Учебно-исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс учебно- исследовательских работ

«Юность Поморья»



Секция «Литература»




Писатель, потерявшийся на стыке времён

(О жизни и творчестве писателя из Паденьги

Александра Никаноровича Зуева)







Цывкунова Кристина

9 класс, МОУ «Устьпаденьгская

основная общеобразовательная

школа» Шенкурского района

Архангельской области





Руководитель - Ульяновская

Надежда Николаевна

учитель МОУ «Устьпаденьгская

основная общеобразовательная

школа» Шенкурского района

Архангельской области

Тел. 8- 921-81- 70- 896









г. Шенкурск, 2011.

Оглавление.

I. Введение с. 3.

II. Жизненный путь А.Н.Зуева с. 4- 7.

II.1. Детские и юношеские годы Александра Зуева с. 4.

II.2. Архангельский период жизни писателя с. 4- 5.

II.3. Работа писателя в Москве с. 6.

II.4. Годы репрессий в жизни писателя с. 6- 7.

III. Заключение с. 8.

IV. Библиография с. 9.

V. Приложение с. 10- 13.

















I. Введение.

Русская земля так щедра на таланты, так изобилует ими, что мы зачастую знаем плохо, а порой попросту не знаем многих значительных художников, писателей, музыкантов, даже если они наши земляки. Так, имя выдающегося русского писателя, уроженца Архангельского Севера Александра Никаноровича Зуева сегодня помнят, наверное, немногие. Последний раз сборник его произведений выходил в издательстве «Советский писатель» в 1970 году. Лишь журнал «Двина» в 2005 и 2006 годах публиковал на своих страницах ранее из издававшихся произведений Зуева. А между тем это славное имя, заслуживающее того, чтобы быть вписанным в историю русской литературы 20 века, а среди писателей-северян занять место рядом с именем Бориса Шергина, Степана Писахо-ва, Алексея Чапыгина.

Мне захотелось больше узнать о жизни и творчестве этого писателя, рассказать о нем, чтобы это простое, честное и благородное имя нашего земляка стало знакомо и дорого как можно больше людям.

Для этого мне необходимо было:

  1. Подобрать и проанализировать литературу по теме.

  2. Обратиться в Шенкурский краеведческий музей за информацией.

  3. Осуществить поиск информации в Интернете.

Методика выполнения работы:

  1. Выбор темы работы.

  2. Обращение в Шенкурский краеведческий музей.

  3. Подбор и анализ литературы по теме.

  4. Поиск информации в Интернете.

  5. Обработка, обобщение и оформление полученной информации.








II. 1. Детские и юношеские годы Александра Зуева.

Александр Никанорович родился 2 января 1896 г. в небольшом северном селе Паденьга Шенкурского уезда Архангельской губернии. В Паденьге прошло его детство, там он окон-чил начальную школу. С детских лет любил слушать сказки, былины, которыми богата Важская земля. Его дед - Александр Прялухин, настоятель женского монастыря в Шен-курске - серьезно увлекался литературой: выписывал газеты и журналы, содержание прочитанных книг записывал в тетради, сочинял катахизические поучения. Родители Александра - Мария Александровна и Никанор Александрович - были образованными людьми. Смолоду учительствовали, а позже по приказу архиерея Никанор Александрович принял сан священника. (Прил.№1) Когда семья значительно увеличивалась, Марии Александровне пришлось заняться воспитанием детей. (10)

Александр рано осиротел: отец умер молодым в 1904 году. После смерти отца многодетная семья переехала в г. Шенкурск. Дом помогли купить родственники. (Прил.№1) На плечи вдовы легли обязанности содержания, воспитания и образования детей. Способности к художественному творчеству Александр стал проявлять рано. Он занимался лепкой из глины, рисованием, вырезал из дерева фигурки, пел в хоре, музицировал на фисгармонии. (Прил.№2) Любил ходить в лес за грибами, увлекался рыбалкой. Многие умения позднее пригодились ему в жизни. Мария Александровна часто устраивала музыкальные вечера. Она пела романсы и песни, пение сопровождала игрой на фисгармонии или рояле. В доме была большая библиотека, сохранялись рукописные книги отца. Александр много читал, особенно русскую классическую литературу. Он живо воспринимал прочитанное: из комнаты доносился его смех, когда он читал Гоголя или Чехова. Именно здесь, в Шенкурском уезде, Александр впитал красоту народной речи, почерпнул знания о крестьянской жизни, которые позже нашли отражение в его произведениях.
II. 2. Архангельский период жизни писателя.

Четыре года Александр обучался в духовном училище в Архангельске. Затем поступил в Архангельскую духовную семинарию, летом приезжал в Шенкурск на каникулы. Почти каждое лето туда же, в Шенкурск, отправляли отдыхать архангелогородку Марию Шма-кову. Там и произошла первая встреча с ней Александра Зуева., там началась их дружба, которая позднее переросла в любовь. (Прил.№2) .
Пора отрочества и ранней юности Александра пришлась на предгрозовое время, сулившее, по словам Александра Блока, «неслыханные перемены, невиданные мятежи». На время, когда в стране неуклонно назревала революционная ситуация.

В предреволюционном Архангельске вели пропагандистскую деятельность различные политические партии: кадеты, эсеры, меньшевики, большевики. На старших курсах семинарии будущий писатель знакомится с революционной молодёжью и начинает интересоваться политической и литературной жизнью в Архангельске. (Прил.№2) Сам Зуев общественную атмосферу в измученной войной России впоследствии характеризовал так: «В жизнь вошёл я в то сумеречное время, когда серый «защитный» цвет уже вызывал отвращение, когда воздух мёртво застыл в предчувствии неминуемых гроз». (10)

Продолжить своё образование Александр Зуев решил на историко- филологическом факультете Пермского отделения Петроградского университета.

Шла Первая мировая война. В газете «Пермская жизнь» А. Зуев опубликовал свои первые рассказы на антивоенную тему: «Темная сила», «Митенька Невзоров», «Путешествие по Северной Двине». «Война, собственно, и толкнула меня на писательскую дорогу, хотелось выразить свое отношение к ней», - писал позже Александр Никанорович. (1)

В декабре 1916 г. студента Зуева призвали в армию. Он проходил строевую подготовку в Саратове, ускоренный курс обучения младших офицеров-прапорщиков в Киевском военном училище. «...Мне весело теперь вспоминать, как нас, розовощёких студентов в штиблетах, упорно и озлобленно гонял унтер по свежему пахучему снегу Царицынского плаца. Он забегал вперёд и с яростью, заглядывая в лицо каждому, прокатывал нас далеко по матушке. Помню, сначала было ужасно трудно подолгу стоять на одной ноге. Этот унтер с крепким щетинистым рылом, кажется, и был моим первым учителем настоящей жизни».(2)
На Западный фронт А.Зуев попал, когда еще шли бои. Фронт распадался, стали организовываться солдатские комитеты. Многие солдаты поддерживали антивоенные настроения. Разделял их и А.Зуев, который называл войну «человекобойней». Эти события он описал в своей повести «Мир подписан». За время своего пребывания в армии он сумел завоевать расположение солдат, их дружбу и доверие. После Февральской революции его избрали членом полкового комитета, а в дни Октября - председателем Революционного комитета двадцать восьмой пехотной дивизии. «Солдаты, видимо, хорошо понимали, кем был Александр Никанорович. Рассмотрели за его скромностью и немногословием верную душу».
В 1918 г. Александр вернулся в Архангельск и сразу же был назначен секретарем редакции «Известий Архангельского совдепа». С этого момента начинается его активная журналистская деятельность. Он публикует очерки, фельетоны, рецензии, рассказы, стихи (под псевдонимами: Е. Анзуф, Узнаев, А.З., Анфим Златокудрый, Чужбинин), становится организатором и активным участником сатирической газеты «Мухобой», неоднократно приглашает интеллигенцию сотрудничать в газете. В это же время А. Зуев начинает работать над повестью «Смута». Он восстанавливается в качестве студента Пермского университета, но отъезду помешала начавшаяся интервенция.

Приход интервентов на Север едва не закончился трагически для Александра. Из рассказа дочери М.А. Веселовой: «С первых же дней оккупации Александр вместе с другими молодыми товарищами организовал подпольную группу для борьбы с оккупантами. Эту организацию очень скоро раскрыли. Александр был арестован по ордеру английской разведки и посажен в губернскую тюрьму».(5) Никаких прямых обвинений ему не было предъявлено, просто его считали «красным» и подозревали в большевистской пропаганде. Мария регулярно приносила в тюрьму передачки. Через некоторое время ей сообщили, что арестованных отправляют в каторжную тюрьму на остров Мудьюг (Белое море). Она поспешила на пристань, где толпу арестованных солдаты теснили к барже. Александр увидел её в толпе и закричал: «Шубу, Маруся, шубу!». Это было понятно, наступали холода. Мария бросилась к родственнице, жившей неподалеку, взяла у неё шубу и передала Александру. Позднее Зуев расскажет о том, как шуба помогла ему выжить на Мудьюге. Этот период отражён в очерке «Остров Мудьюг» и в цикле рассказов «Свист крыльев». Зуев писал: «Интервенты завезли к нам последнюю «новинку» с Запада - концентрационные лагеря для военнопленных. Это были тюрьмы с военно-каторжным, голодным режимом, вполне удобные для внесудебной расправы». (4)

После изгнания интервентов Александр был назначен в отдел печати и стал готовить первые номера информационного бюллетеня, а в промежутки выезжал в качестве докладчика по текущему моменту на лесозаводы под Архангельск. Через некоторое время он вернулся на работу в редакцию губернских «Известий», а затем был назначен заведующим губернским отделением РОСТА. Публиковал статьи об общественной и театральной жизни в газетах «Возрождение Севера», «Волна», в сборнике «Последний из царей». Активно занимался в литературной студии Пролеткульта, выступал на литературных вечерах. Организовал при редакции литературный кружок «Полярная весна», входил в редколлегию сборника «Цветы труда». В этом же году в Архангельске была издана первая книга «Химеры».(3)

Большое влияние на творчество оказали впечатления, полученные в экспедиции по собиранию фольклора на Севере, возглавленной О. Озаровской. «Великое народное искусство, его глубокая поэтическая сила, его богатейшая картинность и музыкальность отложились в моей памяти. Мы записывали все - былины, духовные стихи, песни, сказки, прибаутки, загадки, колдовские заговоры». Эти впечатления нашли отражение в очерке «Лукошко окатного жемчуга», посвященном сказительнице Марии Дмитриевне Кривополеновой, в его стихотворных произведений в стиле старинных русских преданий.
II. 3. Работа писателя в Москве.

В январе 1922 г. собратья по перу провожали Александра в Москву. Он был приглашен на работу в РОСТА и в редакцию газеты «Правда». В столицу Александр Зуев приехал уже опытным журналистом. Несколько лет работал помощником секретаря редакции под непосредственным руководством Марии Ильиничны Ульяновой. Позднее он написал несколько статей и очерков о газете «Правда» 20-х годов, о М.И. Ульяновой. (Прил.№3)

В 1924г. был назначен редактором журнала «Рабочий корреспондент», позже переименованный в «Рабоче-крестьянский корреспондент». (Прил.№3) По редакционным командировкам, запасаясь «на будущее» впечатлениями и наблюдениями, Зуев исколесил почти всю Россию. Был на открытии Каширской электростанции, в Туркестане, в Петрограде. Участвовал в переводе каравана судов из Белого моря в Черное. По воспоминаниям журналистки Н. Пилацкой, «на долю Зуева выпадало редактирование самых «трудных» статей и заметок, так как он славился тонким знанием русского языка». Он печатался в журналах «Молодая гвардия», «Красная новь», «Прожектор», «Журналист», «Новый мир», в альманахе «Перевал»; архангельских литературных альманахах «Звезда Севера» и «Багряные льды». Будучи тонким знатоком и ценителем древнерусского зодчества, Зуев неоднократно выступал в печати с призывом беречь и охранять памятники старины.

В 1927 г. выходит в свет повесть «Тайбола». Александр Никанорович считал эту повесть самой важной среди других. В текст повести введены духовные стихи, песни, частушки, народные присказки. В 1929 г. Зуева направляют на редакторскую работу в Астрахань, а в тридцатые годы он становится редактором издательств «Федерация», «Советская литература», «Советский писатель».

В 1934 г. Зуев участвует в работе Первого Всесоюзного съезда писателей и становится членом Союза писателей СССР. В этом же году он посещает свою родину - Шенкурск. Сюда пришли последние письма Владимира Алексеевича Гиляровского, в которых он вспоминал своё детство на Севере и благодарил Александра Никаноровича за то, что он « в первый раз вспомнил за этим письмом всё дорогое, давно забытое. Я вдохновляюсь воскрешающими передо мной кусочками красочного детства и первых дней юности, картинами, которые сейчас перед тобой в твоём Шенкурске». (1)

«Задушевным другом Александра Никаноровича был Б. Шергин», - вспоминала дочь писателя Н. Касаткина. В московской квартире писателя долгое время висела картина «Лаокоон с сыновьями» - дипломная работа Б. Шергина, подаренная им А. Зуеву. Летом они вместе отдыхали на даче в Голицыно.(2)

II. 4. Годы репрессий в жизни писателя.

Александру Зуеву довелось разделить судьбу многих писателей: в 1938 году он был арестован по ложному доносу. Следствие тянулось четыре месяца. За это время сменилось пять следователей. Время, проведённое в Лубянской тюрьме, тюремный быт и порядки, ночные допросы, методы работы следователей Александр Зуев описывает в воспоминаниях, названных им «Без закона». Эти воспоминания впервые были опубликованы в 2007 году в журнале «Двина».

Решением Особого совещания Александр Зуев был осуждён как «враг народа» на 8 лет лагерей и отправлен в Норильск. Он был ещё довольно молод и крепок, но «физическое и моральное истощение на следствии, в тюрьмах, на этапах и пересылках, потрясение от чудовищных несправедливых обвинений, издевательства уголовников, четырёхсот-граммовая тюремная хлебная пайка, жестокая полярная ночь, сверхсильная работа с брёвнами и тачкой - всего этого было более чем достаточно, чтобы доконать человека».(10)

В 1940- м году тяжело больного писателя перевели в лагерь для инвалидов «Решёты» под Красноярском. Здесь он работал в керамической мастерской - лепил игрушки из глины. Пригодились навыки, полученные ещё в детстве, в родном Шенкурске. Во время войны Александр Зуев трижды пытался добиться отправки на фронт, но все три раза получал отказы.

Лагерный срок закончился в 1946 году, но вернуться в Москву Зуеву не разрешили, и он поселился в городе Александрове в 200 километрах от столицы. Он пытался вернуться к литературной деятельности, но в 1948 году последовал новый арест. Следующие долгие 8 лет жизни Александр Никанорович провёл в отдалённых поселках Абане и Устьянске Красноярского края. Здесь он работал художником- оформителем и учителем черчения и рисования. (Прил.№3) Посильная работа давала возможность заниматься литературным творчеством. Зуев работает над стилизованной фольклорной поэмой «Скоморохи- люди не простые», пишет стихи, которые впоследствии составили цикл «Абанская тетрадь». Примечательно, что именно в ссылке созданы лучшие стихотворения Зуева. Участь изгнанника, насильственное исключение из живого литературного процесса эпохи побуждали обращаться именно к поэзии как к самому исповедальному, личному роду литературы. Через все стихотворения цикла проходит мотив одиночества, и вызван он не только разлукой с любимыми, родными, друзьями, но и ощущением внутреннего одиночества человека, ставшего изгоем. (4)

В Москву Александр Никанорович вернулся только в 1954 году. Его реабилитировали, восстановили в КПСС, и 58- летний писатель нашёл в себе силы продолжить творческую деятельность. Он был принят на должность заведующего отделом прозы журнала «Дружба народов», а затем работал редактором этого журнала и вновь много печатался. Однако поздняя проза свидетельствует не только о неистреблённом таланте писателя, но и о его усталости, надломе. Шестнадцать лет лагерей и ссылки даром не проходят. (8)

В последние годы Зуев внёс немалый вклад в дело перевода художественной прозы с языков народов СССР, переводил и редактировал романы Муканова, Севунца, Амира, Аладжаджяна. Помогал писателям-северянам: благодаря его рекомендации в журнале «Дружба народов» была напечатана повесть Г. Суфтина «Сын Хосея». (Прил.№4) Давняя дружба связывала Зуева и Писахова. «Когда вместе сходились А.Зуев, С.Писахов и Б.Шергин, то они нередко «забавлялись», пересыпая свою речь словесными жемчужинами северных диалектов: Писахов - архангельского, Шергин - беломорского, Зуев - Шенкурского» - писал Б. Пономарев.(5) Последняя поездка Александра Никаноровича с сыном Марком Шмаковым в Архангельск и в село Холмогоры состоялась в 1959 году. Шмаков сделал последние фотоснимки А. Зуева с С. Писаховым.(Прил.№4) В последние годы жизни писатель работал над книгой воспоминаний о людях, с которыми ему доводилось встречаться, общаться, дружить. К сожалению, он не успел реализовать этот замысел.

В 1962 г. за плодотворную работу в области журналистики, большие заслуги в развитии советской печати и в связи с пятидесятилетием «Правды» А. Зуев был награждён орденом Трудового Красного знамени.

Он много путешествовал. Побывал на Енисее, в Алупке, Ялте, Одессе, Ленинграде, посетил Пушкинские места. Готовил к изданию юбилейный сборник. Его не стало 11 мая 1965 г. Он ушел после продолжительной болезни на семидесятом году жизни. Урна с его прахом покоится на Армянском кладбище в Москве. В 1970 г., в издательстве «Советский писатель» вышел посмертный сборник его произведений «Через сердце» с послесловием С. Баруздина.

В 2008 году сотрудники библиотеки имени Добролюбова совместно с племянницей писателя Е.Г.Трудовой и Архангельским отделением Союза писателей России подготовили и выпустили сборник произведений А.Н.Зуева. (Прил.№4)

С юности Александр Зуев был убеждён в том, что человек призван к светлой и достойной жизни. И даже пройдя горестным путём, выпавшим на его долю, он сохранил ощущение жизни как чуда и убеждённость в высоких целях творчества.

III. Заключение.

О многотрудной и насыщенной жизни Александра Никаноровича Зуева можно говорить как о воплощении в судьбе отдельного человека судьбы страны, драматической истории России XX века. Его биография была поистине биографией века. Детство в патриархальной северной глубинке, традиционное православное воспитание, учёба в духовной семинарии, фронт Первой мировой, симпатия к большевикам, концлагерь на Мудьюге, годы работы в газете «Правда», плодотворная творческая деятельность, годы советских лагерей и ссылки, возвращение в литературу, работа в журнале «Дружба народов». Его жизнь была трудной, и люди, близко знавшие, его не переставали удивляться, как смог он через все превратности судьбы пронести присущие ему смолоду доброту и душевное расположение к людям, ту неиссякаемую веру в торжество справедливости, которая согревала всех, соприкасавшихся с ним.

В своих повестях и рассказах он показывает тот период в жизни нашей страны, когда революционные преобразования вторглись в устоявшийся веками быт крестьян, рыбаков, поморов - людей сурового и мужественного труда. Ведет повествование по-своему, с теми подробностями, которые делают исторически далекое - живым, волнующим, а сегодняшний день - художественным документом эпохи. Рассказывает не понаслышке. Он исходил места, им описанные, тесно общался с людьми, ставшими прототипами его героев.
Для многих писателей и журналистов Зуев был первым редактором, вдумчивым и бережным, и они на всю жизнь запомнили его советы. В эти годы сложился художественный стиль писателя - лаконичный и образный. Источником творчества оставался Север, его суровая природа, самобытная жизнь людей, огромное фольклорное богатство.







IV. Библиография.

  1. Левин Ф. Из глубин памяти /Ф. Левин.- М, 1973.- С.112-115.

  2. Лидин В. Александр Зуев /В. Лидин //Север.- 1966.- №2.- С.102-104.

  3. Овсянкин Е.И. « … бури пожинали мы» /Е. Овсянкин// Правда Севера.- 2004.- 9 дек.

  4. Овсянкин Е.И. Недооценённый писатель// Важский край. №2. 9 января 2004г. С.6.

  5. Пономарёв Б.С. Северные истоки/ Б.С.Пономарёв// Литературный Архангельск: События, имена, факты, 1920-1988/ Б.С.Пономарёв.- 2-е изд., доп. и испр.- Архангельск, 1989.- С.38-43;

  6. Романовский Н. Писатель из Паденьги// Важский край. №6. 10 февраля 2006г. С.6.

  7. Рудная Т.С. Поэт, затерявшийся на перпутье времён/ Т.Рудная// Северный комсомолец. № 24. 10 февраля 2006г. С.4.

  8. Трудов Г.П. Ещё раз о писателе- земляке// Важский край. №10. 10 марта 2006г. С.6.

  9. Добролюбовка расскажет о «Течении времени» Александра Зуева: dvinainform.ru/ news/2010 05/19/84554. shtml?prn

  10. Александр Никанорович Зуев: writers.aonb.ru/map/shenk/foto/zuev.jpg








Приложение №1

Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги

Фото 1. Дом на у. Пролетарская, 4.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги

Фото 2. Родители Мария Александровна и

Никанор Александрович Зуевы.

Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 3. Семья Зуевых: первый ряд (слева на право: двоюродные братья и сёстры по материнской линии: Вениамин Александрович Прялухин, Елена Васильевна и Миля Васильевна Прялухины; сёстры Софья и Нина. Второй ряд: сестра Александра, Василий Александрович и Александр Александрович Прялухины ( братья матери), сестра Валентина, брат Василий. Третий ряд: А.Н.Зуев, Параскева Александровна Прялухина (сестра матери), Мария Васильевна Прялухина (жена В.А.Прялухина), М.А.Зуева (мать А.Н.Зуева), Анна Александровна Прялухина (двоюродная сестра).

г. Шенкурск, 1909 г.




Приложение №2.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги

Фото 4. Дом Шмаковых на у. Карла Либкнехта.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 5. А.Н.Зуев среди шенкурской молодёжи. 1914г.

В первом ряду слева Мария Ивановна Шмакова.

Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 6.А.Н.Зуев с Шенкурским хором. 1912 г.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 7. 1913г. А.Н.Зуев (2 ряд, четвёртый справа)

среди учащихся Архангельской

духовной семинарии.


Приложение №3

Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги

Фото 8. В редакции газеты «Правда».

А.Н.Зуев, К.Е.Ворошилов, М.И.Ульянова.



Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 9. Сотрудники отдела «Рабочая жизнь»

газеты «Правда» и редакции журнала

«Рабоче- крестьян-ский корреспондент».

1926г. В 1 ряду первый слева - А.Н.Зуев.



Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 10. А.Н.Зуев с учениками.

с. Устьянск. 1953г


Приложение № 4

Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 11. Последний снимок А.Н.Зуева с С.Писаховым.

1958 г.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 12. А.Н.Зуев и Георгий Суфтин.

г. Архангельск, 1958 г.


Учебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из ПаденьгиУчебно- исследовательская работа по краеведению Писатель из Паденьги


Фото 13- 14. В 2008 году сотрудники библиотеки имени Добролюбова

совместно с племянницей писателя Е.Г.Трудовой

и Архангельским отделением Союза писателей

России подготовили и выпустили

сборник произведений А.Н.Зуева «Течение времени».



© 2010-2022