ПЛАН открытого интегрированного внеаудиторного мероприятия на тему: «Я - ПОВАР»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рыбницкий политехнический техникум»

ПЛАН открытого интегрированного внеаудиторного мероприятия на тему: «Я - ПОВАР»

ПЛАН

открытого интегрированного внеаудиторного мероприятия

в рамках Республиканского методического объединения

преподавателей спец. дисциплин и мастеров производственного обучения торговли, общественного питания, пищевого производства

на тему: «Я - ПОВАР»

Дата проведения: 20 ноября 2015г.

Группа: № 19

Специальность: 260807«Технология продукции общественного питания»

Время проведения: 11.20 - 12.10

Место проведения: кабинет № 21

Организаторы:

Кириллова Н.Г. - преподаватель спец. дисциплин высшей квалификационной категории,

Алтухова В.А. - преподаватель химии, первой квалификационной категории,

Томина Н.А. - преподаватель физики, высшей квалификационной категории

ПЛАН открытого интегрированного внеаудиторного мероприятия на тему: «Я - ПОВАР»



Рыбница - 2015г.

Методическая цель: Осознание социальной значимости квалификации «Повар» и применение физических и химических явлений с целью формирования устойчивого интереса к своей будущей специальности.

Образовательные:

  • познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с химией, физикой, и другими науками;

  • сформировать понятие личной и общественной значимости специальности «Технология продукции общественного питания»;

  • сформировать понятие необходимости изучения общеобразовательных дисциплин как фактора получения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности;

Развивающие:

  • развивать интерес к познанию профессий в сфере общественного питания;

  • развивать творческие способности, логическое мышление обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • создавать условия для творческой самореализации личности;

  • воспитывать умение работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками;

  • повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучаемых.

Тип мероприятия: интегрированное внеаудиторное мероприятие.

Методы применяемые на мероприятии:

  • дискуссия с элементами беседы,

  • демонстрация опытов,

  • демонстрация презентаций,

  • мастер-класс.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • ноутбук;

  • проектор,

  • презентации;

  • приспособления для опытов

  • химические реактивы,

  • продукты питания,

  • посуда,

  • инвентарь,

  • схема-плакат «Связь кулинарии с другими науками»;

Междисциплинарные связи:

  • Физика: «Основы молекулярно-кинетической теории», «Строение вещества», «Температура, свойства жидкости, кипение»

  • Химия: «Взаимодействие карбоновых кислот и солей», «Углеводы, качественная реакция на крахмал», «Химические свойства солей»

  • Технология приготовления пищи: «Введение в специальность», «Приготовление холодных блюд и закусок».


Сценарий мероприятия:

І. Организационный момент:

ІІ. Объявление темы, целей и задач мероприятия. Мотивация учебно-познавательной деятельности для обучающихся.

-Здравствуйте, уважаемые ребят, и гости нашего мероприятия!

- Мы рады приветствовать Вас на открытом интегрированном внеаудиторном мероприятии «Я-ПОВАР».

- А разговор наш мы хотим начать с притчи, чтобы Вам стало понятно, о чем сегодня пойдет речь.

«Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:

- Учитель - нужнее всего. Без образования прогресс остановится.

- Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, - заявил второй философ.

- Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, - воскликнул третий философ.

Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.

- Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.

- Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело - не искусство. Иди, готовь обед, - рассердился хозяин

Ученик, молча, вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.

Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ - хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: «Поварское дело - не ремесло, а искусство».

Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.

- Поварское дело - не ремесло, а искусство, - говорил хозяин после обеда».

Думаю, Вам понятно, что сегодня мы будем говорить о профессии - повар, которая является основой вашей будущей специальности - «Технология продукции общественного питания».

Идею проведения сегодняшнего мероприятия подсказали нам, сами обучающиеся, которые часто на лабораторных работах говорят: «Вот это, нам нравится, а зачем нам учить математику, физику мы не понимаем».

Поэтому цель нашего мероприятия: познакомить с историей кулинарного ремесла и его значимостью; показать тесную связь кулинарии с химией, физикой, и другими науками. И проведем его мы: преподаватель химии Валентина Афанасьевна, преподаватель физики Надежда Алексеевна и я - преподаватель технологии Надежда Георгиевна.

Алтухова В.А.: - я постараюсь Вам показать, что химия не только интересная наука, но и является основой многих кулинарных хитростей.

Томина Н.А.: - я со своей стороны наглядно продемонстрирую Вам, что, используя знание физики, Вы можете более глубоко изучить и понять явления, наблюдаемые вами в своей профессии.

Кириллова Н.Г: - ну а я, ни много ни мало, постараюсь поделиться с Вами искрой любви к нашей профессии, которая постоянно побуждает нас искать, экспериментировать и постоянно находить, что то новое в приготовлении и оформлении блюд.

ІІІ. Ход мероприятия:

1.Вступительное слово. Из истории кулинарии.

Кириллова Н.Г: В словаре понятие кулинария объясняется так:
Кулинари'я или кулина'рия (от лат. сulina - кухня)- область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи или собирательное название кушаний.

По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифического врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигиены (покровительницы здоровья).

Но по некоторым данным «кулинария» - слово французского происхождения и можно сказать, что французы заслужили это право. Ведь французская кулинария и кулинарные рецепты славятся на весь мир. Вообще изучение кулинарных рецептов различных стран и народов - очень интересное и занимательное занятие. Японское суши, французские устрицы, итальянское спагетти, украинский борщ, грузинское лобио, испанская паэлья, швейцарское фондю - вот самый минимальный список блюд, от одних названий которых уже начинают течь слюнки, и хочется сразу же пойти на кухню и приготовить себе что-нибудь вкусненькое. Но на самом деле, кулинария - это намного больше …

Но в начале, обратимся к истории.

Студент группы № 19:

1: Два миллиона лет назад первый человек появился из стада до-человеческих приматов. Мы начали проходить через важные эволюционные этапы - научились ходить на двух ногах, мозг стал крупнее.

2: Кроме того полтора миллиона лет назад наши предки научились готовить продукты. Готовые продукты легче переварить, безопаснее хранить, и это самый эффективный способ добавления сложных белков в диету раннего человека.

1: Способность готовить пищу стала ключевой в развитии умственных способностей человека. Кулинария открыла разнообразие новых ингредиентов нашим голодным предкам.

2: Ядовитые и несъедобные корни стали съедобными в запеченном виде. Неперевариваемые и твердые части пойманных животных стали нежными и вкусными.

1: Со временем и сам способ нагревания еды претерпел эволюционные изменения. От открытого огня и запекания в углях, доисторический кулинар перешел к различным способам приготовления, поняв, что они также влияют на вкус пищи.

2: Известна история о Наполеоне, который, придя к власти, вызвал к себе повара и сообщил ему, что в его меню никогда не должно быть курицы. Объяснялось это просто. Бонапарт вырос в семье, которая жила на средства, получаемые от переработки кур. В их доме кур готовили на первое и второе, на завтрак, обед и ужин. Повар императора был крайне удивлен. Еще никто и никогда не говорил ему о том, что и как готовить. Когда наутро Наполеон увидел на столе курицу, он тут же позвал к себе кулинара. Тот предложил императору лишь попробовать приготовленное блюдо. Монарх согласился и отломил небольшой кусочек от птицы. Распробовав блюдо, Наполеон больше никогда не давал никаких указаний своему повару.

1: История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возносили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недостойны истинного джентльмена».

2: Взять древних эллинов. В Спарте относились к питанию сдержанно: в походе и на войне надо было обходится простой в приготовлении пищей.

1: А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок - в овце, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.

2: Удивительно ли, что позднее в Древнем Риме поварское искусство достигло расцвета именно при помощи поваров - греков! С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома.

1: Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие.

2: Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия.

1: При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Франция и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по кулинарной части.

2: Учебники, по которым будем учиться мы, основаны в основном на русской кухне. Сегодня русская национальная кухня - самая разнообразная в мире. Одних щей в ней насчитывается более 60!

1: И все же блюдо, какой бы кухни Вы не готовили нужно очень много знать, ведь технология приготовления пищи это наука, опирающаяся на достижения других наук.

2: Каждое новое блюдо нужно сотворить: а вдруг не получится? Не зря кулинарию называют искусством: она требует и терпения и вдохновения. Настоящий повар - это талант, которым наделен не каждый человек. Повар - это тот же художник - творец-кудесник-фантазер. В его руках обычные продукты превращаются в произведения искусства, доставляя людям радость и удовольствие.

Кириллова Н.Г: Послушав мнение девушек, мы можем сказать. Что кулинария с одной стороны - искусство, а с другой стороны - наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и других отраслей естествознания. Можно научиться и печь, и варить, и вырезать из овощей и фруктов целые композиции. Нужно лишь иметь определенные знания в этой области и желание.

А с каким желанием Вы пришли учиться, мы увидим, посмотрев презентации на тему «Почему Я выбрал профессию ПОВАР!» подготовленную студентами группы №19.

2.Презентация профессии.(10 мин)

3.Слово преподавателю химии.(10 мин)

Уважаемы студенты, сегодня мы с вами ответим на вопрос: как связана химия с продуктами питания? Можно привести много примеров применения химических веществ в кулинарии. Например: вещество глицерин применяется не только для смазывания кожи рук, но и в качестве добавки к кремам в кондитерском производстве, для того, чтобы они не испарялись при комнатной температуре.

Рассмотрим некоторые химические процессы, которые применяются в кулинарии:

1. Опыт с шаром.

2. Яйцо в уксусе.

3. Коко-кола с молоком.

4. Молоко с уксусом.

5. Проверка томата и йогурта на крахмал.

6. Икра из желатина.

Кириллова Н.Г: Давайте, пока готовится преподаватель физики удивлять Вас, наши историки раскроют еще несколько фактов из истории кулинарии.

1.Любимый всеми салат «Оливье» был изобретен в 1860-е годы поваром-французом Люсьеном Оливье (1838-1883) - московским ресторатором, владелицам трактира «Эрмитаж» на Трубной площади. Здание трактира сохранилось, это дом 14 по Петровскому бульвару, угол Неглинной, сейчас в нем помещается издательство и театр. Во Франции и Турции разные упрощенные варианты этого салата, появившиеся в эмигрантской среде после 1917-го года, до сих пор называются «Русский салат» и он весьма популярен.

2. Русские обогатили французскую кулинарию словом «bistro», произошедшим от русского «быстро». А произошло это когда победившие Наполеона русские войска дошли до Франции, на оккупированной территории пьяные русские казаки, вваливаясь в разные забегаловки, орали «Быстро! Быстро!», стуча кулаками по стойке и торопя и без того напуганных французских кабатчиков. Вот только тогдашние русские военные, в отличие от нашего времени, не были стеснены в денежном довольствии, потому до грабежей никогда не опускались, по-русски широко демонстрируя свою щедрость. Уловив, что русские солдаты не только громко требуют, но еще и хорошо платят, а, зачастую, и «забывают» брать сдачу, владельцы заведений вскоре стали вывешивать завлекательные для русских оккупантов вывески, написанные на французский лад: «BISTRO».

1.В 19 в. В Англии Антонен Карем - «Повар королей и король поваров»

как его называли, повар Георга Уэльского ввел новый способ сервировки - a la russe вместо a la francaise. Отличался от тем, что при сервировке по-французски все блюда ставились на стол одновременно, горячие - на жаровнях или спиртовках. Гости наполняли свои тарелки сами. Неудобство этого способа заключалось в том, что есть, приходилось не то, что хочется, а то, что ближе стоит; просить дальнего соседа передать блюдо, с другого конца стола, было не всегда удобно. Русский способ - это когда на столе стоят лишь холодные кушанья и фрукты. Горячими блюдами обносят гостей лакеи; зная меню всего обеда, гость может выбрать еду по вкусу. Сервировку a la russe привезли в Париж из России повара, которым довелось работать у знатнейших русских вельмож, но во Франции она не прижилась: ее недостатком считалось то, что по дороге с кухни кушанье остывает.

2. Каша была когда-то обрядовым блюдом на Руси. При заключении мирных договоров, договаривающиеся стороны должны были вместе сварить и съесть ее.

4.Слово преподавателю физики.(10 мин)

Как часто приходиться слышать на уроках физики возмущенные слова, - «А зачем поварам физика?» Понятно, для получения полного образования или для общего развития.

Обычно физику вы видите строгой, официальной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимание, но что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет ее. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал, связанный с другими предметами.

Изучение законов физики, помогает нам ответить, например, на такой вопрос:

- Почему в стакане с горячим чаем кусочек сахара растворяется быстрее, чем в стакане с холодной водой?

-Что быстрее остывает суп или компот? А если помешать? Подуть?

И еще на многие и многие «ПОЧЕМУ».

И поэтому хочется самостоятельно исследовать окружающий нас мир и попутешествовать в «Стране физики».

Путешествие в эту замечательную страну с открытиями и изобретениями мы будем совершать на кухне. Именно на кухне, на каждом шагу, нас ожидают чудеса и удивительные явления.

Интересно разобраться в том, на чем основаны кулинарные приемы и практические советы, выработанные многими поколениями. Многие советы и рецепты основаны на целом ряде физических законов и явлений.

Опыт 1:

Почему чайник «шумит», перед тем как закипеть, а также тогда, когда начинает остывать?

(Ответ: При нагревании пузырьки воздуха как более легкие, вытесняются окружающей водой вверх. Здесь они попадают в воду, температура которой ниже. Пар в пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под давлением окружающей воды с легким треском смыкаются. От этих многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы слышим перед закипанием.)

Опыт 2

Почему, когда режут хлеб или мясо, то двигают нож взад-вперед, а когда режут сыр или масло, то только давят на нож?

(Ответ: Движение ножа взад-вперед связано с тем, что чем острее нож, тем легче им резать. Когда на нож просто давят, то его режущим сечением является сечение, перпендикулярное ножу. Когда нож движется, его режущее сечение наклонное и более острое. Чтобы разрезать сыр или другие вязкие продукты, на нож приходится просто давить. Сила трения между поверхностями сыра и ножа велика, поэтому нож двигать трудно).

Опыт 3:

(Опыт с перегретой водой)

Опыт 4:

(Опыт с надутым шаром без воды и с водой). Почему пустой надутый шар лопается над огнем, а с водой нет?

(Ответ: Воздух имеет малую теплоемкость, а вода большую теплоемкость. Поэтому часть теплоты тратится на нагревание воды и шар не лопается.)

Опыт 5: (С двумя стаканами с маслом и водой -перетекание масла и воды) Почему так происходит?

(Ответ: Масло и вода имеют разные плотности, поэтому вещество с меньшей плотностью стремится переместиться вверх)

Опыт 6: молекулярная кухня

5. Мастер-класс по изготовлению салатов. Изготовление салатов студентами группы «Проба пера».(10мин.)

IV. Подведение итогов:(

Мнение обучающихся о мероприятии.

Поощрение обучающихся за активное участие.

План мероприятия составлен:

преподавателем спец. дисциплин,

высшей квалификационной категории______________Н.Г.Кирилловой,

преподавателем физики,

высшей квалификационной категории______________Н.А.Томиной,

преподавателем химии,

первой квалификационной категории_______________В.А.Алтуховой.

© 2010-2022