• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

XI Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различияИсследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

лицей №1 с. Большеустьикинское

Мечетлинского района

Республики Башкортостан






исследовательская работа


Социальный этикет

России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия



Выполнили:

Гибадуллина Луара Ринатовна,

Миндияров Чингиз Сабигиярович,

учащиеся 9А класса

Руководители:

Сибагатова Лилия Ризаевна,

Дильмухаметова Лилия Робертовна,

учителя английского языка




























г. Москва

5-8 февраля 2015 года

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава I.

Теоретические основы социального этикета ………………………………

5

1.1

О древнем, как мир, искусстве общения …………………………………..

5

1.2

Правила поведения и соблюдения этикета в России. Домострой. …….

6

1.3

Социальный этикет в республике Башкортостан…………………………..

8

1.4

Английский этикет - воплощение строгости и официальности ………….

9

1.5

Социальный этикет в США…………………………………........................

11


Выводы по главе I. …………………………………………………………..

14

Глава II.

Эмпирические исследования на предмет изучения этикета в 9-11 классах лицея №1 ……………………………………………………………


15

2.1

Организация работы …………………………………………………………

15

2.2

Анализ и интерпретация полученных результатов ………………………..

16


Выводы по главе II. Рекомендации …………………………………………

17


Заключение …………………………………………………………………..

18


Список использованной литературы ………………………………...........

20


Приложение ………………………………………………………………….

21



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Общаться друг с другом, не вступать в конфликт, не обидеть или оскорбить кого-то, а особенно того, кто живет в другой стране, не так-то легко, если не знаешь свода правил поведения в определенной стране. Для того чтобы люди могли общаться между собой, возник социальный этикет.

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе [3]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV (XVII век) - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.). Домостро́й (полное название - Книга, называемая «Домострой») - памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок [3]. Правила хорошего тона в России стали применяться в 1717 году во время правления Петра I (Подписание указа об издании книги «Юности чистое зеркало, или показ, житейского обхождения, собрания от разных народов») [1].

Гипотеза исследования:

Зная правила социального этикета любой страны, мы сможем легко и непринужденно общаться, не переживая о том, что наше поведение и слова вызовут непонимание или насмешку. Соблюдая правила этикета, можно добиться хороших результатов не только в свой жизни, но и в жизни общества и страны в целом.

Цель исследования:

Выявить сходства и различия между соблюдением правил этикета в России, Республики Башкортостан, Англии и США. Узнать, насколько информированы учащиеся 9-11 классов лицея в данном вопросе.

Наша цель реализуется в следующих задачах:

  • Проанализировать литературу по теме.

  • Дать понятие этикет.

  • Найти сходства и различия между нормами поведения в России, Республике Башкортостан, Англии и США.

  • Провести первичное и вторичное анкетирование среди учащихся 9-11 классов и сравнить полученные результаты.

  • Сделать выводы и предложения по дальнейшей работе.

Объект исследования: Социальный этикет в России, Республике Башкортостан, Англии США.

Предмет исследования: сходства и различия норм и правил этикета данных государств.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анкетирование.

  3. Опрос.

  4. Анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты: установить целесообразность работы кружка по распространению информации о сводах и правилах этикета среди учащихся 9-11 классов лицея.

Практическое значение: Данную работу можно использовать в помощь классным руководителям и учителям-предметникам на классных часах, родительских собраниях, научно-практических конференциях, кружках, на сайтах лицея и школ Мечетлинского района.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ЭТИКЕТА


1.1 О древнем, как мир, искусстве общения!

Этикет, как и любой другой пласт культуры, имеет свою давнюю историю. Можно предположить, что свое начало этикетные формы получили в то время, когда человек осознал себя частью социума и ощутил необходимость быть вежливым и внимательным к окружающим его людям, а также оберегать не только собственные права и свободу, но и права и свободу других, считают Дятлева Г.В. и Хворостухина С.А. [6; 3]

Основные дошедшие до наших дней этикетные формы и правила поведения сформировались и были известны еще в ряде древних государств - таких, как Древний Египет, Древняя Греция, Римская империя. Позднее, в Средние века, они совершенствовались и усложнялись. Развитие этикета продолжается и в наше время. Так, например, появляются новые формы, в частности деловой этикет.

В Древнем Египте почитали богов и умерших. Они благодарили богов за ниспосланную им жизнь на земле. По мнению историков, они отличались веселым и добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах на память потомкам рисунки с изображением сцен из повседневной жизни.

В Древней Греции жизнь афинянина была четко расписана, утренний туалет его не занимал много времени и заключался в умывании, мытье рук и одевании. В отличие от жителей Древнего Египта, предпочитавших пастельные тона в одежде, эллины носили яркие, часто разноцветные наряды. Все дела, которые грек намеревался сделать за день, были рассчитаны по минутам.

В Римской империи одежда занимала важное место в жизни граждан. Мужчинам нежелательно было облачаться в одежду зеленого и оранжевого цветов. Зеленые наряды могли носить только женщины.

Этикет Средневековья называют этикетом жестов, так как каждый палец руки мог выражать определенный символ. Важным дополнение к одежде являлись аксессуары, которые также служили символами социального происхождения или рода занятий.

Характерной особенностью этикета в Древней Руси являлась его теснейшая связь с христианской моралью. Величайшие добродетели честного христианина на Руси были смирение, покорность, богобоязненность.

1.2 Правила поведения и соблюдения этикета в России

История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.

К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI - XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Современный этикет включает следующие виды: а) общегражданский этикет; б) военный этикет; в) дипломатический этикет.

Самыми строгими по обязательности соблюдения принятых норм и правил являются военный и дипломатический этикет, но самым разнообразным по формам и функциям является общегражданский этикет, который может принимать такие формы как: присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др., брачный этикет, семейный этикет, спортивный этикет, этикет путешествий, корпоративный этикет, деловой этикет.

Россияне очень теплые и гостеприимные люди. Им нравиться встречать новых людей и приглашать их в свои дома. Есть несколько вещей, которые нужно помнить, когда вы едете в Россию в первый раз.

Когда вы встречаете русского человека в первый раз, вам следует пожать ей или ему руку. Улыбайтесь, когда представляетесь. Если вы встречаете хорошо знакомого человека, вам следует поцеловать их в обе щеки и сказать им привет или пока.

«Безопасными» темами для дискуссий являются такие как: ТВ программы, семья, питомцы. Вам также можно пожаловаться на погоду или общественный транспорт. Но следует избегать говорить о политике, или Российской истории, а иначе пропустите последний автобус, идущий к вам домой.

Когда вас пригласили в гости, можно опоздать на 5 или 10 минут, но не позже, и не следует приезжать рано, поскольку, хозяева, которые пригласили вас, могут быть попросту не готовы. Хорошим тоном будет считаться, если вы возьмете с собой цветы или маленький подарок, чтобы показать, что вам хозяева не равнодушны. И не удивляйтесь, если на пороге дома, вам будет предложено снять обувь и одеть домашние тапочки, лучше расслабиться и чувствовать себя как дома. И будьте готовым много есть, гости получают больше чем кто-либо.


1.3 Социальный этикет в республике Башкортостан

Социальный этикет башкир имеет ряд специфических черт. В чистом виде особенности башкирского речевого этикета сохранились в коммуникативном поведении людей старшего возраста и, особенно, у жителей сельских районов.

Установление контакта начинается с приветствия. В зависимости от ситуаций и от того, кто принимает участие в общении, используются различные виды приветствий. Старинное приветствие Эссэлэмэгэлэйкум! Вэгэллэйкем эссэлэм! употребляется в речи стариков. Приветствия hаумыhыгыз! Хэйерле кен! Хэйерле иртэ! Хэйерле кис! сопровождаемые рукопожатием, являются наиболее употребительными. Приветствия сопровождаются пожиманием руки собеседника двумя руками. Это служит знаком особого расположения, радушия. Подавать только одну руку старикам, пожилым людям считается неуважением.

К близким, знакомым обращаются только на «ты». Вежливая форма на «вы» распространились под влиянием русской речи. Башкиры сохранили традиционные формы обращений. К родственникам они обращаются не по имени, а с использованием термина родства. Для обращения к младшему брату, родственнику, а также людям моложе себя башкиры употребляют термин кустым. Для обращения к младшей сестре, девушкам моложе себя мужчины употребляют слово: hылыу. К сестре, брату, людям старше себя обращаются словами: агай, («дядя»), апай («тетя»). К родственникам старше отца, матери обращаются словами: инэй (к женщинам); бабай (к мужчинам). Термин олатай и картатай употребляются не только при обращении к родному деду и бабушке, но и к старым людям, не являющимся родственниками.

Беседа у башкир должна происходить сидя, беседовать стоя считается неприличным. Приступать сразу к деловой части разговора нельзя. Вначале идет этикетный разговор о здоровье, о семье, о знакомых, обмен новостями, и только в конце беседы башкиры переходят к существу дела. Разговор заканчивается благодарностью за угощение (беседа обычно протекает за чаем). Далее следуют пожелания здоровья, всевозможных благ, просьбы не осудить за какие-либо промахи во время беседы, визита. Используются такие выражения: «пусть руки-ноги твои не болят», «будьте живы, будьте богаты», «пусть твой стол ломится от добра, пусть душа будет всегда широка, а лицо открыто».


1.4 Английский этикет - воплощение строгости и официальности

Именно в этой стране зародилось понятие об «истинном джентльмене». Только джентльмен в третьем поколении может носить почётное звание «истинного». Если, например, Вы сами обладаете безупречными манерами, у Вас отличное образование, но Ваш дедушка пренебрегал правилами хорошего тона, то, увы, в Англии Вас ни за что не признают «истинным джентльменом».

Однако этикет Англии не приемлет употребление слова «джентльмен» для оценки уровня воспитанности человека. Вы проявите крайнее невежество, если будете пользоваться понятиями «джентльмен» / «не джентльмен», «леди» / «не леди», характеризуя людей в Англии. Хотя, к примеру, во Франции употребление этих понятий в речи является нормой.

Иностранцы, приехавшие с визитом в Англию, часто бывают просто ошеломлены безупречной культурой жителей Туманного Альбиона. Английский этикет заключается в постоянном проявлении таких качеств, как вежливость, корректность, невозмутимость, предупредительность и терпимость.

Воспитанные англичане никогда по собственной воле не пойдут на конфликт и попытаются избежать его даже в том случае, когда его настойчиво навязывают. Кроме того, английский этикет призывает отказаться от резкого тона в общении, а также слишком активного проявления эмоций во время разговора.

Если всё же англичанина удаётся втянуть в спор, то он всё равно будет вести себя очень сдержанно и корректно: ни за что не перейдёт на личности, будет спокойно излагать свои доводы и бесстрастно оценивать аргументы, выдвинутые оппонентом. Согласно английскому этикету, даже лёгкое повышение тона разговора расценивается как провоцирование скандала. Единственный случай, когда повышение голоса во время разговора является допустимым, это ситуация вопиющего нарушения оппонентом принятых в обществе норм поведения.

Итак, излишняя эмоциональность считается нарушением этикета в Англии, а вот лесть - вполне уместное явление в культуре Туманного Альбиона. Не удивляйтесь, если в этой стране Вас, по поводу и без, будут осыпать комплиментами - просто этого опять же требует английский этикет.

Но если проявление излишнего восхищения в отношении собеседника на Туманном Альбионе расценивается как должное, то такие явления, как самолюбование и хвастливость, культура Англии не приемлет. Воспитанные британцы никогда не позволят себе чваниться собственными заслугами или как-то по-другому проявлять своё тщеславие и самодовольство. Английский этикет воспитывает в подданных Соединённого Королевства такие черты как скромность и сдержанность. Настоящие джентльмены и леди скорее принизят свои достоинства, чем похвастаются ими.

Однако скромность в англичанах умудряется уживаться с сильно развитым чувством собственного достоинства. Следуя нормам этикета и опираясь на заповеди культуры Англии, жители этой страны никогда не пожалуются на собственное несчастье, не будут искать сочувствия в случае неудачи или умолять о помощи в сложной ситуации. Людей, теряющих чувство собственного достоинства, в этой стране не любят и не проявляют к ним сочувствия.

Англичане - истинные патриоты. Они очень щепетильно относятся к семейным и государственным традициям. Уклад жизни играет важную роль в культуре Англии. Британцы всегда отрицательно реагируют на негативные замечания в адрес своей страны или своего образа жизни. Конечно, они не выскажут Вам своего недовольства в лицо, но в душе затаят обиду.

Англичане ответственно подходят ко всем жизненным событиям. Даже приобретение автомобиля в этой стране превращается чуть ли не в церемонию. Машина для англичанина - это показатель престижа, выбирается она долго и очень тщательно. Согласно этикету, личный автомобиль англичанина должен соответствовать его социальному статусу и профессиональным занятиям.

Ну и, конечно же, англичане, как настоящие патриоты, высоко ценят свой дом и семью. Культурные люди в этой стране не выпячивают свою личную жизнь напоказ, не выносят сор из избы в случае семейных скандалов, не делятся впечатлениями о родных и близких даже с друзьями. В общественной культуре Англии прочно установился принцип «Мой дом - моя крепость».

Ещё жители Альбиона ценят время, а потому неотступно следуют строгому распорядку. Английский этикет не позволяет опаздывать даже к обеденному столу в собственном доме.

Этикет за столом в Англии соблюдается безупречно. Даже находясь дома, человек должен пользоваться именно теми столовыми приборами, которые предназначены для каждого конкретного блюда. Общение за столом должно быть непременно всеобщим: английский этикет запрещает шушукаться с соседом.

Если Вы обедаете в общественном заведении в Англии, не вздумайте передавать чаевые в руки официанту - это верх неприличия. Оставьте их под краем салфетки.

Англичане, несмотря на стремление ограничить доступ к своей личной жизни, славятся гостеприимностью. Если Вы задумали совершить поездку в Англию, можете быть уверены в том, что Вас там радушно примут, подскажут, где лучше поселиться и какие достопримечательности обязательно надо увидеть.

Однако приобрести новое знакомство в этой стране очень непросто. Английский этикет не предполагает знакомства без посредника, так что, если Вы не наладите связи с местными жителями ещё до поездки в Англию, вряд ли Вам удастся сделать это потом. Просто некому будет Вас представить. В Англии даже соседи могут десятилетиями каждый день встречаться во дворе или на лестнице и не здороваться, если их никто не познакомил друг с другом.

Английская культура поведения не предполагает постоянных рукопожатий: они уместны только при знакомстве. Кроме того, английский этикет запрещает целовать руку женщины и делать ей комплименты в присутствии посторонних лиц.

В Англии любят шутить, поэтому на юмор в этой стране не обижаются. Помните об этом во время поездки в Англию. Если отрицательно отреагируете на розыгрыш, Вас сочтут невоспитанным и злым человеком.


1.4 Улыбка - признак благополучия в Соединенных Штатах Америки


Культура США - это, прежде всего, открытый, дружелюбный и улыбчивый американский народ. Этикет США гласит: надо улыбаться каждому и в любой ситуации. Если задумаете совершить поездку в Америку, будьте готовы дарить улыбки не только заграничным друзьям и знакомым, но и всем прохожим, продавцам в магазинах, персоналу в гостинице, полицейским на улицах и т.д.

Культура США - это культура успешных людей. А улыбка как раз и считается в этой стране сигналом благополучия человека. Если американец улыбается, значит, у него всё Ok в личной жизни, в карьере, в финансовой сфере и т.д. Культура США ставит успех на первое место в рейтинге жизненных ценностей. Однако неправильно было бы полагать, что американцы своими улыбками только создают иллюзию благополучия, что их улыбки натянуты, а радость фальшива. Это не так. Американцы - это нация, которая по-настоящему чувствует себя счастливой. Эти люди с пелёнок привыкают улыбаться, поэтому они не притворяются радостными - успешность живёт внутри них, она прививается им с детства.

Этикет США запрещает сетовать на жизненные неурядицы, делиться своими проблемами с окружающими. Делиться в этой стране можно только положительными эмоциями - расстраивать посторонних своими горестями непозволительно. Этикет США допускает жалобы на жизнь только в самых крайних случаях. Причём рассказать о серьёзных проблемах можно только близким людям или родственникам.

Если во время поездки в Америку, в процессе разговора Вы случайно обмолвитесь о каких-то своих неприятностях, американцы обязательно спросят: «Вы хотите об этом поговорить?». Так что, если Вы не настроены общаться на уровне пациент - психоаналитик, следуйте этикету США и молчите о своих проблемах.

В списке ценностей американца сразу за успехом следуют друзья. Каждый житель США стремится окружить себя целой компанией друзей. В категорию друзей у американца попадают все мало-мальски знакомые, но вызывающие симпатию люди. Культура США вообще не знает таких понятий, как знакомый, приятель - в этой стране все они считаются друзьями. Помните об этом, общаясь с американскими знакомыми. Если Вы им нравитесь, значит, Вы уже их друг. И, если не хотите идти наперекор этикету и культуре США тоже считайте всех американских приятелей своими друзьями.

Однако есть и другие особенности этикета США в области дружеского общения. Американский этикет запрещает заходить в гости даже к самому близкому другу или родственнику без предупреждения. Американец не может забежать на пару минут к родному брату, если за несколько дней до этого не предупредил его о своём будущем визите по телефону.

Кстати, этикет США довольно строг и в области общения по телефону. Не вздумайте во время поездки в Америку, познакомившись с местным жителем и узнав его телефонный номер, звонить, чтобы просто поболтать - Вас сочтут невоспитанным человеком. В США знакомым можно звонить только тогда, когда у Вас действительно есть к ним важное дело.

Этикет США категорически запрещает флиртовать с женщиной, которая не является Вашей девушкой или женой. Если поедете в США, ни в коем случае не знакомьтесь с женщиной в ресторане, на улице, в метро, старайтесь не смотреть на её ноги и т.д. Американка спокойно может подать на Вас в суд даже за то, что Вы ей строили глазки.

Значимое правило американской культуры и этикета США: «Делай вместе с нами, делай так, как мы!». В этой стране стремление к одиночеству, обособленности, отчуждённости сильно порицаются. Человек, находясь в США, должен быть частью американского общества, постоянно контактировать с окружающими, принимать нормы и правила того круга людей, в котором он находится. Любой американец или гость США должен быть активным членом какого-либо социального объединения, будь то рабочий коллектив, религиозная группа или движение скаутов. В США нельзя быть одиночкой.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.

На основе изученного материала обнаружили одну общую черту - сходство в этикете России, Республики Башкортостан, Англии и США - это уважительное отношение к собеседнику и окружающим тебя людям.

Различий много - у каждой страны и народа свои особенности в социальном этикете.

Россия - это воплощение гостеприимства и радушия.

Республика Башкортостан - это воплощение уважение и поклонение перед старшими.

Для Англии характерна вежливость, скромность, сдержанность и официальность. Они высоко ценят свой дом и семью - «Мой дом - моя крепость». Они славятся гостеприимностью. В Англии не просто приобрести новые знакомства без посредника. Никогда не идут на конфликт.

Американцы, как нация - не существует. США довольно новое государство в масштабах существования государств. Хотя Соединенные штаты - многонациональная страна, и каждая национальная культура привнесла что-то свое в образ среднестатистического американца, в ней есть свои особенности. В США улыбка - признак благополучия и процветания. Делиться в этой стране можно только положительными эмоциями.

ГЛАВА II. эмпирические исследования


2.1 Организация работы

Работа проводилась с сентября 2013 года по декабрь 2014 года на базе МОБУ лицей №1 села Большеустьикинское Мечетлинского района Республики Башкортостан. В ходе исследования приняли участие учащиеся 9-11 классов лицея. Всего было опрошено 140 респондентов. Работа проводилась в три этапа: контрольный (проводилось анкетирование), проводилась работа по ознакомлению старшеклассников с темой, проведено повторное анкетирование с последующим анализом результатов, были сделаны выводы и даны рекомендации.

В ходе проведения первого этапа, нами была создана анкета. Нас интересовало, знают ли они, что такое этикет, применяют ли его в своей жизни, помогает ли он им в общении и нужен ли он им вообще. Были получены следующие результаты:

Таблица 1.

Вопрос

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Количество человек

Процент

Количество человек

Процент

Что такое этикет?

82

59

58

41

Применяете ли Вы с своей жизни правила этикета?

80

57

60

43

Помогают ли Вам правила этикета в общении?

82

59

58

41

Нужен ли этикет в нашей жизни?

80

57

60

43

Полученные данные были показаны графически. (Приложение 1).

После опроса старшеклассников мы поняли, что эта тема не только актуальна в нашем мире, но и интересна для ребят. Мы решили создать кружок «Этика в нашей жизни» (Приложение 2), согласно плану которого мы выступали с нашей темой на классных часах в 9-11 классах, на родительских собраниях; совместно с лицейской видеостудией создали видео выпуск «16 ноября - Всемирный день толерантности», который, кстати, был показан на местном телевидении «Урал»; совместно с объединением «Юный корреспондент» мы создали и выпустили буклеты, памятки, советы, брошюры, статьи в лицейской стенгазете «Лицеист» и стенгазетах «Алый парус» (Приложение 3); также мы тесно работаем с лицейской и районной библиотеками; мы отправили на сайты лицея и школ района всю собранную информацию и получили положительные отзывы. Зачитаю один из них: «Вы делаете хорошую работу. Спасибо за информацию. Продолжайте работать в том же направлении».

2.2 Анализ полученных результатов


23 декабря 2014 года был проведен повторный опрос среди учащихся 9-11 классов лицея. Приняли участие 140 респондентов. К вышеупомянутым четырем вопроса, касающимся знаний об этике, был добавлен еще один вопрос: «Хотели бы Вы изучать предмет «Этика в нашей жизни» в лицее?»

По диаграмме из приложения 4 видно, что знания о нормах и правилах этикета и интерес к данной теме у старшеклассников повысился. Так на вопрос «Что такое этикет?» уровень стал выше на 17% (24 человека), повысился уровень использования норм и правил этикета в своей жизни на 5% (7 человек). И самое главное у старшеклассников появился интерес к изучению этики - 82% опрошенных (115 человек).

Сделав сравнительный анализ результатов опросов, мы пришли к выводу, что наша гипотеза верна - использование норм и правил социального этикета необходимо в нашей жизни для плодотворного общения и развития. Это доказывают 82% проголосовавших за введение предмета «Этика в нашей жизни» в школьную программу лицея, хотя бы в качестве внеурочной деятельности (Приложение 5).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II



Проведенный опрос среди учащихся 9-11 классов подтвердил нашу гипотезу о том, что использование норм и правил социального этика необходимы в жизни каждого человека для плодотворного общения и развития общества и страны в целом.

Разработана программа общелицейского кружка «Этика в нашей жизни».

Выступление на классных часах 9-11 классов, на родительских собраниях.

Совместная работа с лицейской студией (ЛСТ) и районной телестудией «Урал» - видеовыпуск «16 ноября - Всемирный день толерантности»; объединением «Юнкор» по выпуску статей для газеты «Лицеист», брошюр, буклетов и стенгазет; с лицейской и районной библиотеками; учащимися, их родителями и учителями школ района через сайты и e-mail. получили хорошие отзывы. Вот один из них: «Вы делаете хорошую работу. Спасибо за информацию. Продолжайте работать в том же направлении».

Мы представили работу на районной научно-практической конференции и в МАН (г. Уфа). Мы заняли первое место.

Согласно проведенному опросу выступаем с предложением к администрации лицея о введении предмета «Этика в нашей жизни» в учебную программу за счет внеурочной деятельности.

В дальнейшем планируем продолжить работу с учащимися 9-11 классов, их родителями и учителями не только лицея, но начать совместную работу со школами района, так как при знакомстве с нашим материалом они изъявили желание тоже принять участие в этом проекте.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Не смотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта. Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

В заключении, хочется сказать, что наша работа имеет большое практическое значение. Мы познакомили с нашим проектом учащихся лицея и выступили на классных часах, потому что наши исследования помогли нам иначе взглянуть на наши взаимоотношения с окружающими нас людьми. Действительно, если мы будем терпимее и уважительнее относиться друг к другу, то жить станет намного проще и интереснее, поскольку, как гласит известный афоризм: «Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы человеческие». И с этим нельзя не согласиться!

Если каждый человек будет знать правила социального этикета и стремиться их соблюдать, то наше общество будет быстро развиваться во всех сферах жизни: и в материальной, и в духовной. А примером для подражания для нас всех может стать Д.И. Менделеев. Ведь он был не только ученым, но и выдающимся человеком в сфере общения. Его этика - это его безукоризненная нравственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Васнева Н.Н. Этикет как феномен культуры. Тема 10. //Интернет ресурс

  2. Ваулия Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. Spotlight (Английский в фокусе). 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010

  3. Кузбеков Н.И. и др. Культура Башкортостана. 8 класс: Учебник для общеобразовательных школ. - Уфа: Китап, 2010

  4. Никулин Л.В. Фёдор Шаляпин. - //Электронная книга - Интернет ресурс

  5. Тарасов А.Г., Линецкий А.Ф. Международные основы этикета и протоколы. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

  6. Современная энциклопедия этикета /Сост. Г.В. Дятлева, С.А. Хворостухина. - М.: Мир книги, 2005. - 352 с.

  7. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. - М., 1999

  8. Энциклопедия: Культура народов России. - Уфа, 1998

  9. ru.wikipedia.org и др.
















Приложение



Приложение 1.


Результаты опроса
учащиеся 9-11 классов лицея
(Дата: 10 сентября 2014 года. Опрошено: 140 респондентов)


Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

Приложение 4.


Результаты опроса
учащиеся 9-11 классов лицея
(Дата: 23 декабря 2014 года. Опрошено: 140 респондентов)


Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия

Приложение 5.


Сравнительный анализ результатов
учащиеся 9-11 классов лицея
(Всего: 140 респондентов)

Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия











































Исследовательская работа по английскому языку Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия









452550 Россия Республика Башкортостан

Мечетлинский район

c. Большеустьикинское

ул. Школьная, 8

тел.: (34770) 211-07, 213-81, 226-65

e-mail: [email protected]

lyceum.narod.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №1 с. Большеустьикинское Мечетлинского района Республики Башкортостан

25


© 2010-2022