• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Учебно – методические пособия, как средство развития познавательной активности студентов

Статья Учебно – методические пособия, как средство развития познавательной активности студентов

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно - методические пособия, как средство развития познавательной активности студентов

О.А.Бычкова преподаватель

математики и информатики КГБ ПОУ

Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса

На рубеже 21 века происходит бурная математизация научного знания и практической деятельности человека. Именно математическое образование стало средством повышения уровня подготовки будущих специалистов по большинству как естественных, технических наук, так и гуманитарных дисциплин.

Среди многих проблем выдвинутых реформой образования есть такие, которые требуют от преподавателя нового подхода к их решению. К ним относятся прежде всего проблемы связанные с повышением эффективности обучения, совершенствованием учебного процесса. Одним из действенных методов организации обучения способствующего достижению поставленных задач, является разработка и внедрение в учебный процесс учебно - методических пособий, как средства развития познавательной активности студентов.

Качество учебно - методических пособий зависит от умения преподавателя профессионально наполнить его необходимым содержанием полностью соответствующим основным требованиям государственного образовательного стандарта. Определить последовательность изложения учебного материала, в соответствии с целью обучения, чтобы точно и доступно донести информацию до студентов, правильно организовать каналы обратной связи и контроль. Главное назначение учебного пособия - помочь студенту в самостоятельной работе обобщить и закрепить знания полученные на занятии.

Систему организации работы над учебным пособием (УП) можно представить следующим образом:

Статья Учебно – методические пособия, как средство развития познавательной активности студентов

Перед авторами УП сегодня стоит много проблем: качество, объем и структура информации, обеспечение разнообразными заданиями, вопросами самоконтроля разноуровнего характера.

Необходимо также учитывать психологию учения. Логический ряд компонентов процесса усвоения:

Восприятие

Понимание

Осмысление

Закрепление

Применение

Все эти звенья выступают как особый процесс познавательной деятельности студента, и могут располагаться в последовательности, которую определяет преподаватель.

Очень часто, при подготовке к занятиям, выборе заданий для аудиторной и самостоятельной работы, преподаватель сталкивается с проблемой использования огромного количества научной и учебной литературы.

Поэтому на нашей кафедре создана экспериментальная площадка с целью обобщения и систематизации учебного материала по разработке учебно-методических пособий различных дисциплин. В течении последних 3- х лет преподавателями кафедры разработаны пособия различного типа, которые оказывают большое влияние на развитие познавательной активности студентов как на занятиях в аудитории, так и при самостоятельной внеаудиторной работе. В методическом аспекте, мы стремились объединить изучение нового материала с закреплением и контролем.

Во время работы со студентами различных специальностей, мы учитываем уровень сложности в обучении математики и информатики.

Современный педагог организовывает учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личностей ученика. Ведущим в его работе является «принцип доступности». Доступность не означает легкость обучения, просто необходимо учитывать индивидуальные различия студентов и их мыслительных процессов.

Например, уровень сложности заданий по математике для специальностей «Моделирование и конструирование одежды» и «ПО ВТ и АС» должен различаться.

Таким образом, разработанные пособия могут восприниматься студентами, как

учебное средство - источник информации

и

учебное средство - инструмент освоения материала.

Сегодня, мы представим Вам результаты совместной экспериментальной работы нашей кафедры более подробно.

Для начала рассмотрим методику построения УП разработанных преподавателем Огняниковой А.Г.

По форме изложения учебное пособие должно быть кратким и лаконичным, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.

В этом учебном году мною разработаны УП по дисциплинам: «Элементы высшей математики» и «Математический анализ» 2203, «Математика» для 0601, 0603.

Данные УП были растиражированы и приобретены студентами 521,522,531,532, 721, 722 групп, а также студентами заочного отделения. Теперь каждый студент имеет возможность работы с данными пособиями не только в аудитории, но и при выполнении домашней самостоятельной работы.

«Высшая математика» и «Математический анализ» для 2203, «Математика» для 0601, 0603

По способу построения данные пособия состоят из отдельных разделов, в свою очередь разделы состоят из нескольких тем. Каждый раздел содержит теоретический материал, примеры решения типовых задач. В конце каждого раздела находятся контрольные тесты. Они учитывают индивидуальные особенности студентов, осуществляют оперативную диагностику уровня овладений учебным материалом. Что позволяет экономить учебное время при проверке знаний. Также студентам предлагается большое количество разноуровневых тренировочных упражнений. Такой комплекс заданий дает возможность студенту самостоятельно обобщить и закрепить знания, полученные на занятиях.

В пособиях «Высшая математика» и «Математический анализ» дополнительно включены вопросы коллоквиумов, экзамена и список рефератов по изучаемым темам.

«Математика» для 2808, 0611

По способу построения данные пособия состоят из разделов и включенных в них тем. Каждая тема содержит теоретический материал, примеры решения типовых задач, вопросы и задания для самоконтроля и упражнения. Тщательное продумывание ответов на вопросы и решение задач самоконтроля, является необходимым условием качественного усвоения. Последовательность изучения и содержание каждой темы определяется учебной программой дисциплины. Пособие содержит приложения: «Задания для групповой работы» и «Индивидуальные домашние задания». ИДЗ предназначены для студентов, которые хотят улучшить свои умения и навыки, часто пропускающих занятия, или для студентов находящихся на «свободном посещении». Здесь задания распределены по темам и носят многоуровневый характер. С моей точки зрения, такого рода задания должны помочь студентам, определить свой уровень досягаемости, при решении заданий различного типа и сложности.

Во всех пособиях содержится список основной и дополнительной литературы, которую студент может использовать для получения дополнительной информации. В список основной литературы внесены учебники, которыми студент может воспользоваться в нашей библиотеке.

Учебные пособия по «Математике» предназначены студентам дневного, заочного и отделения экстерната. Они могут использоваться как для самостоятельного изучения дисциплины «Математика», так и для закрепления пройденного материала, овладения способами и методами решения задач в объеме действующей программы по математике для средних специальных учебных заведений.

Мною разработано учебное пособие по учебной практике для студентов специальности «ПО ВТ и АС» разработано преподавателем Свириденко Ю.В.

Пособие включает следующие разделы математики: аналитическая геометрия, линейная алгебра, задачи оптимизации, элементы математического анализа, теория вероятностей, статистика. Учебная практика, начинается после изучения данных дисциплин, что помогает студентам при восприятии материала и решении задач. Этим и объясняется выбор соответствующих разделов.

Для работы с настоящим пособием желательно предварительное знакомство с пакетом MS Excel, хотя описание всех примеров дается очень подробно.

Важной особенностью изучения предполагаемого материала является рассмотрение основных разделов курса математики не в традиционном изложении, а с перспективой дальнейшего применения компьютера. Особенно важно объяснить студентам, что знания полученные в ходе практики они смогут применить и в дальнейшем обучении как в техникуме, так и в высшем учебном заведении.

Изложение учебного материала располагается в следующей последовательности.

В начале каждой темы приводятся краткие теоретические сведения, которые содержат основные определения и формулы. Затем - методические указания к выполнению практического задания, где рассматриваются основные решения типовых примеров. Необходимым условием для обучающегося является возможность выполнения всех примеров на компьютере.

Задачи для самостоятельной работы, приводятся в конце изучения данной темы. Также в конце каждой темы приводятся вопросы самоконтроля, которые помогут студенту проверить уровень усвоенного материала.

По каждой изученной теме студент составляет отчет.

Форма отчетности должна определяться исходя из самого задания, не забывая, что его выполнение это творческий процесс. Именно в процессе творческой деятельности, студент наращивает новые знания и способы деятельности. В результате приобретенного опыта такой деятельности происходит формирование у него эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающей действительности.

Основным условием формирования личности студентов является его самостоятельная деятельность. Обучение в техникуме должно развивать познавательную активность, формировать умение самостоятельно работать.

Самостоятельная работа студентов в средне специальных учебных заведениях является важным элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения студентов. Поэтому в настоящий момент преподавателями нашей кафедры разрабатываются УП других дисциплин, сборники задач многоуровневого характера, предназначенные не только для использования на занятиях, но и для самоконтроля уровня успехов, достигнутых в изучении тех разделов математики, которые определены требованиях государственного образовательного стандарта.

Все перечисленное формирует дидактический портфель студента.

в который наряду с задачниками входят: краткий курс лекций, учебно-практические пособия, методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, ИДЗ, пособия по учебной практике (различной тематики), дидактические материалы:

для выполнения курсовых и дипломных работ,

по составлению отчетов по учебной и технологической практике,

рабочие тетради по дисциплинам и др.

Обеспечение студентов таким УМК помогает эффективнее организовать усвоение нового материала, дифференцировать и индивидуализировать обучение, усовершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой и исследовательской работы студентов.

С полным перечнем разработанных УМК студента кафедры естественно-научных и математических дисциплин, Вы можете ознакомиться в Информационно - методическом центре техникума.Статья Учебно – методические пособия, как средство развития познавательной активности студентов

© 2010-2022