• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: «Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента медицинского колледжа»

Статья: «Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента медицинского колледжа»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента медицинского колледжа»


Автор статьи: Преподаватель ГАПОУ МО «КМК» Кондратьева Т.Ю.

Основной задачей преподавателя КМК является осуществление учебного и воспитательного процесса, ориентированного на индивидуальные возможности, личностные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает индивидуальных особенностей студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Задача индивидуального подхода заключается в том, чтобы максимально использовать возможности каждого студента и его индивидуальные особенности в целях наилучшей профессиональной подготовки и всестороннего гармоничного развития.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. Индивидуальный подход в работе проявляется в различных методах и приёмах, основными из них являются: оказание помощи в подготовке к мероприятиям учебной и внеучебной деятельности, конференциям; рекомендации по выбору кружков; проведение индивидуальных бесед по учебной и психологической тематике.

Примеры таких тем:

1. Беседы, направленные на снятие у студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства.

2. Поощрение, психологическая поддержка в период экзаменов у студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память.

3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе, т.к. есть категория студентов, явно переоценивающих свои возможности.

4. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты не решаются обратиться за помощью и поэтому накапливают непонятый материал.
5. Рекомендации студентам отказаться от посторонних увлечений во время учёбы. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.

6. Помощь в адаптации слабых студентов в коллективе группы, налаживании контакта с товарищами по учебе. В целях налаживания связей таких студентов с сокурсниками, куратору необходимо подобрать для них такие поручения, в которых могли бы проявиться их индивидуальные способности. Это повысит авторитет слабых студентов и укрепит их связь с товарищами по группе.

Одной из форм индивидуальной работы является привлечение обучающихся к оказанию волонтерской помощи пациентам отделения сестринского ухода, людям старшей возрастной группы.

Индивидуальное привлечение студентов к проведению конференций, семинаров, лекций-бесед для воспитанников детского сада

Индивидуальное привлечение студентов к проведению творческих мастер-классов и семинарских занятий по ЗОЖ в детском доме №3.

Очень важной является индивидуальная работа с роди­телями студентов. Для работы с родителями широко применяется телефонная связь, общение в соц. сетях, смс оповещение. Прежде всего, необходимо убедить родителей в том, что без их помощи работа по воспитанию студентов будет не столь эффективной. В основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов.

Эти элементы таковы:

  1. Выражение позитивного отношения к студенту: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) уважительно относится к моему ребёнку, ему можно доверить мои заботы и тревоги».

  2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: «но меня беспокоит…». И дальше - суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойства (ведь мы оба уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности.

  3. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения студента.

  4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы.

  5. Готовясь к встрече с семьей студента, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

Определенную роль в учебной деятельности и поведении студента играют также его интересы, склонности, способности, характер, отношение к учебной деятельности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, а также - его темперамент. Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности студентов, мы можем создавать наиболее благоприятные условия для обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать студентам справляться с психологическими трудностями, сохранять учебную мотивацию.

При помощи анкетирования, бесед со студентами и собственного наблюдения мы провели небольшое исследование среди студентов разных курсов Кольского медицинского колледжа. Как видно из диаграммы, результаты исследования типов темперамента студентов показали, что большую часть составляют холерики - 54 % студентов; сангвиники - 25 %; 11 % составляют меланхолики и 10% - флегматики:

Студенты - холерики обладают сильной, но неуравновешенной нервной системой. Холериков отличает высокая самооценка, стремление скрывать свои недостатки, желание быть лидером. На занятиях могут быть невнимательными и не слушать преподавателя.

На втором месте сангвиники - 25 % студентов: Студенты - сангвиники обладают сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Общительны и легко сходятся с незнакомыми людьми. Им свойственен оптимизм и высокая работоспособность, если учебный материал им интересен. Недостатком сангвиников является непоседливость.

11 % составляют меланхолики: это студенты эмоционально неустойчивые, склонные к замкнутости и неуверенные в себе, но они очень ответственны, достаточно медлительны. Малообщительны, предпочитают одиночество и спокойную обстановку. Меланхолики очень ранимы и даже незначительное замечание может вызвать у них слезы и глубокую обиду.

На 4 месте - 10% - флегматики: Студенты - флегматики обладают сильной, инертной, уравновешенной нервной системой. Очень трудно сходятся с незнакомыми людьми. Медлительны, с трудом переключают внимание на новый вид деятельности, с большим упорством добиваются поставленной цели. Самооценка занижена, их отличает скромность и стремление быть в тени. В силу своей медлительности, не могут быстро запомнить, сообразить, сделать.

В процессе индивидуализированного обучения нужно стремиться:

1. У студентов - холериков постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

2. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость, не давать однообразные задания, разрешать непродолжительные перерывы, контролировать при длительном выполнении заданий.

3. На студентов меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Очень важно помочь им войти в коллектив, почувствовать себя защищённым. Меланхоликам нельзя давать сразу несколько заданий, требовать отвечать новый, только что пройденный материал; большую роль при этом играют одобрение, похвала.

4. У флегматика следует развивать активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности. Необходимо создавать спокойную обстановку; не давать сразу несколько заданий; не отвлекать во время выполнения задания; не требовать отвечать новый, только что пройденный материал.

Заключение. Проанализиров психолого-педагогическую литературу, мы подобрали соответствующие рекомендации по тактике поведения преподавателя со студентами различных темпераментов, которые, как мы надеемся, смогут помочь повысить качество знаний и, в целом, успеваемость студентов.

Вывод: Данные методы позволяют более широко раскрыть способности каждого студента, а также развить их общие и профессиональные компетенции. Активное привлечение родителей к сотрудничеству способствует формированию позитивного психологического настроя студентов к учебной деятельности.






© 2010-2022