- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования «Луч»
Программа дополнительного образования «Луч»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова Н.И. |
Дата | 01.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Проблема мирового экономического кризиса поставила перед современным обществом множество вопросов. В периодической печати, в различных телевизионных программах, как Запада, так и России все чаще замечается тенденция поиска смысла нашего существования. То материальное благополучие людей, к которому все так стремились, оказалась, имеет границы и пределы. Смысл жизни, как отмечают социологии, ищется на данном этапе уже не в вопросе как стать богаче, а вопросе, что сейчас даст мне сил жить дальше, что для меня действительно важно. И тут, как обычно, в кризисные эпохи, выясняется, что можно опереться на общечеловеческие ценности, выдержавшие,испытание временем: Родина, любовь,семья, патриотизм, религия.
В детские годы начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, наук и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Цель программы:
Реализация условий для гармоничного духовного развития личности учащихся
Задачи:
- Знакомство с основами православной культуры на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря;
- Знакомство с основными религиозными понятиями, краткой библейской историей, с устройством православных храмов ,монастырей;
- Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений ,формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.
- Принципы:
- Принцип добровольности.
- Принцип доверия и поддержки.
- Принцип гуманизма.
Ожидаемый результат
Нравственный
(ценностный)
потенциал.
Познавательный потенциал.
Эстетический потенциал.
Физический потенциал.
Восприятие и понимание учащимся таких ценностей, как: «Родина»,доброта, природа ,милосердие, гуманность. Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе. Знакомство с понятиями: благочестие, страх божий, благодать, отличие духовной жизни от плотской. Что такое истина.
Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи. Что такое храм, божий дом. Знакомство с архитектурой церкви. Красота церковной утвари.
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру. История русской православной церкви, ее традиции. Жития святых. Современный православный мир . Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.
Пропаганда здорового образа жизни. Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня», «вредные привычки».
Занятия проводятся в рамках уроков по «Основам православной культуры» на базе Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря
1 раз в месяц по 2 часа
Занятие состоит из теоретической части- изучение православной культуры. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, краткой Библейской историей, с устройством православных храмов.
Особое место уделяется знакомству с устройством , историей, традициями Иверского монастыря.
Методы:
1. Объяснительно- иллюстративный;
2. Эвристический;
3. Репродуктивный;
4. Поисково- исследовательский.
Ресурсное обеспечение программы
Вид ресурсов
Перечень действий
Информационные
Спланировать рекламно - разъяснительную работу по духовно - нравственному воспитанию школьников среди учителей, родителей, учащихся школы.
Кадровые
Назначить ответственным за реализацию программы - Гаврилову Н.И.
Привлечь священнослужителей ,работников православных библиотек, преподавателей Воскресной школы, учителей творческой православной группы.
Нормативно- правовые
Деятельность кружка регламентируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об Образовании», «Основами законодательства РФ о культуре».
Утвердить программу на педсовете школы.
Утвердить план мероприятий по реализации программы.
Программно- методические
Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеке по духовно - нравственному воспитанию школьников.
Учебно - тематический план 1года обучения
№
Тема
Всего часов
Теория
практика
Экскурсии
1
История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря
2
1
1
2
История иконы «Иверская икона Божией Матери»(вход в монастырь)
Молитва «Отче наш»,
«Богородице ,Дево, радуйся»
2
1
1
3
Надвратная церковь святителя Филиппа,митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.
2
1
1
4
Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 - 1656г.)
Правила поведения в Храме.
2
1
1
5
Наместнический корпус и колокольня.
Колокола Иверского монастыря XVII век.
Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.
Покров Пресвятой Богородицы.
2
1
1
6
Надворотная церковь во имя
Архистратига Михаила. (1683 - 1685г)
2
1
1
7
Монастырское кладбище.
Монастырская стена.
2
1
1
8
Церковь Богоявление с трапезною
палатою(1657-1659г)
2
1
1
9
История монастырской типографии.
2
1
1
10
Настоятельский корпус с домовой церковью XVII век.
Окно Настоятельского корпус с изразцами.
2
1
1
11
Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой.(1702г.)
2
1
1
12
Что узнали об Иверском монастыре? Викторина.
Икона «Сергий Радонежский»
2
1
1
Итого
24
12
12
Учебно - тематический план 2 года обучения
№
Тема
Всего час
Теория
Практика
Экскурсии
1
О естественном и сверхъестественном откровении
Откуда взялся мир.
Откуда мы узнаем о Боге .
2
2
2
О крестном знамении и Кресте Христовом.
2
2
3
Крещение Руси.
Учение Иисуса Христа.
Как Господь учил любить людей и молиться.
2
2
4
Об ангелах.
О святых иконах (Кто изображается на иконах)
2
2
5
Цкрковнослаянский язык - багослужебный язык Русской Православной Церкви.
2
2
6
Цель Христианской жизни. Первая Исповедь. Подготовка к таинству Святого Причастия.
2
2
7
Что такое пост?
2
2
8
Ценность жизни человека. Назначение человека в этом мире.
2
2
9
Святой Благоверный Великий князь Дмитрий Донской.
2
2
10
Как Святой Георгий стал гербом Москвы.
Подвиг великомученика Георгия(память 23 апреля, жил в 4 веке)
2
2
11
Экскурсия в Хутынский монастырь
2
2
12
Наш Иверский монастырь. Я - экскурсовод
2
2
20
Праздник «Чему научились»
Творческие задания
2
2
Итого
26
22
4
Критерии эффективности реализации программы:
● Формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах национальной духовной культуры.
● Умение и желание проектировать, строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.
● Знание родословной своей семьи
Литература для составления программы:
1. Альманах «Отечество». Родословие.- М.,1998(вып.5)
2. З.В.Видякова.Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского., Москва, Пересвет,2004 год
3. Н.А.Рацевич. Основы краеведения.- Минск,1998
Литература для педагога:
1.З.В.Видякова.Педагогика и антропология в учении
святителя Тихона Задонского., Москва, Пересвет,2004 год
2. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №1 2010 год, стр.18 проект «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»