- Преподавателю
- Другое
- Мини – исследование «Инклюзивное образование в условиях 12 – летнего образования, проблемы и вызовы
Мини – исследование «Инклюзивное образование в условиях 12 – летнего образования, проблемы и вызовы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евсеева К.В. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мини - исследование
«Инклюзивное образование в условиях 12 - летнего образования,
проблемы и вызовы»
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, подразумевает доступность обучения для детей уязвимых групп и детей, попавших в трудные ситуации, обеспечивающие равные возможности в получении качественного образования без какой либо дискриминации.
Законодательством РК в соответствии с основой международными документами о правах ребенка закреплен принцип равных прав на образование. В государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы в качестве одной из задач определено инклюзивное образование.
Несмотря, что программа развития образования принята 4 года назад, до сих пор не сформировано понимание сути инклюзивного образования у широкого круга даже педагогической общественности.
Инклюзивное образование предполагает реформирование всей системы образования страны, начиная с раннего вмешательства, включающее дошкольное, общее среднее, высшее профессиональное и послевузовское образование.
Развитие инклюзивного образования в РК требует системного подхода и прежде всего оценивание реального масштаба проблемы.
Проблема детей с особыми образовательными потребностями никогда не была предметом изучения и обсуждения, не проводятся научные исследования по включению указанной группы детей в общеобразовательную среду. Не стоял вопрос о сборе данных о количестве детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях образования.
Нет механизма реализации идей инклюзивного образования закрепленного нормативными актами и документами. В Законе «Об образовании» (только в глоссарии) не заявлен принцип инклюзивности, а потому нет поручений уполномоченным органом по реализации политики инклюзивного образования.
На сегодняшний день отсутствует официально утвержденные базовые документы, которые должны стать основой развития инклюзивного образования, в частности Концепция, национальный план действия и другие документы.
На местах инклюзивное образование осуществляется без основополагающих документов, а значит стихийно и бесконтрольно.
Доминирующее на сегодняшний день понимание инклюзивного образования, как включение детей с ограниченными возможностями в системе общего образования, в корне не соответствует идее инклюзивного образования. Такое понимание привело к тому, что общее образование отстранилось от решения данной проблемы и ею сейчас занимаются только Национальный центр коррекционной педагогики и специальной педагогики, а также грантополучатели по инклюзивному образованию, не имеющие никакого отношения к образованию вообще и не давшие практических результатов.
Существуют следующие барьеры для развития инклюзивного образования:
- все прошлые, ныне действующие и обсуждаемые сегодня ГОСО имеют жесткие рамки, ориентированные на продвинутого ученика, декларирующие единые требования учебных достижений без учета разнообразных образовательных возможностей
-реализация принципа инклюзивности в образовании прежде всего зависит от осведомленности и приверженности этой идеи со стороны управленческого аппарата (организация образования, желающие и пытающие создать какую - то модель инклюзии, встречаются с полным непониманием)
- традиционная подготовка педагогов и психологов не учитывает многообразие ученического состава школ
- в типовых штатах общеобразовательных организаций не предусмотрены специалисты психолого- педагогического сопровождения детей группы риска и детей с ограниченными возможностями
- уровень толерантного отношения педагогов и общества в целом к детям с ограниченными возможностями к разнообразию человеческих проявлений не обеспечивает психологического комфорта этих детей в учебной ситуации
- в большинстве образовательных организаций не обеспечена безбарьерная физическая среда
Таким образом, инклюзивное образование очень сложно организовать из -за вышеизложенных факторов.