• Преподавателю
  • Другое
  • Методический доклад на тему Тенденции в духовно -нравственном воспитании молодежи в педагогическом процессе

Методический доклад на тему Тенденции в духовно -нравственном воспитании молодежи в педагогическом процессе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тенденции в духовно-нравственном воспитании молодежи в педагогическом процессе


Бралиева С.Н. Почетный работник образования РК,

Обладатель золотой медали «Лидер образования»

Международного казахского творческого общества.



Проблемы в духовно-нравственной сфере общества, а следовательно, и в системе воспитания в образовательных учреждениях Республики Казахстан во многом обусловлены теми коренными социальными изменениями. Через котрые проходить нашему государству на рубеже XX-XXI вв. Идеологический вакуум, возникший вследствий изменения социального строя и отмены советских идеологических институтов, «дикие» рыночные отношения, размывающие моральные устои общества, влияние средств массовой информации, часть которых понимает свободу выражения мнения как вседозволенность,- всё это позволило распространиться антигуманным идеям, взглядам, явлениям оказывающим негативное влияние на нашу молодежь.

Необходимость преобразований в сфере воспитания вытекает из потребности формирования менталитета личности, в духе ценности, пути преодоления ментальной отдельных народов.

Одним из путей решения проблем является поиск в организаций процесса образовательного учреждения, призванного обучать, развивать молодое поколение.

Анализ ситуации в студенческий среде позволяет выделить как позитивные, так и негативные тенденции:

1. Современное казахстанское студенчество представляет собой поколение, выросшее в условиях рыночных реформ, в условиях изменившихся общественных отношений, что не могло не отразиться на ценностных ориентациях молодежи. Поэтому в её среде доминируют индивидуализм, прагматизм, стремление к материальному благополучию, иногда любой ценой.

2. Личное участие в жизни переосмысливается молодыми людьми с учетом, собственных интересов и потребностей; понимание важности политических экономических процессов, происходящих в обществе и сочетается с низкой информированностью об этих процессах.

3.Формируется слой молодых людей, так как оно является основой для профессионального роста, а следовательно, и достижения материального благополучия, высокого социального статуса.

4. Благодаря новым возможностям для развития личности увеличивается количество творческой, талантливой молодежи, реализующей себя в различных видах деятельности: науке, искусстве, спорте, и т. д.

5. Наблюдается тенденция к созданию студенческих молодежных организаций, ориентированных на будущую профессиональную деятельность. В числе мотивов создания и интересы к выбранному направлению деятельности, выразить свои взгляды и убеждения.

6. Межнациональные отношения в студенческих коллективах внешне стабильны.

7. Расслоение молодежи проявляется также в предпочтении одной её частью ценностей «западного образа жизни». Для другой части характерно увеличение значимости традиционных религиозных ценностей в повседневной жизни молодежи.

8. Значительную часть молодежи характеризует низкий уровень общей культуры, всех её компонентов.

9. Наблюдается ухудшение здоровья молодежи, рост наркомании, алкоголизма, распространение венерических заболеваний и т. д.

Современное состояние нашего общества, проходящие в политической, духовной жизни нашей страны, формирования интеллектуального и творческого потенциалла личности в высших учебных заведениях. Именно пройдя школу общественных организаций, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, личности качества, в выбранной области, ученому , общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности студента.

При определении цели, задач, содержания воспитательной работы со студентами в основу были положены такие методологические идеи, как идея целостности педагогического процесса, его субъект-субъективного характера, лично-деятельностного подхода к учебно - воспитательному процессу. В силу особенности сферы приложения данной концепции является основополагающим формирование у молодого поколения казахстанцев профессионально значимых качеств личности и направленности на здоровый образ жизни.

Исходя из вышесказанного, воспитание в высшей школе - это совместная деятельность преподавателей и студентов в учебно - воспитательном процессе, направления на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм, общекультурных и профессиональных качеств, реализующихся в дальнейшем в самовоспитании, самообразовании.

Достижение этой цели видится в создании гуманитарной, воспитывающей среды, что предполагает создание в учебном заведении таких отношений, которые формировали бы личности студента. Наличие гуманитарной культуры среды проявляется в атмосфере доверия, сотрудничества, совместного творческого поиска преподавателей и студентов, что является необходимым условием организации эффективной работы. Именно формирование такой среды через учебный процесс и внеучебную работу обеспечивает качественную подготовку специалиста.

Список литературы:

  1. Тажбаева С.Г., Калиева Г.К. Концепция организации воспитательной работы в высшем учебном заведении. Алматы: 2005, 3-6с.

  2. Тажбаева С.Г. Подгатовка будущего учителя к технологии воспитательного процесса в школе (учебно - методическое пособие). Алматы: АГУ им. Абая, 2003.

  3. Тажбаева С.Г. Психолого - педагогические основы формирования нравственно - волевой сверы личности в инновационной деятельности учителя. Актобе: АГУ им. К. Жубанова, 2002.

© 2010-2022