Инновационные технологии в обучении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маликова Н.А. (г. Санкт-Петербург)

Инновационные технологии и их роль в преподавании профессиональных дисциплин (на примере дисциплины «Электрооборудование промышленных и гражданских зданий»)

При подготовке современных специалистов среднего звена преподаватели профессиональных дисциплин используют различные методы и средства обучения, которые могут быть традиционными (лаборатории, оборудование, приборы, учебники, учебные пособия и т.д.) и инновационными (виртуальные, дистанционные, электронные и т.п.).

Наличие тех или иных средств создает условия для формирования профессиональных компетенций. При обучении профессиональным дисциплинам студенты приобретают определенные навыки, которые конечно же связаны с применяемыми средствами обучения, поэтому наилучший результат можно получить только в случае наличия тесной взаимосвязи между используемыми средствами.

Работая с определенными средствами обучения, студенты впоследствии могут применять и развивать полученные навыки в своей профессиональной деятельности. Каждый преподаватель, обучающий студентов профессиональным дисциплинам, должен не просто владеть средствами образовательного процесса, но он должен преподнести материал с помощью этих средств доступно и понятно.

Повышение качества образования на современном этапе развития общества невозможно без систематического использования инновационных технологий. Инновация, что в переводе с английского означает нововведение, в образовательном процессе представляет собой внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения и образования. В профессиональном образовании главная цель инновационных технологий это подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Задача преподавателей, применяющих инновационные технологии в своей профессиональной деятельности, изменить личность обучающегося по сравнению с традиционной системой образования. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Постоянное совершенствование технических средств привело к значительному прогрессу в сфере информационного обмена, а развитие компьютерных средств, сетей, телекоммуникаций - к появлению информационно-коммуникационных технологий. Преподаватели, применяющие в своей деятельности информационные технологии, совершенствуют профессиональные компетенции, а следовательно повышают качество подготовки специалистов и их востребованность на современном рынке труда.

Из своего опыта могу сказать, что многие преподаватели специальных дисциплин не раз задавались вопросом как построить урок так, чтобы студенты могли усвоить максимум из того что им дается. В связи с тем, что среда, куда уходят наши выпускники постоянно изменяется, наша задача научить студента вписываться в эту среду с минимальными затратами.

Что же для этого необходимо? Во первых выпускник должен быть способным к самообразованию, обладать творческим подходом к любому делу, быть многосторонне развитым человеком.

Для того, чтобы развивать в студенте вышеперечисленные качества преподавателю необходимо быть способным периодически обновлять методы, средства обучения и использовать информационные технологии обучения.

Рассмотрим роль и использование инновационных технологий в обучении на примере дисциплины «Электрооборудование промышленных и гражданских зданий». Преподавание этой дисциплины начинается в первом семестре третьего курса. Студенты еще не проходили производственную практику и не знакомы с оборудованием предприятий и гражданских зданий. Если мы используем только традиционные средства и методы обучения, то привязка учебных знаний, которые студенты получают на обычных уроках, к конкретной профессиональной деятельности происходит только в периоды производственной и преддипломной практики и при проведении практических занятий и занятий по курсовому и дипломному проектированию. Использование же инновационных технологий позволяет сформировать профессиональные знания и качества в процессе освоения.

В процессе преподавания своего предмета я успешно использую личностно-ориентированные технологии - обучение в сотрудничестве, технологии индивидуализации и дифференциации, коллективного обучения.

При проведении занятий по дипломному проектированию я широко применяю технологию индивидуализации. На обычных уроках (лекция с элементами беседы) применяю коллективное обучение с постановкой проблемных вопросов и задач.

При проведении практических работ по «Электрооборудованию промышленных и гражданских зданий» использую обучение в сотрудничестве. Использование этих технологий позволяет активизировать творческую и мыслительную деятельность студентов, прививает интерес к предмету. Результатом применения инновационных технологий является успешная защита практических работ и дипломных проектов.

Я также применяю в своей преподавательской деятельности компьютерные технологии. При проведении уроков использую видеоматериалы, электронные каталоги, компьютерные презентации по общепромышленному оборудованию (насосы, вентиляторы, компрессоры), поточно-транспортным системам. На таких уроках активизируется внимание, восприятие, память и мышление. Студенты наглядно наблюдают те объекты с которыми им возможно придется встретиться после окончания учебного заведения появляется заинтересованность в будущей профессии.

В ходе таких уроков у студентов формируется пространственное и логическое мышление. Использование компьютерных технологий на уроках позволяет преподавателю часть своей работы переложить на компьютер, и сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Нет необходимости при записывании определений и наиболее значимых частей материала повторять текст, так как я вывожу его на экран компьютера. Несомненно урок с использованием компьютерных технологий является более эффективным по сравнению с обычным уроком.

Студенты, которые по тем или иным причинам не могли посещать занятия, могут воспользоваться сайтом техникума «Дистанционное образование». Если возникают вопросы, то можно обратиться ко мне по электронной почте. Также для проверки знаний по определенным темам, студенты могут воспользоваться сайтом Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Список рекомендуемых электронных модулей находится на внутреннем сайте техникума в свободном для студентов доступе.

Таким образом мы видим, что использование инновационных технологий в преподавании профессиональных дисциплин позволяет преподавателю и студенту добиваться запланированных результатов.

Литература:

  1. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях /Социс -2004 - №8

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат, - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005

  3. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие под ред. Л.К. Гребенкиной 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество Россия, 2000 г.


© 2010-2022