Работа по развитию слухового восприятия

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №88 I вида» республика Татарстан










РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ










Подготовили: Гущина Любовь Николаевна - учитель-дефектолог

Латоха Ольга Викторовна - учитель-дефектолог

Работа но развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей идёт в двух направлениях:

1) развитие слухо-зрительного восприятия, на базе которого формируется устная речь детей и создаётся более совершенная база речевого мышления;

2) развитие слуховой функции и слухового восприятия, что существенно обогащает и преобразует сенсорную базу глухого ребёнка, с одной стороны, и готовит ребёнка к возможности более свободного общения с окружающими людьми с помощью слуховых аппаратов с другой.

Работа на занятиях по развитию слухового восприятия направлена на формирование у детей слухового ощущения, различения и опознавания на слух знакомого речевого материала и восприятие незнакомого материала, т.е. на развитие речевого слуха. В процессе занятий дети учатся воспринимать, опознавать и различать речевой материал и неречевые звучания на всё большем расстоянии.

Работа по развитию речевого слуха, начиная с первых лет жизни ребёнка, направлена на становление слухового образа слова. При правильном восприятии на слух новой единицы или опознании знакомого речевого материала ребёнок должен показать, какие образы возникают у него при прослушивании этого предложения, слова или словосочетания. Ребёнок по предложению педагога может продраматизировать эту ситуацию, перевоплотиться в тот или иной персонаж или выбрать картинку. Продемонстрировать возникший образ дети могут в лейке, в рисунке, аппликации, постройке и п.д.

На занятиях по развитию слухового восприятия педагог предлагает детям составлять, разные предложения с одним и тем же словом или словосочетанием (в разные дни), придумывать разные ситуации с одними и теми же фразеологизмами, поговорками, пословицами. Работа педагога строится таким образом, чтобы при каждом предъявлении ребёнок узнавал что-то новое о предмете, явлении, понятии.

Помимо работы по развитию речевого слуха на занятиях дети учатся слушать, различать и опознавать музыку, бытовые шумы, неречевые звучания.

Одной из основных задач педагога на занятиях по развитию слуховою восприятия является формирование у детей внятной, естественной речи. Работа над произношением ведётся параллельно слуховой: педагог не оставляем без внимания ни одного неправильно произнесённого звука (при его наличии). Произношение исправляется через фонетическую ритмику, чтение, чтение с упреждением и на слух.

При проведении занятия по развитию слухового восприятия педагогу необходимо помнить о следующих важных положениях:

  • при проведении опознавания педагог не называет единицу слухозрительно до тех пор, пока ребёнок не проявит понимание (не укажет на картинку, табличку, игрушку и т.д.);

  • при различении слуховых единиц задания должны быть максимально конкретными и понятными детям, чтобы больше времени оставалось на слуховую работу;

  • при выполнении ребёнком задания (рисунка, постройки, аппликации) педагог «наговаривает» слуховую единицу, а ребёнок обязательно должен давать ответную реакцию;

  • при предъявлении слуховых единиц педагог можем использовать инверсии, отдельные слова из фразы, неожиданные предъявления (слова, фразы, над которыми не ведётся работа на данном занятии);

  • при различении слуховых единиц может использоваться неречевой фон;

  • необходимо избегать очерёдности предъявления единиц: одна и та же слуховая единила может предъявляться несколько раз подряд;

  • при проведении различения слуховых единиц расстояние с каждым предъявлением увеличивается. Педагог называет единицы в ходьбе, стоя за спиной ребёнка, повернувшись к нему спиной и т.д.;

  • при проведении слуховых занятий используется всё пространство класса: таблички и материал к занятию (картинки, игрушки к слуховым единицам) располагаются в разных концах комнаты (на полу, на стене, на столе и т.д.), если ребёнок к этому готов.

  • в течение всего занятия педагог побуждает ребёнка «давать отчёт» о выполненном задании («Я построил красный дом»), используя такие методические приёмы, как выбор и провокация.

  • на протяжении всего занятия максимально используются речевые возможности ребёнка через сопряжённое, отражённое и самостоятельное проговаривание (а не только чтение).


Примерный конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия 3-ий год обучения

Цели занятия:

  1. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении практических заданий.

  2. Развивать слухо-различительную функцию, создавая различные условия для восприятия речевых единиц на слух.

  3. Учить детей опознавать и различать на слух единицы: четыре, сядь, мальчик плачет, квадрат. Формировать слуховые образы слова.

Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

Картинки:

«Мальчик (стоя) ловит рыбу»,

«Мальчик ловит бабочку»,

«Дедушка ловит рыбу».

Цифры от 1 до 5,

Лист бумаги (заготовка), на которой изображены река, деревья на берегу, на небе солнце;

Геометрические фигуры: овал, треугольник, квадрат;

Таблички «сядь», «четыре», «квадрат», «Мальчик ловит рыбу»,

Квадраты двух размеров жёлтого и зелёного цветов, фломастеры, клей, контуры пяти птиц, квадрат, разрезанный на 4 части.

Ход занятия:

  1. Фонетическая ритмика:

ТУмата ТУмата ТУмата ТУмата...

На фонетической ритмике педагог работает с ребёнком над слитностью, ударением и темпом речи. Дети производят круговые движения руками, приседая на ударный слог.

  1. Опознавание.

Сядь - выбор из 3-х табличек, проявление понимания. Четыре - выбор цифры и таблички.

Квадрат - выбор из 3-х геометрических фигур.

Мальчик ловит рыбу - выбор из 3-х картинок.

  1. Различение.

Па различение педагог может предложить ребёнку следующие задания:

Слуховая единица «сядь».

  1. предъявление - Сядь на мяч.

  2. предъявление - Сядь перед шкафом.

  3. предъявление - Сядь за дверью.

(При выполнении ребёнком всех этих заданий педагог следит, чтобы действие было произведено точно, чтобы ребёнок не присел, а именно сел.)

Слуховая единица «квадрат».

1 предъявление - Сделай большой квадрат

(педагог предлагает ребёнку собрать квадрат, разрезанный на 4 части).

2 предъявление - Наклей маленький жёлтый квадрат (педагог даёт подготовленный лист-заготовку и на выбор 2 квадрата).

3 предъявление - Тут дом, дорисуй (педагог указывает на жёлтый квадрат, наклеенный ребёнком ранее на листе-заготовке).

Слуховая единица «четыре».

1 предъявление - Нарисуй тут 4 рыбы (педагог даёт лист-заготовку).

2 предъявление - Наклей 4 птицы (даёт лист-заготовку и контуры 5 птиц).

3 предъявление - Нарисуй 4 цветка около дерева (предлагает лист-заготовку).

Слуховая единица «Мальчик ловит рыбу».

1 предъявление - Демонстрация по картинке (Педагог: «Ты мальчик. Покажи, как. Я думаю, мальчик лежит.) Педагог применяет методический приём «провокация» для того, чтобы ребёнок расширил объём высказывания до фразы «Мальчик стоит и ловит рыбу »).

2 предъявление - Нарисуй «Мальчик сидит и ловит рыбу» (даёт лист-заготовку). Педагог даёт глагол «сидит» для того, чтобы ребёнок вдумчиво относился к образу слова и не скопировал картинку.

3 предъявление - Расскажи, что тут (даёт ребёнку лист-заготовку, который превратился в ходе занятия в картинку с птицами, рыбами и мальчиком, ловящим рыбу).

Примечание. Желательно, чтобы именно это предъявление было последним на занятии, так как рассказ ребёнка прозвучит как своеобразный итог.

У ребёнка в зависимости от его речевого уровня может получиться следующий рассказ: Лето. На небе (светит) солнце. В воде (реке, озере) плавают (4) рыбы. На небе 4 птицы (В небе летают 4 птицы). Под деревом (растут) цветы. Рядом с рекой стоит дом. Мальчик сидит и ловит рыбу.

  1. Подведение итогов занятия.

Педагог хвалит ребёнка (Молодец! Слушал и говорил хорошо!)

Примечания:

А) Ha протяжении всего занятия педагог работает над произношением. Услышав единицу, ребёнок сначала показывает на картинку, затем прочитывает табличку. Педагог работает над произношением через чтение таблички, прибегая при необходимости к элементам фонетической ритмики. Paботa над произношением проводится даже в том случае, если ребёнок неверно различил слуховую единиц) .

Б) Педагог не удовлетворяется односложными ответами ребёнка, добивается полной фразы, используя такие методические приёмы как провокация и выбор.

В) Педагог помнит, ч то последнее слово за ребёнком: любую фразу, составленную или исправленную, ребёнок произносит самостоятельно на своём максимальном произносительном уровне, педагог эту фразу не повторяет.

Литература

  1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.

  2. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1969.

  3. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991.

  4. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ - М., 2004.


© 2010-2022