Программа дополнительного образования «Луч»

"Описание материала: Цель программы: Реализация условий для гармоничного духовного развития личности учащихся Задачи: – Знакомство с основами православной культуры на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря; – Знакомство с основными религиозными понятиями, краткой библейской историей, с устройством православных храмов ,монастырей; – Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений ,формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию. Занятия проводятся в рамках уроков по «Основам православной культуры» на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря 1 раз в месяц по 2 часаЗанятие состоит из теоретической части- изучение православной культуры. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, краткой Библейской историей, с устройством православных храмов.Особое место уделяется знакомству с устройством , историей, традициями Иверского монастыря. Методы:  1. Объяснительно - иллюстративный; 2. Эвристический;... 3. Репродуктивный; 4. Поисково - исследовательский.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Проблема мирового экономического кризиса поставила перед современным обществом множество вопросов. В периодической печати, в различных телевизионных программах, как Запада, так и России все чаще замечается тенденция поиска смысла нашего существования. То материальное благополучие людей, к которому все так стремились, оказалась, имеет границы и пределы. Смысл жизни, как отмечают социологии, ищется на данном этапе уже не в вопросе как стать богаче, а вопросе, что сейчас даст мне сил жить дальше, что для меня действительно важно. И тут, как обычно, в кризисные эпохи, выясняется, что можно опереться на общечеловеческие ценности, выдержавшие,испытание временем: Родина, любовь,семья, патриотизм, религия.

В детские годы начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, наук и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Цель программы:

Реализация условий для гармоничного духовного развития личности учащихся

Задачи:

- Знакомство с основами православной культуры на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря;

- Знакомство с основными религиозными понятиями, краткой библейской историей, с устройством православных храмов ,монастырей;

- Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений ,формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.

- Принципы:

- Принцип добровольности.

- Принцип доверия и поддержки.

- Принцип гуманизма.

Ожидаемый результат

Нравственный

(ценностный)

потенциал.


Познавательный потенциал.


Эстетический потенциал.



Физический потенциал.

Восприятие и понимание учащимся таких ценностей, как: «Родина»,доброта, природа ,милосердие, гуманность. Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе. Знакомство с понятиями: благочестие, страх божий, благодать, отличие духовной жизни от плотской. Что такое истина.

Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи. Что такое храм, божий дом. Знакомство с архитектурой церкви. Красота церковной утвари.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру. История русской православной церкви, ее традиции. Жития святых. Современный православный мир . Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни. Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня», «вредные привычки».

Занятия проводятся в рамках уроков по «Основам православной культуры» на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

1 раз в месяц по 2 часа

Занятие состоит из теоретической части- изучение православной культуры. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, краткой Библейской историей, с устройством православных храмов.

Особое место уделяется знакомству с устройством , историей, традициями Иверского монастыря.

Методы:

1. Объяснительно- иллюстративный;

2. Эвристический;

3. Репродуктивный;

4. Поисково- исследовательский.

Ресурсное обеспечение программы

Вид ресурсов

Перечень действий

Информационные

Спланировать рекламно - разъяснительную работу по духовно - нравственному воспитанию школьников среди учителей, родителей, учащихся школы.

Кадровые

Назначить ответственным за реализацию программы - Гаврилову Н.И.

Привлечь священнослужителей ,работников православных библиотек, преподавателей Воскресной школы, учителей творческой православной группы.

Нормативно- правовые

Деятельность кружка регламентируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об Образовании», «Основами законодательства РФ о культуре».

Утвердить программу на педсовете школы.

Утвердить план мероприятий по реализации программы.

Программно- методические

Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеке по духовно - нравственному воспитанию школьников.








Учебно - тематический план 1года обучения

Тема

Всего часов

Теория

практика

Экскурсии

1

История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря

2

1


1

2

История иконы «Иверская икона Божией Матери»(вход в монастырь)

Молитва «Отче наш»,

«Богородице ,Дево, радуйся»

2

1


1

3

Надвратная церковь святителя Филиппа,митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.

2

1


1

4

Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 - 1656г.)

Правила поведения в Храме.

2

1


1

5

Наместнический корпус и колокольня.

Колокола Иверского монастыря XVII век.

Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.

Покров Пресвятой Богородицы.

2

1


1

6

Надворотная церковь во имя

Архистратига Михаила. (1683 - 1685г)

2

1


1

7

Монастырское кладбище.

Монастырская стена.

2

1


1

8

Церковь Богоявление с трапезною

палатою(1657-1659г)

2

1


1

9

История монастырской типографии.

2

1


1

10

Настоятельский корпус с домовой церковью XVII век.

Окно Настоятельского корпус с изразцами.

2

1


1

11

Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой.(1702г.)

2

1


1

12

Что узнали об Иверском монастыре? Викторина.

Икона «Сергий Радонежский»

2

1


1


Итого

24

12


12










Учебно - тематический план 2 года обучения

Тема

Всего час

Теория

Практика

Экскурсии

1

О естественном и сверхъестественном откровении

Откуда взялся мир.

Откуда мы узнаем о Боге .

2

2

2

О крестном знамении и Кресте Христовом.

2

2

3

Крещение Руси.

Учение Иисуса Христа.

Как Господь учил любить людей и молиться.

2

2

4

Об ангелах.

О святых иконах (Кто изображается на иконах)

2

2

5

Цкрковнослаянский язык - багослужебный язык Русской Православной Церкви.

2

2

6

Цель Христианской жизни. Первая Исповедь. Подготовка к таинству Святого Причастия.

2

2

7

Что такое пост?

2

2

8

Ценность жизни человека. Назначение человека в этом мире.

2

2

9

Святой Благоверный Великий князь Дмитрий Донской.

2

2

10

Как Святой Георгий стал гербом Москвы.

Подвиг великомученика Георгия(память 23 апреля, жил в 4 веке)

2

2

11

Экскурсия в Хутынский монастырь

2

2

12

Наш Иверский монастырь. Я - экскурсовод

2

2

20

Праздник «Чему научились»

Творческие задания

2

2

Итого

26

22

4


Критерии эффективности реализации программы:

● Формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах национальной духовной культуры.

● Умение и желание проектировать, строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.

● Знание родословной своей семьи


Литература для составления программы:


1. Альманах «Отечество». Родословие.- М.,1998(вып.5)

2. З.В.Видякова.Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского., Москва, Пересвет,2004 год

3. Н.А.Рацевич. Основы краеведения.- Минск,1998

Литература для педагога:

1.З.В.Видякова.Педагогика и антропология в учении

святителя Тихона Задонского., Москва, Пересвет,2004 год

2. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №1 2010 год, стр.18 проект «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»


© 2010-2022