• Преподавателю
  • Другое
  • Программа учебного курса по гражданскому образованию «Российская символика: история и современность», 6 класс

Программа учебного курса по гражданскому образованию «Российская символика: история и современность», 6 класс

Программа «Российская символика: история и современность» предназначена для 6-ых классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе  требований к обязательному минимуму содержания гражданского образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение гражданского образования по базисному учебному плану. Программа была апробирована (несколько лет, в рамках нашей школы). Сопутствующие материалы можно посмотреть в других разделах моего сайта (после...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Белова Т.Н. - учитель истории и обществознания МБОУ НККК имени Атамана Ермака (пос. Новоильинский Нытвенского района Пермского края).


Программа учебного курса по гражданскому образованию «Российская символика: история и современность»


6 класс.


Пояснительная записка.

Программа «Российская символика: история и современность» предназначена для 6-ых классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического и гражданского образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение гражданского образования по базисному учебному плану.

Предлагаемая программа составлена на основе учебных и методических материалов по государственной символике России, выходящих как в издательстве «Центр наглядных средств обучения Минобразования России» и включённых в Федеральный перечень (Наглядное пособие для общеобразовательных учреждений «Государственная символика России. История и современность.», 2003г.), так и в других издательствах: «EKSMO» (Ю.В.Шуйская. Наша Родина - Россия. 2009г.; А.Н.Головистикова, Л.Ю.Грудцына, В.А.Мальцев. Правоведение в таблицах и схемах. 2007г.), «Учитель» (Т.В.Шепелева. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. 2009г.), «Русское слово» (В.К.Романовский.Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. 2002г.).

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по гражданскому образованию для 6 - 9-ых классов. Помимо собственно учебных пособий, в ряд из них включены методические рекомендации для учителей, а также ЦОР.

Основной целью авторского курса является формирование патриотизма, гражданской позиции у подрастающего поколения; формирование знания как российской истории, так и истории своего края. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Определённой новизной предлагаемого варианта программы является ориентация учебного курса на приобретение знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, а также формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа предоставляет возможность усвоения и осознанного воспроизведения учебного материала учащимися, использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе через участие в конкурсах разных типов как по истории России, так и истории Пермского края. Для этого в программе предполагается, помимо теории по каждой теме, практические занятия и творческие работы. Содержательная часть предлагаемого материала вариативна и открыта для творческого поиска учителя, решившего использовать её в своей практике учебной деятельности.










Программа учебного курса по гражданскому образованию «Российская символика: история и современность»


6 класс.

(35 часа.)



Введение. (1 час)

Что изучается на уроках гражданского образования? История российских символов - часть истории России. История региональной символики - часть истории Пермского края. Исторические источники о российской символике.

Тема 1. Российская федерация: общее представление. (2 часа)

Наша родина - Россия, РФ. Площадь и границы. Почему Россия называется РФ? Субъекты федерации (федеральные округи). Главные города России.

Основные понятия темы: федерация, субъект федерации, федеральный округ, Конституция.

Тема 2.Президентская республика. Символы президентской власти. (2 часа)

Президент и его полномочия. Инаугурация. Символы президентской власти. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная (полупрезидентская) республика. Разделение властей: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Правительство и его полномочия. Парламент, его структура и полномочия. Судебная система РФ.

Основные понятия темы: инаугурация, президент, республика, парламент, суд, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, штандарт.

Тема 3. Государственные символы: герб. (3 часа).

Что такое герб? История нашего герба. Современный вид и назначение государственного герба РФ.

Основные понятия: герб, государственный герб.

Тема 4. Государственные символы: флаг. (3 часа).

Что такое флаг? История нашего флага. Виды наших флагов. Современный вид и назначение государственного флага РФ.

Основные понятия: флаг, государственный флаг, триколор.

Тема 5. Государственные символы: гимн. (3 часа).

Что такое гимн? История нашего гимна. Современный вид и назначение государственного гимна РФ.

Основные понятия: гимн, государственный гимн.

Тема 6.Региональная символика. (2 часа)

Герб Пермского края. Его история. Современный вид герба Пермского края. Флаг Пермского края, его история и современный вид. Гимн Пермского края, история его создания и современный вид.

Основные понятия: региональные символы, особенности региональных символов

Тема 7.Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект федерации. Герб Пермского края. (3 часа)

Причины объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект федерации. Особенности процесса объединения. Региональные символы. Местные символы.

Основные понятия: регион, автономный округ, область, край.

Тема 8.Государственные праздники. (2 часа)

Праздники и их виды. Государственные праздники. История их возникновения.

Основные понятия: государственный праздник.

Тема 9.Государственные награды: ордена и их история. (2 часа)

Виды государственных наград. Что такое медаль? Что такое орден? Какие ордена и медали были в истории нашей страны? История современных орденов.

Основные понятия темы: медаль, орден, государственная награда.

Тема 10. Особо ценные объекты национального наследия России. (4 часа)

Памятники культуры, охраняемые государством. Их значение. Золотое кольцо России. Москва как культурный комплекс. Петербург, его место в национальной культуре. Природные комплексы, охраняемые государством.

Основные понятия темы: памятник культуры, культурный комплекс, природный комплекс.

Тема 11. Особо ценные объекты национального наследия России в Пермском крае. (3 часа)

Охраняемые памятники культуры в Пермском крае. Исторические объекты Пермского края. Их значение. Пермь, его история. Пермские города. Природные комплексы, охраняемые государством.

…Основные понятия темы: памятник культуры, культурный комплекс, природный комплекс.

Итоговое повторение и обобщение по темам курса. (4 часа)

Российская символика: история и современность. Учебная игра. Защита творческих работ учащихся по темам курса.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 35 % учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

*извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

*решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

*формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

*наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

*оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

*участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по тематике, определяемой содержанием курса;

*совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения курса ученик должен -

Знать/понимать:

*свойства и назначение изучаемых объектов;

*сущность изучаемых объектов;

*характерные черты и признаки основных изучаемых объектов.

Уметь:

*описывать основные изучаемые объекты, выделяя их существенные признаки;

*сравнивать изучаемые объекты;

*объяснять взаимосвязи изученных объектов;

*приводить примеры изучаемых объектов определённого типа;

*оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

*решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

*осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

*общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

*нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

*осознанного выполнения гражданских обязанностей, реализации прав человека;

*первичного анализа и использования социальной информации;

*сознательного неприятия антиобщественного поведения.







Рабочая программа (календарно-тематическое планирование) по курсу гражданского образования для 6 класса «Российская символика: история и современность» (автор Белова Т.Н.)


6 класс.


Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы по гражданскому образованию «Российская символика: история и современность» Беловой Т.Н. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Наглядное пособие для общеобразовательных учреждений «Государственная символика России. История и современность.», 2003г.

  2. Авторская программа по курсу «Российская символика: история и современность».

  3. ЦОР, в т.ч. авторские.

  4. Базовая учебно-методическая литература (по перечню курса).

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ.

Цель данного курса - сформировать базовые представления о государственной символике РФ и её значении, заложить основы гражданской позиции у подрастающего поколения. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.



Календарно-тематическое планирование:

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

1

Введение

1

Урок изучения нового материала.

-

2-3

Российская Федерация: общее представление

2

Урок изучения нового материала.

Практикум.

ЦОР

Составить свой вариант теста по теме

4-6

Президентская республика. Символы президентской власти.

3

Урок изучения нового материала.

Практикум.

ЦОР

Если бы я был президентом (сочинение)

7-9

Государствен-ные символы: герб.

3

Уроки изучения нового материала.

Практикум.

ЦОР

Нарисовать герб своего посёлка

10-12

Государственные символы: флаг

3

Уроки изучения нового материала.

Практикум.

ЦОР

Решить тест

13-15

Государственные символы: гимн.

3

Уроки изучения нового материала.

Практикум

ЦОР

Выучить текст гимна РФ

16-17

Региональная символика.

2

Урок изучения нового материала.

Практикум.

ЦОР

Заполнить кроссворд

18-20

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект федерации. Герб Пермского края.

3

Уроки изучения нового материала.

Практикум

ЦОР

Ответить на вопросы

21-22

Государственные праздники.

2

Урок изучения нового материала.

Практикум

ЦОР

По празднику своего варианта сделать или поздрави-тельную

открытку,

или плакат

23-24

Государственные награды: ордена и их история.

2

Урок изучения нового материала.

Практикум

ЦОР

Проект (эскиз) сувенирной медали.

Модель сувенирной медали

25-28

Особо ценные объекты национального наследия России.

4

Уроки изучения нового материала.

Практику-мы.

ЦОР

Работа с картой Золотого кольца.

Сообщения. Ребусы

(составить).

(несколько уровней задания)

29-31

Особо ценные объекты национального наследия России в Пермском крае.

3

Уроки изучения нового материала.

Практикум

ЦОР

доклады

32-35

Итоговое повторение и обобщение по темам курса.

4

Учебная игра. Защита творческих работ.

ЦОР








Ожидаемый результат:


*усвоение и осознанное воспроизведение учебного материала учащимися;

*использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе через участие в конкурсах разных типов.


Основные формы занятий:


беседы, игры, практикумы на основе компетентностно-ориентированных заданий с использованием ЦОР (входящих в состав УМК; позаимствованных из сопредельных интерактивных учебных пособий по истории и обществознанию; созданных коллегами и размещённых в Интернете; авторских)


Требования к уровню подготовки учащихся:


-Уметь высказывать своё мнение;

-Уметь работать с текстом;

-Уметь отвечать на поставленные вопросы;

Уметь давать определение понятий;

Знать основные положения урока;

Уметь анализировать, делать выводы;

Уметь обосновывать известные точки зрения;

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь применять полученные знания на практике;

Уметь применять на практике простейшие ЦОР.

Составлено: апрель 2010 года.

© 2010-2022