• Преподавателю
  • Другое
  • Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю. Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр» за 2010-2013 учебный год

Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю. Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр» за 2010-2013 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр»

за 2010-2013 учебный год.

В МБОУ РЦДОД «Спектр» создано особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнка с учётом его интересов и потребностей. Деятельность педагогического состава Центра осуществлялась в соответствии с Программой развития «Проект реализации национальной инициативы «Наша новая школа» в условиях центра дополнительного образования детей», рассчитанной на 2010-2013 гг. и системой целей и задач подпрограммы «Ю.Гра» по следующим подпрограммам (проекты): «Юный правовед», «Юный краевед», «Семья», «Юный эколог» .

Цель подпрограммы: Обеспечение условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Задачи:

1. Создать социокультурную среду общения педагогов, воспитанников, родителей через включение обучающихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику.

2. Организовать мероприятия с воспитанниками, нацеленные на формирование гражданского самосознания, патриотизма, содействие правовому и экологическому образованию, воспитание уважения к здоровому образу жизни, повышение культуры.

3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

Проект «Семь Я».

Задачи:

  1. способствовать развитию взаимного уважения между членами семьи, сохранению семейных традиций;

  2. повысить статус семьи;

  3. организовать совместный досуг родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- повышение статуса семьи;

- сохранение семейных традиций;

- соединение воспитательного потенциала семей учащихся и педагогов РЦДОД «Спектр».

Проект «Юный краевед»

Задача: воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях, культуре жителей Нижневартовского района, жизни знаменитых земляков.

Проектом предусматривается:

  • организация воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов знакомство с историей своей малой родины, своей семьи.

  • Ожидаемый результат:

  1. Воспитание у учащихся сопричастности к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины;

  2. Сформированность ответственного отношения учащихся к Родине, обществу, семье, школе.

Проект «Юный эколог»

Цель: формирование экологической культуры дошкольников и школьников в образовательных учреждениях Нижневартовского района.

Проект включает аспекты:

научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к природе;

ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природе;

нормативный - ориентирован на систему норм и правил экологического характера;

деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Ожидаемые результаты

- формирование экологической культуры подрастающего поколения;

- формирование навыков практической деятельности в области оценки состояния и охраны окружающей среды.

Проект «Юный правовед»

Цель: правовой грамотности обучающихся через практическую деятельность

Ожидаемые результаты:

- приобретение знаний и умений в области прав и обязанностей;

- включение обучающихся в активную деятельность по формированию правовых знаний и умений, социальной практики в гражданском обществе.

Реализация подпрограмм позволила увидеть положительную динамику результатов деятельности (приложение 1).

Педагогический состав Центра уделяет большое внимание воспитательной работе в процессе обучения. Традиционно воспитательная деятельность в Центре организуется одновременно на трёх уровнях:

- Первичный коллектив - детское творческое объединение. Воспитательные мероприятия являются обязательной составляющей всех образовательных программ учреждения; кроме этого, в течение года в объединениях Центра проведено 13 информационных часов разной тематики, в которых приняло участие 1141 обучающийся;

- Воспитательное пространство Центра: проведение культурно-массовых мероприятий на уровне Центра и поселения Излучинск;

- Воспитательная среда района: проведение и участие в районных мероприятиях. Традиционные мероприятия районного уровня: ученическая научно-практическая конференция «История школы в истории судеб», экологический слет «В гармонии с природой», районный конкурс детского творчества «Музыкальный трамплин» и новые традиции - районная познавательная викторина «Району посвящается…» и районный конкурс кроссвордов по правилам дорожного движения.

Важным результатом реализации программы в том, что активизирована деятельность обучающихся старшего школьного возраста по организации совместных проектов с образовательными учреждениями поселения. Запросы и интересы обучающихся старшего возраста непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. В Центре созданы условия для самореализации личности подростков в любой социальной роли, поддерживаются и развиваются инициативы обучающихся. Расширено разнообразие видов деятельности для подростков и старшеклассников средствами технологии социальных и творческих проектов, где обучающиеся выступают в роли инициатора и организатора (праздник День Матери, Новогодний вечер, мастер-классы, экскурсии, дискотеки и т.п.). Кроме этого, у подростков особенно высока потребность в межличностном общении, наиболее ярко выражена мотивации к деятельности в социально значимых делах, которая выражается в социальной активности старшеклассников. Обучающиеся объединения «Волонтеры» и «Лидер» провели 12 акций, приняли участие в районном слете волонтеров, 19 обучающихся получили волонтерские книжки.

Отличной профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних стало вовлечение несовершеннолетних в культурно-досуговую деятельность по направлениям программы. Обучающиеся играли различные социальные роли: ведущий программы, волонтёр, участник мастер-класса, помощник педагога-организатора, вожатый. Большое внимание уделяется профилактической работе во взаимоотношениях внутри детских коллективов. По направлению «Профилактика отклонений поведения детей в социуме и их безопасности» проведено 15 мероприятий на уровне Центра, в том числе программа «Мы танцуем» и мастер-класс для обучающихся школы-интерната I-II вида п. Савкино.

Успешно прошло II личное первенство по армрестлингу среди допризывной и призывной молодежи 9 - 11 классов, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. По результатам соревнований не только выявлены сильнейшие спортсмены, но и выполнены нормативы юношеского и взрослого разрядов в силовых видах упражнений.

В рамках сотрудничества с градообразующим предприятием НВ ГРЭС в декабре проведен традиционный 4,5 и 6-й шахматный турнир поселка среди детей и взрослого населения. Сохраняется традиция проведения шахматных турниров, приуроченных дню Победы и в рамках месячника оборонной и спортивно-массовой работы. II личное первенство обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр» по шахматам, посвящённого Дню Победы проводилось в трех возрастных категориях.

Большой акцент программа «Ю.Гра» ставит на взаимодействие с семьями воспитанников, направленная на максимальное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс. Составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции Центра, целях, задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Просвещение родителей происходит путём проведения тематических родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий.

Системно проводилась работа с общественными организациями:

  1. клуб молодых семей «Жемчужина». Активисты клуба молодых семей «Жемчужина» - активные участники и организаторы многих мероприятий и

  2. Школа «М» для детей от рождения до трёх лет и их родителей.

  3. В 2012-2013 учебном году открыт семейный шахматный клуб «Ладья».

Для совершенствования системы общественного управления в Центре на родительской конференции прошли перевыборы в состав Управляющего совета, введён заместитель председателя, что позволило более оперативно включать членов совета в решение различных вопросов управления.

Анализ результатов взаимодействия с родителями показывает, что основным потенциалом взаимодействия является возможность участия и организации концертных программ, подготовки детских проектов, участия в семейных походах и др.

Решая задачи обучения и воспитания и в ходе проведения массовых мероприятий РЦДОД «Спектр» активно взаимодействует с различными социальными институтами: образовательными учреждениями поселения Излучинск и района, учреждениями дополнительного образования детей, общественными организациями, средствами массовой информации, библиотеками, учреждениями культуры, молодежным центром «Луч», Центром социального обслуживания населения «Радуга» предпринимателями, со школой-интернатом I-II вида п. Савкино идр..

В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТ в Центре систематически проводятся информационные часы, конкурсы и мероприятия от уровня объединения до уровня района. Более 200 ребят ежегодно принимают участие в районных конкурсах по ПДД.

С целью оценки уровня воспитанности проведена диагностика сформированности качеств личности обучающихся, в которой приняли участие 1253 человека. Результаты диагностики представлены в таблице 2,3.

Таблица 2.

Результаты диагностики сформированности качеств личности воспитанников МБОУ РЦДОД «Спектр» за три года (2010-2013).

Учебный год

уровень сформированности качеств личности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

2010-2011

14,2%

34,3%

46,1%

5,4%

2011-2012

15,7%

37,9%

42,3%

4,1%

2012-2013

25%

45%

30%

-


Таблица 3.


Результаты оценки

уровня сформированности качеств личности (воспитанности) обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр»

за 2012-2013 учебный год

Цель: оценить уровень сформированности качеств личности обучающегося

Итого кол-во обуч-ся по степени выраженности качеств личности

Количество учащихся /степень выраженности

1253 учащихся

Качества личности

Уровни

Гражданст-венность

Патриотизм

Нравственность

Трудолюбие

Экологич. культура

Творческая активность

Активная жизн. позиция

Стремление к ЗОЖ

Средний балл

в

17%

21%

15%

32%

28%

24%

29%

35%

25%

в/с

46%

44%

48%

42%

48%

43%

42%

43%

45%

с

37%

55%

37%

26%

24%

33%

29%

22%

30%

н/с

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Высокий уровень сформированности качеств личности повысился в 2012-2013 учебном году на 9,3% в сравнении с 2011-2012 учебным годом. Показатель «ниже среднего» снизился до 0.

Показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является активное участие обучающихся в научно-исследовательской, концертной и выставочной деятельности на различных уровнях - от мини-выставки в детском объединении до всероссийских и международных фестивалей, конкурсов и соревнований, в которых имеют достаточно высокие результаты. Повышение результативности участия воспитанников Центра в районных, окружных, всероссийских и международных мероприятий до 50%, что подтверждают итоговые таблицы 4.


Таблица 4

Сравнительная таблица

достижений обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр»

2010-2013 учебные года.


№ п\п

Уровень

мероприятий



Количество

участников

победителей

участников

победителей

участников

победителей

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1

Муниципальный

120

43

143

69

309

92

2

Окружной

77

34

158

42

92

39

3

Всероссийский

10

7

31

19

81

55

4

Международный

5

2

15

3

78

19

Участие в районных, окружных, Всероссийских, Международных проектах позволяет детям обмениваться опытом, представлять свое учреждение, свой район.

По итогам мероприятий программы «Ю.Гра» в телевизионный эфир вышло ежегодно более 20 видеосюжетов, опубликовано более 30 статей в районной газете «Новости Приобья».

Анализ реализации программы «Ю.Гра»» в 2012-2013 учебный год показал, следующие результаты:

  1. Улучшилось качество проводимых мероприятий, их содержание, совершенствовались формы и методы работы с воспитанниками, широко использовалось мультимедийное сопровождение, которое способствовало эффективности восприятия мероприятий.

  2. Увеличилось количества активных участников-обучающихся, их родителей и зрителей в проводимых мероприятиях, в том числе детей старшего школьного возраста;

  3. Повысилось качество культурно - досуговой деятельности в объединениях и отделах Центра через широкое применение технических средств, аудио и видео технологий, использование материалов сети Интернет;

  4. Положительная динамика показателей участия и победителей в конкурсах различного уровня, в том числе осуществляемых за счет спонсорских средств;

  5. Привлечены в реализацию программы дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

  6. Осталось стабильным количество массовых мероприятий и их участников по сравнению с прошлым годом, культурно-досуговые мероприятия Центра стали более содержательными.

  7. Совершенствована работа с родителями обучающихся;

  8. Увеличение количества деловых партнеров и спонсоров, в том числе постоянных; увеличение объемов финансирования за счет спонсорских средств.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей. В связи с этим необходимо создание условий для удовлетворения потребностей профессионального самоопределения обучающихся, необходимо включить в программу развития направление «Профориентация» с целью осуществления допрофессиональной и профессиональной подготовки подростков.

Наряду с достигнутыми позитивными результатами посредством реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» в развитии Центра остаётся ряд проблем и задач, требующих решения. В связи с этим определены следующие основные направления ближайшего развития Центра.

Перспективы развития на 2014-2016 гг.:

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма в условиях учреждения дополнительного образования детей «Спектр» через разработку и реализацию программы по формированию компетентностей гражданственности и патриотизма.

Задачи новой программы воспитательной работы

  • Создать условия для формирования гражданской, социальной и культурно-досуговой компетентностей обучающихся;

  • Создать активный Совет дел с целью развития инициативы обучающихся в рамках детского самоуправления Центра;

  • Внедрение диагностики сформированности компетентностей обчающихся;

  • Распространить использование дистанционных форм организации воспитательной работы и включить в план интернет-конкурсы для привлечения учащихся образовательных учреждений района

  • Развивать проектную деятельность в организации досуга в объединениях и отделах.

  • Использовать формы публичной отчетности, информационной прозрачности о деятельности Центра.

Приложение 1

Результативность реализации программы

гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» 2010-2013 гг.

Задачи / Критерии

Показатель

Результат

Создание социокультурной среды общения педагогов, воспитанников, родителей.

Привлечение родителей и взрослого населения к деятельности объединений и Центра

Совместная деятельность родителей, детей и педагогов (проведение совместных занятий, мероприятий, акций и семейных конкурсах т.д.)

Продолжил свою работу Клуб выходного дня для всей семьи. Работа клуба «Солнышко (3 группы), КМС «Жемчужина» (новый руководитель, новые формы деятельности, н-р: конкурс литературного творчества, ), Школа «М» (более 50 семей - 3 группы).

- Проведение родительской конференции (традиционно, но новые формы проведения), Ярмарки образовательных услуг (новая форма проведения в 2011 году), Фестиваля «Вдохновение», Салона «Муза», Фестиваля «Мы вместе» (новый уровень проведения - поселковый).

- Положительная оценка проведения мероприятий (возрос показатель с 87% до 91%).

Интеграции воспитательных систем ОУ п. Излучинск

Расширить зону воспитательной деятельности Центра и внедрение в повседневную практику работы

Организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса (совместные мероприятия с СШ№1, СШ№2, НШ№2 п. Излучинска: «Колесо истории», «Берегись автомобиля», «Имею право» и т.д.) С сентября 2011 года в мероприятиях Центра принимают активное участие учащиеся Излучинской специальной школы-интерната 1-2 вида п. Савкино и Вечерней школы п. Излучинск (дискотеки, «Арбузник», «Имею право», конференция «Вектор успеха») Проведено совместно ,,, мероприятий на базе

Реклама деятельности Центра

Количество публикаций в СМИ

- Положительная динамика количества видеосюжетов и газетных статей по мероприятиям Центра (статьи в газете «Новости Приобья», 2010- 61; 2011 -65, (2009 - 35); видеосюжетов: 2010-21, 2011 - 25).

- Регулярное пополнение сайта Центра. В декабре 2011 года сайт МБОУ РЦДОД «Спектр» занял 1 место в районном конкурсе.

Организация мероприятий с воспитанниками, нацеленные на формирование гражданского самосознания, патриотизма, содействие правовому и экологическому образованию, воспитание уважения к здоровому образу жизни, повышение культуры.

Организация мероприятий по подпрограммам

Выполнение плана воспитательной работы

Положительная динамика, которая отражается в результатах диагностики сформированности качеств личности.

- Стабильные качественные и количественные по реализации плана мероприятий.

- Количество обучающихся ОУ, охваченных мероприятиями по направлениям;

- Мониторинг реализации программы показывает высокий уровень проведения мероприятий;

- Накоплен огромный опыт проведения мероприятий поселкового, районного и окружного уровней.

- В декабре 2010 года получена грамота от управления по физической культуре и спорту и молодежной политике администрации Нижневартовского района за 1 место районном конкурсе «Лучшее учреждение в сфере гражданского и патриотического воспитания молодёжи»

«Семья»

Воспитание у учащихся сопричастности к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины;

Обеспечила укрепление сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс Центра, создание единого воспитательного пространства «родители- дети - педагоги». Продолжил свою работу Клуб выходного дня для всей семьи. Традиционно в состав клуба вошли: литературно-художественный салон «Муза», семейный клуб «Солнышко», клуб для родителей «Школа «М», клуб молодых семей «Жемчужина». Количественный состав постоянных участников Клуба выходного дня для всей семьи - 70 семей.

«Юный правовед»

повышение уровня правового образования обучающихся Центра

Подпрограмма «Юный правовед» включает традиционные мероприятия КТД «Берегись автомобиля», КТД «Имею право» в течение районного месячника правовых знаний, патриотический вечер «От зарницы до границы» прошёл в рамках районного месячника оборонно-массовой работы. По профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в «Спектре» действует отряд юных инспекторов движения (ЮИД), организовано патрулирование детей на дорогах совместно с работниками ГИБДД и ряд других мероприятий и акций.

«Юный краевед»

- Воспитание у учащихся сопричастности к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины;

- Сформированность ответственного отношения учащихся к Родине, обществу, семье, школе.

Подпрограмма «Юный краевед» направлена на воспитание уважения к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся на традиционных праздниках слушали Государственный гимн РФ, были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике). Проведены мероприятия к юбилею округа, района, посёлка, мероприятия, посвященные Дню энергетика.

«Юный эколог»

- формирование экологической культуры подрастающего поколения;

- формирование навыков практической деятельности в области оценки состояния и охраны окружающей среды.

На базе Центра уже 10 лет действует РОЭО «Родник», рамки деятельности которой расширяются с каждым годом. акция «Благоустройство», акция «Сохраним кедр и пихту», акция «Кормушка», районный экологический слет «В гармонии с природой», познавательная программа «Покормите птиц зимой», акции «Чистый двор», «Несанкционированные свалки», программы «День воды», «День Земли» и «День птиц».

Подбор и использование новых эффективных форм проведения мероприятий

Активное участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий.

Личный интерес и личная увлеченность обучающихся.

Методические комплекты мероприятий, занятий, мероприятия, проведенные в новых формах

Проведение мероприятий в результате реализации проектов. Например:

- В 2010 году впервые реализован проект «Вечер встречи выпускников «Спектр встреч@.ru».

- Концертная программа «Помнить, чтобы жить» - совместный проект творческих коллективов музыкального отдела, выступления на районном (д.Вата, районная акция «Помнить, чтобы жить») и поселковом уровнях в союзе с другими учреждениями (КСЗН «Радуга», КДЦ «Арлекино»).

- Проект «Конкурс семейных газет» с привлечением градообразующего предприятия НВ ГРЭС, образовательных учреждений пгт. Излучинск.

В 2011 стали интересны новые проекты: «Перепись «Спектра - 2011», Конкурс «Мисс «Очарование Спектра», фотоконкурс «Наш Спектр в объективе», литературно-художественный салон «Люби и знай родной свой край» с приглашением писателя Калмакова. На уровне поселения Излучинск с успехом прошла творческая встреча «Молодость без границ» с приглашением педагогов-ветеранов, учителей и молодых семей.

- В 2012 году прошло мероприятие «Кафе любящих сердец».

Создание оптимально благоприятных условий для обучающихся (для организации, проведения и участия)

Организационная обеспеченность

Материально-техническая обеспеченность ВП.

Участие команд от отделов, от ОУ, Обеспеченность проведения (призы, канцтовары, грамоты)

Принимают участие команды:

обучающихся от отделов Центра;

от образовательных учреждений поселка Излучинск;

предприятий и организаций;

Все участники мероприятий получают грамоты, благодарственные письма и призы.

Развитие культурно-досуговых компетенций обучающихся

Развитие самоуправления объединений, Центра

- Количество обучающихся, принимавших активное участие в подготовке и проведения мероприятий (актив)

- Отсутствие асоциального поведения подростков, обеспечение содержательной досуговой занятости. Развитие организаторского потенциала обучающихся.

- Соуправление в Центре - это реальная возможность для детей вместе с педагогом участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе образовательно-воспитательного процесса, которая осуществляется в Центре через работу Совета учащихся Центра.

Повышение мотивации обучающихся к участию в организации воспитательных мероприятий

Развитие интереса к участию в организации и проведении мероприятий.

Стимулирование обучающихся с активной позицией.

Количество участников мероприятий. (стабильное их участие). Награждение по результатам участия, Выдвижение кандидатур на Доску Почёта. В 2010 году создана книга «Почёта» обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр».

Число реализованных социальных инициатив обучающихся.

В 2010 году в мероприятиях приняло участие 9019 человек, из них учащихся 6091, взрослых - 2928.

В 2011 году - 9661 участие человек, из них обучающихся - 6389, взрослого населения - 3272 человек.

Количество участников мероприятий увеличилось.

В 2010 году в мероприятиях приняло участие 9019 человек, из них учащихся 6091, взрослых - 2928.

В 2011 году - 9661 участие человек, из них обучающихся - 6389, взрослого населения - 3272 человек.

Награждение по результатам участия проводится регулярно в конце учебного года на фестивале «Вдохновение» на уровне отдела и уровне Центра.

В 2010 году создана книга «Почёта» обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр». Ежегодно в мае утверждаются кандидатуры обучающихся на Доску Почёта.

В 2011 учебном году кандидатуры наших обучающихся вошли в книгу «Одарённые дети России».

Растёт число реализованных социальных инициатив обучающихся: социальный проект «Звезда Памяти», акции волонтеров «Акция-реакция» и т.п.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению технологии проектной деятельности обучающихся

Проведение семинаров для педагогов по организации проектной деятельности

Применение метода проекта в деятельности объединения, Центра

Проведены семинары-практикумы: «Активные формы оздоровительной работы в объединении», «Планирование мероприятия с воспитанниками в форме проекта», «Разработка методики оценки проектной деятельности воспитанников».

Увеличение количества проектов социальной направленности.

Увеличивается количество продуктов творческой деятельности педагогов и обучающихся (конференция «Вектор успеха»).

Пополнен фонд методических разработок, имеются публикации педагогов по итогам всероссийских конференций.

- Оформляется мультимедийный архив по проведенным мероприятиям.

- Результаты участия воспитанников в мероприятиях различного уровня комплектуются, регулярно материалы размещаются на сайте Центра


Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр» за 2010-2013 учебный год.

© 2010-2022