Разработка урока самопознания Учимся слышать музыку природы (5 класс)

Этот урок можно проводить как на уроках музыки, так и на классных часах в целях раскрытия красоты природы через звуковые образы, умения слышать и слушать "музыку природы" и воспитание ценностного отношения к природе. Обязательным элементами урока самопознания являются: позитивный настрой, обсуждение цитаты для подведения к теме урока, подарок учителя (рассказ или видеоролик) с последующим обсуждением по вопросам к тексту, творческая деятельность учащихся, которая может проводиться также и в гр...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

школа-лицей № 250











Открытый урок






Предмет: Самопознание

Тема: Учимся слышать музыку природы

Класс: 5 «А»

Учитель: Сарсенбаева Г.Ж.


Тема: Учимся слышать музыку природы

Цель: дать представление о музыке через раскрытие звуковых образов

окружающего мира

Задачи: - раскрытие красоты природы через звуковые образы»;

- развитие умения слышать и слушать «музыку природы»;

- воспитание ценностного отношения к природе.

Ресурсы и оборудование: интерактивная доска, плакат, маркеры,

слайды, клип-караоке «Неприятность эту мы переживем»,

мелодия - Волшебная композиция «Хрустальная грусть»,

видеоклип «Мелодии лета», «Вальс цветов» П.Чайковского

  1. Позитивный настрой

Под звуки мелодии - Волшебная композиция «Хрустальная грусть» учитель читает текст «Прогулка в лес»

Прогулка в лес

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас.

(пауза на 1-2 минуты)

Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

Анализ по вопросу:

Расскажите о своих ощущениях и чувствах…


  1. Цитата урока

Любовь к природе начинается с понимания,

с умения общаться с нею, слушать и видеть ее.

В.Толстых

- Объясните смысл изречения

  1. Подарок учителя (пересказ текста)

Разбуженный соловьями

Дело было в летнем лагере. С самого утра во всех уголках лагеря то и дело слышалось:

- Селюжонок! Заправь койку!

- Селюжонок! Перестань барабанить ложкой по тарелке!

- Селюжонок! Опять ты залез на дерево!

Дети усмехались, услышав имя Селюжонка. Это все он! Ну кто же еще может быть кроме него! А Селюжонок был невозмутим. Ни на что не реагировал. Когда его ругали, он не опускал глаза, а стоял равнодушно, как будто это не ему говорили. Все пропускал мимо ушей. Смотрел куда-то и улыбался своим мыслям. Его ничто не задевало.

Селюжонок тащил все, что попадется под руку, все, что плохо лежало. Он как сорока, которая тащит все подряд в свое гнездо. Надо или не надо. Нет, он не воровал. Просто тащил предметы, которые лежали у него без всякого применения. Никто не знал ,что с ним происходит, что у него в душе. Он был как загадка. Не знаешь, печален он или зол, весел или чем-то обижен.

Но однажды в кружке лепки руководитель Светлана Николаевна обнаружила пропажу пластилина - весь запас кружка. Быстро побежала к начальнику лагеря.

- Позвать Селюжонка! - закричал начальник лагеря.

- Зачем ты взял пластилин?

- Я не брал - спокойно ответил мальчик.

- У тебя руки в пластилине.

- Это грязь.

- Я тебя в последний раз спрашиваю? - закричал учитель. Но Селюжонок уже смотрел на муху, которая ползла по стене.

- Иди! - устало проговорил начальник лагеря.

Селюжонок всегда спал крепко. Но в эту ночь он вдруг проснулся от свиста.

Он сел, оглянулся. Никого не было. А свист все не утихал. Потом он понял, что это пели соловьи. Он рассердился на них, что они не дали ему поспать, натянул брюки и подошел ближе к окну. В кармане брюк лежал тяжелый камень. Селюжонок легко перемахнул через подоконник. Соловьиный оркестр умолк. Теперь пел только один соловей, да так звонко и красиво, что Селюжонок боялся пошевелиться, чтобы не спугнуть сказочное пение соловья. Соловей пел так громко, что было удивительно, как он не разбудил других детей. Селюжонок подошел к дереву и стал слушать. Соловей пел совсем рядом, но разглядеть его не удавалось, как будто он одел шапку-невидимку. Селюжонок так и простоял не двигаясь, слушая прекрасную мелодию. Когда уже стало светать, Селюжонок обрадовался, что вот теперь он увидит этого соловья. Но сколько он не вглядывался, так и не смог посмотреть на него. Селюжонок вспомнил о камне, который все это время держал в руках. Это был тот самый зеленый пластилин. И ему в голову пришла идея - вылепить соловья. Сначала пальцы его были неуклюжими, неловкими, но потом как по невидимой нити руки сами сделали свое дело. Вот и все. Селюжонок смотрел на соловья и улыбался.

Утром Селюжонок показал руководителю кружка Светлане Николаевне свое творение. Светлана Николаевна сначала хотела его отругать, но потом, увидела в руке его работу. Она смотрела то на Селюжонка, то на соловья. А потом спокойно сказала:

- Приходи в кружок. Будешь учиться лепить.

С тех пор, Селюжонок совсем переменился. Его было трудно узнать. Он с интересом работал в кружке. Занимался с интересом. Лепил оленей, кроликов, собак, козликов. Пение соловья помогло разбудить в душе мальчика нечто такое, о чем никто даже и не подозревал. Вскоре в лагере открылась выставка работ детей кружка. Любопытные разглядывали и обсуждали работы своих товарищей. И вдруг кто-то крикнул?

- смотрите! Селюжонок вылепил соловья! Все ринулись к его работе. Дети восторженно говорили о соловье:

- Похож!
- Очень похож, как живой!

Никто из ребят не видел настоящего соловья и все почему-то думали, что он зеленый и большекрылый. А Селюжонок стоял в сторонке и с удивлением слушал, что говорят ребята. И ему казалось, что это не о нем говорят, а о ком-то другом. И этот другой нравился ему все больше и больше. В эту ночь Селюжонка опять разбудил соловей. И мальчик решил, что нечестно слушать пение соловья одному и разбудил всех ,чтобы они тоже послушали красивую мелодию .


Анализ по вопросам:

  • Почему автор называет Селюжонка «неразрешимой загадкой»?

  • Какое впечатление произвело пение соловья на Селюжонка?

  • Как пение соловья пробудило мальчика к творческому открытию?


  1. Творческая деятельность

Ребята, давайте с вами подумаем:

- Может ли музыка рисовать?

- А что она может рисовать? (картины природы)


  1. Я приглашаю вас в художественную мастерскую.

Под звуки красивой мелодии лета на плакат, передавая ее по кругу,

вы будете рисовать элементы природы.

Когда закончится музыка, мы посмотрим, что у нас с вами получилось.

Просмотр и слушание видеоклипа «Мелодии лета».


  1. А теперь я произнесу волшебные слова для того, чтобы превратить вас в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь

Звучит «Вальс цветов» П.Чайковского - дети кружатся в танце.


  1. Хоровое пение

Неприятность эту мы переживем
Хайт Аркадий

В небесах высоко

Ярко солнце светит,

До чего ж хорошо

Жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром

В середине лета,

Неприятность эту

Мы переживем,

Между прочим это

Мы переживем.

Мелкий дождь бьет в окно,

Хмурится природа,

Но известно давно -

Нет плохой погоды.

Все желтеет кругом

И уходит лето,

Неприятность эту

Мы переживем,

Между прочим это

Мы переживем.

Я иду и пою

Обо всем хорошем.

И улыбку свою

Я дарю прохожим.

Если в сердце чужом

Не найду ответа,

Неприятность эту

Мы переживем,

Между прочим это

Мы переживем.


  1. Домашнее задание

- Сделать снимки красивых уголков природы и организовать выставку

на тему «Природа - источник вдохновения»


  1. Минута тишины

Урок я хочу закончить строками песни:

Что такое ноты? это семь птенцов.

Что такое ноты? это трель скворцов,

Это до рассвета соловьи в садах…

Ничего нет в мире чудесней,

Потому что музыка у нас в сердцах!

Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель,

Это струны ливня, это первый гром!..

Ничего нет в мире чудесней,

Потому что музыка живет во всем.

Что такое песня? Это верный друг.

Песня - это радость, звонкий смех вокруг,

Тысячи мелодий, голосов прибой…

Ничего нет в мире чудесней,

Потому что музыка всегда с тобой!


© 2010-2022