- Преподавателю
- Другое
- Игра-путешествие Знатоки природы в начальных классах
Игра-путешествие Знатоки природы в начальных классах
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Э.Е. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Знаток природы».
"Природа - это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать"
Н.Г.Гарин-Михайловский
Игра- путешествие
Цель: -проверить и углубить полученные на уроках окружающего мира знания;
- развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию обучающихся
Оборудование: карточки с заданиями, картинки с изображением птиц, овощи ( свекла, лук, чеснок, морковь, огурец, помидор, перец, картофель и др.), таблички -указатели, круги- кочки, конверты с буквами .
Музыкальное оформление: «Времена года»П.Чайковский
-Вы уже знаете, что такое природа. Давайте вспомним, какие предметы мы относим к природе?
-Как вы понимаете слово природа? (дети называют предметы)
- А как вы думаете, ребята, что является высшим творением природы?
-Высшим творением природы является человек, т.е. мы с вами, ребята, дети природы. Испокон веков человек, как благодарный и любящий сын воспевал природу-мать: много произведений, посвященных природе, было создано известными художниками, поэтами и композиторами. И сейчас мы послушаем стихи о природе( дети по желанию читают стихи, тихо звучит музыка)
А теперь мы отправляемся в путешествие по стране, которая называется «Природа». На пути нас ждут испытания, преграды, трудности. Вы готовы отправиться в путь?
Не забывайте, вы одна команда. Преодолеть все трудности вам поможет взаимовыручка, сплоченность, дружба. Куда лежит наш путь, нам скажут таблички-указатели. Но пока они закрыты. Откроет тот, кто отгадает загадки.
1.*Под водой - змея таится, Над водой - краса-девица
В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной. (Большая кувшинка.)
2.*Белые горошки На зеленой ножке . (Ландыш.)
3. *И матушка родная И мачеха злая
Бок о бок живут - Через черточку. (Мать-и-мачеха.)
4. *Белая корзинка, Золотое донце.
В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка.)
5. *У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек, Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)
6. *Эй, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчики.)
7. *Горел в траве росистой Фонарик золотистый.
Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчик.)
8. *Твой глазок на ножке твердой Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый, Гость ненужный на полях. (Василек.)
Остановка «Полянка»
Что мы здесь можем найти?
Конкурс «Сложи цветок»
Каждая команда получает конверт с набором букв. Задача - составить из них названия цветов.
-
Василек. Колокольчик.
-
Ромашка. Одуванчик.
Разминка ( вопросы командам задаются по очереди )
1.Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер.)
2.Какой цветок прославил Сергей Аксаков? (Аленький цветочек.)
3.От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок.)
4.Ботаники этот цветок называют виолой, а как его называют в народе? (Анютины глазки.)
5.Какие цветы чрезвычайно популярны в сфере крупного рогатого скота? (Клевер.)
6.Какой цветок служит для гадания? (Ромашка)
7.Какой стиральный порошок называется так же, как и цветок? («Лотос», «Астра».)
8.Какой цветок растет на полях в злаках и произошел, вероятно, от мужского имени? (Василек.)
9.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Тюльпан.)
10.Какие цветы выращивали на подоконнике Кай и Герда? (Розы.)
11.Запах каких цветов усыпил льва в сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
(Маков.)
12.За какими цветами отправила мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)
13.Какой комнатный цветок бесцеремонно ел козел в сказке «Кошкин дом»? (Герань.)
14.Какой цветок помог девочке Жене побывать на Северном полюсе? (Цветик-семицветик.)
15.Какой цветок помог Гансу снять проклятие в сказке «Карлик Нос»? (Одуванчик.)
16.Какой цветок подружился с Маленьким принцем? (Роза.)
Остановка «Лес»
Конкурс »Привал в стране Вежливости»
1.-Представьте себе, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда стали здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга звери, которые живут в нашей местности.
2.-И конечно, вы должны знать правила вежливости в лесу.( получают конверты )
выберите правила вежливости:
1)Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
1)Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
2)Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
1)Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
2) Звери всякие важны - звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Конкурс: «Птичьи разговоры».
А вы знаете, как птицы разговаривают? Сейчас мы это проверим: соедините название птицы с её голосом.
Команды получают к а р т о ч к и :
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
.Охрана природы Испокон веков человек связывал свою жизнь с окружающим миром, природой. Главное, что человек брал - растения. Одними растениями человек питался, из других получал лекарства, из третьих - делал ткани, из четвёртых - строил дома, отапливал ими жилища, использовал их в промышленности, пятыми - просто украшал жизнь. Люди веками, не задумываясь, использовали богатства природы, зачастую не восстанавливая истраченное. И не заметили, как подкралась беда. Каждый день на нашей планете исчезают всё новые виды растений и животных. А как они нужны человечеству!
На ваших столах лежат листочки с надписями.
Строить для птиц кормушкиПрочитайте, как мы должны охранять природу .
Не обижать кошек и собак
Не ловить бабочек и стрекоз
Не строить для птиц кормушки
Убивать лягушек
Разорять муравейники
Не стрелять в птиц из рогаток
Стрелять в птиц из рогаток
Обижать кошек и собак
Не разорять муравейники
Не убивать лягушек
Ловить бабочек и стрекоз
-Можете добавить еще что?
5. Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Конкурс «Целебное лукошко»
-Вы знаете, что лес не только дом для животных, но и аптека для нас. Многие травы обладают лечебными свойствами. Назовите лечебные травы, которые вы знаете.
Конкурс «Кто внимательный»
Каждой команде дается листок с текстом, в котором «спрятались» восемь птиц. Задание - в течение двух минут найти их. Какая команда больше?
Текст. «Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобнее, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать».
Остановка «Огород»
Конкурс «Отгадай овощи»
Дети должны отгадать овощи с завязанными глазами, назвать его. Ребятам предлагаются свекла, лук, чеснок, картошка и др.
Разминка ( задаются по очереди)
"Про зелёные леса и лесные чудеса".
-
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево)
-
Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа - цветёт летом)
-
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
-
Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
-
Какие птицы весной бормочут "Куплю балахон, продам шубу"? (Косачи, тетерева - самцы, слова подобны в подражание его песни - бормотанию)
-
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
-
Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
-
Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
-
У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
-
Есть ли у комаров зубы? (Есть - 22)
-
Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
-
Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
-
Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
-
Трава от 99 болезней? (Зверобой)
-
Разноцветные грибы? (Сыроежки)
-
Дерево - символ нашей Родины? (Берёза)
-
Как называется гнездо белки? (Гайно)
-
Какие детёныши рождаются "голыми", а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
-
Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
-
Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
-
Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник) (Если дети устали, можно ее не проводить)
Остановка «Болото»
Ребята, кому приходилось бывать на болоте? Что особенного вы там заметили? ( Земля зыбкая, можно провалится. Лучше ступать на кочки)
Игра «Встань на кочку» На полу круги-кочки, их на одну меньше, чем участников игры. Дети двигаются под музыку. Музыка затихает, дети должны встать на «кочку» Игрок, которому кочки не хватило, выбывает. Одну кочку убирают. Игра продолжается , пока не останется один игрок- победитель.
Спортивно-игровая эстафета »Самые меткие»
-Как вы думаете, животным нужна меткость?
Докажите это на примере.
Дети бросают в ведёрко небольшие мячики с расстояния 2 м.
Остановка «Школа»
Подходит к концу наше путешествие. Я очень рада, что мы полным составом подошли к конечной точке нашего пути. Вы были внимательны друг к другу, помогали справиться с трудностями. Каждый участник получает сладость.