Здоровьесбережение в рамках образовательного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андреева Ольга Николаевна, заместитель директора, методист, педагог дополнительного образования,

МБОУДО «Лянторский центр детского

творчества»

г. Лянтор Сургутский р-н

Здоровьесбережение в рамках образовательного процесса

Здоровье - всему голова, всего дороже.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ

Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осознания ответственности за собственное здоровье. Если дать обучающимся дополнительную информацию об особенностях их организма и обеспечивающих его бесперебойную работу систем в доступной и наглядной форме, они будут способны самостоятельно включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать функциональные возможности своего организма в целях сохранения и укрепления здоровья. Подобный подход называется технологией биологической обратной связи или БОС-технологиями.

Например, технология «БОС-дыхания» позволяет практически каждому освоить диафрагмально-релаксационное дыхание, хорошо поддающееся произвольному управлению.

Технология «БОС-коррекция речи». При постоянной речевой нагрузке высок риск серьезных психо-эмоциональных расстройств, болезней речевого аппарата, гипертонии и т.д. Вместе с тем, если человек приобретает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и речи на выдохе, его физиологические показатели изменяются в лучшую сторону уже после 5-6 сеансов. Это означает, что физиологическая цена речи становится минимальной. Более того, исчезают симптомы нервно-психической нагрузки: утомляемость, плохой сон, головные боли. Коррекция речи - это не только ее совершенствование, профилактика профзаболеваний, связанных с чрезмерными речевыми нагрузками, но и эффективное лечение нарушений, расстройства устной речи обучающихся.

Технология «БОС-опорно-двигательного аппарата» - это реабилитация после неврологических, ортопедических заболеваний и устранение посттравматического синдрома; профилактика двигательных нарушений; совершенствование двигательных навыков и координации у здоровых людей и т.д.

Технология «БОС-коррекция зрения» позволяет обучить детей и педагогов навыку «безусильного зрения», которое заключается, с одной стороны, в расслаблении глазодвигательных мышц, а с другой - в балансе процессов возбуждения и торможения зрительной области коры головного мозга.

Очень важным моментом применения в учреждениях дополнительного образования здоровьесберегающих «БОС-технологий» является то, что и обучающиеся и преподаватели начинают испытывать интерес к выработке правильных с точки зрения физиологии навыков, обеспечивающих работу организма в оптимальном режиме.

Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации. Физиологические процессы организма человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваясь под нужный ритм. В результате люди испытывают выраженный дисбаланс нагрузок, что усиливает дезадаптацию человека к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Особенно ярко это выражено в образовательной среде, как у педагогов, так и у обучающихся. Развитие современного общества диктует необходимость направить усилия на совершенствование и развитие внутренних возможностей самого участника образовательного процесса и, как дополнение, улучшение внешних условий обучения. Поэтому в период модернизации системы образования не менее важно задуматься о поисках дополнительных внутренних возможностей адаптации к современным требованиям жизни.

Эта проблема успешно решается с помощью нового направления в оздоровительной работе - антистрессовый пластической гимнастики (АПГ). АПГ способствует восприятию процесса движения по принципу: как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом удерживать внутреннее комфортное состояние во всей полноте жизни.

В АПГ реализован целостный адаптационный подход к решению проблем нравственного и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также указывает конкретный путь ее разрешения.

В основу данного метода положен принцип стабильности, а именно: формирование психо-эмоциональной устойчивости на основе обучения комфортному восприятию физических и психических нагрузок. Формируется коллективная заинтересованность в результате, имеющая в основе атмосферу доброжелательства и заинтересованности в четкой координации усилий. Возникает интерес к процессу восприятия мира в любых аспектах, будь то усвоение материала на уроке, общение со сверстниками, природой, чтение книг и так далее.

Такой подход во многом решает проблему стабильного, а потому и качественного усвоения учениками нарастающих объемов информации.

АПГ является новой формой организации физической активности, одновременно тренирующей нервную систему и мышление, повышая их устойчивость и адаптивность к умственным и психо-эмоциональным перегрузкам.

Кроме того антистрессовая пластическая гимнастика позволяет решать еще одну проблему неблагоприятной школьной среды, а именно, развитие гипоксии (пониженное содержание кислорода в крови) у детей в результате длительного пребывания в классах с отсутствием вентиляции. Антистрессовая пластическая гимнастика способствует экономизации дыхания. Обследования занимающихся показали, что при сбалансированности всех процессов жизнедеятельности процент усвоения кислорода тканями, так называемое тканевое дыхание, увеличивается. При этом внешнее дыхание становится более спокойным, уравновешенным. В экологически неблагоприятных условиях целесообразно дышать не больше, а меньше, но при этом улучшая качество дыхания.






© 2010-2022