- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по проведению урока-соревнования по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит
Методические рекомендации по проведению урока-соревнования по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худякова Г.П. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока
преподавателя Худяковой Г.П.
Профессия: Контролер банка.
Дисциплина: «Финансы, денежное обращение и кредит»
Тема: Деньги, денежное обращение и денежная система. Инфляция.
Тип урока: Контрольно-учетный
Вид урока: урок-соревнование.
Цель урока: сформировать ряд общих и профессиональных компетенций.
Задачи:
-
Обучающая: проверка знаний по изученному разделу.
-
Развивающая: развитие умений применять знания на практике, развивать навыки логического мышления.
-
Воспитательная: формирование у студентов коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Формируемые компетенции:
общие - коммуникативные (умение вступать в контакт с людьми, работать в команде, отстаивать свою точку зрения, принимать общее решение, публичное выступление)
профессиональные - умения оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением.
Средства обучения на уроке: - раздаточный материал (тесты, криптограммы и т.д.); мультимедийная установка.
Межпредметные связи: Знания, полученные на занятии необходимы для успешного изучения профессиональных модулей.
Ход урока:
-
Организационный момент: проверка отсутствующих.
2. Приветствие участникам игры.
3. Проведение соревнования:
- «Визитная карточка команды»;
- «Орешек знаний прост»;
- «Выбери меня»;
- «Угадай-ка»;
- «Крепкий орешек»;
- «Криптограммы».
4. Подведение итогов: обработка результатов и выставление оценок.
5. Выдача домашнего задания.
Этапы урока
Содержание работы на уроке
Оснащение урока
Действия преподавателя
Действия студентов
-
Организационный момент
- приветствует студентов;
- представляет тему занятия
- приветствуют преподавателя;
слайд (с темой)
-
Актуализация опорных знаний
- знакомит с планом соревнования;
- предлагает студентам в микрогруппах подготовить название и девиз команды;
- предлагает студентам подобрать каждому термину его определение;
- предлагает студентам выполнить тест;
- предлагает студентам из представленного перечня выражений распределить их на верные и неверные;
- предлагает студентам решить 3 задачи;
- предлагает студентам разгадать криптограмму.
- придумывают название и девиз команды;
- подбирают каждому термину его определение;
- решают тест;
- распределяют выражения на верные и неверные;
- делятся еще на микрогруппы и решают задачи;
- разгадывают криптограмму.
Слайды (с планом занятия и с каждым конкретным конкурсом),
Раздаточный материал
-
Подведение итогов учебного занятия.
- в течение всего соревнования по каждому конкурсу проводит подсчет баллов;
- в конце занятия проводит суммирование баллов;
- выставляет оценки.
- проверяют подсчет баллов
-
Рефлексия.
- предлагает студентам ответить на вопросы:
1) какой конкурс вызвал больше всего затруднений;
2) какой конкурс был самым интересным;
3) какой конкурс был самым легким
- выражают свое мнение по вопросам
- анализирует пробелы в знаниях
-
Выдача домашнего задания
- предлагает домашнее задание
- знакомятся с домашним заданием
Задания из раздаточного материала:
Уважаемые студенты подберите каждому термину его определение
-
Инфляция
-
Денежное обращение
-
Денежная масса
-
Монометаллизм
-
Денежные агрегаты
-
Деньги
-
Золото
-
Стоимость
-
Стоимость денег
-
Банкнота
-
Масштаб цен
-
Бартер
-
Уравнение обмена
-
Денежный оборот
-
Биметаллизм
-
Денежные агрегаты
А) сумма равная платежам, совершаемых физическими, юридическими лицами и государством в наличной и безналичной формах за определенный период;
Б) переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы;
В) расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно номинальному национальному доходу;
Г) виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности;
Д) денежная система, в которой всеобщим эквивалентом являются серебро и золото;
Е) способность денег участвовать в немедленном приобретении товаров, работ и услуг;
Ж) движение наличных и безналичных денег при выполнении ими своих функций;
З) денежная система, в которой всеобщим эквивалентом является или серебро, или золото;
И) совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам и государству;
К) валютный металл;
Л) денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров, работ и услуг;
М) овеществленный в товаре труд;
Н) покупательная способность денег;
О) билет Центрального банка;
П) прямой товарообмен;
Р) всеобщий товар-эквивалент.
Уважаемые студенты!
Ответьте, пожалуйста, на тест, выбрав из перечисленного перечня один верный ответ.
-
Назовите основные виды денежных средств.
А) наличные и безналичные деньги;
Б) рубли, доллары, марки, франки, иены и другая валюта;
В) деньги, денежные ценные бумаги, чеки;
Г) рубли, акции, облигации, ваучеры.
-
Функции денег состоят в том, что:
А) деньги служат для измерения стоимости и накопления сокровищ;
Б) деньги являются средством обращения и средством платежа;
В) деньги выступают как мировые деньги;
Г) все ответы верны.
-
Какое из утверждений относительно денег правильно?
А) деньги - это кристаллизация меновой стоимости;
Б) деньги - это всеобщий товар эквивалент;
В) деньги - это продукт соглашения людей;
Г) деньги - это все вышеназванное.
-
Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные и безналичные деньги?
А) М0;
Б) М1;
В) М2;
Г) М3.
-
Закон денежного обращения определяет:
А) скорость оборота денег;
Б) величину денежной массы;
В) покупательную способность денег;
Г) все - выше перечисленное.
-
Функцией денег является:
А) распределение стоимости;
Б) образование финансовых фондов;
В) средство обращения;
Г) предоставление деловой информации.
-
Что такое инфляция?
А) рост цен на товары, работы, услуги;
Б) повышение цен без увеличения доходов;
В) увеличение цен на товары, не обусловленное повышением их качества;
Г) продажа товаров по спекулятивным ценам.
-
Покупательная способность денег в условиях инфляции:
А) снижается;
Б) повышается;
В) не изменяется;
Г) может повышаться, и снижаться.
-
Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:
А) инфляция избыточного спроса;
Б) стагфляция;
В) инфляция издержек производства;
Г) все ответы неверны.
-
Наиболее защищенными от инфляции являются:
А) лица, имеющие фиксированные доходы;
Б) монополисты;
В) домохозяйства;
Г) владельцы крупных денежных сумм.
-
Кто не страдает и выигрывает от инфляции?
А) государственные и коммерческие банки;
Б) высокодоходные и высокооплачиваемые граждане;
В) торговые, посреднические, снабженческо-сбытовые организации;
Г) заемщики, лица с доходом, растущим быстрее темпа инфляции.
12.Что обладает более высокой ликвидностью:
А) продукты питания;
Б) товары длительного пользования;
В) золотые украшения;
Г) наличные деньги.
13.На стоимость золота влияет:
А) внешний вид золота ( слиток, гранулы, песок и т.д.);
Б) место добычи золота на земном шаре;
В) количество золота в мире;
Г) все ответы верны.
14.Что называют стоимостью денег?
А) курс денежной единицы по отношению к твердой валюте;
Б) количество и качество товаров и услуг, которые можно получить за определенную сумму денег;
В) процент, который берет банк за предоставление денег в кредит на определенный срок;
Г) стоимость эмиссии, выпуска денег.
15.Назовите основные формы денег.
А) рубли, доллары, марки, фунты стерлингов;
Б) банковские билеты, банкноты, купюры, ассигнации;
В) рубли, валюта;
Г) наличные деньги, счета до востребования, чековые вклады, чеки.
16. Какие основные функции выполняют деньги?
А) оплаты покупок, оплаты труда, взаимных расчетов;
Б) меры власти, меры богатства, степени бережливости;
В) средства обращения, меры стоимости, средства накопления;
Г) распределение доходов, регулирование расходов, перераспределение богатства.
17. Что обладает более высокой ликвидностью:
А) продукты питания;
Б) товары длительного пользования;
В) золотые украшения;
Г) наличные деньги.
18.Деньги являются:
А) средством платежа;
Б) средством измерения стоимости;
В) средством накопления стоимости;
Г) всем вышеперечисленным сразу.
19.Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные деньги, безналичные деньги, ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке?
А) М0;
Б) М1;
В) М2;
Г) М3.
20. Инфляция проявляется:
А) в росте общего уровня цен и росте реальных доходов населения;
Б) в росте общего уровня цен и падении реальных доходов населения;
В) в росте реальных и номинальных доходов населения;
Г) только в росте общего уровня цен без изменения реальных доходов.
21.В условиях инфляции наибольшие потери несут:
А) домохозяйства;
Б) предприниматели;
В) лица, получающие фиксированные доходы;
Г) лица, получающие доходы от займов в кредитной системе.
22..Если рост цен на товары не превышает 5% в год и цены различных товарных групп относительно друг друга не меняются, то это:
А) ожидаемая инфляция;
Б) гиперинфляция;
В) галопирующая инфляция;
Г) сбалансированная инфляция.
23.Инфляция означает:
А) падение уровня цен;
Б) повышение покупательной способности денег;
В) обесценивание бумажных денег;
Г) все ответы неверны.
24.Закон денежного обращения определяет:
А) покупательную способность денег;
Б) скорость оборота денег;
В) величину денежной массы;
Г) все - выше перечисленное.
Уважаемые студенты!
Определите верно/неверно данное выражение:
1. Деньги - это кристаллизация меновой стоимости.
2. Первым товаром-посредником было золото.
3. Денежный агрегат М0 показывает массу безналичных денег.
4. Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличных и безналичных формах.
5. Прямой товарообмен - это ликвидность.
6. Эмитентом денег является уполномоченный коммерческий банк.
7.Деньги выполняют роль счетной единицы.
8. Главное свойство денег - это их надежность.
-
Деньги выполняют функции: средства обращения, средства измерения стоимости, средства сохранения и накопления стоимости.
-
Деньги - это язык рынка.
-
Бумажные деньги бывают в виде банкноты, пластиковой карты, казначейского билета.
-
Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.
-
Уравнение обмена показывает соответствие количества денег в обращении их реальной потребности.
-
Денежный агрегат М2 показывает массу наличных денег.
Задача № 1
Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения.
Сумма цен по реализованным товарам - 4 500 млн. руб. Сумма цен товаров, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил - 42 млн. руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили - 172 млн. руб. Сумма взаимно погашающихся платежей - 400 млн. руб. Среднее число оборотов денег за год - 10.
Задача №2
Определите количество денег, необходимых для безинфляционного обращения денег в экономике страны.
Сумма цен реализованных товаров и услуг - 200 млрд. руб., платежи по кредитам - 40 млрд. руб. Товары, проданные в кредит - 60 млрд. руб. Взаимопогашающиеся платежи - 20 млрд. руб. Рубль совершает 8 оборотов за год. Как изменится количество денег в обращении, если:
А) сумма продаж возрастет в 1,5 раза;
Б) рубль совершает 10 оборотов за год;
В) число оборотов сокращается до 5 за год?
Задача №3
Рассчитайте скорость оборота денег.
Денежная масса наличных и безналичных денег - 400 млрд. руб. Валовой национальный продукт - 4 080 млрд. руб.
Уважаемые студенты!
Решение криптограммы состоит в том, что правильно отгадав слова по горизонтали, вы прочтете по вертикали зашифрованное слово, выделенное жирным шрифтом.
Криптограмма № 1
-
Овеществленный в товаре труд.
-
Прямой товарообмен.
-
Основная функция денег.
-
Товар товаров.
-
Вид бумажных денег.
-
Масштаб цен в Российской Федерации.
-
Вид металлических денег.
-
1
2
3
4
5
6
7
Зашифрованное слово обозначает один из видов валютного материала.
Криптограмма № 2
-
Денежная единица любой страны.
-
Подорожание стоимости денег.
-
Платежное средство.
-
Состояние экономики, связанное с одновременной стагнацией и инфляцией.
-
Вид банковского вклада.
-
Обесценение бумажных денег.
-
Всеобщий товар-эквивалент.
Зашифрованное слово обозначает вид коммерческой ценной бумаги.
-
1
2
3
4
5
6
7