Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка



Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения книг. Преподавание занятий в 2014 - 2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1) ФЗ от 25. 12.2012 г., № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2) Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвёрждённого приказом

Минобрнауки РФ от 06.10.09 г. № 373 ,

3) Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

4) учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014 - 2015 уч. год в рамках ФГОС НОО, утвержденного приказом МО и ПО РО от 11.05.2012г. №387,


Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) об щего образования».

- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.



Цель программы:


- создание на практике условий для развития читательских умений интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.


Задачи:


Обучающие:

• развитие интереса к литературному чтению как к учебному предмету;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развитие мотивации к изучению литературного чтения;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой







2. Общая характеристика курса


Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство литературы, раскрыть многие ее "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "В мире книг", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.


Ценностные ориентиры курса :

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.



3. Место курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на реализацию курса «В мире книг», в 4 классе отводится - 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа, запланировано 34 часа.

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2014-2015 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2014-2015 учебном году (23. 02.2015, 9.03.2015, 01.05.2015г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2014-2015 уч.году будет реализована в объёме 34 часов, так как не совпадают с праздничными днями.


4. Содержание учебного предмета.


п/п

Тема раздела

Кол-во часов


Содержание


Практическая работа

1

Страницы старины седой

(4 ч)


Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления

Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,

«Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака отличать былину от сказки распознавать особенности построения фольклорных форм.


2

Крупицы народной мудрости


(4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожар-

ский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление

постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в раз-

ныхизданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, эн-

циклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц

по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги

«Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-

стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

читать по ролям литературное произведение; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; ·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом:

восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

3

Мифы народов мира


(2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-

тайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

·ориентироваться в содержании текста,

понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию . ·использовать простейшие приёмы анализа


4


Русские писатели-сказочники



(4 ч)


Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,

М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений

(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение

А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о пи-

сателях-сказочниках (проектная деятельность).


· читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; ·ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

5

«Книги, книги, книги…»


(4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг

по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники

и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами.

пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами.

6

Книги о детях и для детей


(3 ч)

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,

Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Вы-ставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление

списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,

А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; ·ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов


7

Словари, справочники, энциклопедии


(3 ч)

«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объ-

ясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?

Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахожде-

ние ответов в книгах-справочниках.

Узнают: о орфографическом, толковом, словаре

синонимов, этимологический. Выставка словарей.

Научатся: составление вопросов и нахожде-

ние ответов в книгах-справочниках

8

Родные поэты


(3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;


9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания


(4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,

людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанраи

темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об

А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой

книге.

Узнают о: книгах -сборниках «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,

людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанраи

темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об

А.П. Чехове».

Выпускник получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет 1 );

10

Мир книг

(3 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк

В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».

Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами



Итого

34 часа.














5. Тематическое планирование.



п/п

Раздел

Кол-во часов


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Базовый и повышенный уровни

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Страницы старины седой

(4 ч)


Базовый уровень:

Выпускник научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака отличать былину от сказки распознавать особенности построения фольклорных форм.

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (былина, летопись структура текста, герой, автор) и средств



Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- отличать истинную вежливость от показной;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

- различать описания разных стилей - делового и художественного;

- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

- анализировать словарные статьи;

- реализовывать словарные статьи к новым словам;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- различать общение для контакта и для получения информации;

- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

- называть основные признаки текста, приводить их примеры;

- называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

- анализировать типичную структуру рассказа;

- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

- объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.





2

Крупицы народной мудрости


(4 ч)

Базовый уровень:

Выпускник научится: читать по ролям литературное произведение; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; ·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом:

восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться:·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; ·создавать иллюстрации по содержанию произведения; ·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; ·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

3

Мифы народов мира


(2 ч)

Базовый уровень:

Выпускник научится:

·ориентироваться в содержании текста,

понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию . ·использовать простейшие приёмы анализа

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться:

·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

·создавать иллюстрации по содержанию произведения;

·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

4

Русские писатели-сказочники


(4 ч)

Базовый уровень:

Выпускник научится:; · читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; ·ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться: ·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ·выделять не только главную, но и избыточную информацию; ·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; ·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; ·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; ·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ·делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,дома и т. д.




5

«Книги, книги, книги…»


(4 ч)

Базовый уровень:

Научатся: пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами.

Повышенный уровень:

Могут научиться: - писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

-выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

- работать с детскими газетами и журналами.


6

Книги о детях и для детей


(3 ч)

Базовый уровень:

Выпускник научится·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; ·ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов

Повышенный уровень:

Могут научиться: - составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;



7

Словари, справочники, энциклопедии


(3 ч)

Базовый уровень:

Узнают: о орфографическом, толковом, словаре

синонимов, этимологический. Выставка словарей.

Научатся: составление вопросов и нахожде-

ние ответов в книгах-справочниках

Повышенный уровень:

Могут научиться: - составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;



8

Родные поэты


(3 ч)

Базовый уровень:

Выпускник научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет 1 );


9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания


(4 ч)

Базовый уровень:

Узнают о: книгах -сборниках «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,

людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанраи

темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об

А.П. Чехове».

Повышенный уровень:

Выпускник получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет 1 );



10

Мир книг

(3 ч)

Базовый уровень:

Научатся: пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами

Повышенный уровень:

получит возможность научиться:

·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать суждение;

·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного

произведения;

·делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.



Итого

34 часа.





6. Календарно-тематическое планирование.

Дата


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Требования результату


По плану

Фактически

I четверть (9 часов)

Страницы старины седой (4 ч)


Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси.

Ученик научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака отличать былину от сказки распознавать особенности построения фольклорных форм.


1

02.09


Былины. Былинные богатыри.

1


2

09.09


Книги Древней Руси. Первые библиотеки.

1

3

16.09


Библия. Библейские предания.

1

4

23.09


Творческая работа: история книги.

1




Крупицы народной мудрости (4 ч)


Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожар-

ский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление

постера (стенда) с собранными материалами.







Ученик научится: читать по ролям литературное произведение; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; ·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом:

восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.


5

30.09


Героические песни о героях России.

1

6

07.10


С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

1

7

14.10


Русь великая в произведениях фольклора.

1

8

21.10


О героях России…

1




Мифы народов мира (2 ч)

1

9

28.10


Мифы народов мира.

1

10

11.11


II четверть (7 часов)

Мифологические герои.

1




Русские писатели-сказочники (4 ч)


11-12

18.11

25.11


Мир сказок: сказки народные и авторские.

2

13

02.12


Книги со сказками русских писателей-классиков.

1

14

09.12


Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»А.С. Пушкина.


1




«Книги, книги, книги…»(4 ч)


Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг

по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).


Ученик Научится: пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки

народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни

с «бродячими» сюжетами.


15

16.12


Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги справочники.

1

16

23.12


Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1

17

13.01


III четверть(11 часов)

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

1

18

20.01


Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1




Книги о детях и для детей (3 ч)


Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,

Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Вы-ставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление

списка.

Читальный зал.

Ученик научится:

·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; ·ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения;

19-20

27.01

03.02


Проект: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

2

21

10.02


. Дети - герои книг писателей XIX века.

1




Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)


«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объ-

ясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?







Ученик Научится: составление вопросов и нахожде-

ние ответов в книгах-справочниках

Ученик научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;





22

17.02


«Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра конкурс «Объясни слово».

1

23

24.02


Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1

24

03.03


Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работасо справочной литературой.

1




Родные поэты (3 ч)


25

10.03


Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1

26

17.03


Читаем и слушаем стихотворения о Родине

1

27

24.03


Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1




Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)


28

07.04


IV четверть(7 часов)

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

1

29

14.04


Творческая работа: очерк о своей школе, о своём хуторе или о любимой книге.

1

30

21.04


Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго,Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

1

31

28.04


Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях».

1









Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк

В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».


Ученик Научится: пользоваться справочным аппаратом книг, классифицировать книги по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Узнают о : структурае энциклопедии и книги-справочника.






Мир книг (3 ч)




32

05.05


Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

1

33

12.05


Детские газеты и журналы.

1

34

19.05


Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы,

подготовленные презентации.

1









7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (М., 2009)

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы(1 - 4) (М., Просвещение, 2009 г.)

  3. Учебник «Литературное чтение» 4 класс. Авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) (доработанный вариант); (М., «Просвещение», 2011 г.)

  4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс». (М., «Просвещение», 2011 г.)

  5. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по чтению. (М., «ВАКО», 2010)




school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации


school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Экранно - звуковые пособия и технические средства обучения:

Печатные пособия.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.


Демонстрационные пособия.

Наглядные пособия для изучения: портреты писателей и художников, картинная галерея. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса.

Информационно - техническое обеспечение

  1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

DVD диск.

  1. Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран мобильный компьютерный класс.

  2. Презентации.

  3. Интернет ресурсы:

«Результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, метапредметные и предметные) освоения курса и система их оценки)»


Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- отличать истинную вежливость от показной;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

- различать описания разных стилей - делового и художественного;

- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

- анализировать словарные статьи;

- реализовывать словарные статьи к новым словам;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- различать общение для контакта и для получения информации;

- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

- называть основные признаки текста, приводить их примеры;

- называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

- анализировать типичную структуру рассказа;

- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

- объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,дома и т. д.





























СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей филологов. ______________(подпись)

МБОУ Елкинской СОШ Прилукина С.Н.

от 28 августа 2014 года № 1 « 29 » августа 2014 года

_________________________

(подпись рук. МО)

Янченкова Т. В (ФИО)


35


© 2010-2022