• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Музейная педагогика как средство формирования воспитательно-образовательной среды гимназии

Статья Музейная педагогика как средство формирования воспитательно-образовательной среды гимназии

Статья содержит основные тезисы выступления на Двенадцатой научно-практической гимназической конференции педагогов России и ближнего зарубежья, состоявшейся 5-6 ноября 2015 года в г. Санкт-Петербурге. В выступлении обобщен опыт работы Музея Воздушно-десантных войск города Кирова и Кировской области в свете реализации ФГОС нового поколения.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИКРЮКОВА Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, руководитель «Музея Воздушно-десантных войск города Кирова и Кировской области» МБОУ «Лингвистической гимназии» города Кирова

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ

Образовательный стандарт нового поколения основывается на принципе метапредметности как условии формирования целостной картины мира в сознании обучающегося. Одним из направлений деятельности по созданию воспитательно-образовательной среды «Лингвистической гимназии» города Кирова стала музейная педагогика.

Музей Воздушно-десантных войск был создан в конце семидесятых годов в средней школе № 43 города Кирова. Этому предшествовала серьёзная поисковая деятельность педагогического и ученического коллектива в качестве форпоста всесоюзного литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников». Позднее основным направлением работы стал поиск ветеранов Первой Манёвренной воздушно-десантной бригады, других соединений ВДВ.

Традиции, формирующие нравственно-патриотические качества учащихся, коллектив учебного заведения сумел сохранить в сложные годы слома нравственно-социальных ориентиров и развить при смене вида образовательного учреждения.

Основная цель работы Музея ВДВ - воспитание нравственно-патриотических чувств учащихся через формирование деятельного интереса к Отечественной истории и истории Воздушно-десантных войск.

Музейная работа служит в полной мере освоению универсальных учебных действий, формирование которых происходит комплексно и в процессе социально значимой деятельности. Каждый из видов музейной деятельности (фондовая работа, исследовательская, экспозиционная, экскурсионная, культурно-просветительская) служит воспитательно-познавательным смыслоорганизующим целям.

Интересной стала работа по исследованию музейных предметов как источника информации в процессе создания электронного каталога музея. Эта деятельность вызвала интерес к изучению истории экспонатов и побудила к написанию исследовательских работ. Членами Совета музея создан цикл «Оружие Победы», рассказывающий об истории экспонатов, привезённых с мест боёв Первой Манёвренной воздушно-десантной бригады. Эти работы были представлены на гимназических и городских научно-практических конференциях.

Экспозиционная работа реализует творческий потенциал учащихся. Формированию личностных УУД способствовало создание к празднованию 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне сменных экспозиций, посвящённых героям-десантникам и вкладу кировчан в великую Победу.

Наиболее же широкие возможности для формирования познавательных и личностных УУД предоставляет экскурсионная работа. Создавая экскурсию, наши гимназисты учатся включать в неё все способы коммуникативного воздействия: диалогический характер текста экскурсии, использование музыкального и видеоряда. Особая роль отводится речи экскурсовода, которая является образцом коммуникации для экскурсантов, а значит, имеет воспитательное и образовательное значение.

Углублённое изучение языков в нашем учебном заведении создало уникальную возможность проведения музейных занятий на иностранных языках. Музей стал площадкой взаимодействия различных познавательных сфер, реализуя таким образом принцип метапредметности.

Культурно-просветительская направленность музейной педагогики носит просоциальный характер. Социум представлен, во-первых, Советом музея, который формирует умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Во-вторых, к музейной деятельности привлечены все учащиеся и педагоги гимназии через участие в системе музейных уроков, экскурсий, диспутов, встреч с интересными людьми.

В-третьих, социальная коммуникация имеет презентативную направленность и осуществляется через проведение мероприятий для учащихся других учебных заведений, участие в деятельности музеев городских школ. Члены Совета музея становились победителями городского конкурса «Юный гид-экскурсовод», принимали участие в гражданско-патриотических акциях, во Всероссийском фестивале авторской песни «Гринландия», представляли свой опыт на видеоконференциях ФОБР.

Важнейшей составляющей взаимодействия с социумом является деятельное сотрудничество с организациями ветеранов Воздушно-десантных войск, ветеранов педагогического труда.

Принцип традиционности играет большую роль в формировании нравственных ценностей учащихся. Самым значимым мероприятием нашего учебного заведения являются встречи с ветеранами ВДВ в клубе «Землянка», которые проводятся ежегодно на протяжении почти сорока лет. Благодаря этому гимназисты ощущают свою сопричастность к важнейшим вехам не только истории страны, но и истории своего учебного заведения, что имеет большое значение для создания атмосферы общности в гимназии.

Музейная деятельность отражает идеологическую концепцию современного российского общества, опирающуюся на идею единения нации, и способствует формированию у гимназистов нравственного и социального самосознания.


© 2010-2022