- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Социализация детей с ОВЗ посредством организации исследовательской деятельности
Статья на тему Социализация детей с ОВЗ посредством организации исследовательской деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Г.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социализация детей с ОВЗ
посредством организации исследовательской деятельности
В свете современной образовательной направленности образованный человек - это не столько «человек знающий», сколько человек, подготовленный к жизни, способный к саморазвитию, ориентирующий в сложных проблемах современности. А образованный человек с особыми возможностями здоровья? Ведь на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья, особенно у детей и подростков.
Помочь личностному становлению учащихся с ОВЗ - задача не только нашей инклюзивной школы №7 г. Мичуринска (директор Л.И. Рыбальченко), которая уже много лет работает в адаптивном режиме, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей.
Считаю, что одним из необходимых и идеальных средств достижения самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация - это организация их исследовательской деятельности.
Не удивляйтесь! Ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Однако надо учитывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В нашей школе наработана система развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса. В конкурсах проектных, исследовательских работ, тематических выставках, концертах самодеятельности активно принимают участие дети с ОВЗ и их родители. Исследовательская деятельность проходит и через Уроки Добра (Любви) в начальном звене, Уроки Мужества (Веры) в среднем звене, дискуссионный марафон (Надежды), через организацию добрых и полезных дел. Мы ориентируем ребят на поиск истины, укрепление духа добра, восхищение красотой и Премудростью Божьего мира, осознание человеческого достоинства, ответственное понимание и принятие основ гуманизма, свободы, социальной справедливости, направляем их на ведение бесконечного внутреннего диалога о своем предназначении и смысле жизни. На психологических часах ребята исследуют и обсуждают проблемы:
-
Хорошо ли быть добрым человеком? (1 класс);
-
Трудолюбие - неукоснительный закон существования? (2 класс);
-
Без дела жить - только небо коптить? (3 класс);
-
Берегите друг друга, на Земле жить нам вместе. (4 класс).
-
Кто герой нашего времени? (5 класс);
-
Мои права и права других людей. Обязанности человека. (6 класс);
-
Каждый хочет любить и быть любимым? (7 класс);
-
Жизнь, зачем ты мне дана? (8 класс);
-
Кто виноват, когда не везёт? (9 класс);
-
Как быть счастливым, когда нам кажется, что мы несчастны? (10);
-
Можно ли жить в ладу с собой и миром? (11 класс).
Так для детей с ОВЗ создаются исследовательские разноуровневые микрогруппы (2-5 человек), где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.
Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Проблематично - с нарушением интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с комплексными нарушениями развития, хотя они вполне успешно могут заниматься музыкой, декоративно-прикладным творчеством, спортом.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Критерии определения образовательного маршрута прописывают специалисты ПМПК. Они обязательно должны указать условия, при которых этот маршрут может быть реализован. Только в этом случае ребенок с ОВЗ, в том числе ребенок-инвалид, может быть адаптирован в среде образовательного учреждения.
Возможно лучше, если сопровождать исследовательскую деятельность будет педагог-психолог, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью. Ему легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение. Безусловно, и педагог может успешно сопровождать научно-исследовательскую деятельность детей с нарушениями в развитии. Только помните:
-
эти дети не в сочувствии и ухаживании нуждаются, а хотели бы чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми, хотели бы, чтобы в них мы верили;
-
диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода, тем более что дети с особенностями здоровья, как правило, ранимы, высоко критичны к себе, быстро утомляемы;
-
необходимо психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но Вам под силу их преодолеть;
-
не опускайте руки при первых же неудачах, попытайтесь понять их причины;
-
надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;
-
не торопите, не сидите «над душой», но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка, похвала - необходимы;
-
будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;
-
целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, надо отдать должное их терпению, вере в перемены к лучшему и огромное желание помогать своим детям развиваться и совершенствоваться.
Такой подход не только позволит лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Хочу сделать акцент, что необходимо уделять особое внимание смысловой стороне, тематике детской исследовательской деятельности. И не культивируйте «лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры». Россия всегда была сильна духом товарищества.
Инклюзив, в моем понимании, это пространство, где комфортно всем его участникам. Такую среду необходимо формировать. В нашей школе наработана система сопровождения развития участников образовательного процесса «Чтобы входящие видели свет»:
-
модуль для педагогов «С любовью и болью о человеке»,
-
модуль для учащихся «Будь Человеком»,
-
модуль для родителей «Путь к пониманию»,
в рамках которой, обсуждаются и осуществляются согласованные действий всех участников образовательного процесса, в большинстве единомышленников: со-присутствие, со-действие, со-чувствие, со-переживание, со-страдание, со-участие, со-причастие.
От сердца к сердцу передается опыт и мастерство. Подлинные гениальные произведения создаются на языке души и всегда направлены на созидание. В доброй и полезной деятельности раскрываются глубинные способности детей. Необходимо лишь искреннее стремление побудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности, пробуждать ответственность за поступки и помыслы, взращивать в человеке ЧЕЛОВЕКА.
Попова Галина Александровна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска