патоку, лимонную кислоту. Картофель идет на корм скоту.

Преподаватель агрономии:

Вопросы:

1.Какая страна является родиной картофеля? (Америка)

2.Кто впервые привез в Россию картофель? ( Петр Первый)

3.Каким веществом богаты клубни картофеля? (Крахмалом)

4.Назовите самого опасного врага картофеля. (Колорадский жук)

5.Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу? (Ядовитое вещество солонин)

6.Вредители повредили листья картофеля, как это отразится на урожае? (Отсутствует фотосинтез)

Преподаватель агрономии:

Скажите, из каких растений получают масло? Обучающиеся отвечают: подсолнечник, соя, рапс, клещевина, лен.

Митрофанов Д.
На колу у тына
Висит сот пластина
Мёд там был, да уплыл
А теперь в тех сотах
Почернело что-то.

Ласученко С. Подсолнечник - удивительное растение. На родине дикарь-сорняк, привезенный в Европу, стал декоративным цветком, привезли в Россию - стал масличной культурой.

Семена содержат около 40-50% масла. Масло используется в пищу, для приготовления маргарина, кулинарных жиров, в производстве консервов, в кондитерской и хлебопекарней промышленности. Семена - лакомство. Жмыхи - корм скоту. Листья и молодые корзинки идут на силос. Зола - ценное калийное удобрение. Стебли используются, как топливо, их используют для приготовления волокнистых плит. Из лузги семян получают спирт, кормовые дрожжи, фурфурол, который идет на изготовление лаков и пластмасс. Масло используется в лакокрасочном производстве, мыловарении.

Подсолнечник - хороший медонос.

Преподаватель агрономии:

Вопросы:

1. К какому семейству относится подсолнечник.? (Астровые)

2. Назовите фамилию кубанского селекционера по подсолнечнику. (Пустовойт)

3. Как называется корневой сорняк - паразит подсолнечника. (Заразиха)

4. Как происходит опыление у подсолнечника. (Пчелами)

Преподаватель агрономии:

Цель, к которой человек стремился во все времена - получить высокий урожай сельскохозяйственных культур. Ваша будущая специальность связана с производством и переработкой продукции растениеводства. На качество пшеницы, кукурузы, картофеля и других сельскохозяйственных культур оказывает плодородия почвы, которое зависит от содержания питательных веществ.

Преподаватель химии:

Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните:

1. Какие вещества входят в состав растений? (Органические и неорганические вещества).

2. Назовите органические вещества, которые входят в растения? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

3. Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? (Элементы, Вода и минеральные соли)

4. Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? В составе воды есть кислород и водород.

5. В каких химических элементах первую очередь нуждаются растения для роста и развития? ( Азот, фосфор и калий)

Преподаватель химии:

Давайте теперь послушаем сообщения о значении этих элементов для сельскохозяйственных растений.

Обучающиеся делают сообщения.

Просветова А. Азот используется для основного процесса жизнедеятельности любого организма - синтеза белков. Рост, формирование листьев, качество плодов напрямую зависит от насыщенности растений азотом. Применение азотных удобрений на любых почвах эффективно, а на подзолистых почвах не черноземной зоны удобрение азотом просто необходимо.

Недостаток азота приводит к слабости растений, преждевременному пожелтению и опаданию листьев, снижению урожая и качества плодов. Избыток азота также приводит к негативным последствиям. При перенасыщении азотом растения развиваются медленнее, рост листьев идет в ущерб завязыванию плодов, плоды не дозревают, теряют свою сахаристость и цветовую насыщенность.

Назовите, какие вы знаете азотные удобрения?

Обучающиеся отвечают: аммиачная селитра, мочевина, сульфат аммония, водный аммиак.

Усольцева Я. Фосфор входит в состав сложных белков, участвующих в процессе деления клеточного ядра. Нормальное фосфорное питание усиливает приток питательных веществ в плоды растений, увеличивает их сахаристость, улучшает вкус. Растения, не получающие достаточно фосфора, хуже развиваются. Листья становятся мелкими и приобретают сероватый оттенок, плоды не дозревают, цветочные почки плохо закладываются. Переизбыток фосфора также плохо сказывается на развитии растений. Удобрять фосфором необходимо все почвы. Во время цветения и формирования плодов растения испытывают наибольшую потребность в фосфоре.

Назовите, какие вы знаете фосфорные удобрения?

Обучающиеся отвечают: суперфосфат, фосфоритная мука, приципитат.

Кухаренко Д. Калий регулирует процессы образования и превращения углеводов и белков, влияет на способность растений к фотосинтезу, устойчивость к грибковым заболеваниям и неблагоприятным климатическим условиям. Чтобы повысить качество плодов и тем более не допустить потери при хранении, растениям необходимо сбалансированное калийное кормление. Кальций способствует экономному расходу влаги растениями. Один из признаков недостатка калия - коричневые и высохшие края листьев.

Назовите, какие вы знаете калийные удобрения? Обучающиеся отвечают: калийная соль, каинит, сильвинит.

Выполните задание № 2. Определите по формуле название удобрения.

Обучающиеся заполняют карточки - по формулам определяют название удобрения.

Преподаватель химии: Да эти элементы необходимы для жизнедеятельности и продуктивности сельскохозяйственных растений. Но вот незадача - чем лучше был урожай в этом году, тем беднее осталась после него земля и тем хуже урожай можно ожидать в следующем году. Так как «истощилась» почва, её нужно восполнять, добавляя в почву, путем внесения минеральных и органических удобрений.

Для закрепления знаний выполните задание в виде теста.

Обучающиеся выполняют тест.

Подведение итогов урока

Преподаватель агрономии:

Даже если бы мы с вами работали несколько часов подряд, вряд ли могли бы познакомиться со всеми сельскохозяйственными растениями, которые издавна возделываются в России. На ярмарке мы рассмотрели некоторые растения, которые используются для производства продуктов питания, корма для животных, в промышленности . На уроке вы не только повторили, закрепили, но и расширили свои знания о химическом составе растений, о продуктах их переработки и влияния на качество продукции химических веществ- минеральных удобрений. А сейчас подведем итоги и выставим оценки.

Киктева А:

Чтоб была полна коробушка
Чтобы рынку не скудеть.
Я хочу вам обязательно
Три напутствия, напеть.
Будь своей страны хозяин
В техникуме знанья получай
Чтобы не были дефицитными
Молоко, и хлеб, и чай.
А для этого, пожалуйста,
Ты учиться не ленись
За любое дело доброе
Ты с охотою берись.
Ждет земля своих работников
Верит в наш потенциал.
Чтобы праздник изобилия
Поскорей для всех настал.

Рефлексия. Преподаватель химии:

В завершении урока хотим узнать, понравился вам урок или нет? С помощью карточек ответьте - красный ДА, зеленый -НЕТ.

Домашнее задание: из названий сельскохозяйственных культур составить кроссворд.


Заключение

Поставленные цели были успешно реализованы. Урок получился творческим и интересным. Прозвучало много новой информации, что, безусловно, побудило обучающихся к познавательной активности через межпредметные связи «Основы агрономии» и «Химии».

Урок способствовал формированию бережного отношения к природным богатствам и пониманию социальной значимости своей будущей профессии.

Методическая разработка рекомендована для пользования обменом опыта для СПО.

Используемая литература


  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2014.

  2. Дудина Н.Х. и др. Агрохимия и система удобрения. - 3-е изд-е., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1991.

  3. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок - исследование. //Химия в школе. - 1999. - №7.

  4. Третьяков Н.Н и др. Основы агрономии. М.ИМПО.2013 г

  5. erudition.ru/







Приложение 1

Загадки

За кудрявый хохолок

Лису из норки уволок,

На ощупь - очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая (морковь)

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки,

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней, я……(кукуруза)

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки-

Все из ткани отбеленной,

А поверх - пиджак зеленый (капуста)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна» (картофель)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. ( пшеница)

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка.

А положешь на столе-

Беленькая глыбка. (рис)

Щеки розовы, нос белый

В темноте сижу день целый

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она (редис)

Методическая разработка бинарного урока по теме Сельскохозяйственные растения по дисциплинам Основы агрономии и Химия


Приложение 2


Задание № 1

Из зерна какой культуры приготавливают каши?


Зерновая культура

Каши

Рис

Ячмень

Пшеница

Ячмень

Просо

Овес














Приложение 3


Задание № 2

Назовите удобрения по написанным формулам?


Формулы удобрения

Название удобрения

Сa(Н2РО4)2 + 2СaSO4

CO(NH2)2

КСI

Сa3(РО4)2

KNO3

NH4H2PO4


Приложение 4

ТЕСТ. Удобрения

1. Какой элемент питания растений является обязательным компонентом белков?

1. Фосфор

2. Азот

3. Калий

4. Кальций

2.Какое удобрение относится к органическим?

1.Прецепитат

2.Зеленое удобрение

3.Мочевина

4.Фосфоритная мука

3.Какие удобрения относятся к комплексным?

1.Мочевина

2.Хлористый калий

3.Нитрофоска

4.Двойной суперфосфат

4. Укажите признаки хлороза (недостаток железа) по состоянию листьев .

1. Пластинка листа желтая, а жилки - зеленые

2. Лист равномерно бледно-зеленый

3. Пластинка листа зеленая, а жилка - светлая

4. Желтая кайма по периферии листа

5. Какие из перечисленных фосфорных удобрений используют при посеве?

1. Суперфосфат двойной гранулированный

2. Преципитат

3. Суперфосфат порошковидный

4. Фосфоритная мука

6. Какое азотное удобрение наиболее пригодно для внекорневых подкормок с\х культур?

1. Мочевина

2. Аммиачная селитра

3. Сульфат аммония

4. Кальцевая селитра

7. Недостаток какого элемента питания проявляется, если:

-пожелтение листьев с последующим их засыханием начинается с нижних ярусов и перемещается к верхним;

- окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая;- рост замедляется?

1. Р

2. N

3. Fе

4. Мп

8. Какое из перечисленных удобрений является калийным?

1. Аммиачная селитра

2. Калийная селитра

3. Суперфосфат

4. Калийная соль

9.Какое из перечисленных удобрений относится к микроудобрениям?

1. Мочевина

2.Борная кислота

3. Нитроаммофоска

4.Сельвинит

10.Какое удобрение способствует усилению поглощения азота из воздуха бобовыми культурами?

1. Азотное удобрение - сульфат аммония

2.Калийное удобрение - каинит

3. Бактериальное удобрение - нитрагин

4.Органическое удобрение - навоз






© 2010-2022