• Преподавателю
  • Другое
  • Планирование и организационная работа по воспитательной деятельности в общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС

Планирование и организационная работа по воспитательной деятельности в общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование и организационная работа по воспитательной деятельности в общеобразовательной организации в условиях введения ФГОС

В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ФГОС, организация целостного пространства духовно-нравственного развития обучающихся обеспечивается разработкой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. При этом образовательная организация должна обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, семейным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуется обеспечить взаимодействие многих социальных субъектов: общеобразовательных организаций, семьи, общественных организаций, общественных движений, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, религиозных организаций.

Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой образовательной организации, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательной организации может быть использована «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» содержит шесть разделов.

Первые два - «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» воспроизводят соответствующие разделы, ориентируя их содержание в рамках ступени начального общего образования.

В третьем разделе - «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание).

Четвертый раздел - «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» - включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации обучающихся конкретизируются с учетом возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий.

Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательной организации с общественными и религиозными организациями.

В шестом разделе - «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений воспитания и социализации.87678

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):

-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей;

-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательной организации при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей) как единый документ организации воспитательной деятельности учащихся 1-11 классов. К разработке и реализации Программы, решением педагогического совета образовательной организации привлекается общественность.

Программа должна обеспечить:

-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

-формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик,... приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Программа должна содержать:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач;

2. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы;

3. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей);

4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

5. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательный процесс во внеурочной деятельности

ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.

Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Очень важно определить направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося, это могут быть такие направления как:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- научно-интеллектуальное;

- общекультурное;

- военно-патриотическое;

- экологическое.

Для контроля воспитательного процесса можно выделить 2 основных уровня.

1уровень. Контроль развития личности воспитуемого, (в каком направлении происходит развитие личности обучающегося, на какие ценности он ориентируется, какое у него складывается отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе в процессе воспитания).

Для определения результатов на первом уровне могут быть организованы: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием обучающегося в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, проведены анкетирования.

2уровень. Контроль развития коллектива, как одно из важнейших условий развития личности воспитуемого, так как традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе (классе, кружке, спортивной секции, общественном объединении и т.д.).

Для осуществления контроля результатов на втором уровне могут быть использованы: опрос, анкетирование, диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» .

При проведении анкетирования или письменного опроса, целесообразно руководствоваться следующими соображениями:

вопросы должны побуждать подростка проявлять своё личное отношение (к миру, другим людям, самому себе);

формулировки вопросов должны быть понятными для и восприниматься обучающимися однозначно;

вопросы должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах обучающегося заведомо общественно одобряемым;

необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты или опросника.

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то анкету или опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития личности обучаемого, его личностного роста или регресса. Опрос можно проводить в течение учебного года: первый раз - в начале года, второй - в конце. Это позволяет педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, т. е. проследить возможную динамику личностного роста.

Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.

Самоуправление в образовательной организации (или в отдельном классе) воспитывает интегративные качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если есть проблемы межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Так же немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе.

Формы взаимодействия педагога и родителей могут быть разнообразны. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На собраниях обсуждаются проблемы жизни не только классного, но и родительского коллектива.

IV. Общие вопросы по организации воспитательной работы

Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.

В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и создавать ее.

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Рекомендуемый список литературы797690

Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).

Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.

Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.

Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.

Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

Каршинова, J1. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.

Список электронных ресурсов удалённого доступа

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] - standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958

Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт, -standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. -pedagogik.a- cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm

Глоссарий

Воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.

Межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко- культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.

Национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

© 2010-2022