- Преподавателю
- Другое
- Разработка учебного занятия по основам философии Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Разработка учебного занятия по основам философии Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабынин С.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: Основы философии.
Учебное занятие № 1-2
Тема учебной программы:
Вводное занятие.
Тема учебного занятия:
Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Цели учебного занятия:
1. Показать характер философского знания и задачи философии.
2. Раскрыть значение философии как науки, показать систему философских знаний как предмета.
3. Способствовать формированию научного подхода к философии как к предмету, развитию критического мышления.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Лекция с элементами беседы.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Словарь терминов и понятий по основам философии.
Дидактический материал.
Литература:
1. Горелов А.А. Основы философии,- М., Академия, 2010.
2. Малышевский А.Ф. Введение в философию,- М., 1997г.
3. Философский энциклопедический словарь,-М.: ИНФРАМ, 2009.
Интернет-ресурсы:
nibiryukov.narod.ru
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№
п/п
Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы
Время мин.
I
Этап организации занятия.
2
II
Этап актуализации.
3
III
Этап изучения и первичного закрепления нового материала
34
IV
Этап контроля и самоконтроля.
3
V
Этап информации о домашнем задании.
1
VI
Этап рефлексии.
2
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
-
Проверка списочного состава.
-
Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации.
-
Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия.
(слайд №2)
-
Эпиграф (слайд №3):
«Философия - эпоха, схваченная в мыслях».
/ Г.Гегель/
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770 -14 ноября 1831) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
III. Этап изучения и первичного закрепления нового материала.
- Обучающиеся работают над конспектом.
3.1 Понятие и задачи философии.
(слайд №4)
-
Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово "философ" впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства. Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов.
Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
-
Основная специфика философии как теоретической формы мировоззрения заключается в ее двойственности: с одной стороны она имеет много общего с научным знанием - предмет, методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой, различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем.
Выводы: Результатом этого выступают другие особенностями философского знания, состоящие в том, что оно:
- содержит базовые мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях научного знания;
- включает в себя не только объективное знание, но также нравственные и эстетические ценности;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса.
3.2 Предмет философии. Три взгляда на предмет философии.
(слайд №5-7)
-
Предмет философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути, все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы); на следующем этапе (в условиях обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к человеческой субъективности, к внутреннему миру человека.
Аристотель (384 до н. э. - 322гг. до н. э.) - древнегреческий философ.
Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского.
В 334 г. до н. э. основал Ликей (лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
-
Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Философия - «сверхнаука» («наука наук»).
-
Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности
Философия - «недонаука» (наука в «зародыше»). -
Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира
Философия - «метанаука» (рефлектирующее знание).
Рефлексия (лат. reflexio, отражение) - анализ собственных мыслей
и переживаний, мышление, направленное на самоё себя, самопознание.
Бертран Артур Уильям Рассел (18 мая 1872 - 1970 гг.) - британский философ, общественный деятель и математик.
Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.
Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Рассел считается одним из главных основателей английского неореализма, а также неопозитивизма.
Выводы:
- Наука - объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Другими словами,
наука стремится создать картину мира, каким тот был бы, если бы нас в нём вообще не было. Следовательно, наука представляет нам не реальный мир (ибо в реальном мире мы как раз есть!), а лишь некий «срез» (модель) реального мира.
- Философия - тем и отличается от науки, что не отвлекается от субъективного. Напротив, философия стремится создать картину мира, которая не просто учитывает факт нашего бытия в мире, но именно его: наше бытие в мире (или, иначе выражаясь, субъект объектные отношения) и делает своим специфическим предметом.
3.3. Три раздела философии.
(слайд №8-11)
- Обучающиеся работают со словарём терминов.
Онтология (греч. сущее слово, понятие) - раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
Метафизика (греч. то, что после физики) - философское учение о
сверх опытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
Гносеология (греч. знание, познание, слово, понятие) - теория познания,
раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.
Эпистемология (греч. знание, слово, понятие) - теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.
Этика (греч. относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) - раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.
Аксиология (греч. слово, понятие) - учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии
ценностного мира, его онтологический статус и способы познания,
природу и специфику ценностных суждений.
3.4. Три философские традиции. Периодизация западной философии.
(слайд №12-13)
Индийская философия Китайская философия Западная философия
Философия возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира - Греции, Индии и Китае. Это VII-VI вв. до н. э.
Древние мудрецы размышляли и вели нескончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, пришли и куда идем и т. п.
Периодизация западной философии.
1. Античная философия (VI в. до н.э. - III в. н.э.)
-
Ранняя античная философия (VI-V вв. до н.э.)
-
«Высокая классика» (конец V - IV вв. до н.э.)
-
Эллинистическая философия (конец IV - I в. до н.э.)
-
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
-
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
-
Патристика (IV-VIII вв.)
-
Схоластика (XI-XIV вв.)
-
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
-
Новая философия (XVII -первая треть XIX в.)
-
Начальный период (XVII - начало XVIII в.)
-
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
-
Немецкая классическая философия (конец XVIII - первая треть XIXвв.)
5. Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Вопросы для закрепления:
-
Что такое философия?
-
От каких слов происходит название этой дисциплины?
-
Как они определяются?
-
Каков предмет философии?
-
Что такое рациональность, из чего она складывается?
-
Каковы требования к определению понятий?
-
Из какой отрасли культуры, и каким образом произошла философия?
3.5 Учебники и учебные пособия.
(слайд №14 -15)
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Выводы и замечания по ходу занятия.
- Оценка работы обучающихся на занятии.
V. Этап информации о домашнем задании.
(слайд №16)
- Учебник (введение), конспект, основные понятия по теме.
VI. Этап рефлексии.
(слайд №14)
Ответь одним предложением
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
Преподаватель________________Бабынин С.А.