- Преподавателю
- Другое
- Школьный тематический сборник Реализация системы здоровьесбережения в ОУ 2013 г
Школьный тематический сборник Реализация системы здоровьесбережения в ОУ 2013 г
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перова И.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2013
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 49
Реализация системы здоровьесбережения в МБОУ ООШ № 49
Содержание
-
Опытно-экспериментальная работа в рамках проекта
«Здоровый Учитель- Здоровый Ученик- Здоровое Общество»………3
-
Организация образовательного процесса с позиции опытно-экспериментальной работы, направленной на ЗОЖ………………...11
-
Оценка риска нарушений здоровья обучающихся………………......14
-
Посещаемость обучающимися мероприятий, направленных
на формирование ЗОЖ………………………………………………...20
-
Реализация инновационной деятельности школы в рамках муниципального сетевого проекта «Здоровьесберегающая среда
как условие реализации ФГОС»………………………………………27
-
Заповеди по ЗОЖ ………………………………………………………33
2
Опытно-экспериментальная работа
в рамках проекта
«Здоровый Учитель- Здоровый Ученик- здоровое Общество»
2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году завершился 2, преобразовательный этап проекта «Здоровый учитель - здоровый ученик - здоровее общество».
В рамках данного этапа осуществлялись следующие виды деятельности образовательного учреждения:
-
Реализация программы деятельности по Здоровьесбережению;
-
Апробация выбранных технологий реализации программы;
-
Пополнение учебно-методического обеспечения.
Участниками данного проекта являются: Обучающиеся -100%, Учителя школы - 100%, Родители - 75%.
Учреждения социума, задействованные в проекте: районная детская библиотека, ФОК.
Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
-
Организация встреч обучающихся и их родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ИДН, медработниками.
-
Организация занятий по плаванию, спортивных соревнований, участие обучающихся школы в спортивных секциях на базе ФОКа.
-
Проведение совместных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на базе районной детской библиотеки.
-
Участие обучающихся школы в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих проектах районного уровня.
-
Участие педагогов школы в семинарах, научно-практических конференциях на базе других образовательных учреждений.
-
Проведение медицинского осмотра обучающихся школ района врачами ДЦРБ г. Володарска.
Решая задачи проекта в 2012-2013 учебном году, были проведены следующие мероприятия по Здоровьесбережению участников образовательного процесса:
-
Мониторинг здоровья обучающихся; (прил.1)
-
Мониторинг по оценке риска нарушений здоровья обучающихся (прил.2)
-
Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности;(прил.3)
-
Мониторинг обучающихся по социальной сфере
-
Внеклассная работа: классные часы по ЗОЖ, Дни здоровья, выпуск тематических санбюллетений, оформление тематических стендов и т.д.
3
-
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры
-
Проведение родительских лекториев.
Реализация проектных мероприятий проводилась в соответствии с планом оздоровительной работы, планом работы по Здоровьесбережению.
Ожидаемый результат данного проекта в себя включает: уменьшение заболеваемости обучающихся и педагогов, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формирование устойчивой потребности в ЗОЖ и комплекс умений и навыков, позволяющих сохранить и укрепить свое здоровье всех участников образовательного процесса.
В ходе инновационной работы осуществлялось распространение педагогического опыта:
-
Районный семинар для соц. педагогов « Дети и семьи, относящиеся к группе риска»
-
Открытые уроки и мероприятия: Дни здоровья, «Путешествие в город здоровья», «Дорога жизни», «Азбука здоровья», Единый классный час в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом и т.д.
-
Оформление результатов исследования (выпуск информационно-методического журнала по ЗОЖ, который можно прочесть в электронном виде на сайте школы, выпуск обучающимися санбюллетений ).
Также педагогами школы было подготовлено и проведено много мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ у обучающихся.
Данный блок реализовал систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. В 2012-2013 учебном году работа проводилась по следующим направлениям:
-
Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
-
Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.
-
Просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей через консультации специалистов и работу родительского лектория.
В школе регулярно проходили общешкольные Дни здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. На протяжении многих лет в нашей школе сложилась просветительская система работы с обучающимися, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают руководитель ОЭР, психолог, зам. директора по ВР.
4
В каждом кабинете силами учащихся оформлены Уголки здоровья, отражающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов.
В течении года было проведено анкетирование обучающихся 5-9 классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную наркогенную ситуацию в старших классах и дать рекомендации по антинаркотической профилактике школьников классным руководителям и учителям предметникам.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.
Обучающие школы с удовольствием посещали различные спортивные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, а также с удовольствием участвуют в предлагаемых викторинах и конкурсах по ЗОЖ.
Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. В 2012-2013 учебном году работа по заданной теме проходила по следующим направлениям:
-
полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
-
рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятия активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
-
организацию занятий по лечебной физкультуре;
-
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками обучающихся 1 класса;
-
организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-
организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Отследив работу по данному направлению, можно сделать следующие выводы:
-
1. Уроки физической культуры в этом учебном году проводились по 3 часа в неделю, в полном соответствии с требованиями учебной программы.
-
2. На уроках осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку
-
3. Параллельно на уроках применялся групповой метод обучения.
-
4. Также на уроках использовалось обучение на основе соревновательных и игровых технологий, которые попутно помогают решать проблемы здоровьесбережения и социализации.
На протяжении всего учебного года в школе проводится спортивно-массовая работа (на основании утвержденного плана) - соревнования между классами : 1 группа-1 и 2 классы; 2 группа-3 и 4 классы; 3 группа-5, 6, 7 классы; 4 группа-8 и 9 классы.
Особое внимание уделяется внеклассной работе по физической культуре. На протяжении учебного года в школе работали 2 спортивных кружка на начальной школе: «Игрусисчи» для обучающихся 1 класса (руководитель Аминева О.А.) и «Пойграй-ка» для обучающихся 2 класса (руководитель Шишова М.Е.). Занятия в этих кружках имели большое оздоровительное и воспитательное значение. (прил.4)
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.
В целях укрепления и сохранения здоровья обучающихся, в режим дня введены динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены, которые обеспечивают увеличение объема двигательной активности школьников. (Прил.5)
Однако, наряду с успехами имеются существенные проблемы:
-
Отсутствие мед. персонала в школе
-
Затратность (дорогое оформление для зон отдыха)
Исходя из вышеперечисленного, в 2013-2014 учебном году целесообразно продолжить работу в следующих направлениях:
-
Участие в районных, областных семинарах по вопросам проектной деятельности
-
Пополнение материально-технической базы
-
Осуществление систематической работы по пополнению материалов на школьном сайте
6
Приложение 1
Заболеваемость обучающихся
2012 - 2013 учебный год по МБОУ ООШ № 49
Сравнительный мониторинг заболеваемости обучающихся
2012-2013 уч.год
Приложение2 .
Мониторинг по оценке риска нарушений здоровья обучающихся
7
Приложение3 .
МОНИТОРИНГ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПЕДАГОГОВ
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
8
Приложение4 .
Внеурочная физкультурно-спортивная работа
(школьный спортивный кружок)
Учебный год
Спортивный кружок
Кол.-во занимающихся ( в % от контингента учащихся школы)
2011-2012
Игрусичи
11,3
2012-2013
Пойграй-ка
13,3
Внеурочная физкультурно-спортивная работа
(на базе 5-9 классов)
Учебный год
Спортивный кружок
Кол-во занимающихся ( в % от контингента учащихся школы)
2011-2012
Волейбол
28
2012-2013
Волейбол
29,5
9
Приложение5
Опрос обучающихся
о необходимости физкультминуток в начальной школе
Опрос обучающихся
о необходимости физкультминуток в среднем звене
10
Организация образовательного процесса
с позиции опытно-экспериментальной работы,
направленной на ЗОЖ
2012-2013 учебный год
Занимаясь обучением и воспитанием детей, невозможно не думать о сохранении их здоровья. Сама организация учебного процесса должна быть здоровьесберегающей. Очень важно, чтобы весь учебный процесс, режим работы школы были направлены на укрепление сил и возможностей обучающихся, опираясь при этом на требования санитарных норм и правил.
Огромное значение в создании благоприятной для здоровья образовательной среды имеет структура учебного года. В течение учебного года динамика умственной работоспособности рассматривается по учебным четвертям. Она, как правило, снижается к концу второй четверти, что связывают с естественным снижением функциональных возможностей организма. Во время зимних каникул ребята могут хорошо отдохнуть и восстановить свои силы. Но «вхождение» в учебный процесс после новогодних каникул на фоне зимней непогоды приводит к тому, что именно февраль оказывается одним из самых трудных месяцев. В традиционной структуре учебного года после 7-недельной второй четверти каникулы составляют 2 недели, а после 10-недельной третей четверти -только одну. Учитывая это, а также и тот факт, что первые недели обучения каждой четверти происходит постепенное врабатывание обучающихся в учебную деятельность, затем на протяжении 3-4 недель умственная способность остается постоянной с последующим ее снижением в нашей школе, на протяжении многих лет существует 5-и четвертная структура учебного года. По данным проводимых в школе опросов 96% школьников поддерживают такую структуру учебного года. Среди опрошенных обучающихся 5-9 классов 74% ребят считают, что такая структура обеспечивает им меньшую утомляемость по сравнению с традиционной, 28% видят преимущества в более быстром восстановлении их работоспособности.
Распределение учебной нагрузки в течении недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. В эти дни расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Для обучающихся 5-9 классов распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая активность (по сумме
11
баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.
Экспертиза расписания проводится по шкале трудности предметов:
-
1-4 классы - по И.Г. Сивкову
-
5-9 классы - по И.Э. Александровой.
Рассмотрим экспертизу расписания на 2012-2013 учебный год:
1-4 классы
Выводы: Расписание составлено рационально в 1,3 классах. Во 2 классе следует разгрузить четверг за счет среды. В 4 классе следует разгрузить четверг, догрузив среду. Сдвоенных уроков в расписании нет. Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
5-9 классы
Выводы: расписание составлено рационально в 5,7,8,9. В 6 классе разгрузить субботу, догрузив пятницу. Сдвоенных уроков нет. Название учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
При анализе учебной нагрузки обучающихся большое внимание уделяется внеурочной занятости обучающихся во второй половине дня, а также
12
дозировке домашнего задания.
Рассматривая внеурочную занятость, можно сделать вывод, что большинство обучающихся школы посещают кружки, секции, факультативные занятия различного характера. Данные в 5 соотношении можно представить в виде следующей диаграммы:
По итогам контроля определены затраты времени на подготовку домашнего задания (см. Анализ контроля проведения домашних заданий по всем предметам учебного цикла в 5-9 классах).
13
Оценка риска нарушений здоровья обучающихся
в МБОУ ООШ № 49 2012-2013 уч.год.
В условиях общеобразовательной школы, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом-психологом. Конечно, представленные диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей есть методика, не требующая специальной аппаратуры. В качестве эксперта выступает учитель, хорошо знающий ученика.
Оценка дается по 4 бальной шкале: 0- признак не выражен; 1- признак слабо выражен; 2 - признак умеренно выражен; 3 - признак явно выражен.
Признаки:
-
С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
-
Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
-
Растет в неблагополучной семье.
-
У семьи материальные трудности.
-
Характерно асоциальное окружение.
-
Ведет неправильный образ жизни.
-
Ведет малоподвижный образ жизни.
-
Отличается низким интеллектуальным уровнем.
-
Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
-
Характерна несформированность гигиенических навыков.
-
Беззаботен, отличается безответственностью.
-
Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
14
-
Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
-
Отличается низкой поисковой активностью.
-
Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
-
Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
-
Характерна повышенная утомляемость.
-
Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
-
Курит.
-
Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Интерпретация результатов: благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска.
Проведя исследование по данной диагностике, нами было выявлено, что большинство детей, входящих в группу риска по социальному статусу, также входят и в группу риска по здоровью. В связи с этим на 2013-2014 учебный год запланированы следующие мероприятия:
-
исследование физического и психическое здоровья учащихся;
-
организация помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем;
-
разработка рекомендаций педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
-
взаимодействие с врачами из детской районной поликлиники.
1 класс
15
2 класс
3 класс
4 класс
16
5 класс
6 класс
7 класс
17
8 класс
9 класс
7 б класс
18
Сводный мониторинг по МБОУ ООШ № 49
по оценке риска нарушений здоровья обучающихся
2012-2013 уч.год.
19
Посещаемость обучающимися мероприятий,
направленных на формирование ЗОЖ.
2012-2013 учебный год
Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. В 2012-2013 учебном году работа проводилась по следующим направлениям:
-
Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
-
Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.
-
Просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей через консультации специалистов и работу родительского лектория.
В школе регулярно проходили общешкольные Дни здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. На протяжении многих лет в нашей школе сложилась просветительская система работы с обучающимися, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают руководитель ОЭР, психолог, зам. директора по ВР.
В каждом кабинете силами учащихся оформлены Уголки здоровья, отражающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов.
В течении года было проведено анкетирование обучающихся 5-9 классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную наркогенную ситуацию в старших классах и дать рекомендации по антинаркотической профилактике школьников классным руководителям и учителям предметникам.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.
Обучающие школы с удовольствием посещали различные спортивные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, а также с удовольствием участвуют в предлагаемых викторинах и конкурсах по ЗОЖ
20
№
Название мероприятия
%
Класс
Сентябрь
1
День здоровья и спорта
95,7
1-9
2
Выпуск санбюллетеня «Господин режим»
70
7
3
Тематический классный час «Режим питания»
100
8
4
Оформление классных уголков по ЗОЖ
83,7
1-9
5
Час общения «Неправильное питание - путь к болезням»
100
2
Октябрь
1
Час общения «Я выбираю здоровье»
100
9
2
Оформление тематических стендов по ПДД
100
1-9
3
Выпуск санбюллетеня «Опасный компьютер»
60
8
4
Районный легкоатлетический кросс
32
5-7
5
Районный турнир по футболу
30
5-7
Ноябрь
1
Час общения «Как избежать утомления»
100
7
2
Выставка плакатов, посвященная всемирному Дню борьбы с курением
100
1-9
3
Выпуск санбюллетеня «Профилактика и лечение простудных заболеваний»
73
6
4
Районные соревнования по плаванию
50
6
5
Внеклассное мероприятие «Школа пешехода»
100
3
Декабрь
1
Единый классный час в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом
100
7-9
2
Выпуск санбюллетеня «Выбери будущее без СПИДа»
35
9
3
Выставка плакатов, рисунков, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом
100
5-9
4
Круглый стол «СПИД -реальная угроза нашего времени»
85
8-9
5
Спортивные эстафеты «Выше, сильнее, быстрее»
98
1-4
Январь
1
Час общения «Пользование предметами гигиены»
100
1-4
2
Выпуск санбюллетеня «Поговорим о правильном питании»
80
5
3
Психологическое собрание «Формула здоровья»
76
8-9
4
Театрализованное представление «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
58
1-4
5
Час общения «Вред и польза компьютера»
79
7
6
Час общения «Вред табачного дыма»
98
6
Февраль
1
Внеклассное мероприятие «Дорога жизни»
67
5-6
2
Слайд шоу «Как сделать правильный выбор»
72
7-9
3
Тематический классный час «Лекарственный сон»
98
2
4
Выставка рисунков «Школа пешехода»
82
1-4
Март
1
День спорта и здоровья «Зимние забавы»
90
1-9
2
Круглый стол «Профилактика употребления ПАВ»
68
5-9
3
Оформление тематических стендов по профилактике употребления ПАВ
89
5-9
4
Выставка рисунков и плакатов, посвященная месячнику борьбы с наркотиками
90
5-9
5
Тематический классный час «Польза утренней гимнастики»
100
4
Апрель
1
Внеклассное мероприятие «Путешествие в город здоровья»
90
1-4
2
Презентация «Наши глаза»
97
1-9
3
Конкурсная программа «Витаминная карусель»
100
5-7
4
Тематический классный час «Всего одна рюмка»
95
9
5
Школьная зарница
98
1-9
Май
1
Час общения «Лекарственные растения»
88
1-4
2
Тематический классный час «Осторожно! Клещевой энцефалит»
96
1-9
3
Тематический классный час «Токсичные вещества и ПАВ»
96
8
На основании вышеизложенного, можно спланировать работу в данном направлении на 2013-2014 учебный год:
-
Продолжить информационную работу по укреплению здоровья участников образовательного процесса
-
Провести тематические недели:
-
Неделя здоровья и спорта
-
Европейская неделя иммунизации
-
Неделя борьбы со СПИДом
-
Неделя здоровья
-
Принимать участие в районных и областных конкурсах по ЗОЖ
-
Отражать достижения обучающихся на школьном сайте, на страницах районной газеты
22
Сохранение и укрепление здоровья
участников образовательного процесса
2012-2013 учебный год
Для педагогического коллектива МБОУ ООш № 49 здоровье - одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающих компонентов и на обеспечение высоких достижений обучающихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В школе реализуется программа «Здоровый учитель- Здоровый ученик - Здоровое общество».
В ОУ большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры обучающихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
-
формирование ценностного отношения участников образовательного процесса к проблемам здоровья;
-
осуществление мониторинга здоровья обучающихся и педагогов;
-
реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
-
организация рационального питания;
-
создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развития физической культуры учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья учащихся. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным компонентом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации физкультминуток и динамических пауз на уроках и в свободное время.
В школе работает группа продлённого дня для учащихся 1-4 классов, где педагоги школы не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия.
23
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Значительное внимание в МБОУ ООШ № 49 уделяется и духовному воспитанию учащихся, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
В школе ведется работа психолого-социальной направленности:
-
Диагностическое направление:
-
психодиагностическое обследование личностных особенностей учащихся;
-
изучение социально-психологического климата и составление «портрета» классов;
-
выявление учащихся, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
-
Профилактические мероприятия:
-
совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
-
проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
-
проведение индивидуальных психологических консультаций для учащихся, родителей и педагогов.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесберегающего характера. Школа активно сотрудничает с различными организациями Володарского района:
-
Организация встреч обучающихся и их родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ИДН, медработниками.
-
Организация занятий по плаванию, спортивных соревнований, участие обучающихся школы в спортивных секциях на базе ФОКа.
-
Проведение совместных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на базе районной детской библиотеки.
-
Участие обучающихся школы в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих проектах районного уровня.
-
Участие педагогов школы в семинарах, научно-практических конференциях на базе других образовательных учреждений.
-
Проведение медицинского осмотра обучающихся школ района врачами ДЦРБ г. Володарска.
24
Факторы, способствующие развитию здоровьесберегающей среды
в МБОУ ООШ № 49
Внешние факторы:
-
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья учащихся.
-
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
-
Наличие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
-
Поддержка со стороны Управления образования Володарского района.
-
Поддержка со стороны кафедры Здоровьесбережения Нижегородского Института развития Образования.
-
Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.
-
Сотрудничество с медико-психолого-социальными службами района.
Внутренние факторы:
-
Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива.
-
Функционирование в МБОУ ООШ № 49 Службы здоровья.
-
Наличие опыта в области здоровьесбережения.
-
Наличие отделения дополнительного образования в ОУ, кружков и секций здоровьеразвивающей направленности в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
За период 2012-2013 учебного года :
-
снизилась заболеваемость учащихся на 10%;
-
произошло снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
-
произошло снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.
-
доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников 32,8%;
-
среднегодовой процент заболеваемости детей снизился.
25
Сравнительный мониторинг заболеваемости обучающихся
2012-2013 уч.год
В связи с тем, что в школе большое количество обучающихся с ослабленным здоровьем, педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с медицинскими работниками Володарской детской районной поликлиники.
Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы. Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.
В школе организована работа, которая включает в себя несколько направлений:
-
организационно-методическое;
-
физкультурно-оздоровительное;
-
социально-педагогическое;
-
психологическое;
-
информационно-технологическое.
26
Реализация инновационной деятельности школы № 49
в рамках муниципального сетевого проекта
«Здоровьесберегающая среда как условие реализации ФГОС»
Реализация инновационной деятельности школы в рамках муниципального сетевого проекта «Здоровьесберегающая среда как условие реализации ФГОС» основывается на принципах здоровьесберегающей педагогики:
-
Обеспечение рациональной организацией образовательного процесса.
• Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы.
• Просветительно-воспитательная работа с обучающимися, родителями направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
• Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
• Активизация медицинской профилактики и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов.
27
Мониторинг состояния здоровья обучающихся и педагогов ОУ
Показатели состояния здоровья и физического развития обучающихся МБОУ ООШ № 49 2012-2013 учебный год
28
Комплексно-оздоровительные мероприятия на базе кабинетов
Выпуск тематических сан бюллетеней
29
Акция «Против СПИДА»
Мониторинг состояния здоровья обучающихся
Класс
Физкультурная группа
Группа здоровья
Основ
ная
Подготовит.
Специ
альная
1
2
3
4
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
1
8
42,1
9
47,3
2
10,5
8
42,1
8
42,1
3
15,8
-
-
2
5
26,3
13
68,4
1
5,2
10
52,6
5
26,3
4
21,1
-
-
3
6
40
9
60
-
-
6
40
8
53,3
1
6,7
-
-
4
7
50
7
50
-
-
7
50
5
35,7
2
14,3
-
-
5
8
57,1
6
42,8
-
-
4
28,5
5
35,7
5
35,7
-
-
6
6
40
8
53,3
1
6,6
5
30
7
50
3
20
-
-
7
-
-
14
93,3
1
6,6
-
-
9
60
6
40
-
-
7 «б»
-
-
3
42,8
4
57,1
-
-
3
43
4
57
-
-
8
5
31,2
7
43,7
4
25
5
31,2
8
50
3
18,8
-
-
9
5
27,7
13
72,3
-
-
5
28
8
44
5
28
-
-
Всего по школе
50
32,8
89
58,5
13
8,5
50
32,8
66
43,4
36
23,6
-
-
Показатели состояния здоровья и физического развития учащихся основной школы № 49
31
Текущая заболеваемость учащихся
в 2012 - 2013 учебном году
по МБОУ ООШ № 49
Деятельность по разрешению проблем
-
Консультации для педагогов, входящих в
сетевой проект по внедрению здоровьесберегающих технологий
в образовательный процесс;
-
Повышение уровня профессиональной компетенции
педагогов в вопросах ЗОЖ
32
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для родителей:
-
Витаминизация;
-
Закаливание;
-
Соблюдение режима дня, зарядка;
-
Организация дома спортивного уголка;
-
Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
-
Профилактика табакокурения, наркомании;
-
Обеспечивание участия детей в спортивных мероприятиях, секциях и т.д.;
-
В выходные дни - активный образ жизни;
-
Сбалансированное питание детей.
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для учителей:
Своим примером прививать детям элементарные гигиенические навыки (культура питания, мытьё рук и т.д.);
-
Владеть навыками саморегуляции, самоорганизации (ритуалы, традиции, гибкость переключения ролей и т.д.);
-
Владеть богатым запасом знаний, умений и методических навыков в области ЗОЖ;
-
Иметь хобби (увлечение), связанное с ЗОЖ (группы «Здоровья», бассейн, танцы, гимнастика и т.д.);
-
Достичь и удержаться на волне самосовершенствования;
-
Принять себя, постоянно любить и творить себя.
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для детей:
-
Рано ложиться и рано вставать - горя и хвори не будешь ты знать!
-
Прогони остатки сна, одеяло в сторону! Вам гимнастика нужна - помогает здорово!
-
С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться!
-
Дети должны усвоить, а также их родители, что горячий завтрак, обед, полдник - просто необходимы!
-
Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно и при том можно подавиться!
-
Неряшливость не только не красива, но и опасна. Чистота - залог здоровья - это знают все прекрасно!
-
Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, мы советуем гулять вечером погожим!
33