Выступление на педагогическом совете Адаптация детей-сирот в обществе

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация детей-сирот в обществе.

Социализация - процесс усвоения ребёнком социального опыта. В процессе социализации ребенок формируется как личность, приобретает такие характерные особенности, которые позволяют ему жить в обществе. Но учит сама жизнь, если она правильно организована.

Наблюдения за детьми-сиротами при их поступлении в школу- интернат и в период первого года пребывания в новом для них заведении позволили выявить различные типы реакций ребёнка на факт помещения его в конкретные жизненные условия. Часть воспитанников (17%) очень переживали разлуку с детским учреждением или семьёй: некоторые плакали, просили отвезти их обратно. У большинства отмечалась повышенная возбудимость, моторная расторможенность, их настроение менялось без видимых причин: то смеялись, то плакали (37%). Другие были абсолютно безразличны к перемене их жизни, не проявляя заметного интереса к сверстникам, сторонились педагогов, воспитателей. Отдельные дети с самого начала вели себя агрессивно, сквернословили. Таким образом, практически все дети- сироты с задержкой психического развития испытывают серьёзные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения.

В нашем учреждении ан сегодняшний день:

Воспитанников - 101

Дети-сироты 27

Дети-инвалиды - 23

Условия проживания в нашем учреждении максимально приближены к домашним. Мы учим детей всему необходимому: готовить, обслуживать себя, шить, мастерить. Знания и умения у них есть, но применять их самостоятельной жизни они не умеют или не хотят. Особенно сложен для наших детей период взросления, начала самостоятельной жизни, так как они не могут рассчитывать на поддержку родных. Дети сами не могут разрешить эти проблемы: не осознают их, не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которую попали. Оказанная в нужный момент поддержка может помочь им преодолеть трудности. Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи - сложный и длительный процесс.

Согласно официальной статистике, каждый сотый ребенок живет в детском доме. Жизнь детей-сирот в условиях учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в слабой приспособляемости выпускников детских домов к самостоятельной жизни, психологическим трудностям по созданию семейных отношений и сложностям при их адаптации к современным условиям. В связи с эти и необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение молодых людей в начале их самостоятельной жизни. Эта помощь сегодня зовется «постинтернатное сопровождение».

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения. Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

После завершения учебного заведения перед выпускниками возникают очень много проблем: трудоустройство, получение жилья.

Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

К нам постоянно идут со своими проблемами бывшие выпускники: нет жилья, как его получить; желание получить второе образование в училище, получить образование в вечерней школе, как восстановить утерянные документы и многое, многое другое.

В 2009 году мы решили разбить работу с бывшими выпускниками на несколько направлений:

(1 слайд) Социально-правовое: Переоформление пенсий, подготовка документов на МСЭ (переосвидетельствование по инвалидности), работа с ЗАГСами по получению справок ф-25, свидетельств о рождении, свидетельств о смерти родителей, получение электронных карт на проезд, работа с УФМС, архивом, пенсионным фондом

(2 слайд) Социально-педагогическое: получение повторного образования, обучение в вечерней школе, устройство в центры занятости города.

(3 слайд) Диаграмма структура обращений выпускников по социально-правовым вопросам и социально-педагогической поддержке

Выступление на педагогическом совете Адаптация детей-сирот в обществе.

(4 слайд) Содействие в решении вопросов обеспечения жилья: Сюда входит - подготовка документов на постановку на регистрационный учёт нуждающихся в жилых помещениях; помощь в оформлении документов, составление исковых заявлений и участие в судебных процессах по вопросам жилья .

(5 слайд)


2009

2010

2011

получили жилье

4

9

15

Выступление на педагогическом совете Адаптация детей-сирот в обществе.

(6 слайд) На данном слайде вы можете увидеть структуру обращений по трем направлениям 2009-2011 г.г.

Выступление на педагогическом совете Адаптация детей-сирот в обществе.

Таким образом, оказываемая помощь имеет широкий круг вопросов, затрагивает различные стороны жизни выпускников.

(7 слайд) С целью оказания профессиональной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» в вопросах адаптации и социализации, в апреле 2012 года открыли центр постинтернатного сопровождения для детей-сирот на базе нашей школы.

(8 слайд) Целью работы нашего Центра является «Создание условий для успешного развития личности воспитанника школы-интерната и успешной интеграции его в социум»

(9 слайд) Задачи:

  • Организация наиболее плодотворного взаимодействия представителей разных специальностей с целью оказания эффективной помощи и поддержки выпускников;

  • обеспечение защиты прав и интересов выпускника;

  • диагностика и мониторинг процессов адаптации и интеграции выпускников детского дома;

  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов, и проведение с ним профилактической и коррекционно-развивающей работы;

  • изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускника детского дома;

  • участие в работе по профессиональной ориентации и устройстве на работу выпускников школы-интерната №5 совместно с органами службы занятости.

10 - направления, 11 алгоритм

За период функционирования нашего центра разработано положение о Центре, составлен план работы на 2 квартал

(12 слайд)

- есть база данных учёта выпускников учреждений,

- создана система мониторинга возможных проблем выпускников (анкетирование выпускников);

- проведена углублённая врачебно-профессиональная консультация по подбору профессий и способностям подростков, и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья,

- разработана памятка выпускнику,

- выпущена публикация по работе центра,

- поставлены на учёт в качестве нуждающихся в отдел жилищной политики Октябрьского АО г. Омска 4 бывших выпускника,

- составлены 6 исковых заявлений для подачи в суд по получению жилья в городе Омске- 4, в р.п. Любино- 2

- обмен паспортов 4 человека,

- юридическое консультирование - 12 человек,

- консультирование психолога - 7

Проведены конкурсы профессионального мастерства для выпускников «Каждое дело, делай умело», «Каждый одёжке, свое место и время», «Наши руки не для скуки»;

- организованы и проведены встречи воспитанников и выпускников с представителями службы занятости Октябрьского округа и профцентра,

В течение учебного года проводятся индивидуальные и групповые консультации детей по вопросам взаимоотношений проблемам профессионального и жизненного самоопределения. В рамках школьной социально-психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с детьми по выявлению и развитию их способностей, интересов формирования адекватной самооценки, жизненных перспектив.

Мы часто слышим: «Что будет с нашими воспитанниками, когда они подрастут?» Проблем сегодня множество и у детей, живущих с родителями, а у наших тем более. Самое главное, что нашим воспитанникам есть куда прийти - здесь семья братья, сестры, к которым можно всегда прийти со своими бедами и радостями. Он не один в этом мире.



© 2010-2022