Учительство как инструмент

"История человечества превра­щается в гонку между образовани­ем и катастрофой»,- предупреж­дал Герберт Уэллс. Похоже, что воплощение предсказания великого фантаста стоит уже не за дверью, а на пороге нашего дома. Катастрофическое состояние нравственности, духовности общества требует переосмысливания фундаментальных положений, закладываемых в основы становления личности. Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содей...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Губин Геннадий Александрович,

учитель истории

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

ул. Дружбы, 39, с. Ромашкино,

Сакский р-он, Респ. Крым, 296516

Учительство как «инструмент…»

Интеллигентность - отсутствие страха пред властью

"История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой»,- предупреждал Герберт Уэллс. Похоже, что воплощение предсказания великого фантаста стоит уже не за дверью, а на пороге нашего дома.

Катастрофическое состояние нравственности, духовности общества требует переосмысливания фундаментальных положений, закладываемых в основы становления личности. Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей и молодёжи, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания. На кого возложена миссия выполнения этой цели?

Вне сомнения: воспитанием подрастающего поколения должны заниматься все институты общества, но при этом специфическая роль здесь отводится педагогам. Грубоватая народная пословица гласит: «Каков поп - таков и приход». Таким образом, облик современной молодёжи - есть зеркальное отражение облика взрослого мира, в том числе и учительства.

Разговор о педагоге, в широком смысле этого слова - разговор трудный, болезненный, но крайне необходимый. Является ли он интеллигентом в профессиональном смысле или с морально-этической точки зрения? Что важнее: то или другое? Но сначала договоримся о терминологии…

В русском языке можно насчитать десяток слов, происходящих от латинского intellectus (ум, разум, рассудок, понимание): интеллект, интеллектуал, интеллигент, интеллигенция, интеллигентный и др. При этом в некоторые из этих слов в том или ином случаи может вкладываться самый разный смысл.

История происхождения понятий "интеллигенция" и "интеллигентность" в XIX веке - туманна. Вне сомнения только то, что "интеллигентность" - собственно русское слово, хотя были попытки создания аналогичного слова на Западе. С.О. Шмидт пишет, что Бальзак в 30-е годы имел «идею организовать особую партию интеллектуалов с печатными органами, где можно было бы публиковать и собственные сочинения. И предлагал назвать это сообщество "партией интеллигентов" (partiintelligenties).

Однако придуманное Бальзаком слово во французском языке не привилось, укрепилось другое - "intellectuels". На Западе вообще отсутствует слово «интеллигент» собирательного значения. Слово "интеллигенция" пришло во французский язык (как и в английский) позднее из русского: во французском словаре "Nouveau Larousse universelle" оно ("intelligensia") названо русским словом, обозначающим класс интеллектуалов данной страны».

Часто приписывают введение слова "интеллигенция" писателю П.Д. Боборыкину. Эта версия принята и в энциклопедических словарях - от дореволюционного (братьев Гранат) до однотомного «Советского энциклопедического словаря» 1989 года. Боборыкин сам объявил себя "крёстным отцом" слова "интеллигенция", "пущенного в русскую журналистику" им в 1866 году, а также слов "интеллигент" и "интеллигентный".

Исследования показывают, что подавляющая часть населения неразрывно связывает понятия «интеллигентность» и «интеллигент» с тихим голосом и приятными манерами человека, имеющего набор личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, которые считаются носителями культуры. На бытовом уровне интеллигентами у нас принято называть людей имеющих высшее образование - представителей профессий, связанных с умственным трудом (педагог, инженер, врач, ученый, художник, писатель и т.д.). Слой интеллигенции, в таком понимании, очень широк.

Всё бы хорошо, да язык почему-то не поворачивается признать всех обозначенных интеллигентами. Для того, чтобы быть интеллигентом мало иметь соответствующую профессию и образование. Человек, имеющий и то и другое, но, безусловно верящий разным шарлатанам, трусливо принимающий хамство и мерзости окружающей действительности, покорно сгибающийся перед любым самодурством власти не может называться интеллигентом. Эта категория людей получила хлёсткое наименование - «образованщина». Истинная интеллигентность - это нечто другое.

В.М. Шукшин в своём «Монологе на лестнице» писал: «Начнём с того, что явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия «подпеть» могучему басу сильному мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость… И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке, - он интеллигент. Но и это не всё. Интеллигент знает, что интеллигентность - не самоцель».

Созвучно мнению В.М. Шукшина об интеллигенте и мнение А.И. Солженицына, который утверждал, что формирование интеллигенции - это не массовое, а штучное "производство". По его мнению, могут быть интеллигентные семьи, но "все же по смыслу слова интеллигентом человек становится индивидуально..., в пределах индивидуального поведения, а не рода работы и социального положения".

Сегодня интеллигенция именно в таком понимании востребована как никогда. Её отсутствие остро ощущается. Раньше интеллигенция исторически была совестью нации, олицетворением борьбы за справедливость. Интеллигентам не было свойственно равнодушие ко всем жизненным проявлениям. Сегодня такая интеллигенция востребована ещё и потому, что именно она может создавать образ будущего, должна сказать свое слово о том, как жить, какого человека формировать.

Можем ли мы массового учителя (педагога) назвать интеллигентом? Можем ли мы назвать его совестью нации? Ответ не требуется, потому что в массе своей учитель превратился из самодостаточной личности в послушное орудие любой политической группировки в настоящий момент находящейся у власти. Повинуясь стадному чувству, он сегодня, порою даже вопреки своим убеждениям, становится послушным агитатором и исполнителем воли власти. Особенно цинично и отвратительно это происходит в моменты предвыборного «психического обострения». В этот период на собраниях педагогов без всякого стеснения звучат вот такие рекомендации: берите всё, что дают кандидаты, а голосуйте, как хотите. Голосование по указке или за подачки - это омерзительно и, по крайней мере, неприлично. Но, к сожалению, части учителей не до приличий, потому что такая категория морали им непонятна. А потом эти же люди идут к детям и назидательно с укоризной строгостью поучают, что обманывать нехорошо, что лицемерие - это грех, непорядочно… и тому подобные сентенции. Говорить с такими людьми о нравственности бесполезно: ну воспитаны они так…

Хорошо всем известно, что использование админресурса на выборах, как минимум, нарушение закона, тем не менее, в школах собирают т.н. родительские общешкольные собрания, на которых аллилуйю поют и слово дают только одному кандидату: естественно от господствующей в данном регионе политсилы, при полном попустительском молчании и содействии со стороны администрации школ, руководства отдела/управления образования и учителей. «Молчалинство» -абсолютное. Это ли не признак тоталитарности и полного отсутствия даже намёка на интеллигентность?

Зададимся ещё одним простым на первый взгляд вопросом: может ли человек, обязанный воспитывать самоуважение и способность у детей и подростков отстаивать свои права и права других, терпеть произвол и насилие со стороны других? Ответ понятен, но только не для всех учителей. Так районный методкабинет отдела/управления образования доводит ежемесячно школам района план мероприятий, которые школа должна (обязана) провести у себя и районные мероприятия, в которых обязана участвовать. Число этих мероприятий иногда зашкаливает за 50 (и это на 20-23 рабочих дня). Откуда работникам методкабинета известно, какие мероприятия действительно необходимы данной школе в данный момент? Или им хоть что-то такое известно о данной школе лучше, чем педколлективу? Да вряд ли! Однако все школы района стригут «под одну гребёнку». Вот оно самодурство чиновников и полное отсутствие «самоуправления», о котором талдычат многие документы об образовании. А что в ответ? Да ничего! Полный молчок и абсолютный «одобрямс». Хотя стон стоит повсеместный от этого самодурства. В ответ на пресмыкание перед властью, власть только лишь усиливает свои гонения на учителей и наступление на их права. По другому к «инструменту» и не относятся.

Невыплата командировочных расходов работникам школ - ещё одна острая проблема, говорить о которой учителя и администрация школ просто боятся. И потому «катаются» на многочисленные мероприятия органов управления образованием и методкабинетов за свой счёт. Мало того, заставляют и детей ездить за свой счёт на эти мероприятия. Может нет денег на эти поездки? Ну что вы? Сами работники органов управления образованием за свои поездки командировочные денежки получают исправно, а учителя «расплачиваются» за свою социальную трусость. За что же расплачиваются дети и их родители?

Интеллигенция всегда была хранителем народных традиций, самобытной культуры и моральных принципов, выверенных веками. Не отрицая значения иных культур, интеллигент ревниво охраняет национальную культуру и моральные ценности. Охваченные дурманом «евроинтеграции» чиновники от образования подобострастно и безоглядно взирают на «европейские ценности» и пытаются привить их на нашей почве с помощью всё того же «инструмента» - учительства. Для примера возьмём хотя бы ту же толерантность, которую учительство, повинуясь указаниям сверху, бездумно навязывает молодёжи. На Западе толерантность - это лесбиянство и гомосексуализм, ювенальная юстиция и терпимость к наркотикам, это свобода ношения оружия и самовыражения в любой форме… всего не перечислишь. Таким образом, учительство само подрывает корни того «дуба» т.е. воспитанности, который как-то пытается вырастить.

В наше время завершается отрыв одного понятия от другого. Если ранее понятие интеллигент подразумевало у его носителя безусловную интеллигентность, то сейчас совмещение этих понятий происходит далеко не всегда и, к сожалению, достаточно редко.

Резюмируя, можно сказать, что интеллигент - особый социально-психологический тип человека, а интеллигентность - это состояние души. Это состояние может возникнуть тогда, когда человек работает и живет в особой одухотворенной атмосфере, которая возникает, когда рядом с ним находятся такие же интеллигентные люди. Лучше говорить в этом смысле об интеллигентности как о качестве личности, которым в идеале должны обладать все, не только избранные. И подобная установка может быть врожденной, либо воспитанной с детства, может также быть приобретенной в жизненном опыте или обучении, но ни образование, ни научная деятельность не гарантируют ее приобретения.

В формировании интеллигентности важнейшую роль играет социальный микроклимат, создаваемый семьей, ближайшим окружением. Суть воспитания заключается не столько в усвоении правил поведения (хотя они и важны), сколько в формировании внутренней культуры, духовного содержания личности. В свою очередь, это невозможно без напряженной работы ума и сердца, без систематического самоконтроля, иначе говоря - без самовоспитания. Интеллигентный человек, подобно А.П.Чехову, должен непрерывно и всю жизнь «по каплям выдавливать из себя раба».

Ещё раз зададимся вопросом: имеет ли интеллигентность связь с образованием? Вопрос кажется наивным, поскольку всегда интеллигенция составляла самую образованную часть общества. Но следует всё-таки признать, что образование способствует развитию личности, но не определяет автоматически её интеллигентность. Интеллигенты сострадательны не к одним только нищим, кошкам и собакам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. Интеллигентом нельзя притвориться! Можно притвориться умным, добрым, а вот интеллигентным - нельзя.

В 1999 году в России прошел Конгресс российской интеллигенции, в заключительном документе которого записано следующее: "Интеллект плюс совесть - это формула возрождения России". Продолжим - это формула интеллигентности. Думаю, что учительству следовало бы взять эту формулу на вооружение.

Пора бы учительству перестать быть беспрекословным «инструментом» в руках власти и обрести себя в истинном значении слова «интеллигент».


© 2010-2022