• Преподавателю
  • Другое
  • Социальное партнерство и сотрудничество Детской Экологической станции – ресурс возможностей для повышения компетентности педагогов

Социальное партнерство и сотрудничество Детской Экологической станции – ресурс возможностей для повышения компетентности педагогов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Социальное партнерство и сотрудничество Детской Экологической станции

- ресурс возможностей для повышения компетентности педагогов


Детская Экологическая станция с 2004 года является окружным опорным учреждением в области экологического образования и воспитания детей в ЯНАО. Основными видами деятельности, направленные на экологическое образование детей, являются: учебно-воспитательная, методическая, организационно-массовая, инновационная, общественная деятельность.

В ДЭС реализуются 33 образовательные программы эколого-биологической направленности. В образовательных программах особая роль отводится изучению природы Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом задачи экологического воспитания детей решаются во всех программах, независимо от их направления (экологического или эстетического), различаются лишь средства, через которые осуществляется экологическое образование детей.

Активно развивающаяся исследовательская деятельность обучающихся вышла на новый уровень, благодаря сотрудничеству с Общероссийским общественным движением творческих педагогов «Исследователь», Союзом охраны птиц России. Исследовательские работы обучающихся ежегодно представляются на городской конкурс юношеских исследовательских работ «Шаг в будущее», окружную научно-практическую конференцию исследовательских работ «Ступень в будущее», «Ступень в будущее. Юниор», Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Не смотря на то, что написание проектов и исследовательских работ прочно вошло в практику работы учреждения, система подготовки руководителей исследовательских работ учащихся долгое время отсутствовала. С началом активного сотрудничества ДЭС с признанными региональными центрами проектно-исследовательской деятельности в рамках Движения «Исследователь», данная проблема начала решаться.

Коллектив ДЭС считает, что одним из важнейших факторов повышения компетентности и профессионализма педагога является социальное партнерство и сотрудничество с ведущими организациями и учреждениями города Новый Уренгой, Ямала и России (приложение 1).

Транслирование и обмен педагогическим опытом способствует повышению профессионализма педагогов, а, следовательно, и повышению качества образования детей. В связи с этим в учреждении была разработана система работы, направленная на повышение компетентности и профессионализма педагогов ЯНАО (приложение 2).

Наиболее эффективными формами повышения компетентности педагогов мы считаем те, которые способствуют живому прямому общению между коллегами.

Мероприятия, организованные и проведенные ДЭС:

- Окружной семинар «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях полевого эколого-биологического практикума» (27-29 октября 2011 г.)

- Окружной семинар «Исследовательская деятельность школьников в контексте ФГОС», в результате проведения была достигнута консолидация регионального научно-педагогического сообщества, реализующего исследовательскую деятельность, а так же повышение методической компетентности педагогов направленное на обеспечение функционирования и модернизации системы дополнительного образования детей в ЯНАО, направленных на освоение инновационных образовательных технологий в области исследовательской деятельности обучающихся.

- Курсы повышения квалификации педагогических работников по теме "Обновление содержания и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла", 5-10 ноября 2013 г. - посвященные исследовательской деятельности учащихся в эколого-гуманитарном направлении. Преподаватели курсов - Обухов Алексей Сергеевич (профессор, к.пс.н., зав. кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва) и Смирнов Иван Алексеевич (к.б.н., методист ГБОУ ДПО "Городской методический центр", г. Москва), являющиеся членами центрального совета Движения «Исследователь», педагогами, чья теоретическая подготовка в области исследовательской деятельности учащихся равноценна их практическому опыту в данном направлении. Участники курсов обсудили реальные вопросы развития и реализации исследовательской деятельности учащихся в эколого-гуманитарном направлении, исследованию в пространстве урока и за его пределами. Особое внимание было уделено соотнесение исследовательской деятельности с задачами реализации новых ФГОС, где исследовательская и проектная деятельность учащихся включена как обязательная на всех ступенях образования.

В рамках курсов состоялась научно-практическая конференция "Исследовательская деятельность учащихся - реалии и перспективы".

- Окружной семинар «Компетентностный и субъектно-деятельностный подходы в образовании: перспективы развития исследовательской деятельности учащихся» состоялся 1 марта 2014 года в рамках III Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских Чтений им. В.И. Вернадского. Организаторами семинара выступили Ямало-Ненецкое окружное отделение Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская Экологическая станция».

- Окружной семинар III Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений им. В. И. Вернадского по итогам которого состоялся круглый стол, который собрал всех экспертов Чтений и педагогов-руководителей исследовательских работ, на нем произошел конструктивный обмен мнениями по особенностям программы Чтений, порядку проведению рецензирования и экспертизы. Круглый стол явился важнейшим элементом в формировании единых представлений на проведение конференции.

Среди руководителей исследовательских работ, приехавших на Чтения уже не в первый раз, складывается сообщество с единым пониманием специфики исследовательской деятельности и особенностей проведения чтений. В перспективе планируется организация дополнительной методической и консультационной помощи (в т.ч. в рамках региональной программы по поддержке одаренных детей) экспертов Чтений, авторам и педагогам, номинированных на участие во всероссийском этапе Чтений им. В.И. Вернадского.

С целью развития многоступенчатой, непрерывной и преемственной системы образования - от дополнительного до высшего профессионального, продолжается сотрудничество ДЭС с различными учреждениями высшего профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска, Нового Уренгоя. В результате создаются условия для повышения в сфере развития организации исследовательской деятельности обучающихся (приложение 2).

Реализация многих образовательных и инновационных проектов, проводимых ДЭС, стала возможна благодаря деятельности Новоуренгойского городского общественного благотворительного фонда МОУ ДОД «Детская Экологическая станция», утвержденного в 2008 году. За счет средств Фонда приобретается оборудование для учебных исследований и выездных экспедиций, финансируются поездки обучающихся и педагогов ДЭС на всероссийские конкурсы, проводятся окружные семинары, приобретаются новые виды животных в мини-зоопарк.

На сегодняшний день работа по формированию у обучающихся исследовательских компетенций - является одной из приоритетных в системе образования. К сожалению, процент детей охваченных этой работой не велик. Необходимо повышать компетентность педагогов, вовлекать в исследовательскую деятельность и проектирование как можно больше обучающихся, закладывать исследовательский характер обучения начиная с младшего школьного возраста. Тогда исследовательская деятельность будет прерогативой не только «одаренных» детей, а будет доступна каждому школьнику.

Таким образом, в процессе повышения компетентности педагогов наряду с самообразованием значительную роль влияет социальное партнерство и сотрудничество с общественными организациями и с учреждениями высшего профессионального образования, в процессе которого происходит обмен передовым педагогическим опытом.


Приложение 1

Социальное партнерство и сотрудничество ДЭС с общественными организациями

Организация

Формы взаимодействия

Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»

Создание методического объединения педагогов-исследователей ЯНАО в сотрудничестве с Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь»;

Проведение окружного тура Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского;

Методическая поддержка по организации и проведению исследовательской деятельности учащихся;

Методическое сопровождение научных руководителей исследовательских работ обучающихся.

Оргкомитет Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского

Обмен опытом по формам проведения конкурсов исследовательских работ, внедрение новой формы проведения конференций (стендовая защита);

Рецензирование работ обучающихся, представленных на конкурс им. В.И. Вернадского.

Союз охраны птиц России

Участие в общероссийских и международных Днях учета птиц;

Изучение новых методик, способов исследования орнитофауны;

Проведение орнитологических практикумов, экспедиций.

Международная экологическая общественная организация «ГРИНЛАЙТ»

Участие в работе Национального Экологического форума и Комиссии, созданной Правительством Российской Федерации, по созданию Экологической доктрины;

Обмен опытом по организации экологического образования детей.

Евроазиатская региональная ассоциация зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА)

Консультации по содержанию животных в условиях зоопарка;

Обмен опытом методик по изучению животных в условиях зоопарка;

Консультации по формированию карт кормления животных.

НГО Благотворительный фонд «Детская Экологическая станция»

Финансирование окружных семинаров;

Финансирование окружного тура Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского;

Приобретение новых видов животных для мини- зоопарка ДЭС;

Финансирование участия педагогов и учащихся в выездных всероссийских конкурсах и конференциях.


Приложение 2

Система работы ДЭС

по повышению профессиональной компетентности педагогов ЯНАО

1.

Окружные семинары: «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях полевого эколого-биологического практикума», «Исследовательская деятельность школьников в контексте ФГОС», «Компетентностный и субъектно-деятельностный подходы в образовании: перспективы развития исследовательской деятельности учащихся»

2.

Курсы повышения квалификации "Обновление содержания и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла"

3.

Научно-практическая конференция "Исследовательская деятельность учащихся - реалии и перспективы"

4.

Сотрудничество МБОУ ДОД "ДЭС" с различными учреждениями высшего профессионального образования г. Москвы, г. Тюмени, г. Омска, г. Новый Уренгой

5.

Транслирование опыта работы педагогов ДЭС: публикации, доклады, мастер-классы

6.

Окружной тур Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского

7.

Городской семинар "Исследовательская деятельность дошкольников"

8.

Разработка и издание методических рекомендаций, методических пособий для педагогов, сборников исследовательских работ учащихся, сборников статей педагогов-исследователей

9.

Участие в экологических проектах «Мерзлая трубка», «Криогель», «Северные растения»

Приложение 3

Научно-методическое взаимодействие ДЭС с учреждениями среднего и высшего профессионального образования

Учреждения-партнеры

Форма

сотрудничества

Предмет сотрудничества: повышение квалификации педагогов ЯНАО, осуществляющих исследовательскую деятельность; повышение качества выполнения исследовательских работ учащихся ЯНАО

Новоуренгойский техникум

газовой промышленности

Рецензирование и экспертиза исследовательских работ обучающихся. Обмен научно-методической информацией и опытом

Тюменский государственный университет (филиал в г. Новый Уренгой)

Рецензирование и экспертиза исследовательских работ обучающихся. Обмен научно-методической информацией и опытом

Тюменский государственный нефтегазовый университет (филиал в г. Новый Уренгой)

Рецензирование и экспертиза исследовательских работ обучающихся. Обмен научно-методической информацией и опытом

Тюменский государственный сельскохозяйственный университет, г. Тюмень

Обмен научно-методической информацией и опытом

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Рецензирование и экспертиза исследовательских работ обучающихся. Обмен научно-методической информацией и опытом

Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

Организация и проведение лабораторных исследований. Обмен научно-методической информацией и опытом

Предмет сотрудничества: расширение области исследовательской деятельности детей; изучение новых методов исследований; повышение качества выполнения исследовательских работ учащихся

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова

Организация опытно - экспериментальной работы, научное руководство проектом «Криогель», «Северные растения»

Международная ассоциация по мерзлотоведению

Организация опытно - экспериментальной работы, научное руководство проектом «Мерзлая трубка»



© 2010-2022