Программа работы с родителями

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Актуальность программы

В коррекционной школе VIII вида одним из основных направлений деятельности является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи - сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.

Умение наладить доверительные отношения с родителями - путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях.

Главное условие - взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.

Социализация детей специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска педагогических путей своей реализации. Актуальность моей программы определяется недостаточной включенности родителей в решении проблемы социализации детей (коррекционной) школы VIII вида.

Необходимость социализации детей коррекционной школы,

общение в обществе ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.

Педагоги должны помочь родителям решать проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения. Например, часто наблюдаемые у детей коррекционной школы негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима.

Очень важно педагогам и родителям найти единый подход в воспитании и обучении детей. Для детей коррекционных школ ещё важным условием воспитания - это спокойная обстановка, систематичность требований - всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей составлена с учетом конкретных условий для родителей учащихся коррекционной школы.

Программа психолого- педагогического сопровождения родителей позволит формировать позитивные взаимоотношения между педагогами и родителями, а также поддерживать психическое здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Цели программы:

1.Повышение родительской компетентности в вопросах социализации учащихся коррекционной школы VIII вида.

2.Включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

3.Установление гармоничных отношений между педагогами и семьями детей МСКОУ VIII вида.

Задачи программы:

Информационная компетенция:

1.Познакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей с ОВЗ.

2.Способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний об особенностях социализации детей коррекционной школы VIII вида.

3.Способствовать созданию условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию.

4.Осуществлять консультативную деятельность для родителей специалистами школы.

5.Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений

Технологическая компетенция:

1.Содействовать становлению основных способов реализации содержания социальной культуры в практике взаимодействия с детьми.

2.Содействовать формированию методов становления толерантного отношения к людям.

Коммуникативная компетенция:

1.Развивать умения эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.

2.Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.

3.Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.

10.Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми.

Рефлексивная компетенция

1.Формировать у родителей навыки анализа взаимодействия с детьми.

2.Научить родителей рефлексии собственной деятельности по организации предметной, пространственной и социальной среды.

Мотивационная компетенция

1.Способствовать становлению потребности в воспитании социально успешного и социально адаптивного ребенка.

2.Формировать у родителей интерес к сфере социального развития детей.

Принципы построения программы:

- Принцип вариативности - позволяет вносить изменения в содержание психологической программы.

- Принцип системности - позволяет максимально структурировать работу педагога-психолога, логопеда, дефектолога.

- Принцип непрерывного сопровождения.

- Принцип сохранения приоритета интересов сопровождаемого ребенка.

- Принцип, предусматривающий рекомендательный характер советов.

Мультидисциплинарность (комплексный подход сопровождения).

Механизм реализации

Социально - просветительская деятельность среди родителей.

Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества.

Оценка эффективности программы (методами оценки эффективности программы являются):

- Опросы родителей, педагогов.

- Наблюдения (за проведением занятий, интересом их участников к содержанию, динамикой в отношениях, проявлений от начала к концу занятий и др.).

- Установление диалоговых отношений между родителями и педагогами; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому, вариативному поведению в сложных ситуациях.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы педагогов, администрации.

Основные этапы программы:

1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений

(Сентябрь 2013)

2 этап: Создание программы повышения компетентности родителей (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка) (Октябрь 2013 год)

3 этап: Реализация программы. (Сентябрь - май 2013-2014 уч.год)

4 этап: Анализ полученных результатов. (Июнь 2014 год)

Программа рассчитана на 10 месяцев /сентябрь 2013 - июнь 2014 года/

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы родители должны самостоятельно прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния на своего ребенка, уметь принимать самостоятельные решения.

Накопить научно-теоретические знания, практические умения и навыки к реализации воспитательной функции.

Прогнозируется положительная динамика в плане развития демократического стиля взаимоотношений педагогов и родителей.

Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

Развить представления ребенка об окружающем мире.

Темы занятий с родителями:

1.Сущность социального развития и воспитания

Социальное развитие как одно из направлений становления личности детей коррекционной школы VIII вида. Основные пути социального развития: социализация, индивидуализация. Механизмы социального развития (социальная ориентация, эмоциональная идентификация, подражание, нормативная регуляция, рефлексия). Роль семьи в становлении механизмов социального развития. Социальное воспитание как фактор своевременного и качественного социального развития.

2.Цель и содержание социального воспитания

Основная цель социального воспитания - содействие своевременному и качественному социальному развитию. Содержание социального воспитания - разные виды социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, правовая).

3.Задачи социального воспитания

Научить родителей, как правильно сообщать детям элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания; способствовать формированию понятий. Например, о специфике внешнего вида мужчин и женщин (физическое строение, одежда, обувь, прическа), характерных аксессуарах, об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье, в обществе.

4.Методы социального воспитания

Познакомить родителей с методами социального воспитания.

Методы формирования сознания: чтение литературных произведений, этические беседы, творческие рассказы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр видео- и диафильмов и т.д.

Методы формирования эмоций и чувств: просмотр спектаклей, решение проблемных ситуаций, исполнение музыкальных произведений и т.д.

Методы формирования поведения: моделирование, макетирование, проектирование, упражнения т.д.

5.Влияние психологического климата в семье на ребенка.

Значимость семейного воспитания для ребенка, для его дальнейшей жизни в обществе.

Что такое семья. Дальние и близкие родственники. Отношения между родственниками. Семейные праздники, реликвии. Соседи, взаимоотношения с ними. Правила поведения в семье, безопасность поведения.

6.Формирование навыков самообслуживания.

Учить родителей, как правильно формировать у детей навыки самообслуживания.

7.Что и, как и мы говорим нашим детям.

Научить родителей проявлению интереса к занятиям своего ребенка.

Воспитывать чувство восхищения достижениями своего ребенка ( может совсем незначительными).

8. Помоги мне стать самостоятельным: как развивать самостоятельность у ребенка.

Родители должны учить своего ребенка проявлению доброжелательных, бережных взаимоотношений между детьми разного пола, проявлению заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам, выполнению обязанностей по дому, поручений в школе.

Ожидаемый результат занятий для родителей:

Заключается в том, чтобы дать друг другу стимул к самостоятельности и активности, к тому, чтобы у родителей желание активно помогать процессу социально-психологической коррекции своего ребенка.

Литература для педагогов

1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М., 1982.

2.Афанасьева Т.М. Семья. М.,1986.

3.Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - Уфа: Лето, 2012.

4.Ковалева Л. И. «Микроклимат семьи». - Москва : Знание, 1979.

5.Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. - Добрянка, 2005

6.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

7.Максимочкина В.Н. Родительские собрания. Шаги к мудрости. - Волгоград: Учитель, 2007

8.Мотова, В.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - М., 1999.

7.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М., 2003.

8.Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. - М., 2007.

9.Сорокин В.М. Специальная психология.- СПб., 2003.

10.Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М., 1999.

11.Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М.,Учитель, 2005.

12..Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика».

13 Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. - М., 2000.

Литература и сайты для родителей

1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985.

2.Астапова В.М..Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития.- СПб.: Питер, 2001.

3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2002.

4.Выготский Л.С К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924.

5.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2005.

6.Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6

7.Закревская О.В.. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

8.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.

9.Кузнецов Л.В. .Гармоничное развитие личности младшего школьника., М.: Просвещение, 1988.

10.Мастюкова У.М.. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.

11.Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей. - М., 1967.

12.Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. - М., 2004.

13.Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). - М., 1986

14.Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.

libroteka.com/knigi/3/k

bronnikov.kiev.ua/b

fictionbook.ru/author/k

inter-pedagogika.ru

i-deti.ru/

koob.ru/gippenreite

nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz

nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-10-zapovedei-







Приложение 1

Анкета для родителей: « Психологический климат семьи»

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте «да», если несогласны - поставьте «нет»

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.

6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.

9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.

10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

11. В семье есть очень неуравновешенный человек.

12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.

14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам».

17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

21. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.

24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.
29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

30. Меня часто обижают дома.

31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

33. Отношения в семье весьма натянутые.

34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

35. К нам часто приходят гости.

Обработка данных.

Определяется число правильных ответов по «ключу»:

«да» - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;

«нет» - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.

За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.

Результаты

Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Тест для родителей «Я и мой ребенок».

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем в воспитании детей.

Можете ли вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а

б

в

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

а

б

в

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

а

б

в

4.Извинится перед ребенком в случае своей неправоты?

а

б

в

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

а

б

в

6. Поставить себя на место ребенка?

а

б

в

7. Проверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

а

б

в

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

а

б

в

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

а

б

в

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

а

б

в

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет?

а

б

в

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

а

б

в

Ключ: ответ А оценивается в 3 очка; ответ Б - 2 очка; ответ В - 1 очко.

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13 - 27 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы через чур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своими подходами к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков: у вас серьезные проблемы в воспитании ребенка. Вам не достает либо знания как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания

Анкета для родителей (изучение компетентности в поведении и общении ребенка)

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей.

Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените по 5-балльной шкале проявления в общении и поведении вашего ребенка. В крайнем случае, если вы не можете объективно оценить его по какой-либо характеристике, ставьте прочерк».

Высказывания Никогда Редко Часто Почти всегда Всегда

1. Вежлив: здоровается, прощается, благодарит, извиняется.

2. Внимательно слушает других в разговоре.

3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия с другими людьми.

4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослым, сверстником.

5. Откликается на попытку другого человека (знакомого) вступить в контакт.

6. Понимает состояния других людей, наблюдателен в отношении других людей.

7. Анализирует и правильно оценивает действия других людей.

8. Анализирует и правильно оценивает свои достоинства и недостатки.

9. Анализирует и правильно оценивает свои успехи в учебе.

10. Руководствуется в поведении нравственными нормами (честность, справедливость, заботливость).

11. Контролирует свои действия и речь.

12. Проявляет сочувствие, сопереживание по отношению к другим людям.

13. Принимает сочувствие, проявляемое со стороны других людей.

14. На свой неуспех реагирует адекватно: считает, что в другой раз получится лучше, не «опускает руки».

15. На чужой успех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует.

16. Организует свою жизнедеятельность: планирует дела на следующий день, на несколько дней.

17. Противостоит чужому мнению, если не согласен, умеет сказать «нет».

18. Адекватная реакция на справедливую критику.

19. Принимает предложенную помощь.

20. Сам может предложить помощь товарищу, взрослому.

21. Стремится к творчеству, самостоятельности в различных жизненных проявлениях: в делах, поступках, выполнении поручений и т.д.

22. Стремится стать лучше, приобрести полезные привычки.

23. Ценит чужой труд.

24. Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.

25. Наблюдаете ли вы за последние 6-8 месяцев положительные изменения в поведении и отношениях ребенка со взрослыми?

да нет не знаю (нужное подчеркнуть)

26. Появились ли за последние месяцы положительные изменения в поведении и отношениях ребенка со сверстниками и друзьями?

да нет не знаю (нужное подчеркнуть)

27. Как ребенок знает правила поведения?

неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично

(нужное подчеркнуть)

28. Назовите положительный, отрицательный поступок ребенка за последнее время, который поразил, удивил вас (проявления самостоятельности, находчивости и т.п.).

За ответы «всегда» ставится 4 балла и далее убавляется по 1 баллу, за ответ «никогда» - 0 баллов (в пунктах 1-24). В пунктах 25-26 ставится 3 балла за ответ «да». В пункте 27 - от 0 до 3 баллов.

Эту же анкету может заполнить учитель, тем самым будет возможность сравнить мнения родителей и педагогов.

/Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. - Издав. ВЛАДОСПРЕСС, 2002./

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои очки.

1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной...

A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 очка.

Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков.

B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 очков.

2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...

A. Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 очка.

Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.

B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.

3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать...

A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков.

Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка.

B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков.

4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать...

A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка.

Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 очков.

B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.

5. Ваш ребёнок обожает телевизор...

A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 очков.

Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.

B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков.

6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет...

A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.

Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков.

B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка.

7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом...

А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков.

Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 очка.

В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 очков.

8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников...

А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков.

Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.

В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.

9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего...

A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 очков.

Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков.

B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 очка.

10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным...

A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков.

Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.

B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 очка.

Анализ результатов теста

0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36-50 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Анкета для родителей

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения ________________________________

Адрес, телефон __________________________________________________________

Родители:

Мать (Ф.И.О.) __________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

Отец (Ф.И.О.) ___________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

Состав семьи _______(чел.) Семья: полная/неполная

Другие ближайшие родственники ребенка (братья, сетстры, бабушки, дедушки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологический климат в семье:

- гармоничные взаимоотношения

- частые конфликты

- затруднясь ответить

- другое ________________________________________________________________

5. Кто в семье преимущественно занимается воспитанием ребенка? ________________________

6. В какое время Ваш ребенок наиболее активен? (укажите время):

1-я половина дня ______________________ 2-я половина дня _________________________

7. Дневной сон ребенка (укажите время) __________________________________________

8. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

добрый любознательный

ласковый жизнерадостный

внимательный спокойный

послушный покладистый

заботливый самостоятельный

аккуратный общительный

другое ______________________________________________________________________

9. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

бросает предметы на пол

не выполняет просьбы взрослых

часто раздражителен

бьет и кусает сверстников

командует взрослыми

кричит, топает ногами

упрямится

другое _______________________________________________________________________

10. Ребенок чаще играет:

- со взрослыми

- с детьми

- в одиночестве

12. Какие навыки, на Ваш взгляд, необходимо развивать у Вашего ребенка:

- общение со сверстниками

- общение со взрослыми

- навыки самообслуживания

- игровую деятельность

- развивать речь

- развивать интеллект

- развивать любознательность

- развивать творческие способности

- кроме этого __________________________________________________________________

13. Какая помощь для Вас актуальна в данный момент?

- психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка;

- помощь в оформлении документов, льгот и т.д.

- информационная (какая именно?) _______________________________________________

- другая (укажите какая) ________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

10 заповедей для родителей

1.Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.

2.Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!

3.Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.

4.С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.

5.Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с «проблемным» ребенком.

6.Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.

7.Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким или несчастным.

8.Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.

9.Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.

10.Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех - лучшее лекарство от усталости и стресса.

Памятка родителям о воспитании детей

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на положительные качества ребенка, верьте в его возможности.

Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, каким Вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.




Список литературы

1. Бойков Д.И, Бойкова С.В.Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. М. Новый учебник, 2003.

2. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. Соч.,т.5.-М.,1983.

4. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1978.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.-М.,1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей.-СПб,2000.

7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.-М.,1985.

8. Лубовский В.И.Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.-М.,1989.

9. Маллер.А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями.Книга для родителей.-М.,1990.

10. Малофеев Н.Н.Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология,1997,№ 4.

11. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями./Под ред.Царева А.М., П,1999.

12. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

13. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье.М.,1967.

14. Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности./Под ред. Левина.А, Ласкевич.Н., М,1996.

15. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.,2003.

16. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М..-1988.

17. Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология,1999,№ 3.

18. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.

19. Шипицына Л.М. Современные проблемы социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта//Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями.-П.,2000.

20. Шипицына Л.М.Необучаемый ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта.-СПб.:Дидактика плюс, 2002.



© 2010-2022